Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности ПДО

Методические указания к написанию домашней контрольной работе по истории для студентов- заочников СПО

Содержимое разработки

Министерство культуры новосибирской области

Барабинский филиал

государственного автономного образовательного учреждения

среднего профессионального образования Новосибирской области

«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»











ОГСЭ 03. История




Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников по специальности 050148

«Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»























Барабинск 2013


Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой комиссии ОГСЭД

протокол № 1 от 01 сентября 2013 г.










Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования








Заведующая ПЦК

ОГСЭД_____________







Заместитель заведующей

по учебной работе ______________





Разработчик:

Берш И.А., преподаватель истории БФ ГАПОУ НСО «НОККиИ»



Рецензенты (техническая и содержательная экспертиза):















Содержание


Введение

4


1. Программные требования

Аннотация рабочей программы

Тематический план учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины, методические рекомендации по изучению учебного материала


5

5

7

8

2. Задания для самостоятельной работы

13

3. Задания для домашней контрольной работы

20

4. Перечень рекомендуемой литературы по изучению дисциплины

24






























ВВЕДЕНИЕ


Для получения необходимых профессиональных знаний и умений студентам заочной формы обучения требуется большая внеаудиторная самостоятельная работа, которая ведется, главным образом, в межсессионный период.

Данные методические указания составлены для организации работы студентов-заочников БФ ГАПОУ НСО «НОККиИ» по изучению дисциплины «История» в межсессионный период (до начала экзаменационной сессии) и в период экзаменационной сессии. Пособие адресовано студентам 1 курса специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности»

Целью методических указаний является оказание помощи студентам – заочникам в освоении знаний и умений по дисциплине, приобретении общих и профессиональных компетенций, определенных Федеральным государственным стандартом по данной специальности.

Включение в методические указания требования к зачету помогают студентам понять, что от них ожидается и стимулировать их подготовку.




















1. ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


Аннотация рабочей программы


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины История является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) Программа дисциплины может быть может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Программа относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Дисциплина участвует в формировании следующих ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося 110 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:


практические занятия

2

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

110

в том числе:


домашняя работа

110

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Обязательная учебная нагрузка студента 10 часов, время изучения – 1 курс.



Тематический план учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Макси-мальная учебная нагрузка студента час

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самос-тоятель-ная работа студен-та

Всего

Лабораторные рабо-ты

Практические заня-тия

Раздел 1. Развитие стран мира на рубеже веков (XX - XXI вв.)

42

2


-

40

Тема 1.1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.).

21

1



20

Тема 1.2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.

21

1



20

Раздел 2. Основные интеграционные процессы в развитии стран мира в конце XX - начале XXI в.

78

8


1

70

Тема 2.1 Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

22

2


0,5

20

Тема 2.2. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.

28

3


0,5

25

Тема 2.3. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

19

2



15

Тема 2.4. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

11

1



10

Всего

120

10


1

110




Содержание учебной дисциплины


Раздел 1. Раздел 1. Развитие стран мира на рубеже веков (XX - XXI вв.)

Тема 1.1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.).

Направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX – XXI вв.).

Лидирующее положение США и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии. Демократические революции в Восточной Европе. Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX-XXI веков. Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки.

Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире. Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX-XXI веков. Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему.

Методические указания

Тема рассматривает глобальные события и процессы на рубеже веков (XX – XXI вв.): США и страны Запада в лидирующем положении, революции в Восточной Европе, постиндустриальное общество, интеграция и глобализация.

В усвоении темы студент должен знать:

- события конца ХХ- начала XXI века в их хронологическом порядке;

- основные направления политики США и стран Запада в современных условиях;

- дата, причины революций и особенности кризисов в странах Восточной Европы;

- основные черты социально- экономического развития Японии, Китая, Индии;

- дата, цели и направления деятельности АСЕАН;

- характерные черты глобализации, сущность интеграции, цели антиглобализма.

Знание указанного материала позволит сформировать следующие умения:

- характеризовать политическую, экономическую и общественную ситуацию страны в период перестройки.

- увязывать ключевые события рубежа веков с временем их действия;

- анализировать и оценивать основные события и явления современной экономической, политической и культурной жизни России и мира;

- выявлять взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социально-экономических проблем;

- называть причины и обстоятельства перестройки и распада СССР и формирования СНГ.

- объяснять политическое положение бывших союзных республик ССР на современном этапе


Тема 1.2. Международные отношения в конце ХХ – начале ХХIв.в.

Проблемы разоружения в конце ХХ- начале ХХI в.в. Встречи президентов В. Путина и Д. Буша в ноябре 2001 года и мае 2002 года. Признание со стороны США России страной с рыночной экономикой.


Методические указания

Данная тема раскрывает международные отношения в конце ХХ – начале ХХI века. Усвоение материала необходимо начинать с необходимости разоружения ведущих ядерных держав – США и России, при этом следует иметь в виду, что у стран были разные цели. Необходимо запомнить даты и цели встреч Президентов России и США, объяснять политическое положение в мире России как правопреемницы СССР, характеризовать национальные интересы страны в период становления новой России, исторические и политические обстоятельства территориально - государственного изменения РФ.


Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI века.

Тема 2.1 Региональные конфликты с глобальными последствиями

Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Операция «Решительная сила» против Югославии в 1999 году. Военная операция в Афганистане «Несокрушимая свобода», направленная против талибов и террористической сети «Аль-кайда». Провал операции по разоружению Ирака. Текущие конфликты в Северной Африке, Сирии. Конфликтная ситуация на Украине. Вхождение Крыма в состав России.

Договор о нераспространении ядерного оружия и его неспособность сдержать распространение ядерного вооружения. Атомные оружейные программы КНДР – новая угроза миру.

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

Методические указания

Прежде всего необходимо знать содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения – Всеобщую Декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных его свобод.

Изучение региональных конфликтов начинается с операции «Решительная сила» против Югославии в 1999 году. Необходимо усвоить, что в основе конфликта лежит агрессия США по отношению к Сербии. Милитаристские цели США достигнуты с нарушением международного права, с проявлением политики двойных стандартов США и стран НАТО по отношению к другим странам. Необходимо знать последствия операции «Решительная сила» против Сербии в 1999 году, военной операции в Афганистане, Ливии, и операции в Иране. Следует соотносить названные и истинные цели вторжения государства Европы, Азии и Африки сверхдержавы США и стран НАТО, определять последствия независимой политики России по отношению к западным державам, оценивать политические, экономические и культурные последствия возвращения Крыма в состав России.


Тема 2.2 Глобальная безопасность

Международная безопасность и суверенитет. Международный терроризм – угроза человечеству. Угроза глобального и диктаторского режима.

Методические указания по изучению темы:

Изучая тему всего необходимо усвоить:

- истинные причины вторжения в конфликтные регионы стран НАТО и участие в подготовке государственных переворотов и революций;

- практические интересы крупных государств, самовольно взявших на себя функции международных институтов

- возможности террористических организаций для дестабилизации ситуации в регионах и в мире. После изучения темы необходимо уметь:

- оценивать последствия глобализации;

- определять политические угрозы нового типа

Тема 2.3 Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.

Миссия сверхдержав. Назначение ООН, НАТО, ЕС в решении вопросов национальной безопасности. Основные мировые державы, различные подходы и принципы в решении важных международных вопросов. Участие России в работе международных организаций, союзов. Россия и Китай – сосредоточение усилий для собственного экономического прорыва

Россия и её идеология многополярного мира. Вызов Китая региональному доминированию Японии и глобальному доминированию США.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на содержание терминов, которые характеризуют политику на современном этапе, знать:

- историческую обусловленность создания ООН;

- основные международные организации и участие в них России;

- понятие термина «великая держава» и его использования в геополитике;

- сформулированную Россией идеологию многополярного мира.

- характеризовать работу Совета Безопасности ООН и усилия России по созданию глобальной безопасности;

- выделять из числа стран полюсы многополярного мира.

- выделять среди государств, имеющих в современном мире большое политическое влияние те, что имеют статус «великая держава» по определенным признакам


Тема 2.4 Понятие исламского вызова

Цивилизационное противостояние или «возрождение» ислама. Глобализация или исламский мир. Исламофобия. Стремление государств к политическому доминированию.

Экологический тоталитаризм.

Методические указания

Данная тема рассматривает «возрождение» ислама, под которым понимается стремление утвердить свои ценности в противовес западноевропейским, доминировать в политическом мире. При освоении темы необходимо усвоить:

- ценностные основы цивилизаций современного мира (западноевропейской и исламской);

- глобальные угрозы современного мира;

- географические регионы расположения международных террористических организаций;

- цивилизационную миссию нашей страны в XXI в. - активное содействие созданию справедливого мирового порядка, исключающего возможность диктата единственной сверхдержавы.

- политические причины угрозы мирового терроризма;

- политические и цивилизационные последствия однополярного мира.

Раздел 3 Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Тема 3. 1 Признаки новой экономической эпохи.


Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении государственных и национальных традиций в России и в мире. Формирование глобальной экономики и её структура.



Тема 3.2 Историческое перепутье России


Основные процессы экономического и политического развития ведущих государств и регионов мира. Сырьевой Юг и высокотехнологичный Север.

Трофейная экономика. Россия – своеобразное геоэкономическое пространство. Инновационная революция. Теория пределов роста . Индекс развития человеческого потенциала.


Методические указания

В центре внимания современной экономики находятся вопросы неравномерности экономического развития разных стран. В данной теме рассматриваются те показатели, которые соотносятся или с сырьевым Югом, или высокотехнологичным Севером. Необходимо усвоить:

- основные процессы экономического и политического развития ведущих государств и регионов мира;

- страны - экономические лидеры современности;

- три центра экономической мощи;

- сценарии выхода из кризиса, разрабатываемые политиками, учеными и философами;

- «трофейные законы» российской экономики 90-х годов ХХ века;

- актуальные задачи для инновационной революции

Усвоенные знания помогут вам:

- характеризовать особенности развития Сырьевого Юга и высокотехнологичного Севера;

- различать несоответствие постэкономической природы современного Запада экономической форме происходящих там процессов;

- выявлять неконтролируемые политические процессы в самых бедных регионах планеты

- характеризовать особенности России как своеобразного геоэкономического пространства

- определять признаки, общие для России и высокоразвитых стран;

- определять роль национальных ресурсов в геоэкономических перспективах России;

- характеризовать показатели индекса развития человеческого потенциала

Тема 3.3 О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Спектр национальных задач России


Победа над бедностью. Установление справедливого общественного и морального порядка. Построение демократического и правового государства. Обеспечение единства страны, умножение экономического потенциала России. Реконструкция системы здравоохранения и образования.

Методические указания

В теме рассматриваются насущные проблемы начала 21 века. – справедливого общественного порядка., проблемы бедности, формулируются задачи по обеспечению единства страны роста экономики и т.д. Необходимо обратить внимание на:

- историческую обусловленность и обстоятельства бедности в России;

- спектр общенациональных задач по установлению справедливого общественного порядка;

-  нарастание экономического и социального неравенства между гражданами, населяющими различные регионы страны.

Знание этих проблемных вопросов поможет студенту:

- характеризовать принципы гражданского общества и правового государства;

- формулировать национальные проекты реконструкции системы образования и здравоохранения;

- определять стратегию последовательного превращения природного потенциала в фундамент для экономического прорыва в «постуглеводородную» эру.

































2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Самостоятельная работа студентов является творческой деятельностью, направленной на преобразование информации в знание. Она охватывает все виды и формы учебных занятий, протекающих как без преподавателя, так и под его непосредственным контролем, т. е. как вне аудитории, так и в аудиторной работе.

Согласно ФГОС самостоятельной работы обучающегося на заочном отделении на предмет «история» отведено 110 часов. Самостоятельная внеаудиторная работа, так же как и аудиторная, должна помочь формировать общие и профессиональные компетенции, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами.

Самостоятельная внеаудиторная работа включает в себя разнообразные практические задания.

Цель самостоятельной работы – помочь студентам приобрести глубокие и прочные знания, сформировать умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, а также применять их на практике.

Задачи самостоятельной работы:

– освоить материал по современной истории и политике (отдельные темы, вопросы тем, взгляды историков, политиков и государственных деятелей.);

- давать описание исторических событий на основе текста фрагментов исторических источников и иллюстраций;

- определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий, делать выводы.

– закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (выполнение заданий и упражнений различного уровня, составление схемы, заполнение таблиц.);

– применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.

– содействовать развитию творческой личности, обладающей высокой зрелостью, готовностью и способностью преодолевать жизненные трудности.

Основные виды самостоятельной работы студентов, способствующие приобретению и углублению философских знаний:

– проработка текстового материала (книг, журналов, научных статей, интернет - ресурсов справочников, словарей и т. д.);

– составление плана и тезисов ответа;

– подготовка доклада;

– разработка логической схемы;

Данное методическое пособие составлено в соответствии с программой по новому образовательному стандарту и содержательно отвечает разделам и темам программы, отведенным на самостоятельную работу.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Для подготовки заданий студенту необходимо:

1. Внимательно прочитать рекомендованные главы и темы, указанные преподавателем из основных учебников, проработать вопросы к ним. Если Вас заитересовала тема, вы можете обратиться к дополнительным источникам, указанным в списке литературы.

2. Ознакомиться с вопросами (заданиями).

3. Выполнить задания письменно. Если предложено написать эссе, то необходимый минимум 8-10 предложений (1 страница).

4. При выявлении новых незнакомых терминов найти в словарях их значение.

Обращаем Ваше внимание на то, что основным кратким пособием по курсу истории является пособие: Е. М. Илюшина. История {Текст}: Конспект лекций / Е. М .Илюшина. – Новосибирск: НОККиИ , 2015 г. – 64 с.

Раздел 1. основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)

Тема 1.1. Распад СССР. Формирование СНГ


Проблемы для самостоятельного изучения:


Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков;

Перестройка и её цели;

Распад СССР.

Ближнее зарубежье России Интернациональные идеи создания СНГ

Формирование содружества независимых государств. Стремление политических элит новых государств к полной независимости.

1. Прочитайте соответствующие параграфы в указанных учебниках, ответьте на вопросы. Найдите в интернет - источниках документы (правовые акты) СНГ. (СНГ: природа учредительных актов, организационно-правовая структура

  1. , роль в

формировании межгосударственных отношений на постсоветском пространстве). – источник: О. Е. Щербинина, В. В. Терешкова, Т. Ю. Сидорова, Э. А. Павельева. Международное право (Конспект лек­ций), 2008

Конец формы


Заполните тематическую таблицу по теме


Название государства

Дата вступления в СНГ

Цели и задачи вхождения в СНГ

Деятельность в составе СНГ

Итоги и последствия







Выполните задания

  1. Проанализируйте содержание и назначение важнейших правовых актов СНГ.

  2. Проанализируйте основные направления и явления современной экономической, политической и культурной жизни стран СНГ.

  3. Выявите взаимосвязь социально-экономических, политических и культурных проблем России и стран СНГ.

  4. Выявите взаимосвязь социально-экономических, политических и культурных проблем стран СНГ и мира.

  5. Перечислите основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития стран СНГ.


Тема 1.2.Международные отношения в конце ХХ –начале ХХIв.в.

Проблемы для самостоятельного изучения

Проблемы разоружения в конце ХХ- начале ХХI в.в.

Встречи президентов В. Путина и Д. Буша в ноябре 2001 года и мае 2002 года. 1.

Прочитайте соответствующие параграфы в указанных учебниках, ответьте на вопросы в них.


Ответьте на вопросы письменно

  1. Перечислите страны, владеющие ядерным оружием.

  2. Перечислите страны, работающие над созданием ядерного оружия.

  3. Раскройте суть понятия «нераспространение ядерного оружия». Перечислите страны, взявшие на себя данное обязательство.

  4. Перечислите страны, которые активно пытаются решить проблему разоружения.

  5. Перечислите страны, официально ведущие продажу оружия другим государствам.

  6. Охарактеризуйте значимость проблемы разоружения и необходимость ее решения на современном этапе.

  7. Раскройте роль ООН, ЕС и других организаций в решении проблемы разоружения.

  8. Выявите взаимосвязь региональных, мировых социально-экономических и политических проблем с проблемой разоружения.

Выполните задания.

Раскройте содержание и назначение «Договора о нераспространении ядерного оружия».



Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI века.

Тема 2.1 Региональные конфликты с глобальными последствиями

Проблемы для самостоятельного изучения


Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Операция «Решительная сила» против Югославии в 1999 году.

Военная операция в Афганистане «Несокрушимая свобода»,

Провал операции по разоружению Ирака.

Текущие конфликты в Северной Африке, Сирии.

Конфликтная ситуация на Украине.



Заполните сравнительную таблицу по теме

Название

Хронологические рамки

Территориальные рамки

Государства-участники

Причины конфликта

Развитие событий

Итоги и последствия









Выполните задания

  1. Проанализируйте причины и сущность локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.

  2. Оцените основные события и явления локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.

  3. Выявите взаимосвязь локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.


Тема 2.2 Глобальная безопасность

Проблемы для самостоятельного изучения


Международная безопасность и суверенитет.

Международный терроризм.

Угроза глобального и диктаторского режима.


Ответьте на вопросы письменно.

1. Перечислите факторы, придавшие проблеме безопасности глобальный характер.

2. Назовите международные организации, занимающиеся решением проблемы глобальной безопасности.

3. Охарактеризуйте деятельность ООН, НАТО, ЕС и других организаций, направленную на решение проблемы глобальной безопасности.

4. Перечислите, проанализируйте и оцените основные события и явления современной политической ситуации в мире, направленные на разрушение или поддержание глобальной безопасности.

5. Выявите взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем с поддержанием и улучшением глобальной безопасности.

6. Назовите международные события последних лет, которые говорят о политике двойных стандартов стран Запада и, прежде всего, США?




Тема 2.3 Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.

Проблемы для самостоятельного изучения


Миссия сверхдержав.

Назначение ООН, НАТО, ЕС в решении вопросов национальной безопасности.

Основные мировые державы, различные подходы и принципы в решении важных международных вопросов.

Роль России в мировом сообществе

Ответьте на вопросы письменно

  1. Охарактеризуйте геополитическое положение России и его влияние на международные связи и внешнюю политику страны.

  2. Определите место России в мировой экономике.

  3. Перечислите международные организации, союзы, объединения, членами которых является Россия.

  4. Проанализируйте участие России в работе международных организаций и союзов.


Использовав следующую таблицу, напишите, по каким показателям Россия является мировой державой. Какие показатели, на ваш взгляд, являются главными для определения данного статуса. Свой ответ аргументируйте.

Великие державы

Данные по долям в мире приведены на 2010—2013 гг.

страна

ВВП
(%)

экспорт
(%)

валютные резервы
(%)

финанси-рование ООН
(%)

военные расходы
(%)

вооружённые силы (действующие)
(%)

ядерное оружие (активное)
(%)

население
(%)

территория
(%)

условный интегральный показатель
(%)

 США

16,4

8,9

1,0

22,0

36,6

7,1

44,5

4,4

6,4

16,4

 КНР

16,3

14,6

33,4

5,1

10,8

11,3

5,3

19,3

6,4

13,6

 Россия

3,4

2,9

3,2

2,4

5,0

5,2

33,9

2,0

11,5

7,7

 Индия

6,6

1,7

2,4

0,5

2,7

6,6

2,3

17,7

2,2

4,7

 Япония

4,6

3,9

9,8

10,8

2,8

1,2

0

1,8

0,3

3,9

 Германия

3,4

8,4

1,5

7,1

2,8

1,4

0

1,1

0,3

2,9

 Франция

2,5

3,3

1,1

5,6

3,5

1,3

6,1

0,9

0,4

2,7

 Великобритания

2,3

4,6

1,1

5,2

3,3

0,9

3,4

0,9

0,2

2,4

 Бразилия

3,0

1,1

2,1

2,9

1,8

1,4

0

2,8

5,7

2,3

 Италия

2,0

2,7

1,1

4,4

1,9

1,2

0

0,9

0,3

1,6




Тема 2.4 Понятие исламского вызова

Проблемы для самостоятельного изучения


Цивилизационное противостояние или «возрождение» ислама?

Исламофобия.

Стремление государств к политическому доминированию.


Ответьте на вопросы письменно или устно (на выбор преподавателя)


1. Сформулируйте систему ценностей исламского мира и западной цивилизации. Какие коренные отличия они имеют?

2. Перечислите явления, которые по мнению американского ученого  Хантингтона, лежат в основе конфликта Исламской  и Западной цивилизаций? Что составляет квинтэссенцию ценностных установок Запада?

3. Перечислите «свободы» в западной культуре, которые противоречат ментальным установкам исламского мира. Приведите примеры.

4. Перечислите "антиценности", на Ваш взгляд, которые не формируют и не скрепляют Западное общество, а разрушают его.

4. Назовите причины кризиса, возникшего в отношениях Запада и исламского мира в конце XX – начале XXI века?

5. Охарактеризуйте Исламское возрождение. Каким образом оно проявляется? Приведите черты Исламского возрождения в России.

6. Назовите черты глобализации, которые имеют для исламского мира позитивное значение.

10. Приведите примеры исламофобии, существует ли она в России?

11. Подтвердите примерами. методы борьбы с экстремизмом и терроризмом, которые на Ваш взгляд, являются эффективными.

12. Вспомните или посмотрите фильма Юрия Грымова "Чужие". В каких эпизодах видны непонимание и разные ценностные установки человека западной и исламской культур? 

Раздел 3 Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Тема 3. 1 Признаки новой экономической эпохи.

Проблемы для самостоятельного изучения


Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении государственных и национальных традиций в России и в мире.

Формирование глобальной экономики и её структура.

Ответьте на вопросы письменно или устно (на выбор преподавателя) и выполните задание


1. Назовите следствия бурного развития науки во 2-й половине 20 и начале 21 столетия.

2. Приведите примеры негативных последствий развития науки на современном этапе.

3. Определите факторы, которые говорят о складывании мировая культуры, общего фонда цивилизации.

4. Объясните роль религии в духовной жизни общества?

5. Назовите регионы, где происходит на сегодняшний момент религиозное противостояние

6. Охарактеризуйте мегаэкономику как этап развития мировой экономики.

7. Перечислите ТНК, в работе которых участвуют российские экономические структуры.

8. В последние десятилетия много говорится об утечке капитала из страны. Почему это происходит?

9.. Используя интернет- источники, приведите примеры оффшорных зон. Есть ли оффшорные зоны в нашей стране?

10. Назовите страны, входящие в «золотой миллиард».

11. Подготовьте сообщения о новых явлениях в культурной жизни России.


Тема 3.2 Историческое перепутье России

Проблемы для самостоятельного изучения



Основные процессы экономического и политического развития ведущих государств и регионов мира.

Сырьевой Юг и высокотехнологичный Север.

Трофейная экономика.

Инновационная революция. Теория пределов роста .

Индекс развития человеческого потенциала.

Ответьте на вопросы письменно или устно (на выбор преподавателя)


1. Назовите факторы постэкономической цивилизации.

2. Назовите мировые центры экономической мощи.

3.Опишите стихийно-рыночную "природопокорительскую" стратегию развития стран Юга.

4. Подумайте о возможности реализации стратегии сокращения всех человеческих потребностей как единственной необходимости для выживания человечества. Согласны ли вы с ней?

5. Какие факты могут подтвердить, что в советском и постсоветском периодах в России существует трофейная экономика.

6. Охарактеризуйте своеобразие геоэкономического пространства России.

7. Охарактеризуйте сущность инновационной революции. Какие векторы инновационного развития могут быть реализованы в России?

8. Найдите публикации по внедрению нанотехнологий в реальные секторы российской экономики.

9. Назовите вектор внешней политики России, который сейчас является более привлекательным. Аргументируйте свой ответ.

13. Охарактеризуйте показатели индекса человеческого развития (ИЧР). Отражает ли он, на ваш взгляд, реальность развития стран?


Тема 3.3

О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Спектр национальных задач России


Проблемы для самостоятельного изучения


Победа над бедностью. Установление справедливого общественного и морального порядка. Построение демократического и правового государства. Обеспечение единства страны, умножение экономического потенциала России. Реконструкция системы здравоохранения и образования.


Ответьте на вопросы письменно или устно (на выбор преподавателя)


1. Назовите реалии постсоветсткой жизни, которые вызывали справедливое раздражение, недовольство россиян.

2. Сформулируйте общенациональные задачи в настоящее время, которые стоят перед нашей страной.

4. Охарактеризуйте влияние санкций западных государств на экономику России. Есть ли положительный аспект данных санкций?

5. Охарактеризуйте реализацию программы поддержки семьи. Назовите аргументы «за» и «против» материнского капитала.

6. Перераспределение национального богатства в современных условиях является необходимостью или это действие можно отложить на более поздние сроки?

7. Назовите оппозиционные силы, которые мешают проведению реформ.

8. Назовите гуманитарные президентские и правительственные программы, которые способствуют сбережению людей.

9. Приведите примеры элементов гражданского общества в России.

10. Назовите причины, которые лежат в основе дефицита кадров. Почему при таком количестве дипломированных специалистов в России ощущается дефицит кадров?

11. Охарактеризуйте проблемы образования и здравоохранения?

12. Назовите отрасли экономики, где российское производство превосходит западные образцы.





















3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Требования к выполнению контрольной работы


Важной частью самостоятельной работы студента-заочника является выполнение контрольной работы. Контрольная работа по истории является задачей самостоятельного осмысления событий конца ХХ – начала ХХI века. Вопросы затрагивают основные события и явления мировой и российской политики в её разных аспектах. Работа нацелена на самостоятельную проработку тех тем, которые учебным планом предусмотрены как внеаудиторная самостоятельная работа. Студент должен выполнять свой вариант, который определяется по последней цифре зачетной книжки. Контрольные работы сдаются секретарю учебной части заочного отделения. Она проверяется преподавателем, который исправляет ошибки, определяет полноту ответов на вопросы,. Если студентом допущено значительное количество ошибок, не раскрыта тема, то такая контрольная работа не зачитывается и требует повторного выполнения. Контрольная работа должна быть структурирована, где должны быть четко прописаны вопросы, задания и ответы на них. В конце работы должен быть список использованной литературы. (не менее трёх источников);

Все страницы контрольной работы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы.

Объем контрольной работы (формат А4):

- в печатном варианте –6-10 страниц (одинарный интервал, шрифт 14, параметры страницы: верх (низ) 2см, слева – 3см, справа – 1,5см); размер сносок шрифт 10. Текст только на одной странице листа.

- в рукописном варианте – 10-15 страниц (формат А4).

Контрольная работа должна быть отредактирована, написанная от руки должна быть удобочитаема! Рукописный вариант можно представлять в обычной школьной тетради (объем 12-18 страниц).

При написании контрольной работы следует ориентироваться на предложенный список литературы. Однако использование дополнительной литературы может рассматриваться как положительный момент работы. Студентам рекомендуется использовать новые исторические и политические опубликованные материалы (в т.ч. в интернет- источнках), а также периодические издания.

Список использованной литературы оформляется в соответствии с установленными библиографическими требованиями по образцу «Литература». Сноски даются либо построчно внизу листа, либо в конце работы после заключения. Нумерация сносок в нарастающем порядке (1, 2, 3 и т. д.).


Методика выполнения контрольной работы


Выполнение контрольной работы следует начинать с подбора литературы. Литература по теме не ограничивается предложенным списком. Следует просмотреть каталоги библиотек, а также сайты Интернета, но не ограничиваться только этим источником информации. После отбора литературы просмотрите и установите, какие из источников будут использоваться в дальнейшей работе. Внимате6льно прочтите отобранные главы в учебниках, сборниках, пособиях. Следующим этапом работы является сортировка материала на существенный и второстепенный для вопросов контрольной работы. Выделите моменты, заслуживающие особого внимания, как ключевые в раскрытии поставленных вопросов в контрольной работе. В сортировке материала могут оказать помощь пометки страниц, названия статей, авторов, условные обозначения, выписки на вкладных листах. Значение незнакомых слов можно уточнить в различных словарях. Проведите обработку полученной информации, сортируйте смысловые части по их значимости, группируйте по признакам, обобщайте. Следующий этап – написание контрольной работы в черновике. Надо отмечать и выделять главное в содержании при ответах на вопросы. При работе с черновиком выстройте план работы. План – это скелет текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. Часто студенты пренебрегают планом, что делает работу без структуры. План развивает навык четкого формулирования мыслей, обнаруживает непоследовательность изложения материала, выявляет повторения, ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Из биографических данных личности философа обязательны годы жизни, остальные факты в контексте изложения.

Контрольная работа выполняется и сдается на 1 курсе на второй сессии. Необходимо выполнить один из десяти вариантов контрольной работы из данных методических указаний, на основе изученного грамматического материала, который приведен выше. Вариант выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки студента:


1 – вариант №1 4 – вариант №4 7 – вариант №7

2 – вариант №2 5 – вариант №5 8 – вариант №8

3 – вариант №3 6 – вариант №6 9 – вариант №9

0 – вариант №10

1 Вариант


1. Распад СССР. (Назовите исторические обстоятельства, причины и последствия этого события. Выскажите свое отношение к распаду СССР).

2. Охарактеризуйте роль России в изучении и освоении космического пространства.

3. Приведите примеры негативных последствий развития науки на современном этапе.

4. Перечислите особенности мегаэкономики.


2 вариант

  1. Проанализируйте содержание и назначение «Договора о нераспространении ядерного оружия»;

  2. Расскажите об августовских событиях 1991 г. и их последствиях. ( ГКЧП). При ответе используйте дополнительный материал к теме. Выскажите своё отношение к событиям.

  3. Назовите международные организации, в которых Россия играет активную роль.

  4. Перечислите международные события последних лет, которые говорят о политике двойных стандартов стран Запада


3 вариант

1. Исламское возрождение. (охарактеризуйте понятие, назовите факторы исламского Возрождения, его противоречия и последствия);

2. Определите, какую роль играет транснациональный капитал в процессах глобализации;

3. Перечислите страны «золотого миллиарда»;

4. Охарактеризуйте понятие «трофейная экономика». Перечислите факторы, которые говорят о том, что в России с 90-х годов существует такой тип экономики.


4 вариант

1. Охарактеризуйте новое политическое мышление в период перестройки. В чем оно заключалось?

2. Перечислите страны- постоянные члены совета безопасности ООН.


5 вариант


1. Охарактеризуйте ООН, как международную организацию, созданную для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами (историю создания, функционирования, основные её организации и комитеты). Назовите факторы, которые говорят о том, что ООН в настоящее время переживает кризис;

2. Перечислите страны и регионы, которые претендуют на роль полюсов в многополюсном мире;

3. Назовите страны - временные члены в Совете безопасности на современном этапе.

4. Оцените политику Президента РФ В.В.Путина на международной арене по формированию нового имиджа России. Приведите конкретные примеры его политических действий:


6 вариант


1. Возвращение Крыма в состав России (Назовите исторические обстоятельства, причины и последствия возвращения полуострова в состав России).

2. Назовите страны, входящие в состав «Большой семёрки». Определите причины, по которым Россия не участвует в её работе.

3. Перечислите параметры, по которым Россия претендует на звание мировой державы.

4. Охарактеризуйте гуманитарные президентские и правительственные программы, которые способствуют сбережению людей.


7 вариант


1. Операция «Решительная сила» против Югославии (причины, цели, названные и истинные и последствия. Дайте собственную оценку этим событиям).

2. Перечислите экономические признаки России, которые соединяют в себе структурные черты как сырьевого Юга, так и высокотехнологичного Севера.

3. Назовите факторы, говорящие о том, что Россия возвращает себе авторитет на международной арене;

4. Найдите и приведите примеры по внедрению нанотехнологий в реальные секторы российской экономики.


8 вариант


1. Перестройка в СССР. Поиск путей дальнейшего развития страны. (Охарактеризовать временные рамки, цели, задачи и последствия).

2. Сформулируйте смысл выражения «Разворот над Атлантикой». Какой разворот в политике между Россией И США он означал?

3. Перечислите направления науки, по которым Россия может составить конкуренцию западным странам. Аргументируйте свой ответ.

4. Сформулируйте общенациональные задачи в настоящее время, которые стоят перед нашей страной.

9 вариант


1. Военная операция в Афганистане «Несокрушимая свобода», направленная против талибов и террористической сети «Аль-кайда». (Охарактеризовать временные рамки, цели, задачи и последствия).

2. Перечислите регионы и страны в настоящее время, в которых происходят глобальные и региональные конфликты.

3. Назовите показатели, по которым ежегодно рассчитывается «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Определите место, которое занимает Россия в этом индексе.

4. Охарактеризуйте БРИКС как международную организацию и участие в ней России.


10 вариант


1. Международный терроризм – угроза человечеству.  Охарактеризуйте террористические организации в современном мире. Перечислите виды терроризма. Почему международный терроризм является угрозой существования человечеству? Свой ответ аргументируйте.

2. Охарактеризуйте национальные цели и задачи по борьбе с бедностью в России.

3. Перечислите государства, бывшие республики СССР, которые сейчас входят в НАТО. Как изменились отношения с ними после вхождения этих стран в Североатлантический альянс

4. Дайте характеристику Таможенному Союзу ЕАЭС. Какие цели и задачи он ставит. Дайте аргументированную оценку его деятельности.































4. Перечень рекомендуемой литературы по изучению дисциплины


Основные источники


  1. Артемов, В. В. История : учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2013. – 448 с. – (Среднее профессиональное образование).

  2. История России : учебник для ССУзов / под общ. ред. П. С. Самыгина. – М. : Проспект, Велби, 2008. – 408 с.

  3. История / П. С. Самыгин. – изд. 13-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 474 с. – (Среднее профессиональное образование).

  4. Е.М.Илюшина. История {Текст}: Конспект лекций / Е.М.Илюшина. – Новосибирск: НОККиИ , 2015 г. – 64 с.


Дополнительные источники


  1. Артемов, В. В. История Отечества : с древнейших времен до наших дней : учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 10-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2007. – 360 с.

  2. Барабанов, В. В. История России с древнейших времен до начала XXI в. : учеб.-справ. пособие / В. В. Барабанов, и. М. Николаев, Б. Г. Рожков. – М. : АСТ : Астрель, Полиграфиздат, 2011. – 494 с.

  3. Большая историческая энциклопедия / науч. рук. С. В. Новиков ; ред. Е. В. Коровкина. – М. : АСТ : Слово, 2010. – 943 с.

  4. Валлерстайн И. Миро-системный анализ. Интернет-ресурс

  5. Исторический энциклопедический словарь / И. Агеева. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 923 с.

  6. История мировой культуры (мировых цивилизаций) : учеб. пособие / под ред. Г. В. Драча. – 7-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 533 с.

  7. История России : новое и новейшее время / сост. и общ. ред. О. А. Яновский – М. : Эксмо, 2010. – 782 с.

  8. Рыжов, К. В. Кто есть кто в мировой истории / К.В. Рыжов. – 2-е изд., доп. – М. : Вече, 2008. – 800 с. : ил. – (Кто есть кто).

Ресурсы Интернет

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library

  2. Библиотека Гумер - гуманитарные науки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/

  3. Интернет-энциклопедия философии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.utm.edu/research/iep/

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  5. Философские ресурсы в Интернете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://www.chat.ru/~rri/

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://fcior.edu. ru/.

24


Сохранить у себя:
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности ПДО

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки