Методические рекомендации для педагогов по проведению уроков с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях Кумторкалинского района РД

"Тюбинская средняя общеобразовательная школа" Кумторкалинского района РД

Содержимое разработки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КУМТОРКАЛИНСКОГО РАЙОНА РД

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

КУМТОРКАЛИНСКОГО РАЙОНА РД

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
  • приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • приказом Минобрнауки России от 09 июня 2016 года № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы»
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

  • приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № 2Д-39/04)
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Администрация образовательной организации

Администрация образовательной организации

  • разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации дистанционного обучения издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за удаленное взаимодействие формирует расписания занятий осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий осуществляет учет обучающихся и результатов образовательного процесса в электронной форме организует для учеников 1-4 классов работу дежурных групп численностью не более 15 обучающихся
  • разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации дистанционного обучения
  • издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за удаленное взаимодействие
  • формирует расписания занятий
  • осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя
  • разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся
  • информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий
  • осуществляет учет обучающихся и результатов образовательного процесса в электронной форме
  • организует для учеников 1-4 классов работу дежурных групп численностью не более 15 обучающихся
Классный руководитель

Классный руководитель

  • осуществляет учет обучающихся осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками. Не реже 1 раза в два дня (а в 5-6 классах чаще) проводит «видео часы общения» (20-30 минут) с учащимися класса. Определяет (совместно с психологом) тематику внеурочных мероприятий для формирования учебной мотивации обучающихся, поддержки и формирования учебной самостоятельности выражает свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций и др.
  • осуществляет учет обучающихся
  • осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся
  • осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками. Не реже 1 раза в два дня (а в 5-6 классах чаще) проводит «видео часы общения» (20-30 минут) с учащимися класса. Определяет (совместно с психологом) тематику внеурочных мероприятий для формирования учебной мотивации обучающихся, поддержки и формирования учебной самостоятельности
  • выражает свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций и др.
  • объясняет родителям о необходимости усиления их функций при переходе школы на дистанционную форму обучения
Учитель-предметник

Учитель-предметник

  • определяет набор электронных ресурсов и приложений, планирует свою педагогическую деятельность определяет средства коммуникации, формат проведения видео уроков, периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания, перечень учебной литературы, дополнительных источников, способы организации обратной связи, рефлексии определяет учебный материал для своего учебного предмета проводит корректировку рабочих программ, предусмотрев три блока: аудиторное обучение, обучение с применением дистанционных образовательных технологий, режим консультаций для обучающихся определяет допустимый объём домашних заданий на неделю-две определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием
  • определяет набор электронных ресурсов и приложений, планирует свою педагогическую деятельность
  • определяет средства коммуникации, формат проведения видео уроков, периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания, перечень учебной литературы, дополнительных источников, способы организации обратной связи, рефлексии
  • определяет учебный материал для своего учебного предмета
  • проводит корректировку рабочих программ, предусмотрев три блока: аудиторное обучение, обучение с применением дистанционных образовательных технологий, режим консультаций для обучающихся
  • определяет допустимый объём домашних заданий на неделю-две
  • определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием
Учитель-предметник

Учитель-предметник

  • определяет длительность урока, соблюдая нормативные требования (СанПиН):
  • определяет длительность урока, соблюдая нормативные требования (СанПиН):
  • 1-х классов – 10 мин.
  • 2-5-х классов – 15 мин.
  • 6-7-х классов – 20 мин.
  • 8-9-х классов – 25 мин.
  • 10-11-х классов – 30 мин. получает ссылку, пароль и логин для работы в системе АИС «Образование», осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся и фиксирует результаты в электронном дневнике и электронном журнале формирует темы занятий в электронном журнале определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей
  • получает ссылку, пароль и логин для работы в системе АИС «Образование», осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся и фиксирует результаты в электронном дневнике и электронном журнале
  • формирует темы занятий в электронном журнале
  • определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей
Учитель-предметник

Учитель-предметник

  • прописывает в Системе к каждой теме урока задания для самостоятельной работы ученика
  • прописывает в Системе к каждой теме урока задания для самостоятельной работы ученика
  • предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием уроков
  • предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием уроков
  • проверяет выполненные задания и ставит оценку в Системе
  • проверяет выполненные задания и ставит оценку в Системе
  • собирает цифровой след (фиксацию фактов деятельности учителя и обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие проекты)
  • собирает цифровой след (фиксацию фактов деятельности учителя и обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие проекты)
Ответственный за дистанционное обучение в образовательной организации

Ответственный за дистанционное обучение в образовательной организации

  • проводит мониторинг обеспеченности доступа педагогического состава к персональным компьютерам с выходом в сеть Интернет
  • запрашивает пароли и логины у администратора системы АИС «Образование» организует работу «горячей линии» производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий на регулярной основе производит контроль взаимодействия классных руководителей с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта
  • запрашивает пароли и логины у администратора системы АИС «Образование»
  • организует работу «горячей линии»
  • производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий
  • на регулярной основе производит контроль взаимодействия классных руководителей с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта
Иные действия при переходе  на дистанционное обучение

Иные действия при переходе на дистанционное обучение

  • Документальное подтверждение выбора родителями (законными представителями) формы дистанционного обучения и представление его любым доступным способом
  • Образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция,онлайн консультация), технических средств обучения
  • В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных образовательных ресурсов
  • Предусмотреть возможность использования базы данных с готовым материалом, образовательных контентов, в том числе персональных сайтов педагогов или образовательных платформ., в том числе с использованием программ Skype, WhatsApp, Zoom
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Действия педагога при переходе на дистанционное обучение   1. Выбрать способ проведения занятий с учетом результатов мониторинга технической готовности к переходу на дистанционное обучение 2. Сформировать учебный материал 3. Определить формат взаимодействия с учениками 4. Определить способ организации обратной связи и контроля 5. Организовать работу в АИС «Образование» 6. Проанализировать проблемы дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления

Действия педагога при переходе на дистанционное обучение

  1. Выбрать способ проведения занятий с учетом результатов мониторинга технической готовности к переходу на дистанционное обучение

2. Сформировать учебный материал

3. Определить формат взаимодействия с учениками

4. Определить способ организации обратной связи и контроля

5. Организовать работу в АИС «Образование»

6. Проанализировать проблемы дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления

Выбор способа проведения занятий В зависимости от технических возможностей различают 2 способа проведения дистанционных занятий: 1. Занятия с применением кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных и электронных носителях). Учащийся должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом 2. Онлайн занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Учащийся должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес.

Выбор способа проведения занятий

В зависимости от технических возможностей различают 2 способа проведения дистанционных занятий:

1. Занятия с применением кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных и электронных носителях). Учащийся должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом

2. Онлайн занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Учащийся должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес.

Наличие условий у ученика Способ проведения занятий 1-4 классы компьютер и Интернет только компьютер Онлайн занятия или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей) 5-11 классы Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей) Онлайн занятия только мобильный интернет Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи Кейс-технологии, онлайн чаты, работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей) нет условий Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей) Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи Кейс-технологии (материалы на бумажном носителе) и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи

Наличие условий у ученика

Способ проведения занятий

1-4 классы

компьютер и Интернет

только компьютер

Онлайн занятия или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)

5-11 классы

Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)

Онлайн занятия

только мобильный интернет

Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи

Кейс-технологии, онлайн чаты, работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)

нет условий

Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)

Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи

Кейс-технологии (материалы на бумажном носителе) и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи

Формирование учебного материала В структуру материала должны входить следующие содержательные компоненты:

Формирование учебного материала

В структуру материала должны входить следующие содержательные компоненты:

  • учебный материал, включая необходимые иллюстрации
  • инструкции по его освоению
  • вопросы и тренировочные задания
  • контрольные задания и пояснения к их выполнению
При подготовке к дистанционным занятиям учителю рекомендуется ответить на вопросы: какие результаты должны быть достигнуты обучающимся? каким образом эти результаты должны быть достигнуты? как организовать педагогическое сопровождение усвоения материала? какие методы контроля достижения результатов будут применены?

При подготовке к дистанционным занятиям учителю рекомендуется ответить на вопросы:

  • какие результаты должны быть достигнуты обучающимся?
  • каким образом эти результаты должны быть достигнуты?
  • как организовать педагогическое сопровождение усвоения материала?
  • какие методы контроля достижения результатов будут применены?

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – это наиболее действенный способ вовлечения ученика в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ позволяет определить эмоциональное состояние ученика, степень его вовлеченности в процесс обучения, степень освоения изучаемого материала Для обратной связи используются:

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – это наиболее действенный способ вовлечения ученика в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ позволяет определить эмоциональное состояние ученика, степень его вовлеченности в процесс обучения, степень освоения изучаемого материала

Для обратной связи используются:

  • чаты
  • форумы
  • кейсы
  • творческие задания
  • проекты
  • другие интерактивные форматы
Определение формата взаимодействия с учениками

Определение формата взаимодействия с учениками

  • Уроки необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня
  • При выборе форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения ученика за экраном компьютера
  • Видеоурок позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Ученик может просмотреть видеоурок в любое время (офлайн режим)
  • Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов)
  • Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфографика), который может использовать в учебных целях
К основным сложностям дистанционного обучения относят: 1. Отсутствие живого контакта между педагогом и обучаемым Решение: организация онлайн общения с учениками и проведение индивидуальных консультаций 2. Отсутствие живого общения между обучаемыми Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях 3. Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов 4. Ученики должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет) Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций 5. Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами

К основным сложностям дистанционного обучения относят:

1. Отсутствие живого контакта между педагогом и обучаемым

Решение: организация онлайн общения с учениками и проведение индивидуальных консультаций

2. Отсутствие живого общения между обучаемыми

Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях

3. Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала

Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов

4. Ученики должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет)

Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций

5. Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения

Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами

План урока при наличии условий проведения онлайн занятий (1-2 раза в неделю)

Элементы структуры урока

Организационный момент

Время, мин.

Формат взаимодействия

2

Объяснение материала

10

Групповой чат,

Деятельность преподавателя

Закрепление полученных

Подведение итогов урока

10

Онлайн лекция,

Перекличка, проверка готовности учеников к уроку

Деятельность обучающегося

ВКС

знаний

Ответы на вопросы педагога

Видеоурок,

7

Задание на самостоятельную работу (в случае использования интерактивной платформы, ссылки на задание)

Объяснение материала

Домашнее задание

Ответы на возникающие вопросы

Фрагмент интерактивного курса

Групповой чат,

Ознакомление с материалом

1

Обобщение знаний, фронтальный опрос, включающий вопросы на рефлексию

ВКС

Самостоятельная работа

Групповой чат,

Ответы на вопросы педагога

Интерактивная платформа

Выдача домашнего задания с указанием сроков выполнения и с наличием проверки обратной связи (рефлексия, творческое задание и пр.)

(с фиксацией в АИС «Образование»)

Фиксирует домашнее, сроки его выполнения и задает уточняющие вопросы педагогу

План урока при отсутствии условий проведения

онлайн занятий

Элементы структуры урока

Время, мин.

Организационный момент

2

Формат взаимодействия

Выдача ученику изучаемого материала

Деятельность преподавателя

Актуализация полученных

индивидуальная консультация в том числе с использованием телефонной связи

10

Закрепление знаний

Деятельность обучающегося

знаний

30

Кейс-технологии: включают в себе теоретический, практический материал, итоговое задание (материалы на электронном или бумажном носителе) обязательна инструкция по работе с кейсом

Разработка и ознакомление ученика с его планом работы, проверка готовности к урокам

Консультирование в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с использованием телефонной связи

Инструктирование по работе с кейсом

Ответы на вопросы педагога

20

Выполнение итогового задания

Ответы на вопросы педагога

Ответы на возникающие вопросы

Консультирование в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с использованием телефонной связи

30

Ответы на возникающие вопросы

Самостоятельное ознакомление с теоретическим материалом

На электронном или бумажном носителе

Самостоятельное выполнение практических заданий

Прием и оценка домашнего задания

(с фиксацией в АИС «Образование»)

Самостоятельное выполнение домашнего задания

СИСТЕМЫ, ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

СИСТЕМЫ, ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Инструменты и сервисы взаимодействия учителя и ученика в условиях дистанционного обучения - обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен) - доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете) - дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе - есть функционал демонстрации экрана компьютера - дает возможность обмена файлами - загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты

Инструменты и сервисы взаимодействия учителя и ученика в условиях дистанционного обучения

- обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен)

- доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете)

- дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе

- есть функционал демонстрации экрана компьютера

- дает возможность обмена файлами

- загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты

Системы дистанционного и электронного обучения позволяют - создавать и управлять курсами - отслеживать доступ к курсам и элементам курса - отслеживать прохождение курса - размещать контент различного формата

Системы дистанционного и электронного обучения позволяют

- создавать и управлять курсами

- отслеживать доступ к курсам и элементам курса

- отслеживать прохождение курса

- размещать контент различного формата

ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

Российская электронная школа  

Российская электронная школа  

Московская электронная школа  

Московская электронная школа  

Яндекс.Учебник  

Яндекс.Учебник  

ЯКласс  

ЯКласс  

Учи.ру

Учи.ру

Платформа новой школы

Платформа новой школы

Издательство «Просвещение»  

Издательство «Просвещение»  

МОСОБРТВ

МОСОБРТВ

Билет в будущее

Билет в будущее

Маркетплейс образовательных услуг

Маркетплейс образовательных услуг

Мои достижения

Мои достижения

Олимпиум

Олимпиум

Урок цифры

Урок цифры

Skyeng  

Skyeng  

Мобильное электронное образование  

Мобильное электронное образование  

Физикон  

Физикон  

Русское слово  

Русское слово  

Российский учебник  

Российский учебник  

LECTA  

LECTA  

Портал «Открытый урок»  

Портал «Открытый урок»  

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  

Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов  

Сохранить у себя:
Методические рекомендации для педагогов по проведению уроков с применением дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях Кумторкалинского района РД

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки