МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по инновационной деятельности
____________ Ахтариева А.С.
«___» ___________ 2019 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в металлургической отрасли)
СОГЛАСОВАНО
| РАЗРАБОТЧИК |
Учебно-методическим объединением | Леонтьева И.В. |
Протокол №___от «___» ______ 2019 г. | Преподаватель 1КК |
|
|
РЕКОМЕНДОВАНО
|
|
Цикловой комиссией ООД гуманитарного профиля |
|
Протокол №___от «___» ______ 2019 г. |
|
|
|
2019 г.
Составитель: Леонтьева Ирина Владимировна, преподаватель 1КК ГАПОУ СО «Первоуральский металлургический колледж».
Методические указания по выполнению практических работ подготовлены студентам заочной формы обучения, обучающихся по специальности: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в металлургической отрасли) ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ и составлены в соответствии с требованиями ФГОС.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
Название практических работ
| страницы |
Практическая работа № 1 по теме: «Первые конфликты и кризисы «холодной войны». | 5 |
Практическая работа № 2 по теме: Страны «третьего мира»: крах колониализма. | 6 |
Практическая работа № 3 по теме: «Крупнейшие страны мира. Германия». | 7 |
Практическая работа № 4 по теме: ««Бархатные революции» в странах Восточной Европы». | 10 |
Практическая работа № 5 по теме: «Советская концепция «Нового политического мышления». | 11 |
Практическая работа № 6 по теме «НТР. Духовная жизнь в советском и российском обществах». | 14 |
Практическая работа № 7 по теме: «Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности». | 15 |
Практическая работа № 8 по теме: «Российская Федерация - проблемы социально - экономического и культурного развития в начале XXI века». | 16 |
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ для выполнения практических работ созданы вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы.
Все задания к практической работе вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ, поэтому в случае отсутствия на занятии по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Каждая практическая работа содержит в себе задания, различной направленности и формы. По факту выполнения заданий выставляется оценка:
Критерии оценок:
Оценки выставляются обучающимся по факту выполненного задания. 5 правильно выполненных заданий- оценка «отлично», 4 выполненных задания- оценка «хорошо», 3 правильно выполненных задания, соответственно оценка «удовлетворительно», 2 и менее выполненных задания- не удовлетворительно.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.
Желаем Вам успехов!!!
Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «Холодной войны».
Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы «холодной войны»
Практическая работа №1: «Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
Учебная цель: Закрепить и структурировать знания, полученные ранее по теме: «Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
Учебные задачи:
1. Продолжить формировать умение выделять главное, анализировать и сопоставлять информацию. Высказывать сваю точку зрения, приводить доводы.
2. Развивать навыки работы с текстовым материалом, историческими источниками.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Карта «Послевоенное устройство мира».
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание №1. Поработайте с картой: «Послевоенное устройство мира»:
Назовите территориальные изменения, произошедшие в мире после окончания Второй мировой войны?
Какие изменения кроме территориальных, произошли в международной обстановке после окончания войны?
Как, на ваш взгляд, изменились место и роль СССР в послевоенном мире?
Задание №2. Внимательно прочитайте фрагменты исторических документов и ответьте на вопросы:
Из статьи А.Безыменского, В.Фалина «Кто развязал «холодную войну»:
«…Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать землю по крайней мере на 85% (выражение Г.Трумэна) похожей на американский эталон. Холодная война не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных человеческих жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению…»
Из статьи Дж. Геддиса «О прошлом во имя будущего»:
«статья А.Безыменского, В.Фалина «Кто развязал «холодную войну» являет собой пример «понятного движения» в области истории… Такая точка зрения понятна прежде всего потому, что она не допускает возможности, что ни та, ни другая сторона в 1945г. Не желала «холодной войны» ... По окончании Второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добились они своей цели в одностороннем порядке, вместо того, чтобы действовать сообща… «…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
Вопросы:
Объясните, почему отношения сотрудничества между ведущими государствами антигитлеровской коалиции оказались ограниченными рамками только военного времени?
Напишите не менее 3 причин наступившей в условиях мира «холодной войны».
Задание № 3. Заполните таблицу «Конфликты и противостояния сверхдержав в начальный период «холодной войны».
Конфликты, противостояния | Дата | Позиция СССР | Позиция США | Итог |
|
|
|
|
|
Задание №4. Прокомментируйте высказывание Эйнштейна: «С расщеплением атома все изменилось, кроме образа мыслей людей. И это ведет нас к угрозе всемирной катастрофы».
Насколько реальной была опасность перерастания «холодной войны» в «горячую» на начальном ее этапе? Свое мнение аргументируйте.
Задание №5. Составьте тезисы по вопросу: «Означала ли «холодная война» отказ от использования военных средств для достижения своих целей?».
Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «Холодной войны».
Тема 1.4. Страны «третьего мира»: крах колониализма
Практическая работа №2: Страны «третьего мира»: крах колониализма.
Учебная цель: Закрепить знания, полученные ранее по теме: Страны «третьего мира»: крах колониализма.
Учебные задачи:
Продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Проследить изменения, произошедшие в странах «третьего мира» после 2 мировой войны.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание №1. Подумайте, чем можно объяснить столь различное отношение к капиталистическому варианту развития, которое имело место в Иране и Турции? Свой ответ аргументируйте.
Задание №2. Дайте определение следующим терминам:
Исламский фундаментализм-
Панисламизм-
Анархизм-
Консерватизм-
Задание № 3. Подумайте, почему в Иране модель проевропейской модернизации вызвала сопротивление и привела к исламской революции? Ответ оформите в виде тезисов.
Задание №4. Назовите не менее 3 причин усиления влияния религиозного фундаментализма в исламском мире.
Задание № 5. Обозначьте цифрами названия стран Ближнего и Среднего востока, относящихся к группам: 1 – арабских стран, 2 – неарабских стран.
1. Турция 6. Афганистан 11. Мавритания
2. Сирия 7. Иордания 12. Алжир
3. Ливан 8. Египет 13. Катар
4. Ирак 9. Иран 14. Кувейт
5. Пакистан 10. Марокко 15. ОАЭ
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века.
Тема 2.2. Крупнейшие страны мира. Германия
Практическая работа №3: «Крупнейшие страны мира. Германия».
Учебная цель: Продолжить знакомство с особенностями развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ века, рассмотреть особенности развития Германии в послевоенный период.
Учебные задачи:
1. Закрепить знание терминов и дат по теме: «Страны Восточной Европы во второй половине XX века, Германия».
2. Продолжить развивать умение работать с историческими источниками.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание №1. Ответьте на следующие вопросы:
а) Какими методами сталинское руководство добилось установления просоветских режимов в странах Восточной Европы, в ГДР?
б) Какие внутриполитические изменения в СССР сказались на политических процессах в социалистических странах?
в) Назовите общие черты в развитии СССР и стран Восточной Европы.
Задание №2. Прочтите фрагмент из работы А.Д.Сахарова «О стране и о мире»: «Как же государство распоряжается присвоенными им благодаря искусственно заниженой зарплате гигантскими средствами? Они идут, конечно, в значительной доле на расширенное воспроизводство, но также в столь же большой доле на гигантские военные расходы, на финансирование тайной и явной экспансии во всех частях света - от Ближнего Востока до Латинской Америки, на обеспечение более высокого уровня жизни привилегированных слоев общества, на покрытие дорогостоящих нелепостей бюрократического стиля руководства. Некоторая доля присвоенных государством средств возвращается на соц. нужды - в частности, на пенсии, медицину, образование, которые, таким образом, никак не могут считаться бесплатными"
За что Сахаров критиковал эк. политику советского руководства? Почему ученый не был согласен с тем, что соц. блага в СССР считались бесплатными?
Задание №3. Назовите причины раскола Германии сначала на 4 зоны оккупации, а затем на два государства?
Задание 4. В форме эссе расскажите об истории создания данного сооружения.
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века.
Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века
Практическая работа №4: ««Бархатные революции» в странах Восточной Европы».
Учебная цель: Продолжить знакомство с особенностями развития стран Восточной Европы во второй половине ХХ века.
Учебные задачи:
1. Закрепить знание терминов и дат по теме: «Страны Восточной Европы во второй половине XX века».
2. Продолжить развивать умение работать с историческими источниками.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание №1. Перечислите страны, которые входили в так называемый «Восточный блок».
Задание №2. Сравните преобразования 1950-х годов в странах Центральной и Восточной Европы с преобразованиями СССР в 1920-1930-е годы. Как вы думаете, почему восточноевропейские государства не во всем следовали советскому образцу?
Задание № 3. Видите ли вы связь между событиями, происходившими в 1980-е- начале 1990-х годов в СССР и в 1989-1990 гг.-в восточноевропейских странах? В чем она заключалась?
Задание № 4. Заполнить таблицу «Внешняя политика СССР, стран Европы и США в послевоенные годы»
Годы | Основные направления советской внешней политики | Основные направления внешней политики стран Западной Европы и США |
Раздел 3.Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 3.1.Советская концепция «нового политического мышления».
Практическая работа №5 по теме: Советская концепция «Новое политическое мышление».
Учебная цель: Закрепить знания, полученные ранее по теме «Советская концепция «Нового политического мышления».
Учебные задачи:
1. Закрепить знания о хронологии послевоенного периода.
2. Продолжить формирование умений работать с историческим источником
3. Продолжить формировать умение излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий кратко и правильно.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
А Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание № 1. Соотнесите термин и определение.
1) Состояние конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами — с другой, продолжавшееся с 1946 г. до конца 80-х гг. | а) репарация |
2) Возмещение государством после войны причиненного им ущерба в денежной или иной форме, определяемое мирным договором | б)космополитизм |
3) Возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся в ходе войны за ее пределами | в) конфронтация |
4) В советское время — условный термин для обозначения границы между «свободным» и «коммунистическим» миром или стены, отделяющей социализм от капитализма | г)контрибуция |
5) Одна из форм национализма, направленная против евреев | д) «железный занавес» |
6) Политика, направленная на наращивание военной мощи государства для решения внутренних и внешних проблем военными средствами | е) репатриация |
7) Противоборство, столкновение противоположных интересов, противопоставление сторон | ж) «атомная дипломатия» |
8) Идеология мирового гражданства, отрицание узких рамок национального патриотизма и восхваления своей самобытности, замкнутости своей национальной культуры | з) «холодная война» |
9) В советское время — система всех лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола | и) антисемитизм |
10) Внешнеполитический курс, основанный на стремлении использовать изобретение атомной бомбы в целях политического шантажа и давления на другие страны | л) милитаризм м) ГУЛАГ |
Проанализируйте текст, ответьте на вопросы и отразите в ответах личное восприятие.
Задание № 2.
Попытайтесь охарактеризовать уровень жизни народа на рубеже 40—50-х гг. Размышляя над данной проблемой, прочитайте фрагменты из писем, опубликованных уже в наши дни.
Из письма А. Егорова (Владивосток):
«В 30-е годы под корень раскорчевали нашу родню. Одного дядю застрелили, другого угнали на Беломорканал, а бабушку с дедушкой — на Соловки. Отцу моему, как бывшему красноармейцу, удалось уехать из деревни сразу же после известного письма Сталина «Головокружение от успехов». Это спасло нашу семью от крепостной неволи, но не спасло от крушения. Вырванные с корнем, мы то уезжали в города, на стройки и шахты, то, спасаясь от голода, возвращались в деревню, то снова уезжали и опять возвращались на круги своя...
Так вот занесло нас в голодном 47-м году в деревню, где нас сразу же обложили налогом (картошка, яйцо, шерсть, мясо), а приехали мы туда поздней осенью, я хорошо запомнил: 26 сентября, и мне пришлось догонять своих одноклассников. Только мы рассчитались с этой бедой, нам подбросили новую: обложили налогом денежным, как единоличников.
Продал отец все с себя, с нас. Рассчитался и, завербовавшись, повез нас на Сахалин. Но... перед отъездом похоронили брата, в дороге похоронили сестру. В дороге же переболели и мы,с отцом, отлежались в больнице. По приезде на Сахалин похоронили маму, а через полгода отца. Брат мой до трех лет не ходил, а когда выпали молочные зубы, то от голода вообще не выросли.
Из письма инвалида Великой Отечественной войны И. П. Прибрежного:
«Говорят, что Сталин был жесток, и правильно, такой он и должен быть. Гуманность людей доводит до гибели.
Я никогда не забуду слова Чингисхана, которые я прочел в одной книге: «Врага лаской не возьмешь». И это верно. А мы до чего сейчас докатились? Один разврат, воровство, спекуляция, убийства, насилие, вообще целая анархия. У нас при Сталине шла война, а продуктов было больше и в пять раз дешевле, несмотря на то, что работали одни старики и дети. Не нужно все валить на Сталина. Он если б сейчас был живой, так мы бы работали 4 часа в сутки и в масле плавали. Он, несмотря на все трудности, с каждым днем делал переоценки товаров — все дешевле и дешевле. А сейчас у нас утром поднялся, а цены на рынке уже подросли за одну ночь, да и в магазинах то же самое. Цены добавляют, кто, сколько хочет, а контроля нет никакого. Только языками болтают, переливаем из пустого в порожнее, а изменения никакого. Пойдите, где-нибудь попробуйте добиться справедливости. Вот до чего вся эта гуманность нас довела».
Задание № 3. Как вы думаете, почему отношения сотрудничества между ведущими государствами антигитлеровской коалиции оказались ограниченными рамками военного времени?
Раскройте истоки наступившей в условиях мира «холодной войны». Как вы считаете, ответственны ли за ее начало обе противоборствующие стороны? Сравните различные точки зрения по вышеуказанной проблеме.
Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»;
«Холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 процентов» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».
Из статьи Дж. Л. Геддиса «О прошлом во имя будущего»:
«Статья Л.Безыменского и В.Фалина... являет собой пример «попятного движения» в области истории... Такая точка зрения понятна, прежде всего, потому, что она не допускает возможности, что ни та, ни другая сторона в 1945 г. не желала «холодной войны» ... По окончании второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща...
История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного».
При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны», нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
Задание № 4. Какое влияние, с вашей точки зрения, должна была оказать «холодная война» на внутреннюю жизнь стран раз личных общественно-политических систем?
Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что многие видные ученые разных стран, принимавшие участие в работе по созданию атомного оружия, стали впоследствии активными участниками антивоенного движения, борцами за права человека?
Обратите внимание на строки, написанные академиком А. Д. Сахаровым в июне 1972 г.:
«Я начал общественную деятельность около десяти — двенадцати лет назад, осознав преступный характер возможной термоядерной войны и воздушных испытаний термоядерного оружия. С тех пор я пересмотрел многое в своих взглядах, в особенности начиная с 1968 г., но основа моих взглядов все же осталась прежней...
Я по-прежнему считаю, что преодоление трагических противоречий и опасностей нашей эпохи возможно только на пути сближения и встречной деформации капитализма, и социалистического строя.
В капиталистических странах этот процесс должен сопровождаться дальнейшим усилением элементов социальной защиты прав трудящихся, ослаблением милитаризма и его влияния на политическую жизнь. В социалистических странах также необходимо ослабление милитаризации экономики и мессианской идеологии, жизненно необходимо ослабление крайних проявлений централизма и партийно-государственной бюрократической монополии как в экономической области производства и потребления, так и в области идеологии и культуры.
Я по-прежнему придаю решающее значение демократизации общества, развитию гласности, законности, обеспечению основных прав человека».
Задание №5. Появление, какого понятия относится к периоду 1985-1991г.
А) «новое политическое мышление»
Б) «год великого перелома»
В) «космополитизм»
Г) «разрядка»
Раздел 3.Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 3.3.НТР Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Практическая работа № 6 по теме «НТР. Духовная жизнь в советском и российском обществах».
Учебная цель: Закрепить и углубить знания обучающихся по теме: «НТР. Духовная жизнь в советском и российском обществах».
Учебные задачи:
1. Проследить процесс развития НТР, раскрыть причины формирования культуры инакомыслящих.
2. Продолжить работу по формированию умений анализировать исторические факты и явления, совершенствованию навыков работы с документами.
3. Формирование собственной позиции учащихся при оценке изучаемых событий
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание № 1. Ответьте на следующие вопросы:
а) Какие новые направления научно-технического прогресса характерны для ХХ века?
б) Каким образом развитие науки в ХХ веке было связано с проблемами мировой политики?
в) Какой вклад внесли отечественные ученые в развитие научной мысли?
Задание № 2. Как только не называли ХХ век: и «ядерным», поскольку человек овладел энергией атома, и «нейлоновым», имея в виду создание синтетических материалов, и «обществом новых кочевников», учитывая невиданную мобильность человека. Какое из этих названий представляется вам наиболее точным? Попробуйте придумать свое определение. Составьте десять наиболее значительных, на ваш взгляд, научно-технических достижений ХХ столетия.
Задание № 3. Как вы понимаете выражение «гражданин мира»? Охарактеризуйте достижения НТР, которые позволяют человеку осознать себя гражданином мира. Несет ли каждый из нас ответственность за судьбу человечества?
Задание № 4. Проследите связь между развитием киноискусства и НТР. Как повлиял прогресс на формы, жанры, актерские образы?
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности.
Практическая работа № 7 по теме: «Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности».
Учебная цель: Определить уровень развития международного терроризма, рассмотреть механизмы его возникновения.
Учебные задачи:
1. Продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
2. Научиться работать с текстом, выделять главное фиксировать существенное.
3. Формировать умения работать со схемами и таблицами
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание № 1. Подумайте, как «холодная война» сказалась на послевоенном развитии ведущих стран мира? Свой ответ оформите в мини-эссе.
Задание № 2. Какие основные периоды и проблемы международных отношений во второй половине ХХ века стояли наиболее остро?
Задание № 3. Почему стала возможной и в чем заключалась разрядка международной напряженности в 1970-е годы?
Задание № 4. Раскройте, какую роль в современных международных отношениях играют политические лидеры. Приведите примеры конкретных событий и ситуаций.
Задание № 5. Проанализируйте таблицу «Друзья и враги России». Ответьте на вопрос.
Россияне о зарубежных друзьях и врагах нашей страны в 2004-2005гг.
Страны, дружественные России | % | Страны, могущие развязать войну против России | % |
Германия | 16 | США | 25 |
Франция | 12 | Арабские и исламские страны | 7 |
Белоруссия | 12 | Чечня | 7 |
Украина | 9 | Грузия | 5 |
США | 8 | Китай | 3 |
Китай | 7 | Афганистан | 2 |
Казахстан | 5 | Ирак | 2 |
СНГ в целом | 5 | Япония | 2 |
Европа в целом | 4 | Великобритания | 2 |
Италия | 4 | ||
Индия | 3 | ||
Великобритания | 3 |
Страны-друзья России | Страны-враги России |
Белоруссия | Латвия |
Германия | Литва |
Казахстан | Грузия |
Украина | Эстония |
Индия | США |
Какие страны находятся как среди друзей, так и среди врагов России? Чем Вы можете это объяснить?
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества.
Тема 4.3. Российская Федерация – проблемы социально-экономического и культурного развития в начале XXI века.
Практическая работа № 8 по теме: «Российская Федерация - проблемы социально - экономического и культурного развития в начале XXI века».
Учебная цель: Закрепить и систематизировать полученные ранее знания, рассмотреть проблемы социально - экономического и культурного развития в начале XXI века.
Учебные задачи:
Продолжить формировать умение выделять главное, анализировать и сопоставлять информацию.
Продолжить формировать умение работать с историческими источниками.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:
Студент должен
уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Учебно-методическая литература:
Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Раздаточные материалы с листами задания для практического занятия по количеству студентов.
Задания для практического занятия:
Задание № 1. Перечислите и охарактеризуйте наиболее важные проблемы, которые пришлось решать в годы первого президентства В.В. Путина.
Задание № 2. Какое место, на ваш взгляд, должна занять Россия в современном мировом сообществе?
Задание № 3. В каком направлении, по вашему мнению, изменяется социокультурный облик общества? Чем объясните эти изменения?
Задание № 4. Что сегодня угрожает безопасности РФ и всего мира в первую очередь? Используя сообщения СМИ, охарактеризуйте действия РФ при их решении.
Задание № 5. Проанализируйте мнения экспертов, ответив на вопросы к документу.
Эксперты о передислокации американских войск из Западной в Восточную Европу.
Л. Ивашов (вице-президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник):
«Перемещая свои военные базы, американцы наказывают не Германию с Францией, а всю Европу: США давно стремятся взять ее под контроль. Раньше этому мешали СССР и соцлагерь, теперь - Россия. Чтобы как-то оправдать своеобразную экспансию, Вашингтон придумал идеологическое обоснование: дескать, Россия стоит на пороге распада государственности, ее крушение сопровождается войнами и конфликтами. Поэтому историческая миссия США – спасти мир от последствий «славянского катаклизма» …. США для полного окружения России военными базами не потребуется 5-10 лет. Фактически они уже это сделали. Свободен от явного присутствия НАТО разве что российский Север. Но и там давно хозяйничают американские подлодки. В ближайшее время североатлантисты обоснуются в Грузии и Азербайджане… Интерес американцев к Закавказью очевиден. Так же очевидно, что именно сюда перебазируются немалые силы США после решения задач на Ближнем Востоке».
К.Косачев (зампред Комитета Госдумы по международным делам): «Действия США носят стратегический характер, связанный с желанием иметь войска во всех значимых точках мира. Раньше Восточная Европа была закрыта для американцев. Сейчас ситуация изменилась, и США просто не могут упустить такой шанс. Но я не могу сказать, что это направленно против России. Если выражаться ненаучными терминами, то передислокация будет проведена «на всякий случай». Американцы предельно богаты, чтобы не считаться с подобными расходами».
М.Маргелов (председатель Комитета по международным делам, Совета Федерации): «Передислокация американских войск в Восточную Европу, не представляет абсолютно никакой угрозы для российских национальных интересов. В 2001 году мы согласились на размещение американских войск на базах в Средней Азии, и это принесло России конкретную выгоду. Исходившей из Афганистана угрозы для всех стран региона теперь больше нет».
С кем из экспертов Вы согласны и почему?
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Артемов В.В. История В 2ч. Ч.2: учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Дополнительная литература:
1.А.В.Матюхин, Ю.А.Давыдова, А.И.Ушаков, Р.Е.Азизбаева «Отечественная история»-М. «Синегрия», 2012. -336с.
2.Всемирная история новейшего времени. В 2 ч. Ч. 1. 1917-1945 Ред. Колоцей Л.А. (ГрГУ; 2002, 226с.)
3.Всемирная история новейшего времени. В 2 ч. Ч. 2. 1945 - начало XXI в. Ред. Колоцей Л.А. (ГрГУ; 2002, 207с.)
4.Всемирная история. Учебник для вузов. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. (2000)
5.Всемирная история. Киндер Г., Хильгеман В. (2003, 638с.)
6.Всеобщая история в вопросах и ответах. Ткаченко И., Барышева А., Овчинникова О. (2005, 510с.)
7.История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-2000 гг. (Учебник) Белоусов Л.С. и др. Под ред. Языкова Е.Ф. (2003, 480с.)
8.История цивилизаций. Курс лекций. Моисеева Л.А. (2000, 415с.)
9.История. Фортунатов В.В. (2012, 464с.)
10.История. (Учебное пособие для ссузов) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. (2007, 480с.)
11.Краткий справочник дат по истории. Алексеев Д.Ю. (2008, 320с.)
12.Курс лекции по новой и новейшей истории. Бобров И.В. (ТГУ, 1999)
13.Л.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «Россия и мир в ХХ- начале ХХI века»- М.: Мнемозина, 2011. -319с.
14.Новейшая история Великобритании. XX - начало XXI века. Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. (2012, 472с.)
15.Новейшая история стран Азии и Африки (1945 - 2004) Бузов В.И. (2005, 574с.)
16.Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М. (2001-2004; 368с., 320с., 272с.)
17.Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 ч. Под ред. Родригеса А.М., Пономарева М.В. (2001-2005; 463с., 336с., 256с.)
18.Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. В 2 кн. (XVIIв-1918г.) Сост. Кузнецов Д.В. (БГПУ; 2010, 1058с.)
19.Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки (1918-2006 гг.) Сост. Кузьмин Ю.М. (ВятГТУ; 2007, 541с.)
18