
Читательская грамотность обучающихся начальной школы: от первичного навыка чтения к смысловому чтению – ФГОС НОО

«Образование будущего – образование понимания, а не запоминания»
Татьяна Владимировна Черниговская
нейропсихолог, психолингвист, глава Института
когнитивных исследований СПбГУ

Раздел 3:
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах
чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использование разных видов чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение
Задачи:
-формирование навыков смыслового чтения;
-формирование способов и приемов работы с различными видами текстов.

Основные источники информации:
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
СПРАВОЧНИКИ
УЧИТЕЛЬ
УЧЕБНИКИ
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Основной источник - ТЕКСТ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
компоненты:
читательская языковая
информационная литературная
коммуникативная математическая
социальная естественнонаучная
общекультурная
В современной начальной школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и как метапредметный результат .
В концепции формирования функциональной грамотности читательская грамотность рассматривается не как предметный, а как интегративный компонент .

потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации
способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях

Читательская деятельность носит
активный, целенаправленный и конструктивный характер, предполагает использование чтения в
разных ситуациях и для разных целей.
«размышлять» -активность читателя, который для понимания авторской мысли использует свои собственные мысли и опыт
«использовать» -прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя
«понимать» (прочитанное) основной элемент и важнейшее направление работы
8

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Проблемы
Достижения
Смещение акцента с контроля скорости чтения на контроль осознанности чтения.
Читательская грамотность не осознаётся как интегративный компонент функциональной грамотности.
Работа по развитию читательской грамотности по-прежнему ведется только на уроках литературного чтения.
Активная работа над смысловым чтением.
Недостаточно внимания уделяется развитию стратегий чтения текстов разных видов.
Иллюзия понимания текста, смысловые потери
Российские школьники в группе лидеров в исследовании PIRLS.
8

Характеристики читательской грамотности
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ
Основные группы читательских действий , обеспечивающих относительную полноту понимания текста:
- находить информацию, представленную в тексте в явном виде;
- делать на основе этой информации несложные выводы;
- интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста;
- оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов
- чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы;
- чтение с целью получения и использования информации.
В связи с этими целями используются художественные и информационные тексты разного формата, используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы и т.д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
- Различать на практическом уровне виды текстов ,опираясь на особенности каждого вида. Различать художественные произведения и познавательные тексты.
- Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).
- Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения; выявлять связь событий, эпизодов текста; находить средства выразительности; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.
- Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица.
- Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Смысловое чтение
- Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
- Смысловое чтение — это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
- Смысловое чтение включает в себя:
-осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободную ориентацию и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации.

- Формирование навыка смыслового чтения
- Формирование умений работы с разными жанрами и типами текстов
- Обучение использованию разных видов чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)
- Развитие чувства языка
- Формирование умения выбирать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
- Усвоение терминологических и понятийных характеристик системы языка
Основные задачи

Понимание смысла читаемого
- внимание к слову (внимание к непонятным или ключевым словам);
- диалог с текстом (постановка вопросов до и во время чтения, простраивание связей между словами и частями текста, прогнозирование дальнейшего развития событий, размышление над прочитанным);
- читательское воображение, творческая интерпретация текста;
- работа над смыслом текста, переход от фактов и образов произведения на язык мысли, определение взглядов автора, основной идеи произведения – концепта текста.
Итогом понимания текста является обогащение личностного опыта читателя, формирование системы ценностей.

Формирование внимательного отношения к слову
- Внимательное отношение к незнакомым словам (формирование установки на самостоятельный поиск незнакомых слов и выяснение их значений);
- Внимание к ключевым словам, важным для понимания текста;
- Работа по выявлению полноты содержания предложения (без добавления своего);
- Работа со сравнениями:
- простое сравнение (как, будто, словно);
- сравнение с помощью творительного падежа имен существительных («роса сияет серебром»);
-скрытое сравнение или метафора;
- Игры со словами (подбор слов, исправление ошибок, вставка пропущенных слов и др.);
- Выявление многозначности слов;
- Работа с фразеологическими оборотами.

Обучение умению строить диалог с текстом
Формирование умения вести диалог с текстом можно разделить на операции:
- Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов:
- постановка вопросов почти ко всем словам в предложении,
- постановка вопросов к наиболее значимым для читателя моментам текста,
- Вопросы по ключевым элементам содержания и замыслу автора;
- Возможное прогнозирование ответов на вопрос или прогнозирование дальнейшего содержания текста;
- Проверка своих предположений по тексту, самоконтроль.
Диалог с текстом особо актуален на этапах работы до чтения и во время чтения.

Понимание текста
Понимание текста (по Гальперину И.Р.) представляет собой вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Текст представляет собой единое целое, виды текстовой информации различаются условно.
Фактуальная информация:
-описание событий, героев, места и времени действия;
-рассуждения автора;
- движения сюжета.
Данная информация организует текст, наполняет его динамикой, передает заложенные в него мысли. Но фактуальная информация может затемнять основные мысли текста, создает препятствия в понимании, способствует возникновению разночтений.
В художественном тексте фактуальная информация не может быть самодостаточной. Она излагается в соответствии с замыслом, основной идеей произведения.

Понимание текста
Основным собирающим моментом в любом тексте является содержание концептуальной информации.
Концептуальная информация – система взглядов, мыслей и чувств автора, которая отражена в тексте и представленная внимательному читателю. Данный вид информации не всегда визуализируется в словесной форме.
Подтекстовая информация – информация, не выраженная напрямую в словах, о ней можно судить по специфическому выражению фактуальной информации. Это установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста. Подтекстовая информация проявляется в художественных средствах, в построении текста, в пропусках, которые читатель должен заполнить самостоятельно на основе своего личного опыта.
Понимание текста
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И.Тургенев

Понимание текста
- взъерошенный;
- искажённый;
- с отчаянным и жалким писком;
- маленькое тело трепетало от ужаса;
- голосок одичал и охрип;
- он замирал, он жертвовал собою
- сорвавшись с дерева;
- камнем упал;
- прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти;
- не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке...

Варианты работы с пословицами
- Соотнесение пословицы с основной мыслью;
- Соотнесение пословицы с концептом, выраженным одним словом;
- Поиск в пословицах скрытых вопросов;
- Работа с деформированными пословицами;
- Составление пословиц из частей;
- Подбор пословиц на одну тему, с одним концептом;
- Соотнесение пословиц разных народов;
- Поиск лишней по смыслу пословицы;
- Сочинение рассказов по пословицам;
- Сочинение своих пословиц по аналогии и др.

Работа с заголовком
- Сопоставление известного с темой заголовка (смысл, вопросы, гипотеза)
- Анализ заголовка до чтения
- Выбор подходящего заголовка из предложенных
- Объяснение названия произведения (почему названо так, а не иначе)
- Заголовки с «сюрпризами» (Сапсан, Корзина с еловыми шишками)
- Предугадывание содержания по заголовку
- Ответы на вопросы с помощью заголовка

Текст-повествование предназначен для изображения последовательности событий, рассказа о них
Основные виды текстов
Текст-описание предназначен для описания человека, животных, предметов живой и неживой природы, явлений и событий.
Текст-рассуждение создается для высказывания мнения по определенным вопросам, фактам, новостям, событиям и т.д.

Толкование – тип текста, который дает законченную характеристику понятия в сложном взаимодействии его элементов (эссе, резюме, объяснение, определение и т.п.)
Виды текстов
Инструкция – текст, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос «что делать?» (рецепт, руководство и т.п.)
Переговорный текст направлен на организацию взаимодействия для достижения общей цели (переписка и др.)

ТЕКСТ - ПОВЕСТВОВАНИЕ
- события описываются одно за другим, выстраиваются в определенной последовательности,
- отличительная особенность данного текста – динамика (часто текст имеет большое количество глаголов),
- характерная композиционная схема: экспозиция (может отсутствовать) – завязка – развитие действия – кульминация – развязка (может отсутствовать),
- можно поставить вопросы «что случилось?», «что произошло?».

ТЕКСТ - РАССУЖДЕНИЕ
- в текстах преобладают вводные и оценочные слова и выражения,
- отвечает на вопрос «Почему?»,
- модель построения: тезис (мысль, которую необходимо доказать, обосновать или опровергнуть) – обоснование – аргументы – доказательства – вывод,
- использование слов «мне кажется…», «я думаю…», «по-моему…», «я считаю…» и др.
- между частями использование «слов-мостиков»: «потому что», «ведь», «во-первых», «во-вторых»…, «например»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!