методические пособия для учителя
Методические рекомендации
по использованию тестового контроля
на уроке информатики
Мензинская Алла Александровна
учитель информатики и ИКТ,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
города Белгорода им. В Казанцева
2018
Концептуальная основа.
Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.
(Лев Толстой)
Согласно Концепции модернизации российского образования школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.). Наиболее важная задача современного этапа реформы системы образования - управление качеством образования. А для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.
Контроль образовательных результатов учащихся, с позиций компетентностного подхода, для решения поставленных целей обучения и воспитания, предполагает управление познавательной деятельностью учащихся и применение необходимых и достаточных знаний в жизни.
Под образовательными результатами мы понимаем личностные достижения учащегося в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять в практике образовательной деятельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть готовым использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным результатам относится: овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов.
Контроль за качеством достижений учащихся в образовательном процессе по учебным предметам, считается одним из важных средств повышения качества обучения.
Систематическая информация о состоянии образовательных результатов учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и правильно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний. Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему знания, усвоенные учащимися за определенный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Контроль вместе с тем, является средством самопроверки учителя, а значит, и средством для улучшения качества его работы. Информация об образовательных результатах учащихся важна и для родителей, чтобы участвовать в контроле за успешностью в обучении своего ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Таким образом, для усиления эффективности учебного процесса на этапе контроля необходимо использовать современные методы и формы диагностики и обработки данных об образовательных результатах учащихся.
Актуальность работы определяется:
противоречием между уровнем развития информационных технологий и недостаточной разработанностью компьютерного контроля сопровождающего процесс обучения в школе;
между требованиями, предъявляемыми к выпускнику школы в области умений решать поставленные задачи с компетентностных позиций, направленные на применение компетенций в жизненных ситуациях, с одной стороны, и сложившейся системой контроля ориентированного на проверку предметных знаний;
между высоким уровнем развития информационных технологий и низкой эффективностью применения компьютерных технологий для контроля образовательных результатов учащихся на уроках.
Целью работы является разработка методики использования компьютерного мониторинга в процессе формирования предметных компетенций при осуществлении контроля образовательных результатов учащихся по предмету информатика.
Методика использования автоматизированных тестовых
форм контроля включает в себя:
определение типов тестов, разработку заданий для тестового контроля и показателей, которые с достаточной полнотой характеризуют образовательный результат учащихся;
обеспечение мотивации при применении информационных технологий;
разработку совокупности приемов, определение условий применения автоматизированных компьютерных тестов.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Определить современное состояние тестового контроля образовательных результатов учащихся;
2. Смоделировать систему тестовых заданий для контроля образовательных результатов по информатике и определить возможности ее использования для формирования предметных компетенций;
3. Выявить методические условия использования системы автоматизированных тестовых заданий при контроле образовательных результатов учащихся для формирования предметных компетенций на основе информационных технологий.
4. Проверить эффективность экспериментальной методики применения системы автоматизированных тестовых заданий для формирования предметных компетенций в условиях обучения учащихся.
Содержательная часть.
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.
Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения.
2.1 Тестовые задания. Общая характеристика
Тесты — это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).
Тестовое задание — это один из элементов диагностики. Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении.
Тесты и по назначению могут быть разные:
входное тестирование,
тест — разминка,
контрольное тестирование,
аттестационное тестирование
Тестирование выступает, как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.
Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.
Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. К ним относятся тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником.
Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта.
Любой тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.
Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные.
Традиционный тест представляет собой единство трех систем:
содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;
формальной системы заданий возрастающей трудности;
статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.
Традиционный педагогический тест нужно рассматривать в двух существенных смыслах: как метод педагогического измерения и как результат применения теста. Удивительно, что тексты на русском языке тяготеют к смыслу метода, в то время как в большинстве работ западных авторов понятие тест чаще рассматривается в смысле результатов. Между тем, оба эти смысла характеризуют тест с разных сторон, потому что тест надо понимать одновременно и как метод, и как результат педагогического измерения. Одно дополняет другое. Тест, как метод, не мыслится без результатов, подтверждающих качество его самого и качество оценок измерения испытуемых различного уровня подготовленности.
В приведенном выше определении традиционного теста получили развитие несколько идей:
первая идея: тест рассматривается не как обычная совокупность или набор вопросов, задач и т.п., а в виде понятия "система заданий". Такую систему образует не всякая совокупность, а только та, которая обусловливает возникновение нового интегративного качества, отличающего тест от элементарного набора заданий и от других средств педагогического контроля. Из множества возможных систем наилучшую образует та целостная совокупность, в которой качество теста проявляется в сравнительно большей степени. Отсюда вытекает мысль о выделении первого из двух главных системообразующих факторов наилучшего состава тестовых заданий, образующих целостность. Исходя из этого, можно дать одно из самых коротких определений: тест — это система заданий, образующих наилучшую методическую целостность. Целостность теста — это устойчивое взаимодействие заданий, образующих тест как развивающуюся систему.
вторая идея состоит в том, что в данном определении теста совершен отход от укоренившейся традиции рассмотрения теста как простого средства проверки, пробы, испытания. Всякий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится весь к нему. Ибо тест — это еще и концепция, содержание, форма, результаты и интерпретация — все, требующее обоснования. Этим подразумевается, что тест является качественным средством педагогического измерения. В соответствии с положениями теории, тестовые оценки не являются точными оценками испытуемых.
третья идея, развиваемая в нашем определении традиционного теста это включение нового понятия — эффективность теста, который ранее в литературе по тестам не рассматривался в качестве критерия анализа и создания тестов. Ведущая идея традиционного теста — минимумом числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся.
Тесты позволяют:
эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;
качественно оценить знания учеников;
освободить учителя от трудоемкой проверки письменных работ;
повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;
в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);
выявить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;
повышение мотивационной стороны обучения;
использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке);
большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся);
возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).
Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров.
Таким образом, тестирование применяется на всех этапах учебного процесса. С его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости.
2.2 Виды тестовых заданий
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями или бланк с заданиями, аппаратуру (калькулятор, ЭВМ), лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.
К традиционным тестам относятся тесты гомогенные и гетерогенные. Гомогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания — система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной учебной дисциплине. Легко видеть, что в своей основе определение гомогенного теста совпадает с определением традиционного теста.
Гомогенные тесты распространены больше других. В педагогике они создаются для контроля знаний по одной учебной дисциплине или по одному разделу такой, например, объемной учебной дисциплины, как физика или информатика. В гомогенном педагогическом тесте не допускается использование заданий, выявляющих другие свойства. Наличие последних нарушает требование дисциплинарной чистоты педагогического теста. Ведь каждый тест измеряет что-то заранее определенное.
Гетерогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания — система, создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным дисциплинам. Нередко в такие тесты включаются и психологические задания для оценки уровня интеллектуального развития.
Нетрадиционные тесты:
Интегративные тесты. Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения.
Интегративному тестированию предшествует организация интегративного обучения. К сожалению, существующая сейчас классно-урочная форма проведения занятия, в сочетании с чрезмерным дроблением учебных дисциплин, вместе с традицией преподавания отдельных дисциплин (а не обобщенных курсов), ещё долго будут тормозить внедрение интегративного подхода в процессы обучения и контроля подготовленности. Преимущество интегративных тестов перед гетерогенными заключается в большей содержательной информативности каждого задания и в меньшем числе самих заданий. Потребность создания интегративных тестов возрастает по мере повышения уровня образования и числа изучаемых учебных дисциплин. Поэтому попытки создания таких тестов отмечаются, в основном, в высшей школе. Особенно полезны интегративные тесты для повышения объективности и эффективности проведения итоговой государственной аттестации учащихся.
Адаптивные тесты. Целесообразность адаптивного контроля вытекает из необходимости рационализации традиционного тестирования. Каждый учитель понимает, что хорошо подготовленному ученику нет необходимости давать легкие и очень легкие задания. Потому что слишком высока вероятность правильного решения. К тому же, легкие материалы не обладают заметным развивающим потенциалом. Симметрично, из-за высокой вероятности неправильного решения нет смысла давать трудные задания слабому ученику. Известно, что трудные и очень трудные задания снижают учебную мотивацию многих учащихся. После появления компьютеров эта мера легла в основу методики адаптивного контроля знаний, где используются способы регулирования трудности и числа предъявляемых заданий, в зависимости от ответа учеников. При успешном ответе следующее задание ЭВМ подбирает более трудным, при неуспешном легким. Естественно, этот алгоритм требует предварительного опробования всех заданий, определения их меры трудности, а также создания банка заданий и специальной программы.
Использование заданий, соответствующих уровню подготовленности, существенно повышает точность измерений и минимизирует время индивидуального тестирования до, примерно, 5 — 10 минут Адаптивное тестирование позволяет обеспечить компьютерную выдачу заданий на оптимальном, примерно 50%-ом уровне вероятности правильного ответа, для каждого ученика.
Критериально-ориентированные тесты. При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений или навыков. В этом случае в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная область содержания, а не та или иная выборка учеников. При этом упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других.
2.3 Формы тестовых заданий
Существуют разные формы тестовых заданий:
Задания закрытой формы, в которых ученик выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания.
Требования, предъявляемы к тестовым заданиям данного вида:
в задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные учителем;
среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты;
число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти;
в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
частота выбора одного и то же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.
Задания закрытой формы имеют как достоинства, так и недостатки. Их преимущества связаны с быстротой тестирования и с простотой подсчета баллов. Среди недостатков обычно отмечают эффект угадывания, характерный для слабо подготовленных учеников при ответах на наиболее трудные задания теста.
Задания закрытой формы сопровождаются инструкцией: "Обведите номер правильного ответа". В случае компьютерной выдачи заданий используют инструкцию: "Наберите номер правильного ответа".
Задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа.
Требования, предъявляемы к тестовым заданиям данного вида:
при ответе на открытое задание ученик дописывает пропущенное слово, формулу или число на месте прочерка;
задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования;
в том случае, если это возможно, после прочерка указываются единицы измерения;
прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины;
в процессе разработки задания необходимо упрощать усложненные синтаксические конструкции.
Для задания открытой формы рекомендуется использовать инструкцию, состоящую из одного слова: "Дополните".
Задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств.
В этих заданиях учитель проверяет знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы данного множества, справа — элементы, подлежащие выбору. Число элементов второго множества может превышать число данных.
К заданиям предлагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: "Установите соответствие".
Как и в заданиях закрытой формы, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов во втором множестве. Эффективность задания будет существенно снижена, если неправдоподобные элементы легко различаются учениками.
Задания на установление правильной последовательности, в которых от ученика требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.
Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценивания уровня владения последовательностью действий, процессов, вычислений и т.д.
В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия или процессы, связанные с определенной задачей. Ученик должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально определенном для этого месте.
Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид "Установите правильную последовательность".
Задания на установление правильной последовательности действий обладают определенными преимуществами при разработке комплексных тестов, так как они удобны для оценки уровня профессиональной подготовки студентов, непосредственно связанной с их будущей деятельностью.
При выборе формы тестового задания необходимо помнить о том, что каждой дисциплине присуще свое собственное содержание, отличное от других. Поэтому нет и не может быть единых рекомендаций для правильного выбора формы. Многое здесь зависит от искусства преподавателя, от его опыта и умения разрабатывать задания теста.
2.4 Требования к тестовым заданиям
Можно выделить ряд общих требований, предъявляемых к тестовым заданиям:
каждое задание имеет свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования;
задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа студента;
к разработанному заданию прилагается правильный ответ;
для каждого задания приводится правило оценивания, позволяющее интерпретировать ответ как правильный или неправильный;
на выполнение одной задачи (вопроса) тестового задания у тестируемого должно уходить не более 2-5 минут.
Некоторые формы можно разделить на виды. Например, для закрытой формы можно выделить задания с двумя, тремя и большим числом выборочных ответов. Выбор формы задания зависит от целей тестирования и от содержания контролируемого материала. Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными, но при этом не исключается применение других, новых форм.
Процесс тестовых измерений предельно стандартизируется:
все инструкции к одной форме даются одними и теми же словами;
заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем испытуемым студентам одинаково;
все испытуемые отвечают на задания одинаковой сложности.
Чтобы исключить возможность списывания, подсказки и других нарушений, в заданиях следует вводить переменные параметры, изменение которых в допустимых пределах обеспечивает многовариантность каждого задания теста. При этом все ученики выполняют однотипные задания, но с разными значениями параметра и, соответственно, с разными ответами. Таким образом, решаются одновременно две задачи: устраняется возможность списывания и обеспечивается параллельность вариантов заданий, предлагаемых различным ученикам.
Особенно эффективны задания в открытой форме с переменным параметром при компьютерной выдаче, когда значения параметра выбираются в случайном порядке, поэтому при разработке компьютерного варианта теста этим заданиям следует отдать предпочтение, хотя окончательное решение вопроса выбора формы зависит от содержания контролируемого предмета.
2.5 Степень сложности тестовых заданий
Тест отличается от привычного контрольного задания, тем, что к нему (заданию) заранее подготовлен и записан ЭТАЛОН, с которым сравнивают ответ испытуемого.
Эталон необходим для точного определения степени усвоения учащимися содержания обучения, которое характеризуется коэффициентом усвоения, подсчитываемым по простейшей формуле:
К = Е/р,
где : Е – число операций теста, выполненных испытуемым правильно,
р – общее число операций в тесте.
Соответственно можно выделить четыре группы тестовых заданий по уровню сложности:
По определению уровня усвоения, ТЕСТ ПЕРВОГО УРОВНЯ должен проверять умение учащегося выполнять деятельность по узнаванию ранее изученных Учебных Элементов (умение выполнять репродуктивную деятельность с опорой). Задания по опознанию, различению и классификации удовлетворяют этому требованию.
Тест на опознание прямо ставит вопрос на узнавание:
«Является ли принтер устройством ввода информации?»
ЭТАЛОН – «Да», «Нет». Число операций – р=1.
«Могут ли данные из буфера обмена быть вставлены в любое приложение, имеющее средство редактирования?»
ЭТАЛОН – «Могут», «Не могут». Число операций – р=1.
Тест на различие несколько изменяет деятельность по узнаванию, но не меняет её сущности:
1. «Назовите минимальную единицу измерения информации»
а) 1 байт;
б) 1 бар;
в) 1 бит;
г) 1 бод.
ЭТАЛОН - а) нет; б) нет; в) да; г) нет. Число операций – р=1.
Тест на классификацию это дальнейшее развитие многократного опознавания и различения:
1. Определите, к какой категории программного обеспечения ПК относятся описанные программы:
1. Выполняют различные вспомогательные функции
2. Обеспечивают выполнение необходимых пользователям работ; редактирование текста, рисование картинок и т.д.
3. Обеспечивают создание новых программ для компьютера
а) Системы программирования
б) Системные программы
в) Прикладные программы
ЭТАЛОН: 1- б), 2- в), 3- а). Число операций – р=3.
Общее число операций в этих трех тестах первого уровня равно 7.
ТЕСТАМИ ВТОРОГО УРОВНЯ (умение выполнять репродуктивную деятельность без опоры) проверяются умения учащегося воспроизводить необходимую информацию и решать типовые задачи по памяти (без подсказки, которая всегда содержится в тестах первого уровня).
Известны три разновидности тестов второго уровня: тесты-подстановки, тесты-копии, тесты - типовые задачи.
Тесты-подстановки требуют от испытуемого заполнить пропуски в известных высказываниях, представленных в разных формах:
«Файл – это а)_______________ или данные, имеющие б)_______ и хранящиеся в долговременной памяти».
ЭТАЛОН: а) программа, б) имя. р=2
Тесты-копии (конструктивные) требуют воспроизведения целостных высказываний:
«Перечислите виды принтеров».
ЭТАЛОН: Матричные (1), струйные (2), лазерные (3). р=3
К типовым задачам относят такие задания на деятельность, в которых сформулированы все условия выполнения деятельности и задан ее конечный искомый результат.
«Сколько бит информации содержится в сообщении, состоящем из 5 символов, при использовании алфавита, состоящего из 64 символов».
ЭТАЛОН:
1) воспроизводится формула 2х=N
2) подставляются в формулу числовые значения 2х=64
3) проводят вычисление Х=6 Число операций р=2
В данном случае мы вышли на одну из особенностей контроля с помощью тестов: их четкую целенаправленность. Чтобы подчеркнуть эту особенность, вводиться понятие «Существенная операция теста», к которой относят только такие операции деятельности по выполнению теста, которыми отражается умение выполнять деятельность только в проверяемой предметной области операции теста. Благодаря этому тестовый контроль удовлетворяет важному требованию соответствия содержанию обучения.
ТЕСТ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ проверяется умение учащегося выполнять алгоритмическую и технологическую деятельность в изучаемой области. Это может быть сравнительно простое знание об отдельной операции технологической цепочки, или комплекса знаний, позволяющих непременно достигать поставленных целей
ТЕСТЫ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ проверяют достижения учащимся такого мастерства в изучаемом предмете, при котором он способен создавать новую информацию, развивающую данную отрасль науки.
В своей работе я стремлюсь организовать четкую систему контроля с помощью тестирования, осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием, выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.
Выбор формы и степени сложности тестовых заданий зависит от времени проведения:
Время тестирования | Вид контроля | Формы тестовых заданий | Степень сложности |
5 минут | Входной | ЗЗФ | I,II |
15-20 минут | Текущий | ЗЗФ, ЗОФ, ЗнС, ЗнР | I,II,III |
до 2-х часов | Итоговый | ЗЗФ, ЗОФ, ЗнР | I,II,III,IV,V |
2.6 Автоматизирование тестового контроля знаний учащихся
В настоящее время создано большое количество всевозможных программ для создание тестов и контроля знаний. Главное их достоинство в том, что они не требуют от учеников письменных изложений, экономны в отношении времени, затраченного на непосредственное выполнение действий, обладают большой гибкостью в выявлении узких целей, благодаря чему удаётся очень подробно формулировать и точно очерчивать задачу каждого теста. Электронные тесты выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с электронными тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении.
Для подготовки и проведения компьютерного тестирования знаний я использовала программу MyTest.
Программа MyTest работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer). Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать их на уроках.
В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы... Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор. К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры.
При наличии компьютерной сети, используя модуль журнала MyTestX, можно легко:
организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время;
организовать раздачу тестов учащимся через сеть, тогда отпадает необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры. Раздавать можно сразу несколько разных тестов;
непосредственно следить за процессом тестирования. Вы можете видеть кто и какой тест выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.
Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов:
обучающий
штрафной
свободный
монопольный.
В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть.
При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).имеет хорошую степень защиты, как тестовых заданий, так и результатов. Благодаря тому, что для теста можно задать несколько различных паролей (для открытия, редактирования, тестирования), испортить (отредактировать) тест лицам не имеющим на это право становится практически не возможно, плюс ко всему, не возможно украсть ключи (правильные ответы) к тестовым заданиям. Так как результаты тестирования могут сохранятся в защищенный файл, который не возможно отредактировать, то оценки учащихся всегда объективны и не зависят от лояльности тестолога. Ввиду того, что результаты тестирования могут сохранятся как на локальном ПК, так и параллельно на ПК тестолога, вероятность потери результатов сводится к 0%.
При проверке знаний использовались следующие типы тестовых заданий:
одиночный выбор.
множественный выбор.
указание порядка следования.
сопоставление вариантов.
ручной ввод числа.
ручной ввод текста.
место на изображении.
перестановка букв.
тип Да/Нет.
Имеется возможность использовать несколько вариантов вопроса задания, удобно создавать выборку заданий для учащихся, перемешивать задания и варианты ответов. Это значительно уменьшает возможность списывания при прохождении одного и того же теста несколькими тестируемыми или повторном прохождении теста.
В MyTest можно использовать любую систему оценивания:
5-балльная;
зачет/незачет;
12-балльная;
100- балльная;
10-балльная.
По окончании тестирования на экран выводится рузультат и оценка.
При использовании данной программы существует возможность контроля уровня усвоения материала учащимися, на экран выводится отчет по итогам тестирования.
Программа постоянно развивается, грамотно учитывая нужды многих пользователей и при этом никого не ущемляя, то есть новые функции добавляют интересные возможности для тестирования и при этом не являются лишними для тех, кому нужны тесты попроще.
Ко многим полезным функциям, которые имеются в программе для проведения компьютерного тестирования, можно ещё присоединить то, что если учащийся по каким-либо причинам не может выполнять тест за ПК (например, по состоянию здоровья), то буквально за 1-2 минуты можно сформировать «бумажный» вариант теста.
Процессуальная часть.
3.1 Методические рекомендации по составлению тестовых заданий
Тест может включать задания различного типа. Методические особенности их составления:
Задание закрытой формы (с выбором ответов) в них учащиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тестовому заданию. Они должны удовлетворять следующим требованиям:
в тексте задания должна быть устранена любая двусмысленность или неясность формулировок иначе удалить тестовое задание;
основная часть задания формулируется предельно кратко. Не более одного предложения;
задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;
в основную часть задания следует включать как можно больше слов утверждения, оставляя для ответа не более 2-3 ключевых слов (наиболее важных);
желательно, чтобы все ответы к одному заданию были приблизительно одной длины;
из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью угадывания;
частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в любом тестовом задании должна быть приблизительно одинакова (либо номер места выбирается в случайном порядке);
основная часть задания должна быть освобождена от всего второстепенного материала для данной проблемы;
из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
в ответах не рекомендуется использовать слова “все”, “ни один”, “никогда”, “всегда” и т.п.;
из числа ответов должны быть исключены те ответы, которые вытекают один из другого;
из числа тестов должны быть исключены те задания, которые выясняют мнения учащегося по какому-либо вопросу;
задания печатаются заглавными буквами или выделяются ярким (жирным), привлекающим цветом (шрифтом), а текст ответов прописными буквами нейтральным цветом;
При оформлении обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция по его выполнению.
Задание открытой формы (задания с пропусками) — в них требуется от учащихся самостоятельной формулировки ответа
сформулировать вопрос, содержащий не более 7-8 слов и записать ответ на него, представляющий некоторое высказывание той же длины 7-8 слов.
из полученного высказывания исключить ключевые слова или слово (не более 2-х) и на их месте поставить прочерк.
задание должно быть составлено так, что оно требовало четкого и однозначного ответа и не допускало двоякого толкования;
прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала (по возможности в конце высказывания);
все прочерки в заданиях для одного теста рекомендуется делать одинаковой длины;
в процессе разработки рекомендуется упрощать синтаксические конструкции, а также исключать повторы и двойные отрицания;
При оформлении обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Задание на соответствие (ассоциативные связи) позволяют оценить знания фактов, терминологии, понятий в их взаимосвязи. Устанавливается соответствие между элементами двух множеств.
слева располагают исходное множество, а справа множество элементов, подлежащих выбору;
число элементов правого множества должно превышать число левого множества;
основная сложность при составлении — грамотный подбор правого множества.
оценка заданий — на усмотрение преподавателя.
При оформлении обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
Задание на ранжирование (на установление правильной последовательности) — учащемуся необходимо указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.
в качестве условия подбираются задания, имеющие четкий алгоритм действия или строгую последовательность;
формулировка утверждений должна быть четкой и предельно краткой;
При оформлении обязательно в начале тестового задания должна быть размещена инструкция.
3.3 Общие правила оформления компьютерных тестовых заданий
Тест должен быть валидным. Валидность теста — характеристика теста, которая показывает, в какой мере тест измеряет именно то качество, для измерения которого он создан. Чем выше валидность теста, тем более обосновано использование результатов тестирования для выводов и предсказаний.
На каждый час темы предмета в тесте должно быть от 4 до 8 заданий.
При разработке тестов надо указывать ссылки на литературу, где они взяты.
Тестовое задание должно быть представлено в форме свернутого краткого суждения, сформулировано ясным, чётким языком и исключать неоднозначность заключения тестируемого на требования задания.
Содержание задания должно быть выражено краткой, предельно простой синтаксической конструкцией, без повторов и двойных отрицаний. Задание не должно содержать не только ни одного лишнего слова, но и даже знака.
Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12 (максимум15), если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.
Содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение от тестируемого однозначного заключения.
Задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время его предъявления на экране составляет 1,5-2 минуты, а максимально допустимое время предъявления задания не превышает пяти минут.
Элементы тестового задания могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты.
Во время тестирования на экране монитора должно располагаться только одно тестовое задание. Все элементы тестового задания должны отображаться на экране монитора.
Для отображения элементов группы не должны использоваться раскрывающиеся списки
Графическое изображение тестового задания не должно перегружаться излишними подробностями, а наиболее существенные компоненты рисунка должны быть выделены цветом, курсивом, полужирными линиями
Способ ввода заключения должен быть прост и удобен. Введенное тестируемым заключение должно отображаться на экране монитора и быть понятно тестируемому.
Рекомендуется соблюдать единый стиль оформления заданий, входящих в один тест.
На экране во время предъявления заданий из теста не должно присутствовать никаких графических и мультимедийных элементов, не имеющих прямого отношения к пониманию содержания тестового задания.
В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.
Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается). В формулировке тестового задания не должно быть повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.).
Нужно избегать вводных слов или предложений (неверно: к понятиям …, верно: понятиями…).
Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов студента.
Ни в тексте, ни в ответах не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.
Лучше сделать более длинный вопрос, но более короткий ответ.
3.3 Практическое применение тестовых заданий на уроках информатики
В своей практике использования компьютерных тестов создала систему мониторинга, с которой хорошо знакомы учащиеся. По каждой теме, по каждому виду контроля я накапливаю большое количество дидактического материала, которое позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. И эта работа не прекращается, и она будет продолжаться и далее в виде системы.
Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.
Постоянное использование тестов выработало у учащихся определенный стереотип мышления. Они быстро вникают в суть вопросов, умеют применять знания при различных постановках вопроса.
Разработка тестовых заданий по теме «Основы алгоритмизации и программирования».
Тестовые задания подбирались с учетом изучаемых тем по информатике в средней школе. Количество составленных тестов соответствует количеству основных разделов. Составленные тесты являются итоговыми. Каждый тест содержит 16 вопросов: 4 вопросов закрытой формы, 4 вопросов открытой формы, 4 вопросов на соответствие и 4 на упорядочивание. Время, отводимое на выполнение каждого теста, составляет 25 минут. Перед началом теста с учащимися проводится подробный инструктаж по его выполнению. Тест выполняется в компьютерном классе. После выполнения теста оценка выдается автоматически компьютером.
Тест №1 «Основы языка Pascal»
Закрытые тесты:
1) Алгоритм – это…
описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов
протокол вычислительной сети
правила выполнения определенных действий
набор команд для компьютера
ориентированный граф, указывающий порядок выполнения некоторого набора команд
2) Алгоритм называется линейным, если
он включает в себя вспомогательный алгоритм
его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий
он представим в табличной форме
он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий
3) Алгоритм называется циклическим, если
его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий
ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий
он представим в табличной форме
он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
он включает в себя вспомогательный алгоритм
4) Алгоритм включает в себя ветвление, если
он включает в себя вспомогательный алгоритм
он представим в табличной форме
он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий
его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий
Открытые тесты:
1) Впиши недостающее слово:
Язык программирования Pascal создал……………….. (Б. Паскаль)
2) Дополните высказывание:
Оператор присваивания имеет вид : «………………. » (« :=»)
3) Впиши недостающее слово:
Для очистки экрана служит команда …………………… (CLRSCR)
4) Впиши недостающее слово:
Для описания используемых переменных служит раздел …….... (VAR)
На последовательность
1) Поставь в правильной последовательности:
end
var
begin
program
d, b, c, a
2) Поставь в правильной последовательности запуск программы PascalABC:
Все программы
Пуск
Pascal
Pascal ABC
b, a, c, d
3) Определите порядок действий при выводе на экран надписи:
Набрать команду write
Открыть скобку и одинарную кавычку
Ввести сам текст
Закрыть скобку и одинарную кавычку
Поставить точку с запятой
a, b, c, d, e
4) Укажите последовательность действий выполняемых при сохранении готовой программы:
Выбрать место сохранения и имя файла
Нажать Файл
Выбрать Сохранить Как
Нажать сохранить
b, c, a, d
На соответствие:
1) Соотнеси слова, стоящие в левой части со словами в правой части:
VAR а) название программы
REAL б) раздел операторов
PROGRAM в) целый тип данных
INTEGER г) натуральный тип данных
1-б,2-г, 3-а, 4-в
2) Соотнеси слова, стоящие в левой части со словами в правой части:
WRITE а) ввод данных с клавиатуры с переходом на новую строку
WRITELN б) вывод данных на экран
READ в) ввод данных с клавиатуры
READLN д) вывод данных на экран с переходом на новую строку
3) Соотнеси слова, стоящие в левой части со словами в правой части:
BEGIN а) конец программы
END б) начало программы
GRAPHABC в) модуль очистки
CRT д) графический модуль
1-б, 2-а, 3-д, 4-в
4) Найдите правильное отношение между столбцами:
A mod B а) возведение в квадрат
A div B б) деление с остатком
Abs(A) в) целочисленное деление
Sqr(A) д) модуль числа
Тест №2 «Операторы ветвления и выбора»
Закрытые тесты:
1) Условный оператор применяется для программирования:
Сложных алгоритмов
Линейных алгоритмов
Ветвящихся алгоритмов
Циклических алгоритмов
2) Ветвящийся алгоритм подразумевает:
Неоднократное повторение отдельных частей программы
Последовательное выполнение всех элементов программы
Выполнение лишь нескольких, удовлетворяющих заданному условию программы
3) оператор CASE служит для создания:
Линейных алгоритмов
Ветвящихся алгоритмов
Циклических алгоритмов
4) Алгоритм включает в себя ветвление, если:
если он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
если ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
если его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
Открытые тесты
1) результатом выполнения фрагмента алгоритма
…
a:=7;
b:=8;
k:=5+a;
if ab then k:=k*3
else k:=k-3;
writeln (‘k=’,k);
…
будет значение k= …… (9)
2) Значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма
3) Значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы
a:= 3 + 8*4;
b:= (a div 10) + 14;
a:= (b mod 10) + 2;
{div и mod – операции, вычисляющие результат деления нацело первого аргумента на второй и остаток от деления соответственно}
будет равно: а=… , b=… (9, 17)
4) Значение переменной М в результате выполнения серии операторов
N:=5; Y:= 3 mod 2
If Y0 then
M:=N/5+3*Y*N
Else M:=888;…
будет равно … (16)
На последовательность
1) Составить последовательность написания оператора ветвления:
Оператор2
else
if
then
Оператор1
Условие
c, f, d, е, b, a
2) Составить последовательность написания оператора ветвления:
А10
then
if
a:=a+2
else
c, a, b, d, e
3) Составить последовательность краткого написания оператора ветвления:
if
then
Оператор
Условие
a, d, b, c
4) Составить последовательность написания оператора CASE:
a1:оператор1;
an:оператор n
a2: оператор2;
case k of:
else оператор n+1
c, b, ,е, а
На соответствие:
1) Соотнесите действий с результатом выполнения:
a:= 23 div 10 +10 а) 9
b:= a mod 5 +1 б) 15
c:= sqr(b) в) 12
d:= c *5/3 г) 3
1-в, 2-г, 3-а, 4-б
2) Найдите правильное отношение между столбцами:
A mod B а) возведение в квадрат
A div B б) деление с остатком
Abs(A) в) целочисленное деление
Sqr(A) г) модуль числа
1-б, 2-в, 3-д, 4-а
3) Соотнесите действий с результатом выполнения:
N:=10; Y:= 3 mod 2 а)2
If Y0 then б)8
M:=N/5+3*Y*N в)6
Else M:=888; г)3
2. N:=5; Y:= 7 mod 2
If Y0 then
M:=N/5+3*Y*N
Else M:=888;…
1-в, 2-г
4) Установите соответствие:
Если а) else
иначе б) if
то в) then
1-б, 2-в, 3-а
Тест №3 «Циклы»
Закрытые:
1) Когда применяется оператор с циклом?
Когда в алгоритме много раз повторяются одни и те же действия
Когда в зависимости от условия мы поступаем так или иначе
Когда команды алгоритма идут одна за другой и выполняются по одному разу
2) Команда while означает
Досвидания
Привет
Пока
Если
3) Оператором цикла не является оператор
while
for
case
repeat
4) Какой из операторов цикла имеет 2 вида записи
for
while
repeat
Открытые:
Значение переменной S после выполнения операторов:
i:=0; S:=0
While i
Begin
i:=i+1;
S:=S+i*i
End;
2) В результате выполнения фрагмента программы:
s:=0;
for j:=10 to 15 do
begin
s:=s+2*j;
write(‘ j=’, j:2, ’ s=’,s:4)
end;
на экран выведется ………………………………… (j=15 s=150)
3) В результате выполнения фрагмента программы:
p:=1;
for k:=5 downto 1 do
begin
p:=p*k;
end;
write(‘ k=’, k:2, ’ p=’, p:3)
на кран выведется…………………………………… (k=1 p=120)
4) В результате выполнения программы:
var k,l:integer;
begin for k:=8 downto 1 do
for l:=10 to 14 do
writeln(‘Мне нравится Паскаль.’);
end.
будет напечатано …………. строк (40)
На соответствие:
1) Установите соответствие:
While а) делать
do б) пока
for в) для
to г) до
1-б, 2-а, 3-в, 4-г
2) Установите соответствие:
While а) Цикл с предусловием
For б) Цикл с параметром
Repeat в) Цикл с постусловием
г) Ветвление
1-а, 2-б, 3-в
3) Установите соответствие алгоритма и результата выполнения:
for i:=1 to n do а) 4 раза*
write('Привет'); б) 3 раза *
a:=0; в) n раз слово Привет
for i:=1 to 5 do г) 1 раз слово Привет
a:=a+2; д) а=10
write(‘a=’,a); е) а=6
for n:=3 to 6 do
write('*');
1-в, 2-д, 3-а
4) Установите соответствие:
for … to а) цикл с параметром на увеличение
for … downto б) цикл с параметром на уменьшение
в) цикл с условием на увеличение
г) цикл с условием на уменьшение
1-а, 2-б
На последовательность
1) Установите последовательность описания цикла:
for
do
downto
оператор
конечное значение
начальное значение
a, f, c, е, b, d
2) Установите последовательность описания цикла:
do
оператор
условие
while
d, c, a, b
3.4 Диагностика учебного процесса
В качестве диагностики учебных достижений учащихся был проведен сравнительный анализ процента обученности и процента качества знаний учащихся на уроках информатики.
тема проверочной работы
учебные года/вид работы
процент обученности и качества
«Основы языка Pascal»
20-20 учебный год
письменная контрольная работа
% обученности
% качества
2014-2015 учебный год
компьютерное тестирование
% обученности
% качества
«Операторы ветвления и выбора»
20-20 учебный год
письменная контрольная работа
% обученности
% качества
2014-2015 учебный год
компьютерное тестирование
% обученности
% качества
«Циклы»
20-20 учебный год
письменная контрольная работа
% обученности
% качества
2014-2015 учебный год
компьютерное тестирование
% обученности
% качества
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компьютерное тестирование позволяет проводить более тонкую педагогическую диагностику обучаемости, получая информацию о процесса научения ученика
Заключение.
Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися. Разработка системы компьютерного мониторинга учебных достижений учащихся, позволяет объективно оценивать знания учащихся, выявить имеющиеся пробелы и определить способы их ликвидации. Теоретические и практические результаты данной работы дают возможность сделать следующие выводы.
Использование компьютерного мониторинга обеспечивает:
высокий уровень учебных достижений по информатике
развивает память, вариативно- логическое мышление;
умение делать правильный выбор;
снижает уровень тревожности;
помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.
новые технологии - это дополнительная мотивация к обучению.
Тема моей работы имеет большую актуальность в современном информационном обществе, как в сфере образования, так и в любой другой области жизни. Поэтому полагаясь на полученные знания и накопленный материал я в дальнейшей работе буду более активно применять компьютерный мониторинг учебных достижений учащихся и заниматься модернизацией имеющихся дидактических материалов.
Разработанные методические рекомендации и полученные выводы могут найти массовое применение в практике учителя не только на уроках информатики, но и по другим дисциплинам в общеобразовательной школе.
V. Список использованных источников.
Полатова Е. С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /М.: Издательский центр «Академия», 2000
Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
Угринович, Н.В. Преподавание курса "Информатика и информационные технологии". Методическое пособие. - М., "Лаборатория базовых знаний", 2001. - 96с.
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Тематический контроль по информатике. Бейсик и Паскаль в задачах. Рабочая тетрадь 2. – М.:ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР, 2001
Босова Л.Л., Босова А. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Оценка качества подготовки учеников средних общеобразовательных учреждений по информатике /Кузнецов А.А. и др. /. - М.: Дрофа, 2001
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. Задачи по программированию. 7-11 классы. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001
V. Список использованных интернет - источников.
Методическая служба. Издательство Бином. Лаборатория знаний./ Босова Л.Л./ Методическая статья "Тестовый контроль знаний на уроках информатики " http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/Test_Informatics.pdf
Интерфейс редактора тестов MyTestXProhttp://mytest.klyaksa.net/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9%D1%81_%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2_MyTestXPro
Материал по информатике и икт на тему: Тестовый контроль на уроках информатики
http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/12/18/testovyy-kontrol-na-urokakh-informatiki-kak-metod
4. Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения
http://newfound.ru/shkolniku/11-klass/ispolzovanie-ikt-i-interaktivnykh-testov-dlia-povysheniia-motivatcii-obucheniia-uchashchikhsia-nacha/
5. Методика создания тестовых вопросов и заданий для контроля знаний по информатике
http://knowledge.allbest.ru/programming/c-2c0b65625a3bd78b4c53b89521306d27.html