Методические рекомендации по работе с разными видами текстов в начальной школе

Методические рекомендации "Читательская грамотность.Виды текстов."

Содержимое разработки

Читательская грамотность обучающихся начальной школы: от первичного навыка чтения к смысловому чтению – ФГОС НОО

Читательская грамотность обучающихся начальной школы: от первичного навыка чтения к смысловому чтению – ФГОС НОО

«Образование будущего – образование понимания, а не запоминания»  Татьяна Владимировна Черниговская  нейропсихолог, психолингвист, глава Института  когнитивных исследований СПбГУ

«Образование будущего – образование понимания, а не запоминания»

Татьяна Владимировна Черниговская

нейропсихолог, психолингвист, глава Института

когнитивных исследований СПбГУ

Раздел 3: Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использование разных видов чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)

Раздел 3:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах

чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использование разных видов чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение Задачи: -формирование навыков смыслового чтения; -формирование способов и приемов работы с различными видами текстов.

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение

Задачи:

-формирование навыков смыслового чтения;

-формирование способов и приемов работы с различными видами текстов.

Основные источники информации: ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ СПРАВОЧНИКИ УЧИТЕЛЬ УЧЕБНИКИ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Основной источник - ТЕКСТ

Основные источники информации:

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

СПРАВОЧНИКИ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕБНИКИ

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ВИЗУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Основной источник - ТЕКСТ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ    ИНТЕГРАТИВНЫЕ     ПРЕДМЕТНЫЕ      компоненты:    читательская      языковая  информационная  литературная  коммуникативная    математическая  социальная     естественнонаучная       общекультурная В современной начальной школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и как метапредметный результат . В концепции формирования функциональной грамотности читательская грамотность рассматривается не как предметный, а как интегративный компонент .

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

компоненты:

читательская языковая

информационная литературная

коммуникативная математическая

социальная естественнонаучная

общекультурная

В современной начальной школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и как метапредметный результат .

В концепции формирования функциональной грамотности читательская грамотность рассматривается не как предметный, а как интегративный компонент .

потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях

потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации

способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях

Читательская деятельность носит активный, целенаправленный и конструктивный характер, предполагает использование чтения в разных ситуациях и для разных целей. «размышлять» -активность читателя, который для понимания авторской мысли использует свои собственные мысли и опыт «использовать» -прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя  «понимать» (прочитанное) основной элемент и важнейшее направление работы 8

Читательская деятельность носит

активный, целенаправленный и конструктивный характер, предполагает использование чтения в

разных ситуациях и для разных целей.

«размышлять» -активность читателя, который для понимания авторской мысли использует свои собственные мысли и опыт

«использовать» -прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя

«понимать» (прочитанное) основной элемент и важнейшее направление работы

8

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Проблемы Достижения Смещение акцента с контроля скорости чтения на контроль осознанности чтения.  Читательская грамотность не осознаётся как интегративный компонент функциональной грамотности. Работа по развитию читательской грамотности по-прежнему ведется только на уроках литературного чтения. Активная работа над смысловым чтением. Недостаточно внимания уделяется развитию стратегий чтения текстов разных видов. Иллюзия понимания текста, смысловые потери Российские школьники в группе лидеров в исследовании PIRLS. 8

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Проблемы

Достижения

Смещение акцента с контроля скорости чтения на контроль осознанности чтения.

Читательская грамотность не осознаётся как интегративный компонент функциональной грамотности.

Работа по развитию читательской грамотности по-прежнему ведется только на уроках литературного чтения.

Активная работа над смысловым чтением.

Недостаточно внимания уделяется развитию стратегий чтения текстов разных видов.

Иллюзия понимания текста, смысловые потери

Российские школьники в группе лидеров в исследовании PIRLS.

8

Характеристики читательской грамотности ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ Основные группы читательских действий , обеспечивающих относительную полноту понимания текста: находить информацию, представленную в тексте в явном виде; делать на основе этой информации несложные выводы; интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста; оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы; чтение с целью получения и использования информации.  В связи с этими целями используются художественные и информационные тексты разного формата, используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы и т.д

Характеристики читательской грамотности

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ

Основные группы читательских действий , обеспечивающих относительную полноту понимания текста:

  • находить информацию, представленную в тексте в явном виде;
  • делать на основе этой информации несложные выводы;
  • интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста;
  • оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов
  • чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы;
  • чтение с целью получения и использования информации.

В связи с этими целями используются художественные и информационные тексты разного формата, используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы и т.д

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

  • Различать на практическом уровне виды текстов ,опираясь на особенности каждого вида. Различать художественные произведения и познавательные тексты.
  • Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде).
  • Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения; выявлять связь событий, эпизодов текста; находить средства выразительности; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста.
  • Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица.
  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Смысловое чтение Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Смысловое чтение — это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Смысловое чтение включает в себя: -осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - свободную ориентацию и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

Смысловое чтение

  • Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
  • Смысловое чтение — это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
  • Смысловое чтение включает в себя:

-осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободную ориентацию и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватную оценку языка средств массовой информации.
Формирование навыка смыслового чтения Формирование умений работы с разными жанрами и типами текстов Обучение использованию разных видов чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное) Развитие чувства языка Формирование умения выбирать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией Усвоение терминологических и понятийных характеристик системы языка
  • Формирование навыка смыслового чтения
  • Формирование умений работы с разными жанрами и типами текстов
  • Обучение использованию разных видов чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное)
  • Развитие чувства языка
  • Формирование умения выбирать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
  • Усвоение терминологических и понятийных характеристик системы языка

Основные задачи

Понимание смысла читаемого - внимание к слову (внимание к непонятным или ключевым словам); - диалог с текстом (постановка вопросов до и во время чтения, простраивание связей между словами и частями текста, прогнозирование дальнейшего развития событий, размышление над прочитанным); - читательское воображение, творческая интерпретация текста; - работа над смыслом текста, переход от фактов и образов произведения на язык мысли, определение взглядов автора, основной идеи произведения – концепта текста.  Итогом понимания текста является обогащение личностного опыта читателя, формирование системы ценностей.

Понимание смысла читаемого

- внимание к слову (внимание к непонятным или ключевым словам);

- диалог с текстом (постановка вопросов до и во время чтения, простраивание связей между словами и частями текста, прогнозирование дальнейшего развития событий, размышление над прочитанным);

- читательское воображение, творческая интерпретация текста;

- работа над смыслом текста, переход от фактов и образов произведения на язык мысли, определение взглядов автора, основной идеи произведения – концепта текста.

Итогом понимания текста является обогащение личностного опыта читателя, формирование системы ценностей.

Формирование внимательного отношения к слову Внимательное отношение к незнакомым словам (формирование установки на самостоятельный поиск незнакомых слов и выяснение их значений); Внимание к ключевым словам, важным для понимания текста; Работа по выявлению полноты содержания предложения (без добавления своего); Работа со сравнениями: - простое сравнение (как, будто, словно); - сравнение с помощью творительного падежа имен существительных («роса сияет серебром»); -скрытое сравнение или метафора;

Формирование внимательного отношения к слову

  • Внимательное отношение к незнакомым словам (формирование установки на самостоятельный поиск незнакомых слов и выяснение их значений);
  • Внимание к ключевым словам, важным для понимания текста;
  • Работа по выявлению полноты содержания предложения (без добавления своего);
  • Работа со сравнениями:

- простое сравнение (как, будто, словно);

- сравнение с помощью творительного падежа имен существительных («роса сияет серебром»);

-скрытое сравнение или метафора;

  • Игры со словами (подбор слов, исправление ошибок, вставка пропущенных слов и др.);
  • Выявление многозначности слов;
  • Работа с фразеологическими оборотами.
Обучение умению строить диалог с текстом  Формирование умения вести диалог с текстом можно разделить на операции: Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов: постановка вопросов почти ко всем словам в предложении, постановка вопросов к наиболее значимым для читателя моментам текста, Вопросы по ключевым элементам содержания и замыслу автора; Возможное прогнозирование ответов на вопрос или прогнозирование дальнейшего содержания текста; Проверка своих предположений по тексту, самоконтроль. Диалог с текстом особо актуален на этапах работы до чтения и во время чтения.

Обучение умению строить диалог с текстом

Формирование умения вести диалог с текстом можно разделить на операции:

  • Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов:
  • постановка вопросов почти ко всем словам в предложении,
  • постановка вопросов к наиболее значимым для читателя моментам текста,
  • Вопросы по ключевым элементам содержания и замыслу автора;
  • Возможное прогнозирование ответов на вопрос или прогнозирование дальнейшего содержания текста;
  • Проверка своих предположений по тексту, самоконтроль.

Диалог с текстом особо актуален на этапах работы до чтения и во время чтения.

Понимание текста  Понимание текста (по Гальперину И.Р.) представляет собой вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.  Текст представляет собой единое целое, виды текстовой информации различаются условно.  Фактуальная информация:  -описание событий, героев, места и времени действия;  -рассуждения автора;  - движения сюжета.  Данная информация организует текст, наполняет его динамикой, передает заложенные в него мысли. Но фактуальная информация может затемнять основные мысли текста, создает препятствия в понимании, способствует возникновению разночтений.  В художественном тексте фактуальная информация не может быть самодостаточной. Она излагается в соответствии с замыслом, основной идеей произведения.

Понимание текста

Понимание текста (по Гальперину И.Р.) представляет собой вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Текст представляет собой единое целое, виды текстовой информации различаются условно.

Фактуальная информация:

-описание событий, героев, места и времени действия;

-рассуждения автора;

- движения сюжета.

Данная информация организует текст, наполняет его динамикой, передает заложенные в него мысли. Но фактуальная информация может затемнять основные мысли текста, создает препятствия в понимании, способствует возникновению разночтений.

В художественном тексте фактуальная информация не может быть самодостаточной. Она излагается в соответствии с замыслом, основной идеей произведения.

Понимание текста  Основным собирающим моментом в любом тексте является содержание концептуальной информации.  Концептуальная информация – система взглядов, мыслей и чувств автора, которая отражена в тексте и представленная внимательному читателю. Данный вид информации не всегда визуализируется в словесной форме.  Подтекстовая информация – информация, не выраженная напрямую в словах, о ней можно судить по специфическому выражению фактуальной информации. Это установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста. Подтекстовая информация проявляется в художественных средствах, в построении текста, в пропусках, которые читатель должен заполнить самостоятельно на основе своего личного опыта.

Понимание текста

Основным собирающим моментом в любом тексте является содержание концептуальной информации.

Концептуальная информация – система взглядов, мыслей и чувств автора, которая отражена в тексте и представленная внимательному читателю. Данный вид информации не всегда визуализируется в словесной форме.

Подтекстовая информация – информация, не выраженная напрямую в словах, о ней можно судить по специфическому выражению фактуальной информации. Это установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста. Подтекстовая информация проявляется в художественных средствах, в построении текста, в пропусках, которые читатель должен заполнить самостоятельно на основе своего личного опыта.

Понимание текста

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.Тургенев

Понимание текста

Понимание текста

  • взъерошенный;
  • искажённый;
  • с отчаянным и жалким писком;
  • маленькое тело трепетало от ужаса;
  • голосок одичал и охрип;
  • он замирал, он жертвовал собою
  • сорвавшись с дерева;
  • камнем упал;
  • прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти;
  • не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке...
Варианты работы с пословицами

Варианты работы с пословицами

  • Соотнесение пословицы с основной мыслью;
  • Соотнесение пословицы с концептом, выраженным одним словом;
  • Поиск в пословицах скрытых вопросов;
  • Работа с деформированными пословицами;
  • Составление пословиц из частей;
  • Подбор пословиц на одну тему, с одним концептом;
  • Соотнесение пословиц разных народов;
  • Поиск лишней по смыслу пословицы;
  • Сочинение рассказов по пословицам;
  • Сочинение своих пословиц по аналогии и др.
Работа с заголовком

Работа с заголовком

  • Сопоставление известного с темой заголовка (смысл, вопросы, гипотеза)
  • Анализ заголовка до чтения
  • Выбор подходящего заголовка из предложенных
  • Объяснение названия произведения (почему названо так, а не иначе)
  • Заголовки с «сюрпризами» (Сапсан, Корзина с еловыми шишками)
  • Предугадывание содержания по заголовку
  • Ответы на вопросы с помощью заголовка
Текст-повествование предназначен для изображения последовательности событий, рассказа о них Основные виды текстов Текст-описание предназначен для описания человека, животных, предметов живой и неживой природы, явлений и событий. Текст-рассуждение создается для высказывания мнения по определенным вопросам, фактам, новостям, событиям и т.д.

Текст-повествование предназначен для изображения последовательности событий, рассказа о них

Основные виды текстов

Текст-описание предназначен для описания человека, животных, предметов живой и неживой природы, явлений и событий.

Текст-рассуждение создается для высказывания мнения по определенным вопросам, фактам, новостям, событиям и т.д.

Толкование – тип текста, который дает законченную характеристику понятия в сложном взаимодействии его элементов (эссе, резюме, объяснение, определение и т.п.) Виды текстов Инструкция – текст, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос «что делать?» (рецепт, руководство и т.п.) Переговорный текст направлен на организацию взаимодействия для достижения общей цели (переписка и др.)

Толкование – тип текста, который дает законченную характеристику понятия в сложном взаимодействии его элементов (эссе, резюме, объяснение, определение и т.п.)

Виды текстов

Инструкция – текст, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос «что делать?» (рецепт, руководство и т.п.)

Переговорный текст направлен на организацию взаимодействия для достижения общей цели (переписка и др.)

ТЕКСТ - ПОВЕСТВОВАНИЕ

ТЕКСТ - ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • события описываются одно за другим, выстраиваются в определенной последовательности,
  • отличительная особенность данного текста – динамика (часто текст имеет большое количество глаголов),
  • характерная композиционная схема: экспозиция (может отсутствовать) – завязка – развитие действия – кульминация – развязка (может отсутствовать),
  • можно поставить вопросы «что случилось?», «что произошло?».
ТЕКСТ - РАССУЖДЕНИЕ

ТЕКСТ - РАССУЖДЕНИЕ

  • в текстах преобладают вводные и оценочные слова и выражения,
  • отвечает на вопрос «Почему?»,
  • модель построения: тезис (мысль, которую необходимо доказать, обосновать или опровергнуть) – обоснование – аргументы – доказательства – вывод,
  • использование слов «мне кажется…», «я думаю…», «по-моему…», «я считаю…» и др.
  • между частями использование «слов-мостиков»: «потому что», «ведь», «во-первых», «во-вторых»…, «например»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Сохранить у себя:
Методические рекомендации по работе с разными видами текстов в начальной школе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки