МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
КУМТОРКАЛИНСКОГО РАЙОНА РД
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
- приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- приказом Минобрнауки России от 09 июня 2016 года № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы»
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № 2Д-39/04)
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Администрация образовательной организации
- разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации дистанционного обучения издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за удаленное взаимодействие формирует расписания занятий осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий осуществляет учет обучающихся и результатов образовательного процесса в электронной форме организует для учеников 1-4 классов работу дежурных групп численностью не более 15 обучающихся
- разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации дистанционного обучения
- издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за удаленное взаимодействие
- формирует расписания занятий
- осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя
- разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся
- информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий
- осуществляет учет обучающихся и результатов образовательного процесса в электронной форме
- организует для учеников 1-4 классов работу дежурных групп численностью не более 15 обучающихся
Классный руководитель
- осуществляет учет обучающихся осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками. Не реже 1 раза в два дня (а в 5-6 классах чаще) проводит «видео часы общения» (20-30 минут) с учащимися класса. Определяет (совместно с психологом) тематику внеурочных мероприятий для формирования учебной мотивации обучающихся, поддержки и формирования учебной самостоятельности выражает свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций и др.
- осуществляет учет обучающихся
- осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся
- осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками. Не реже 1 раза в два дня (а в 5-6 классах чаще) проводит «видео часы общения» (20-30 минут) с учащимися класса. Определяет (совместно с психологом) тематику внеурочных мероприятий для формирования учебной мотивации обучающихся, поддержки и формирования учебной самостоятельности
- выражает свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций и др.
- объясняет родителям о необходимости усиления их функций при переходе школы на дистанционную форму обучения
Учитель-предметник
- определяет набор электронных ресурсов и приложений, планирует свою педагогическую деятельность определяет средства коммуникации, формат проведения видео уроков, периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания, перечень учебной литературы, дополнительных источников, способы организации обратной связи, рефлексии определяет учебный материал для своего учебного предмета проводит корректировку рабочих программ, предусмотрев три блока: аудиторное обучение, обучение с применением дистанционных образовательных технологий, режим консультаций для обучающихся определяет допустимый объём домашних заданий на неделю-две определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием
- определяет набор электронных ресурсов и приложений, планирует свою педагогическую деятельность
- определяет средства коммуникации, формат проведения видео уроков, периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания, перечень учебной литературы, дополнительных источников, способы организации обратной связи, рефлексии
- определяет учебный материал для своего учебного предмета
- проводит корректировку рабочих программ, предусмотрев три блока: аудиторное обучение, обучение с применением дистанционных образовательных технологий, режим консультаций для обучающихся
- определяет допустимый объём домашних заданий на неделю-две
- определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием
Учитель-предметник
- определяет длительность урока, соблюдая нормативные требования (СанПиН):
- определяет длительность урока, соблюдая нормативные требования (СанПиН):
- 1-х классов – 10 мин.
- 2-5-х классов – 15 мин.
- 6-7-х классов – 20 мин.
- 8-9-х классов – 25 мин.
- 10-11-х классов – 30 мин. получает ссылку, пароль и логин для работы в системе АИС «Образование», осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся и фиксирует результаты в электронном дневнике и электронном журнале формирует темы занятий в электронном журнале определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей
- получает ссылку, пароль и логин для работы в системе АИС «Образование», осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся и фиксирует результаты в электронном дневнике и электронном журнале
- формирует темы занятий в электронном журнале
- определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей
Учитель-предметник
- прописывает в Системе к каждой теме урока задания для самостоятельной работы ученика
- прописывает в Системе к каждой теме урока задания для самостоятельной работы ученика
- предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием уроков
- предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием уроков
- проверяет выполненные задания и ставит оценку в Системе
- проверяет выполненные задания и ставит оценку в Системе
- собирает цифровой след (фиксацию фактов деятельности учителя и обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие проекты)
- собирает цифровой след (фиксацию фактов деятельности учителя и обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие проекты)
Ответственный за дистанционное обучение в образовательной организации
- проводит мониторинг обеспеченности доступа педагогического состава к персональным компьютерам с выходом в сеть Интернет
- запрашивает пароли и логины у администратора системы АИС «Образование» организует работу «горячей линии» производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий на регулярной основе производит контроль взаимодействия классных руководителей с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта
- запрашивает пароли и логины у администратора системы АИС «Образование»
- организует работу «горячей линии»
- производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий
- на регулярной основе производит контроль взаимодействия классных руководителей с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта
Иные действия при переходе на дистанционное обучение
- Документальное подтверждение выбора родителями (законными представителями) формы дистанционного обучения и представление его любым доступным способом
- Образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция,онлайн консультация), технических средств обучения
- В соответствии с техническими возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных образовательных ресурсов
- Предусмотреть возможность использования базы данных с готовым материалом, образовательных контентов, в том числе персональных сайтов педагогов или образовательных платформ., в том числе с использованием программ Skype, WhatsApp, Zoom
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Действия педагога при переходе на дистанционное обучение
1. Выбрать способ проведения занятий с учетом результатов мониторинга технической готовности к переходу на дистанционное обучение
2. Сформировать учебный материал
3. Определить формат взаимодействия с учениками
4. Определить способ организации обратной связи и контроля
5. Организовать работу в АИС «Образование»
6. Проанализировать проблемы дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления
Выбор способа проведения занятий
В зависимости от технических возможностей различают 2 способа проведения дистанционных занятий:
1. Занятия с применением кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных и электронных носителях). Учащийся должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом
2. Онлайн занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Учащийся должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес.
Наличие условий у ученика
Способ проведения занятий
1-4 классы
компьютер и Интернет
только компьютер
Онлайн занятия или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)
5-11 классы
Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)
Онлайн занятия
только мобильный интернет
Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи
Кейс-технологии, онлайн чаты, работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)
нет условий
Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)
Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи
Кейс-технологии (материалы на бумажном носителе) и индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи
Формирование учебного материала
В структуру материала должны входить следующие содержательные компоненты:
- учебный материал, включая необходимые иллюстрации
- инструкции по его освоению
- вопросы и тренировочные задания
- контрольные задания и пояснения к их выполнению
При подготовке к дистанционным занятиям учителю рекомендуется ответить на вопросы:
- какие результаты должны быть достигнуты обучающимся?
- каким образом эти результаты должны быть достигнуты?
- как организовать педагогическое сопровождение усвоения материала?
- какие методы контроля достижения результатов будут применены?
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – это наиболее действенный способ вовлечения ученика в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ позволяет определить эмоциональное состояние ученика, степень его вовлеченности в процесс обучения, степень освоения изучаемого материала
Для обратной связи используются:
- чаты
- форумы
- кейсы
- творческие задания
- проекты
- другие интерактивные форматы
Определение формата взаимодействия с учениками
- Уроки необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня
- При выборе форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения ученика за экраном компьютера
- Видеоурок позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Ученик может просмотреть видеоурок в любое время (офлайн режим)
- Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов)
- Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфографика), который может использовать в учебных целях
К основным сложностям дистанционного обучения относят:
1. Отсутствие живого контакта между педагогом и обучаемым
Решение: организация онлайн общения с учениками и проведение индивидуальных консультаций
2. Отсутствие живого общения между обучаемыми
Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях
3. Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала
Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов
4. Ученики должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет)
Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций
5. Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения
Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами
План урока при наличии условий проведения онлайн занятий (1-2 раза в неделю)
Элементы структуры урока
Организационный момент
Время, мин.
Формат взаимодействия
2
Объяснение материала
10
Групповой чат,
Деятельность преподавателя
Закрепление полученных
Подведение итогов урока
10
Онлайн лекция,
Перекличка, проверка готовности учеников к уроку
Деятельность обучающегося
ВКС
знаний
Ответы на вопросы педагога
Видеоурок,
7
Задание на самостоятельную работу (в случае использования интерактивной платформы, ссылки на задание)
Объяснение материала
Домашнее задание
Ответы на возникающие вопросы
Фрагмент интерактивного курса
Групповой чат,
Ознакомление с материалом
1
Обобщение знаний, фронтальный опрос, включающий вопросы на рефлексию
ВКС
Самостоятельная работа
Групповой чат,
Ответы на вопросы педагога
Интерактивная платформа
Выдача домашнего задания с указанием сроков выполнения и с наличием проверки обратной связи (рефлексия, творческое задание и пр.)
(с фиксацией в АИС «Образование»)
Фиксирует домашнее, сроки его выполнения и задает уточняющие вопросы педагогу
План урока при отсутствии условий проведения
онлайн занятий
Элементы структуры урока
Время, мин.
Организационный момент
2
Формат взаимодействия
Выдача ученику изучаемого материала
Деятельность преподавателя
Актуализация полученных
индивидуальная консультация в том числе с использованием телефонной связи
10
Закрепление знаний
Деятельность обучающегося
знаний
30
Кейс-технологии: включают в себе теоретический, практический материал, итоговое задание (материалы на электронном или бумажном носителе) обязательна инструкция по работе с кейсом
Разработка и ознакомление ученика с его планом работы, проверка готовности к урокам
Консультирование в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с использованием телефонной связи
Инструктирование по работе с кейсом
Ответы на вопросы педагога
20
Выполнение итогового задания
Ответы на вопросы педагога
Ответы на возникающие вопросы
Консультирование в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с использованием телефонной связи
30
Ответы на возникающие вопросы
Самостоятельное ознакомление с теоретическим материалом
На электронном или бумажном носителе
Самостоятельное выполнение практических заданий
Прием и оценка домашнего задания
(с фиксацией в АИС «Образование»)
Самостоятельное выполнение домашнего задания
СИСТЕМЫ, ФОРМАТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Инструменты и сервисы взаимодействия учителя и ученика в условиях дистанционного обучения
- обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен, видеообмен)
- доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете)
- дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе
- есть функционал демонстрации экрана компьютера
- дает возможность обмена файлами
- загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты
Системы дистанционного и электронного обучения позволяют
- создавать и управлять курсами
- отслеживать доступ к курсам и элементам курса
- отслеживать прохождение курса
- размещать контент различного формата
ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
Российская электронная школа
Московская электронная школа
Яндекс.Учебник
ЯКласс
Учи.ру
Платформа новой школы
Издательство «Просвещение»
МОСОБРТВ
Билет в будущее
Маркетплейс образовательных услуг
Мои достижения
Олимпиум
Урок цифры
Skyeng
Мобильное электронное образование
Физикон
Русское слово
Российский учебник
LECTA
Портал «Открытый урок»
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов