Методические рекомендации
Изучение вопросов культуры на уроках истории
Модернизация российского образования, концепция профильного образования, расширение информационного поля, появление различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого привели к изменению целей общего образования. Сегодня оно направленно на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, социализации личности, подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Основной целью исторического образования сегодня является не только выявление и изучение основных закономерностей развития общества, но и общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, включающее в себя практическую подготовку к жизни в определённом культурном пространстве: городе, стране, мире. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации.
Современному молодому человеку для самореализации необходимо понимание многомерности, многоаспектности, значимости окружающего культурного пространства, умение продуктивно пользоваться культурным наследием. Всё большее внимание уделяется социальной истории, истории культуры и быта людей и — шире — к проблемам общественного сознания: это позволяет соотносить прошлое, настоящее и будущее, видеть роль отдельного человека в развитии общества.
Много вопросов по разделу « Культура» содержится и в ЕГЭ. Материал, который содержится в современных школьных учебниках, зачастую очень объёмен, а количество часов, которые мы можем затратить на изучение данной темы по-прежнему не велико. Поэтому и сейчас проблема преподавания вопросов культуры на уроках истории остается актуальной.
Данную проблему можно попробовать решить использованием на уроках различных методик, позволяющих задействовать различные каналы получения информации учащимися, развивать познавательный интерес и творческий потенциал учащихся.
В настоящее время методистами разработаны эффективные образовательные технологии и методы:
- Развивающие технологии обучения (метод постановки учебных задач, исследовательский подход «Обучение через открытие», коммуникативный или дискуссионный подход, групповой.)
- Творческие задания и игровая деятельность (мысленное путешествие в прошлое, игры), системно - деятельный подход.
- Кейс - технологии (метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач- ситуаций «решение кейсов»)
- Технология критического мышления (постановка вопросов, уяснение проблем и убедительная аргументация - «Вызов – Осмысление – Рефлексия»)
- Интерактивное обучение ( « Корзина идей», «Мозговой штурм», «Составление Кластера», « Архивариус», « От благодарных потомков…», « Шесть шляп мышления», « Адвокат», « Представление к награждению», « ПОПС – формула», «Фишбоун- (Рыбий скелет) и т.д.)
- Проектная деятельность ( « пять « П»», организация самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата).
- Модульная технология (блочное «модульное» построение учебного материала).
- Проблемное обучение (создание проблемной ситуации, доказательства учащимися правильности выбранного решения)
- Экскурсия как метод опытно-экспериментальной деятельности (в том числе и виртуальной в сети Интернет)
Формы работы учеников: работа с книгой, поиск информации в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw)
Что могло бы сделать изучение культуры на уроках истории более интересным? Подробнее рассмотрим применение некоторых из них.
1.Игра является одним из современных средств обучения. Обучение в игре происходит незаметно для школьников. Усвоение знаний осуществляется через практику, учащиеся рассматривают изучаемый материал с различных сторон, выстраивая логические ряды. На уроке-игре ученики активизируются, дают развёрнутые ответы, оперируют понятиями, анализируют исторические ситуации и факты. В ходе игры учебная цель предстаёт перед нами в виде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать или составить кроссворд. Игры можно использовать на разных этапах урока. Игра « Три предложения» очень хорошо помогает закрепить пройденный материал. Ученикам предлагается передать содержание урока тремя простыми предложениями. Релаксационные игры- паузы: «Блеф – клуб (Верители вы что…), «Самый умный ученик».
Элементы театрализованных игр используются на уроках особенно активно в среднем звене, в силу возрастных особенностей. При изучении истории Древнего мира очень популярны уроки- путешествия в Древний Египет, Междуречье Китай, Грецию, Рим и т.д. При этом используются наглядные пособия, изготовленные самими детьми. Это предметы повседневного быта, одежда орудия труда и оружие, карты и т.п. Увлекательно проходит игра « Откуда это?», в которой по различным предметам определяется где? когда? для чего? почему? были изобретены эти предметы и как использовались.
2.Учитывая эмоциональное отношение к деятельности в этом возрасте, применяю персонификацию в форме мини-сочинений «Один день из жизни средневекового… крестьянина (рыцаря, купца и т.д.)», «Как я был участником (зрителем) Олимпийских игр в древней Греции». Помогает слышать голоса прошлого диалог культур (реставрация и реконструкция гербов, гимнов, молитв богам древнего Египта, Греции), воображаемое или заочное путешествие «Как я побывал в средневековом городе», «Экскурсия по средневековому городу». Включать поиск в задания по работе с картами, картинами, иллюстрациями, например: написать сочинение по картине, дать название картине, придумать за действующих лиц возможные диалоги. Дифференцировать самостоятельную работу, домашние задания. В процессе итоговой проверки по теме или по курсу предлагать тестовые задания на опознание, различение, соответствие, подстановку, алгоритм.
3. Особенностью преподавания вопросов культуры в старших классах является применение таких форм уроков, как диспуты, заседаний «круглых столов», семинары, которые стимулируют более глубокое изучение истории, развивают критическое мышление, гражданскую культуру, умение слышать точку зрения оппонента и отстаивать свою.
Например - урок-заседание «круглого стола», беседа с обсуждением темы « Противоречивость культурной жизни страны 30-е гг.20века» на котором вырабатываются умения анализировать проблемы с различных точек зрения, попытка учащихся понять роль культа личности Сталина в культурной жизни страны. Работа с документами, с историческими источниками, использование высказываний выдающихся зарубежных и советских политических деятелей об этой эпохе. (Черчилль, Ш. де Голль, Молотов, Хрущёв и др.).
4. Новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники получают навыки исследовательской деятельности, осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Результаты проектов могут быть самыми разнообразными – от разработанного маршрута экскурсии (маршрутного листа), социологического опроса, бизнес-плана, социальной рекламы, стенгазеты до театрализации, ролевых игр, видеоклипов и фильмов. На уроках истории, обществознания, мировой художественной культуры применяются различные виды проектов.
а) Мини-проекты в формате «мозгового штурма», анализа документальных источников и произведений искусства (на уроках по мировой художественной культуре). Например, урок по теме «Язык живописи» (или язык графики, скульптуры и т.д.) в 10-м классе. На уроках обществознания по темам «Политика как деятельность», «Наука и ее роль в современном мире», «Предпринимательство» ставятся перед учениками задача – создать модель современного политика, ученого, предпринимателя. Работа организуется по группам, итогом которой является представление своих проектов учащимися и их обсуждение.
б) Проекты средней продолжительности по темам о культуре, эпохе, либо о цивилизациях целесообразнее использовать во внеурочное время, а на уроках представлять только их защиту (презентацию), так как подробное изучение этих тем ограничено учебным временем. Ребятам предлагается образовать группы по интересу к какой-либо проблеме, погрузиться в эпоху, а на защите раскрыть этот вопрос более полно и углубленно, нежели он предложен в учебнике. Каждая группа готовит свой вопрос, в итоге учащиеся получают целостное и образное представление об эпохе, цивилизации или культуре определенного народа в конкретный период. Например, при изучении темы «Советская культура 60-80-х годов ХХ века» в курсе истории России в 11-м классе предлагаются темы: «Сибирская наука», «Советский кинематограф», «Советский спорт – достижения и провалы», «Литература - запрещенная и разрешенная», «Музыка 60-80-х годов» и другие и ставится проблемный вопрос для всех «А был ли застой в данной сфере культуры?», на который каждая группа отвечает своим содержанием.
в) Длительные (или долгосрочные) проекты по проведению ученического исследования по проблеме (ученический реферат исследовательского характера), на которые отводится период от одной четверти до года. К долгосрочным проектам можно отнести урок обобщения по теме «Русская культура первой половины ХIХ века» в 8-м классе, на котором ребята представляют свои творческие ролево-игровые проекты. Также видом коллективного долгосрочного проекта может быть урок-суд, урок-свадьба. Можно классифицировать проекты на индивидуальные (реферат, мультимедийная презентация), парные и групповые (проекты-инсценировки, ролево-игровые или творческие по какой либо эпохе, цивилизации). Деятельность учащихся оформляется в виде какой-либо продукции (ролик, видеофильм, журнал, сценарий, сайт), сопровождается пояснительной запиской, в которой указываются тема, цели, задачи, форма представления (защиты) и краткая аннотация (описание содержания).
5. Очень важным является использование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этом происходит интеграция различных школьных предметов: литературы, истории, музыки, изобразительного искусства и т.д. Так, при изучении темы « Культура России во второй половине 18 века», Мир художественной культуры эпохи Возрождения в 7 классе, « Серебряный век русской культуры. Искусство серебряного века в 9 классе происходит процесс интегрирования с уроками МХК, литературы, музыки.
6. Информационные технологии позволяют по- новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Они предоставляют возможность учителю и учащимся использовать самые различные источники информации, возможность в деталях более целостно представить изучаемый период, формировать образное представление об исторической эпохе.
Красочные презентации, слайды, картины, музыкальные и художественные произведения, исторические фильмы и видеофрагменты, биографии и портреты исторических деятелей, памятники культуры и зодчества – всё это легко сейчас найти в Интернете и подготовить сообщение на любую тему, как учителю, так и ученикам. Важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий, формировании умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, умение учиться. Опыт работы показал, что у школьников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы. Продуктивность обучения при работе с презентациями на уроках истории по изучению культуры в 5-11 классах гораздо выше, чем при использовании традиционных видов наглядности, поскольку презентация позволяет представить изучаемый объект в различных форматах (в натуральную величину, фрагментарно), выделить важные мелкие детали изображения. Основу содержания урока составляют слайды с текстом и графикой, видео- и аудиоматериалами, используемыми комплексно, в старших классах презентации используются в более сложной форме - проектных технологий: зрительный ряд имеет музыкальное сопровождение, его могут дополнять текстовые и графические компоненты (схемы, диаграммы, таблицы). Готовя презентацию, учащийся становится исследователем и творцом, формируются учебные навыки и умения. Публичная демонстрация итогов проекта в виде презентаций крайне важна для подросткового и юношеского возраста, поскольку презентация является результатом самостоятельной творческой работы учащегося и тем самым подтверждает значимость, компетентность и успешность тех, кто ее подготовил. Представляется, что презентация - одна из оптимальных форм предъявления работы, которая позволяет выстраивать учащемуся свой ответ, опираясь на визуальные образы и проявляя собственную индивидуальность. Наконец, в процессе подготовки и проведения презентаций формируются и развиваются презентационные умения учащихся: достаточно полно, предельно лаконично раскрывать тему и показывать итоги работы, демонстрируя собственный путь решения задачи. Например - «Застольные и кулинарные традиции допетровского времени». Можно предложить проблемный комментарий к натюрмортам И.И.Машкова и В.Ф. Стожарова, затрагивающим тему древнерусской кухни, а также проследить языческие корни различных блюд, посуды и застольных обрядов. Учащимся (в процессе демонстрации презентации) предлагаются вопросы и задания : Какие элементы повседневной жизни вошли в жилище наших предков после Крещения Руси? Составьте меню боярина и крестьянина, меню царского и боярского пира - в постный и скоромный дни. Какие правила и обряды должен был знать гость допетровского времени? Найдите в современном русском языке крылатые выражения, связанные с одеждой славян, и объясните их происхождение и смысл. Составьте список вещей и продуктов, используемых на старинной свадьбе, и объясните их символическое значение, начертите реконструкцию боярского дома и двора и обозначьте на плане все их элементы.
Интернет-ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать и совершить виртуальную экскурсию, путешествие во времени и пространстве, непосредственно на уроке. Посетить художественные музеи всего мира, полюбоваться памятниками архитектуры и искусства в масштабе реального времени помогает использование интерактивной доски и Интернет.
Главная цель всех педагогических технологий, методов и приёмов – научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результат своей работы. Нельзя не согласиться со словами Д.Максвелла: « Нет лучше метода сообщений уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах»
Подводя итоги можно сделать вывод о том,что главной задачей учителя истории в изучении вопросов культуры является:
Повышать познавательный интерес у учащихся, способствовать всестороннему развитию личности, создавать условия для творческого потенциала.
Научить понимать ценность культурного наследия своей страны, своего края, цивилизации в целом.
Ценить духовные и материальные богатства общества, оставленные нам нашими предками, воспитание патриотизма, гордости, чувства «сопричастности « к культурному пространству и практическое применение полученных знаний.
Стремиться к установлению межпредметных и межкурсовых связей.
Воспитывать сознательное отношение к обучению,умение самостоятельно находить информацию, самоуважение,способствовать формированию чувства «успешности»
Получать удовлетворение от совместной учебной деятельности!
ВИДЫ РАБОТ
1.Беседа по вопросам. Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают
Назовите художественный стиль, господствовавший в
литературе и живописи второй половины XIX в?(критический реализм)
Назовите произведения написанные в стиле критического реализма? (“Три сестры”, “Вишнёвый сад” А.П.Чехова; “Отцы и дети” И.С. Тургенева и т.д.)
Как называлось Товарищество русских художников второй половины XIX в. и почему?(Могучая кучка)
4. Кого из русских композиторов принято считать основателем “Могучей кучки”? (М.А. Балакирев)
5. Открытие памятника, работы какого скульптора считается выдающимся событием 1880 г(Памятника А.С. Пушкинау в Москве в июне 1880 г. Автор памятника скульптор А.М. Опекушин
2.Видео презентация «Развитие науки во 2 пол. 19 в.» длительностью 1 мин. 4 сек. (обучающиеся работают в парах и по мере прослушивания приводят таблицу в соответствие с материалом видеопрезентац
3. Схема: «Характеристика народного характера культуры второй пол. 19 века»
4.Творческое задание -заполнить кроссворд
| 3. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| 6. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| 5. |
| 2. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
|
|
| 4. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| 5. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 6. | 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
|
|
|
|
|
|
| 8. |
|
|
|
|
|
| 7. |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| 4. |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| 9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| 11. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
По горизонтали:
1.Крупнейшее событие российской культуры середины XVI века, произошедшее по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви.
2.Тверской купец, издавший путевые заметки своего многолетнего путешествия по Востоку.
3.В XIV веке на Русь стали ввозить более удобный материал для письма, чем береста и значительно более дешевый, чем пергамент.
4.Богатый гость, герой новгородского былинного эпоса.
5. Сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории.
6.Появившийся в XVIвеке литературный жанр, посвященный политическим вопросам.
7. Героиня исторической песни, простая женщина, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город.
8. Техника письма, при которой буквы пишутся долее бегло и свободно.
9. Первая общерусская летопись, составленная в Москве, преодолевшая местные интересы и ставшая на позиции единства Руси.
10.Первый типографский мастер и литературный критик на Руси, выпустивший первую русскую книгу.
11. Страна, с которой у Руси были наиболее успешные культурные контакты.
12.Название поэмы, в которой СафонийРязанец восславил Куликовскую битву.
По вертикали:
1.Герой-богатырь воинской повести о разорении Рязани Батыем, который вместе со своим отрядом наводил ужас на врага.
2.Техника письма, при которой буквы почти квадратной формы выписываются с необычайной точностью и торжественностью.
3.Помощник первого типографского мастера, выпустившего первую русскую книгу.
4.Литературный жанр, в котором писал свои путевые заметки тверской купец, путешествовавший по Востоку.
5.Книга для обучения грамоте, изданная в 1565 году.
6. Любимый герой былинного эпоса времен Киевской Руси.
7. Первая русская книга.
8. Один из самых интересных публицистов XVI века, который в своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, предлагал проекты реформ.
Ответы:
| 3.м |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| с |
| 6.в |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| т | л |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.к | н | и | г | о | п | е | ч | а | т | а | н | и | е |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| с |
|
| д |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| л |
| 5.ч |
| 2.н | и | к | и | т | и | н | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 3.б | у | м | а | г | а |
| а |
| м |
| 8.п |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.к |
| в |
| 4.с | а | д | к | о |
| и | е | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о | е |
| о |
| 5.х | р | о | н | о | г | р | а | ф | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
л |
| 6.п | 2.у | б | л | и | ц | и | с | т | и | к | а |
| е |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о |
| с |
| л |
|
| с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.а | в | д | о | т | ь | я |
| 8.п | о | л | у | у | с | т | 7.а | в |
| в |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| р |
| а |
|
| в |
|
|
| п |
|
| е |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а |
| в |
| 4.х | е |
| о | т |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
т |
|
| 9.т | р | о | и | ц | к | а | я | с | о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ж |
|
| т |
|
| в |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 10.ф | е | д | о | р | о | в |
| о |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| е |
| 11.и | т | а | л | и | я |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.з | а | д | о | н | щ | и | н | а |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| и |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
я |
|
|
5.Задание по выбору:
*Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального дворянина, впервые попавшего на ассамблею.
*Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте презентацию по теме «Мода Петровской эпохи».
*Подберите дополнительный материал и иллюстрации по истории традиций и обычаев родного края XVIII в. Составьте список литературы, ресурсов Интернета по этой теме.
6.
7.Работа с иллюстративным материалом