Методические приёмы и технологии по формированию качественных знаний у учащихся в обучении математики

Методические приёмы и технологии по формированию у обучающихся качестенны знания при обчении матматики.

Содержимое разработки

Методические приёмы и технологии по формированию качественных знаний у учащихся в обучении математики

Основными направлениями деятельности учителя являются: создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся.

Проблема повышения качества обученности является одной из актуальных в системе образования, а так же формирование гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Поэтому одной из важнейших задач в работе учителя математики стоит задача – научить учащихся учиться, научить самостоятельно овладевать знаниями, добывать знания. Ведь жизнь ставит немало проблем, которые необходимо будет решать самостоятельно.

Научить учащихся понимать язык математики, уметь им пользоваться в решении различных задач невозможно без их мыслительной деятельности, внутренней мотивации учения (необходимость применения математики в профессиональной деятельности), основанных на многих факторах, одним из которых является интерес. Постоянно поддерживать интерес учащихся к математике, считаю одной из основных задач. Развивать и повышать интерес можно различными методами в различных формах деятельности. Одним из методов развития интереса является самостоятельная работа учащихся на уроках математики.

Работаю по данной теме, формируя у учащихся умения и навыки самостоятельного приобретения знаний. Внедряю на уроках передовые интерактивные методы обучения в преподавании математики:

  • Опорные конспекты

  • Дидактическая игра

  • Витагенное обучение

  • Модульное обучение

  • Метод учебных проектов

Опорный конспект – развернутая конструкция, содержащая, расположенные определенным образом, обозначения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации. Признаки опорного конспекта: предельная лаконичность, структурированность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость(читаемость) и воспроизводимость. Он может передавать разноплановую информацию любого уровня сложности и объема. Специфика отображаемых фактов и понятий определенным образом сказывается на тексте самой конструкции.

Дидактическая игра - как одна из моделей концентрированного обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, снимает перегрузки, позволяет каждому реализовать себя. Дидактическая игра повышает интерес к учению, дает опыт и облегчает переход от теории к практике, позволяет формировать профессиональные умения и высокий уровень направленности на профессию при значительно меньших физиологических и временных затратах, чем в традиционном обучении.

Связь обучения с жизнью необходимое условие осознанных и прочных знаний. Практическая направленность задач способствует прочному усвоению новых знаний. Воспитание познавательного интереса к математике способствует технология витагенного обучения.

Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях, профилирование предмета.

Модульная педагогическая технология является иновационной в организации учебно-познавательной деятельности, помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность. Мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы с модулем самостоятельно, с определенной помощью учителя решает конкрет­ные цели учебно-познавательной деятельности. Основ­ное время ученик работает самостоятельно, учится ставить перед собой конкретные цели, планировать их достижение, организовывать свою работу в соот­ветствии с составленным планом, контролировать достигнутые результаты, оценивать свою работу. Все это позволяет самостоятельно определить уровень ус­воения знаний, видеть пробелы в знаниях и умени­ях, глубоко осознать учебное содержание.

Средство модульного обучения — модуль. Он объединяет учебное содержание и технологию ов­ладения им. В модуль входят:

  1. план действий с указанием конкретных целей;

  2. банк информации;

  3. методическое руководство по достижению ука­занных целей.

Наибольшее предпочтение среди выше перечисленных методов и подходов в обучении отдаю модульному обучению. Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого учащегося. Каждый учащийся получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены преподавателем. Самым главным отличием технологии является применение принципа планирования совместной деятельности преподавателя и учащегося. Модульная технология очень хорошо может реализоваться в учебных проектах и компьютерных программ обучения, электронных учебников. За этим будущее.

В перспективе считаю необходимым продолжить работу по программе модульного обучения, разработать несколько учебных модулей, внедрить их в практику преподавания.

Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Это работа по подготовке к научно-практической конференции. С учениками 10 класса в этом году начали составлять электронное методическое пособие по решению задач с параметрами в рамках подготовки к ЕГЭ .

Для повышения уровня мотивации, личной заинтересованности учащихся к математике использую различные виды самостоятельной работы на уроках математики:

  1. Самостоятельная работа при повторении материала – составить кроссворд и решить кроссворд, учащиеся работают в парах – вначале составляют кроссворд по терминам темы повторения, потом меняются с соседом по парте и решают кроссворд соседа; графический тест с программированным контролем на четыре варианта

  2. Самостоятельная работа с учебником на уроке – составление конспекта по предложенным вопросам, составление опорного конспекта , построение чертежа по условию задачи.

  3. Самостоятельное решение упражнений различной сложности по уровням А, В, С.

  4. Самостоятельное выполнение учащимися практических работ (см. приложение 9)

  5. Самостоятельное изучение материала по учебному модулю (см. приложение 4)

  6. Самостоятельная, исследовательская работа по учебному проекту с применением компьютерных технологий

В результате применения вышеприведенных образовательных технологий, методов и приемов значительно повышается познавательный интерес учащихся. При изучении материала они стремятся получить знания на более высоком уровне.



Сохранить у себя:
Методические приёмы и технологии по формированию качественных знаний у учащихся в обучении математики

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки