Методические рекомендации к разработке компетентностно-ориентированных заданий по «Азбуке» В.Г.Горецкого

В данной разработке представлена технология создания компетентностно-ориентированных заданий.Приведены примеры компетентностно- ориентировнных заданий для различных периодов обучения грамоте.Даны варианты оценивания результатов выполнения компетентностно-ориентированных заданий.

Содержимое разработки


Кировское областное государственное

профессиональное образовательное

бюджетное учреждение

« Кировский педагогический колледж»

















Компетентностно - ориентированные задания для периода обучения грамоте


Методические рекомендации

к разработке компетентностно-ориентированных заданий по «Азбуке» В.Г.Горецкого



2017


Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах» (протокол № от .05.2017). Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия для использования в образовательном процессе

Компетентностно - ориентированные задания для периода обучения грамоте

Методические рекомендации


Составитель:

Е.В.Надеева – студентка 4 курса КОГПОБУ «Кировский педагогический колледж», обучающаяся по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Научный руководитель:

Н. М. Устюжанинова - преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Кировского педагогического колледжа.

Рецензент:

Н.М. Филатова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 14 г. Кирова высшей квалификационной категории.

Данные методические рекомендации представляют опыт разработки компетентностно-ориентированных заданий к учебнику «Азбука» В.Г.Горецкого (УМК «Школа России»).

Содержание компетентностно-ориентированных заданий нацелено на формирование предметных, метапредметных и личностных УУД.

Настоящие методические рекомендации могут быть использованы студентами, обучающимися по специальности «Преподавание в начальных классах», а также учителями начальной школы.

© Киров: КОГПОБУ «Кировский педагогический колледж», 2017

Содержание

Введение 4

1.Компетенции, формируемые в период обучения грамоте 7

2.Технология создания КОЗ 8

3. Компетентностно-ориентированные задания для периода обучения грамоте. 9

3.1. Компетентностно-ориентированные задания на подготовительном этапе. 11

3.2.Компетентностно-ориентированные задания на основном этапе. 16

3.3.Компетентностно-ориентированные задания на заключительном этапе 22

4.Варианты оценивания результатов выполнения компетентностно-ориентированных заданий 26

Список источников 29














Введение

По мнению А.В. Хуторского [10], в начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования, когда компетентность из цели обучения превращается в желаемый результат и становится приобретенным качеством ученика. В результате усвоения педагогически адаптированного социального опыта (содержания образования) ребенок приобретает систему ключевых компетентностей. Каждая из ключевых компетентностей находит отражение в содержании начального образования и конкретизируется в более узких характеристиках учебно-познавательной деятельности ребенка.

Практическим выходом на указанное образование является разработка и применение компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) в процессе обучения. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Предлагаемое задание должно быть личностно значимым для ребёнка, тогда оно станет ему интересным, и цели учителя не будут чужды ученику.

В период обучения грамоте дети должны усвоить множество лингвистических, литературоведческих, текстовых терминов и понятий. Компетентностно-ориентированные задания возможно использовать и при формировании названных понятий, и при закреплении, и проверке.

В результате анализа и синтеза психолого-педагогической и методической литературы мы убедились в том, что методических указаний, возможных дидактических установок на разработку содержания компетентностно-ориентированных заданий для периода обучения грамоте нет.


Проведенные нами исследования: анкетирование студентов, беседа с учителями-практиками – показали, что многие студенты не знают сущности компетентностно-ориентированного подхода в обучении и не имеют опыта составления коз для начальной школы.

Беседы с учителями дали нам возможность убедиться в том, что в своей практической деятельности они успешно используют проблемные вопросы и проблемные задачи, предлагаемые обновленным учебником «Азбука» В.Г.Горецкого (УМК «Школа России»). Компетентностно-ориентированные задания ими не используются, однако желание предложить учащимся работу с компететностно-ориентированными заданиями высказали все.

Таким образом, на основании изученных мнений учителей-практиков, студентов мы решили создать методические рекомендации по проектированию компетентностно-ориентированных заданий для периода обучения грамоте. Принципами отбора содержания и структуры названных методических рекомендаций мы выбрали:

1. Идею системно-деятельностного подхода, который является методологической основой «Азбуки», т.е. решили назвать проектируемые для периода обучения грамоте КОЗ по характеристике формируемых УУД: предметные, метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные; личностные.

2. С учетом возраста первоклассников формулировку «универсальные учебные действия» заменили на «установки»: предметные, коммуникативные, регулятивные и т. д.

3. В методические рекомендации мы включили не только примеры компетентностно-ориентированных заданий для разных периодов обучения грамоте, но и необходимый теоретический материал, по нашему мнению, важный для проектирования компетентностно-ориентированных заданий.

Мы надеемся, что подготовленный нами материал заинтересует учителей-практиков, студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах». Ждём Ваших предложений.












































1.Компетенции, формируемые в период обучения грамоте

Компетенция - то, чем нужно овладеть, чтобы выполнить ту или иную деятельность, готовность использовать знания, умения, обобщенные способы деятельности в реальной действительности. [5]. Компетентность – способность применять полученные знания, умения и готовность к действию, предполагающему постановку цели, планирование, организацию и осуществление, рефлексию [9].

Измененная структура «Азбуки» В.Г.Горецкого предполагает реализацию названных выше компетенций и компетеностей, а именно: новые темы каждого урока начинаются с целепологания (что узнают и чему научатся), такая формулировка повышает мотивацию, формирует личностные УУД. После изучения определённой темы в «Азбуке» идут рубрики: «Вспомним», «Проверь себя», «Проверим себя и оценим свои достижения», которые способствуют формированию регулятивных УУД. Для привития интереса к исследовательской деятельности, формирования познавательных УУД предлагаются задания на поиск информации, структурирование ее, построение речевого высказывания. В ходе выполнения подобных заданий первоклассники сотрудничают со сверстниками, членами семьи, учителем. Так формируются и коммуникативные УУД.

Таким образом, возможности содержания и структуры «Азбуки» достаточны для того, чтобы предлагать первоклассникам компетентностно-ориентированные задания для формирования самых разных установок: предметных, метапредметных, личностных.




2.Технология создания КОЗ

Технология, применительно к учебному процессу, предполагает набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. [1]. Технология создания коз для периода обучения грамоте должна предполагать деятельностный характер, моделировать практическую, жизненную ситуацию, строиться на актуальном для учащихся материале, а структура должна быть задана следующими элементами:

- стимул

- задачная формулировка

- бланк ответа

- источник информации

- инструмент проверки

В компетентностно-ориентированном задании стимул выполняет следующие функции: мотивирует обучающегося на выполнение задания, включает обучающегося в контекст задания. Стимул должен быть максимально кратким. В его содержание должна входить только та информация, которая поможет заинтересовать обучающегося в выполнении задания или облегчает понимание задачной формулировки.

Следующим элементом компетентностно-ориентированного задания является задачная формулировка. В задачной формулировке однозначно описывается та деятельность, которую должен совершить обучающийся. В задачной формулировке должны содержаться требования к способу представления результатов работы и однозначно трактоваться участниками образовательного процесса.

За задачной формулировкой следует бланк ответа, он задает структуру предъявления обучающимся результата своей деятельности по выполнению задания. Бланк ответа является обязательной частью компетентностно-ориентированного задания, выполнение которого требует демонстрации деятельности по структурированию информации. Бланк ответа принято размещать после задачной формулировки перед источником информации.

После бланка ответа принято размещать источник информации. Его назначение состоит в том, что он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению задания. Источник информации – ресурс для деятельности обучающегося. Самое главное требование к источнику информации – он должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности. Отбирая источник информации, важно помнить, чтобы он был интересен обучающимся и соответствовал их возрасту.

Последней частью в структуре компетентностно-ориентированного задания является инструмент проверки. Он позволяет оценить выполнение всех действий, предписанных в задачной формулировке. Инструмент проверки должен быть ориентирован на оценку тех действий, которые были предписаны в задачной формулировке [8].



3. Компетентностно-ориентированные задания для периода обучения грамоте.


На уроках в начальной школе, а особенно в период обучения грамоте, должны создаваться условия, способствующие поддержанию любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Учитель должен увидеть развивающий потенциал урока (развитие проблемно- творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, метапредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы) понимать, что знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире.

На таких уроках детское любопытство перерастает в любознательность - одну из главных составляющих творческой личности. Вводя ученика в мир и помогая освоиться в нем, учитель учит его быть не только потребителем, но и творцом.

Творцом становится младший школьник тогда, когда ему создается ситуация успеха, предлагается какая-то роль, возможность выбора себя в качестве действующего лица и др. Суть учебной ситуации есть триада “задача-диалог-игра”, т.е. учебный материал вводится в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для школьника, содержание и процесс усвоения приобретает форму диалога субъектов (учителя и учащегося). Учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра. Именно с этой целью современные методисты В.Г.Горецкий, Н.М. Белянкова [4] предлагают такие домашние ролевые игры, как « я учитель»

( выполняется ребёнком дома и родителями, когда ребёнок объясняет домашним изученное на уроке новое понятие, прочитанный текст, стихотворение, загадку….), «сам себе контролёр» (ученик без взрослых просматривает свою пропись и принимает решение улучшить письмо букв, буквосочетаний, слов, предложений)

На основании изложенных выше особенностей восприятия детьми сложного учебного материала в период обучения грамоте мы постарались мотивационные части и содержание компетентностно-ориентрированных заданий построить таким образом, чтобы детям было интересно их выполнять, чтобы они видели значимость выполняемого ими задания для жизни, для опыта. Реализация названных выше условий даёт возможность первокласснику осознать значимость личностных достижений в результате самостоятельно выполненного компетентностно-ориентированного задания.


3.1. Компетентностно-ориентированные задания на подготовительном этапе.

Подготовительный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его цель – мотивация к учебной деятельности, формирование представлений об «Азбуке» как учебной книге, понятиях речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение, знакомство с пятью гласными ( А, О, И, Ы, У). В этот же период идёт формирование умения в составлении схем предложений, слов, слого-звуковых моделей слова. Этот период нацелен на все три направления речевого развития: словарная работа, работа над словосочетанием, предложением, текстом. С первых уроков начинается реализация «Концепции духовно-наврственного развития и воспитания личности гражданина России»

Все перечисленные знания и умения, приобретаемые учащимися на подготовительном этапе обучения грамоте, следует считать ключевыми компетенциями, т. е основными, главными.

Приведём пример компетентностно - ориентированного задания по теме «Слог», которое можно использовать на этапе первичного закрепления полученного знания. Предлагаем вариант оформления компетентностно-ориентированного задания, которое либо печатается на карточках, либо выводится на большой экран, если учащиеся впервые знакомятся с правилами выполнения заданий такого типа. Учитель впервые говорит учащимся, что сегодня они попробуют выполнить задание, которое даст им возможность убедиться, настолько они были внимательны на уроке при изучении нового материала. Хорошо читающий ученик озвучивает текст задания.

Текст задания:

Ты из цветов составляешь букеты,

Подбирая цветок за цветком.

И душистое, свежее лето

С большой радостью входит в твой дом.

Далее учитель просит учащихся выполнить следующую часть задания:

- Распределите названия цветов по порядку, начиная со слова с большим количеством слогов. Я вам зачитаю материал, на котором помещены цветы и их названия. Этот материал будет называться – «Источник информации». Дети, кто из вас знает значение слова информация? Я посмотрела в «Толковый словарь» С.И.Ожегова, в котором дано определение значения слова информация, зачитаю вам его: Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством [6].

(На слайде появляются рисунки цветов ( или они напечатаны на карточках): ромашки, мака, колокольчика, лютика, под каждым рисунком их название)

-Ниже вы находите написанное жирным шрифтом слово «Ответ»

Ответ:

-Какое слово поместите в первую строчку, вторую, третью и четвёртую?

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

4. _____________________________

Учитель просит учащихся назвать слова каждой строчки (если кто-то из учащихся ошибается, то выслушиваются доказательства правильно выбранного ответа). Если все четыре строчки заполнены верно, то отвечающий получает 4 балла, по одному баллу снимается за каждую ошибку и 0 баллов получает тот, кто все задание выполнил неверно.

- На следующих уроках, когда вам будет предложено подобное задание, для самопроверки я выведу правильный ответ на слайд. Такой ответ будет называться «модельным». А теперь познакомьтесь с тем, как может выглядеть задание, предложенное вам для самостоятельного выполнения.


Компетентностно-ориентированное задание

Тема: «Слог»

Ф.И. .......................................................................................класс..........

Текст задания:

Ты из цветов составляешь букеты,

Подбирая цветок за цветком.

И душистое, свежее лето

С большой радостью входит в твой дом.

Распределите названия цветов по порядку, начиная со слова с большим количеством слогов.

Источник информации: рисунки цветов: ромашка, мак, колокольчик, лютик под каждым рисунком их название.


Ответ:

1. _____________________________

2. _____________________________

3. _____________________________

4. ____________________________


Цель выполнения компетентностно-ориентированного задания по теме «Слог» - проверка не только предметных установок, но и познавательных, т. к учащиеся должны показать умение пользоваться предложенным источником информации.



Для развития логического мышления, отработки понятия «родо-видовые отношения», а также проверки умения ориентироваться в слого - звуковых схемах можно предложить учащимся компетентностно-ориентированное задание комплексного характера на проверку следующих установок: познавательных (анализ, сравнение, синтез), коммуникативных (владение монологической, диалогической формами речи)

Тема: Звук и. Буква и. Второй урок. Закрепление изученного.

Стимул: Папа с сыном решили отремонтировать скворечники, которые остались после улетевших на юг скворцов. Многие из птичьих домиков следует просто отремонтировать, а некоторые надо заменить новыми. Папа отправил сына в свою мастерскую и попросил выбрать для работы подходящие инструменты.

Задачная формулировка:

  1. В парах выбрать из расположенных на рисунке предметов только те, которые могут пригодиться папе и сыну.

  2. К каждому слову, называющему выбранный инструмент, составьте звуковую модель.

  3. Приготовьте такой связный рассказ об одном из инструментов, не называя его, чтобы одноклассники узнали его по описанию.

Бланк ответа:

1.____________________________


2.____________________________


Источник информации: карточка с изображением пилы, молотка, клещей, рубанка, домика – скворечника, лопаты, граблей.


Инструмент проверки:

Модельный ответ для оценивания (первого и второго пунктов задачной формулировки)


1.Выбранные инструменты: пила, молоток, клещи рубанок.

2.Составленные схемы выглядят так:

` ` `

пила рубанок молоток

`

клещи


Все слова выбраны, верно - 4 балла

Все звуковые модели слов составлены, верно – 4 балла

1 балл - снимается за каждую допущенную ошибку

0 баллов – задание не выполнено


Аналитическая шкала для оценивания (третьего пункта задачной формулировки)

3.Рассказ учащихся будет представлять собой короткий текст-описание, дающий точное представление об инструменте (до этого урока у учащихся должно быть сформировано умение элементарного описания знакомого предмета).


Текст аналитической шкалы должен включать все параметры, подлежащие оцениванию.


НАПРИМЕР: Это предмет одежды. Очень мягкий и теплый. Его вяжут из ниток. Зимой часто мы им укутываем шею (шарф).


Критерии оценки устного рассказа:

  1. Рассказывает об инструменте, не называя его назначения – 1 балл

  2. Достаточно подробно описывает внешний вид инструмента – 2 балла (если описание недостаточно подробное – 1 балл)

  3. Имеет полное представление о назначении инструмента – 2 балла (имеет неполное представление о назначении предмета) – 1 балл


Суммирующее оценивание:

9 баллов – все задание выполнено, верно

8-7 баллов - при выполнении задания допущено одна или две ошибки

6-5 баллов – при выполнении задания допущено более двух ошибок

Если ученик набрал менее 4 баллов – задание считается невыполненным


3.2.Компетентностно-ориентированные задания на основном этапе.

Основной этап — самый объемный по совокупности решаемых задач — предусматривает знакомство с буквами, их функциями в языке, освоение норм русской графики, становление первоначального умения читать и писать.

Специфической особенностью данного этапа является непосредственное обучение чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями.


Пример компетентностно-ориентиррованного задания по теме «Согласные звуки [ф], [ф`], буквы Ф, ф», которое можно использовать на этапе проверки полученных знаний. Для осознанного восприятия текста детям предлагается словарь, в него включается «непонятные» для детей слова из текста.

Цель выполнения компетентностно ‑ ориентированного задания по теме «Согласные звуки [ф], [ф`], буквы Ф, ф» - проверка не только предметных, но и познавательных установок, т. к учащиеся должны показать умение пользоваться предложенным источником информации, анализировать предложенную информацию.


Словарь для учащихся перед чтением текста:

факир - бродячий фокусник

фокус - искусный трюк, основанный на обмане зрения при помощи ловкого, быстрого движения

фикус - тропическое вечнозелёное дерево с широкими овальными листьями

фиалка - травянистое растение с фиолетовыми, жёлтыми, белыми цветками
Стимул: Одна учительница предложила первоклассникам внимательно прочитать текст «Фокусник Федя», а потом выполнить задание. А вы с ним справитесь?

Задачная формулировка:
1.Прочтите текст. Выпишите только те слова, в которых буква ф обозначает [ф,]

2.Подчеркните в выписанных словах букву, указывающую на [ф,]

Бланк ответа:

................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................


Источники информации: карточки с текстом

Фокусник Федя

В лесу появилась фанерная афиша. На ней написано: «Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фо­тография без фотоаппарата!»

— Фи,— сказал филин Федя,— с волшеб­ным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус?

— У   меня,— сказала  медведица  и  прита­щила фикус в горшке.

—  Ставь на пенёк и давай сюда свой фар­тук!

Накрыл Федя фартуком фикус и громко сказал:

—  Фабэс, мабэс, палка, фикус стань фиал­кой! — потом как сдёрнет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фи­кус — пополам.

—  Я тебе за такой фокус знаешь, что сде­лаю? — взревела    медведица.— Поучись    сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!.. (Г.Юдин)


Инструмент проверки:

Модельный ответ:

Афиша, фикус, фиалка, фотография, филин, Федя

Критерии оценивания:

6 баллов – все слова подчеркнуты, верно

1 балл – снимается за каждое неподчеркнутое слово

0 баллов - задание выполнено неверно


Если ученик набрал менее 3 баллов – задание считается невыполненным


Для развития логического мышления, проверки умения ориентироваться в слого - звуковых схемах, проверки орфографической зоркости можно предложить учащимся компетентностно - ориентированное задание комплексного характера на проверку следующих установок: познавательных (анализ) и регулятивных связанных с умением находить ошибки и исправлять их.

Стимул: Один первоклассник выполнил домашнее задание по обучению грамоте и уверен, что сделал все правильно. Проверь себя, а ты справишься с выполнением такого задания?

Задачная формулировка:

1. Над каждым рисунком напечатай название животного, проговаривая каждое слово так, как оно пишется.

2.Соедини каждую схему со словом, к которому она относится.

Бланк ответа:

____________________________________________________


Источник информации: индивидуальная карточка с заданием










Инструмент проверки:

Модельный ответ:

1.Названия животных: осёл, кот, лиса, белка

2. Первая схема соединена со словом лиса, вторая – со словом осёл, третья – со словом кот, четвёртая со словом белка


Критерии оценивания:

Все названия выписаны в нужном порядке – 4 балла

Номера схем соответствуют эталону – 4 балла

1 балл – снимается за каждую допущенную ошибку

0 баллов - задание выполнено неверно

При изучении темы: «Согласные звуки [б], [б`], буквы Б, б» можно предложить учащимся компетентностно-ориентированное задание комплексного характера на проверку следующих установок: предметных (озаглавливать текст), познавательных (анализ, моделирование)

Стимул: Скоро Лилечка поедет на олимпиаду по русскому языку. Там будем много интересных заданий. Попробуй выполнить одно из них.

Задачная формулировка:

1.Внимательно прочитай текст. Озаглавь его.

2. Найди в тексте слова, обозначающие предмет и состоящие из двух слогов, выпиши их.

3. Сделай слого-звуковую модель слова белка

Бланк ответа:

1.Место для заголовка

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Выпиши слова:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.Место для схемы – модели:


………………………………………………………………….....


Источник информации: Азбука, часть 1, стр. 97.


Инструмент проверки:

Модельный ответ:

Слова: парке, липы, сосны, ветки, белка, клетке, воле.


Схема- модель:


Аналитическая шкала:

1.Заголовок отражает главную мысль текста – 2 балла

2.Выписаны слова: парке, липы, сосны, ветки, белка, клетке, воле – 7 баллов

3. Правильно составлена слого-звуковая схема слова белка -2 балла

1 балл - снимется за каждую допущенную ошибку

Если ученик набрал меньше 6 баллов - задание считается невыполненным


Суммирующее оценивание:

11 баллов - все задание выполнено, верно

10 – 9- баллов - при выполнении задания допущено одна или две ошибки

8-5 – баллов - при выполнении задания допущено более двух ошибок

Если ученик набрал менее 5 баллов – задание считается не выполненным


Пример компетентностно-ориентиррованного задания на проверку предметных установок: умение находить слова, имеющие только непарные согласные по звонкости/глухости.

Стимул: Мудрая сова прислала вам письмо с заданием из лесной школы. Давайте попробуем выполнить это задание.

Задачная формулировка:

1.Внимательно прочитай слова на карточке

2. Выпиши слова, в которых все согласные непарные по звонкости/глухости

Бланк ответа:

Выпиши слова: …………………………………………………………………………………………………………………………………………

Источник информации: индивидуальная карточка

мороз, море, чаща, айва, молоток, лимон, неделя, олень, озеро, мел.

Инструмент проверки:

Модельный ответ:

Море, чаща, лимон, олень, мел.

Критерии оценивания:

5 баллов – слова выписаны в соответствии с заданием

1 балл – снимается за каждую допущенную ошибку

0 баллов – если хотя бы одно слово не выписано или одно лишнее


3.3.Компетентностно-ориентированные задания на заключительном этапе

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. Цель обучения грамоте на данном этапе заключается в осуществлении постепенного перехода к чтению целыми словами, формированию умения читать про себя, развитию и совершенствованию процессов сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.


Пример компетентностно-ориентированного задания по теме урока « Одна у человека мать – одна и родина» на проверку личностных установок. Данное задание можно использовать на этапе мониторинга полученного знания. Для осознанного понимания текста детям предлагается словарь.


Словарь для учащихся перед чтением текста:

испокон веку – так было всегда, сначала века

Стимул: Петя и Серёжа поспорили: Петя сказал, что Россия – это наша Родина, а Серёжа возразил ему. Он сказал, что Россия – это наше Отечество. Для разрешения спора мальчики обратились к учителю, он предложил им прочитать текст в Азбуке «Наше Отечество». Помоги друзьям ответить на спорный вопрос.

Задачная формулировка:
1. Внимательно прочитайте текст.

2. Прочитайте данные на карточке слова, обсудите с соседом значение каждого.

3. Соедини слово Отечество с теми словами, которые близки к нему по смыслу

4.Допиши свое слово, смысл которого близок к слову Отчество



Бланк ответа:

Мать

Отчизна

Область

Русь

Отечество

Родина

Край

Город

Россия

Чужбина

Впиши свое слово:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

Источники информации: Азбука, часть 2, страницы 86-87; карточка со словами

Инструмент проверки:

Модельный ответ:

Отчизна, Родина, Русь, Россия

Варианты слов, которые могут написать дети:

Государство, держава, страна.

Критерии оценивания:

Слова выписаны в соответствии с заданием – 4 баллов

За каждое невыписанное слово снимается – 1 балл

Слово, близкое по смыслу, дописано – 2 балла

Задание считается выполненным, если ученик набрал 6 баллов

Если ученик набрал меньше 3 баллов, задание считается невыполненным

При изучении рассказа Е.И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»» можно предложить учащимся компетентностно-ориентированное задание комплексного характера на проверку следующих установок: познавательных (анализ, осознанное построение речевого высказывания в письменной форме), коммуникативных (умение выражать своё мнение по прочитанному произведению, умение принимать точку зрения другого человека)

Стимул: Мы с вами прочитали и проанализировали рассказ Е.И. Чарушина « Как мальчик Женя научился говорить букву «р» ». Другие ребята тоже читали этот рассказ. Познакомьтесь с мнениями ребят и выкажите свою точку зрения.

Задачная формулировка:
1. Открой вторую часть «Азбуки» на страницах 84-85, внимательно прочти текст.

2.Посмотри, какое мнение об этом тексте высказали ребята, согласись с их мнением или выскажи своё собственное.


Бланк ответа:

Юля: Я думаю, что Женя напрасно так мучался, учась выговаривать букву «р». Он всё равно насмешил ребят, сказав Павррруша.

Серёжа: Молодец Женя, он проявил замечательную черту характера – настойчивость. Только трудом можно добиться результатов в любом деле.

Толя: Каким внимательным оказался Женя. Он же услышал, какой звук получается у вороны. Оказывается, и у птиц можно чему-то научиться.

Если вы согласны с каким-то высказываемся, то подчеркните имя ученика зелёным карандашом или фломастером.

Если нет, напиши своё мнение

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Источники информации: Азбука, часть 2 , страницы 84-85.

Инструмент проверки

Модельный ответ:

Правильный ответ:

Серёжа: Молодец Женя, он проявил замечательную черту характера – настойчивость. Только трудом можно добиться результатов в любом деле.

Другие варианты правильного ответа:

-Женя очень упорно старался научиться говорить букву «р», поэтому у него это получилось.

-Женя добился результата, потому что был очень настойчивым.

Критерии оценивания:

Верный ответ: 5 баллов

Частично верный ответ: 3 балла

Если учащийся высказал свое мнение по прочитанному, он получает 2 балла

Неверный ответ: 0 баллов

4.Варианты оценивания результатов выполнения компетентностно-ориентированных заданий

Инструментом проверки могут быть:

Ключ – как правило, используется для тестовых заданий закрытого типа. Предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор).

Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. Состоит из следующих элементов: пример формулировки правильного ответа, другие формулировки правильного ответа, примеры ответов, которые частично верны, подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ). Модельный ответ должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задачной формулировке.

Аналитическая шкала – используется для открытых заданий с развёрнутым ответом. Описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров. В параметры аналитической шкалы могут быть включены: параметры единой шкалы (предъявляют общие требования к развёрнутому ответу в целом), параметры специфической шкалы (для конкретного тестового задания и уточняющие единую шкалу по отдельным параметрам). Единая шкала позволяет обеспечить единообразный подход к оцениванию письменных/устных открытых ответов. Специфическая шкала детализирует общие требования, представляя их в виде критериев оценки конкретного тестового задания и регулируется его содержанием.

Оценка компетентностно-ориентированных заданий осуществляется путём подсчёта баллов, полученных учеником в ходе выполнения задания. Количество баллов эквивалентно цифровой отметке.


Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы, проектирование компетентностно-ориентированных заданий, их апробация позволили нам в самом общем виде кратко сформулировать основные положения методических рекомендаций по составлению компетентностно-ориентированных заданий для периода обучения грамоте:

1.Определиться с формируемой одной компетенцией или комплексам компетенций на данном этапе обучения (конкретном занятии).

2. Прогнозировать и прописывать планируемый результат с позиции компетенций.

3. Определить содержание предлагаемого задания.

4.Грамотно формулировать компетентностно - ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание той или иной компетенции.

5. Выбрать этап урока, наиболее благоприятный и целесообразный для включения данного задания.

6.Выбрать формы работы учащихся на уроке, способствующие созданию условий для формирования той или иной компетенции.

7. При оценивании компетентностно-ориентированных заданий учитывать возрастные особенности учащихся.

Таким образом, применение КОЗов на уроке позволяет учителю одновременно решить несколько задач: оценить уровень развития предметных знаний и умений, уровень развития общеучебных умении и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи), способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели, формировать познавательный интерес к предмету.












Список источников
  1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Е.С.Антонова, С.В. Боброва. – М.: Академия, 2013. – 448с.

  2. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 /В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. - М.: Просвещение, 2011. – 128с.

  3. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 /В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. - М.: Просвещение, 2011. – 112с.

  4. Горецкий, В.Г, Белянкова, Н.М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками.1 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.Г.Горецкий, Н.М.Белянкова – М.: Просвещение,2012.- 301с.

  5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/О.Е.Лебедев//Школьные технологии.- 2004.- № 5.- с.3-6

  6. Ожегов,С.И. Толковый словарь русского языка/ И.С.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: Азбуковник, 2000.-940с.

  7. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой [и др.]. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

  8. Попович, И.Ю. Технология создания компетентностно-ориентированных заданий [Текст]/И.Ю. Попович//Начальная школа.- 2014.-№ 1.- с. 47 – 53

  9. Фасоля, А.Н. Компетентностно ориентированные задачи [Текст]: проблемы терминологии, типологии и создания / А.Н. Фасоля // География. – 2015. – № 11. – с.12 -17

  10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/А.В.Хуторской//Интернет- журнал «Эйдос» . -2002.- с. 21-23











Сохранить у себя:
Методические рекомендации к разработке компетентностно-ориентированных заданий по «Азбуке» В.Г.Горецкого

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки