Методические аспекты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных мыслительных операций. Самостоятельность - качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи, могли решать предложенные познавательные задачи.

Содержимое разработки

Групповые и индивидуальные формы работы на уроке


В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Познавательная самостоятельность школьника выступает как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных мыслительных операций. Самостоятельность - качество, которое необходимо воспитывать у учащихся. Для этого в процессе обучения нужно ставить их в такое положение, чтобы они без чьей бы то ни было помощи, могли решать предложенные познавательные задачи. Выполнение индивидуальных заданий предполагает работу учащихся без помощи товарищей, учителя, такую деятельность, в которой каждый из них проявляет самостоятельность во всех отношениях: мышлении, учении, переносе знаний, учебной работоспособности, неподверженности посторонним влияниям. Индивидуальная форма учебной работы применяется во всех звеньях процесса обучения.

Однако, индивидуализированная форма учебной работы, способствуя воспитанию самостоятельности учеников, таит в себе и существенные недостатки. Они разъединяет школьников, создает условия для развития эгоизма, эгоцентризма. Ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении, передаче знаний.

Рассмотрим коллективные формы работы. Стремление ученика во время ответа товарища что-то ему подсказать, благородны, проникнуты чувством гуманности, доброты. Поскольку у ребят есть стремление помогать друг другу, надо создавать им условия для этого, укреплять, развивать это качество.

Работая в группе, учащиеся учатся жить в обществе. Групповые занятия, включая материализацию оценки, изменяют общественные отношения, что способствует формированию у школьников нравственных качеств, чувства сопереживания, взаимовыручки, ответственности, адекватной самооценки.

Реализуя воспитательные функции, коллектив способствует всестороннему развитию своих членов, участвует в подготовке к труду и жизни будущего поколения.

Но при групповой форме обучения может возникнуть проблема списывания, "ложного товарищества", могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях учащихся в группах, слабые ученики при неправильной организации могут остаться в тени сильных учащихся.

Возникает противоречие: с одной стороны в конце обучения учащийся должен выйти из учебного заведения и быть максимально полезным обществу, людям, т.е. конечная цель обучения имеет общественный характер, с другой стороны учащийся должен быть самостоятельной личностью.

Данную проблему можно решить, если подробнее разобраться в принципе групповой работы. Например, Новикова утверждает, что между положением ребенка в коллективе и уровнем его самостоятельности существует прямая зависимость. Многочисленные авторы утверждают, что только в процессе общения формируется личность, а, следовательно, и самостоятельность личности. Конечно, нельзя исключать и то, что многие работы ученики должны выполнять самостоятельно. Но при правильно организованной групповой форме работы каждый ученик выполняет самостоятельно большую часть заданий учителя, и более того, он должен научить выполнять эту же работу товарищей по группе. Дьяченко утверждает, что коллективные способы обучения включают в себя и индивидуальные и фронтальные способы обучения.

Групповую и индивидуальную работы необходимо применять, исходя из принципа оптимального сочетания групповых, индивидуальных и фронтальных форм обучения. И в любой групповой работе не должно оставаться ученика, который бы пассивно сидел и следил за работой других. Это достигается правильной организацией групповой работы и включением в задания для группы пункты для обязательного самостоятельного решения. Также при групповой работе необходимо видеть индивидуальность каждого ученика. Дать возможность для проявления его личных качеств.

При групповой работе, как и при индивидуальной необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся.

При формировании групп необходимо учитывать такие особенности учащихся:

Темп работы

Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый темп работы. Исследования показывают, что скорость работы варьируется в довольно больших пределах, вследствие чего этот показатель нельзя игнорировать при составлении групп. Прежде чем разбить учащихся на группы, если учитель не знает учеников, их темп работы, то необходимо выяснить это.

Уровень успеваемости

Наряду с темпом работы при составлении групп важно учитывать уровень успеваемости. Опыт показывает, что нецелесообразно упражняться совместно по физике, если уровень предшествующих знаний учеников заметно различается. Лучше, если в одну группу входят учащиеся с более или менее одинаковой успеваемостью. Сами ученики предпочитают группы с более или менее одинаковой подготовкой. И в тех случаях, когда школьникам предоставляли возможность объединяться в группы самим, группы оказались более или менее однородными по уровню успеваемости.

Можно отметить минус: группировка с учётом успеваемости может удручающе действовать на более слабых учеников.

Отрицательные последствия могут наступить, на наш взгляд, лишь тогда, когда состав групп стабилен. Этого не происходит, если состав групп изменяется. Является различным для разных предметов и разных разделов программы.

Внеучебная информированность

Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп нужно принимать во внимание разную внеучебную информированность отдельных учащихся по данному предмету.

Этот критерий в каком-то смысле противоположен предыдущему. Если на основе успеваемости подбираются более или менее однородные группы, то на основе внеучебной информированности целесообразно объединение учеников с разным уровнем.

Разные способности

В некоторых случаях при формировании групп может оказаться существенным и учёт разных способностей.

Например, может понадобится умение рисовать чертить или в любой ситуации сориентироваться и дать ответ. В этом случае, если есть такая необходимость учителю лучше предупредить ребят, чтобы они включили в свои группы ребят, который имеет соответствующие способности.

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его работы определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Каждый учащийся выполняет задания определенные в соответствии с его учебными возможностями, многие учителя с этой целью применяют специально разработанные карточки-задания. При этом карточки для каждого учащегося должны учитывать те же самые критерии, что и для формирования групп, которые описаны выше.

Сравнивая можно сказать, что в одном случае каждый учащийся работает самостоятельно без помощи. Учитель, наблюдая за их деятельностью, в крайних случаях оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. Они подмечает, в чем они испытывают затруднения, какие пробелы в знаниях мешают им успешно справиться с работой. В отдельных случаях задание заменяется на более легкое.

В другом, учащийся, совместно со всеми разбирает в способах решения заданий данного типа, обсуждает, и, при возникновении сложностей в любой момент может получить помощь товарища по группе. Для организации правильной взаимопомощи обычно при групповой работе применяются "Алгоритм работы в группе" или "Правила работы в группе"

В обычном понимании индивидуальные и групповые формы работы являются альтернативными. Либо мы организовываем самостоятельную работу учащихся на уроке с помощью карточек или индивидуальных заданий, либо организуем работу групп, давая учащимся совместные задания.

Но если поглубже разобраться в коллективной деятельности, то можно прийти к выводу, что при правильной организации совместная и индивидуальная работа дополняют друг друга. Так как ученики обрабатывают новый для них материал без предварительного изложения его учителем, то их работа хотя и проходит в группе, но она действительно является самостоятельной, хотя по форме организации не является индивидуальной. Это самостоятельная работа в коллективе. Ученик в группе должен сам выполнить часть задания. Так можно успешно сочетать индивидуальные и групповые формы работы.



Сохранить у себя:
Методические аспекты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки