Методическая разработка внеурочного занятия «Надым – мой любимый город!»

Методическая разработка «Надым – мой любимый город!» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и направлена на формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям своей малой Родины, воспитание гражданской ответственности.

Данное занятие разработано для учащихся 4-х классов.

Содержимое разработки

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Надымский район



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма









Методическая разработка внеурочного занятия

«Надым – мой любимый город!»














Автор: Василик Галина Васильевна, социальный педагог высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»









г. Надым

2018 год

АННОТАЦИЯ (АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ)


Актуальность выбранной темы обусловленатем, что любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны.

Задача формирования гражданской идентичности это одна из основных задач образования.

Методическая разработка «Надым – мой любимый город!» составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и направлена на формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям своей малой Родины, воспитание гражданской ответственности.

При определении содержания воспитания гражданской идентичности, прежде всего, следует учитывать Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, где определены базовые национальные ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закони правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Методическая разработка адресована классным руководителям, социальным педагогам, может быть использована педагогами во внеурочное время.

Данное занятие разработано для учащихся 4-х классов.

Цель: воспитание сознательного гражданина Надыма, способного осознавать свою принадлежность к сообществу россиян.

Достижению цели способствует реализация следующих задач:

  • Образовательная:

  • расширить знания школьников о городе Надыме.

  • Воспитательная:

  • воспитывать любовь и гордость к городу Надыму, ответственность за свой город;

  • воспитывать уважение к богатейшим культурным традициям, патриотизм к Малой Родине, к России;

  • развивать коммуникативные умения и навыки школьников.

  • Развивающая:

  • развить интерес учащихся к истории нашего города, к людям, внесшим большой вклад в его развитие;

  • способствовать формированию взглядов и убеждений, присущих истинному патриоту;

  • развивать общественную активность учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают об исторических факторах города Надыма.

Личностные: учащиеся проявляют познавательный интерес к учебному материалу, проявляют бережное отношение к традициям своего города.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные: учащиеся формируют ответы на вопросы по теме; строят речевые высказывания в устной и письменной формах, совершествуют мыслительные операции;

- коммуникативные: учащиеся умеют задавать вопросы и отвечать на них, поддерживать беседу, вступать в учебное сотрудничество;

- регулятивные: учащиеся умеют планировать учебные действия согласно поставленной задаче, осуществлять контроль деятельности.

Для достижения результата необходимо применение методов и форм практико-деятельностного подхода в обучении с применением следующих образовательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • игровые технологии;

  • технология развития критического мышления;

  • информационные технологии;

  • проектная технология;

  • проблемная технология;

  • интерактивные технологии.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная презентация на тему «Надым – мой любимый город!»;

  • мультимедийная презентация на тему «Знаешь ли ты свой город?»;

  • компьютер;

  • проектор;

  • раздаточный материал.

Формы организации работы по программе:

  • групповая;

  • парная.


Продолжительность: 40-60 мин.


Возрастная группа: 4 класс.


Структура занятия и содержание каждого его этапа (сценарий)


I ЭТАП - начало мероприятия


  1. Инициация (приветствие, знакомство)


Педагог: Здравствуйте! Ребята, я очень рада вас видеть. Меня зовут Галина Васильевна. Сегодня я у вас проведу занятие. Нашу встречу я предлагаю начать с упражнения «Подари пожелания», для того чтобы настроится на предстоящее общение.


Упражнение «Подари пожелания»

Технология проведения: Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Приветствую Вас», «Я рад(а) нашей встречи», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.


2. Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)


Педагог: Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд:



1. с

о

л

Н

ц

е




2. ф

л

А

г





3. р

а

Д

у

г

а

4.б

л

и

н

Ы






5.г

и

М

н




  1. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все (солнце).


  1. У него названий много:

Триколор, трехцветных стяг –

С ветром гонит прочь тревого

Бело-сине-красный (флаг).


  1. Крашеное коромысло

Над рекой повисло (радуга)


  1. Бабушка для деток

Испекла салфеток,

А салфетки из муки

Получаются тонки.

Знают внуки-шалуны,

Что салфетки те (блины).


  1. Он звучит торжественно,

Все встают приветственно –

Песню главную страны

Уважать мы все должны (гимн)


Педагог: Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь? Какое слово получилось из выделенных букв?


Ответы детей: Надым


Педагог: Правильно, сегодня мы будем говорить о нашем родном городе – городе Надыме. Как бы вы сформулировалитему?


Ответы детей: «Надым – это мой город!», «Надым – это наш город!»


Педагог: Молодцы ребята, вы так верно сформулировали тему. Тема классного часа: «Надым - это мой город!» Мне бы хотелось, чтобы вы в ходе нашего занятия ответили на такие вопросы:

  • А что для вас значит слово «Родина»?

  • Что такое Малая Родина?

  • Как можно проявить свою любовь к Родине?

  • Кого можно считать патриотом?


II ЭТАП – работа над темой


  1. Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)


Мини-лекция «Надым: история и современность»


Педагог: Каждому из нас близко и понятно слово «Родина». Это государство, в котором мы живём, это наша страна, которая носит величественное имя – Россия.Но у каждого человека существует и своя малая Родина – место, куда хочется возвращаться снова и снова, место, где человек родился, где сделал свои первые шаги, где провёл своё детство, юность. Для нас это место – наш Надым.Город, где все мы живём, учимся, работаем. Кто-то из вас живёт в нём со своего рождения, а кто-то совсем недавно приехал сюда. Но несмотря, ни на что, Надым играет важную роль в жизни каждого из нас. Ребята, скажите, а вы знаете, когда мы отмечаем день рождения нашего города?


Ответ детей: 1 сентября


Педагог: Правильно, 1 сентября 2017 года нашему городу исполнится 45 лет. И, сегодня мы совершим путешествие по страницам истории нашего Надыма, как он строился, чем славится, чем мы должны гордиться, вспомним его достопримечательности, пройдемся по историческим местам. История Надыма – это живая история наших дней, славные страницы побед и достижений, отразившие невиданные ранее возможности труда, энтузиазм и огромное созидание нового общества. Здесь можно познакомиться с теми, кто жил в первых бараках, добывал первый газ, строил первый дом в городе. Много славных людей живет в нашем городе. История воплощена здесь в облике реальных людей, без которых не было бы города.

История города интересна и поучительна, - это история каждого из нас с вами.В биографии города слились воедино удивительные открытия, трудовые подвиги, глобальные планы и великий патриотизм. Каждый из нас вносит немалый вклад в становление и процветание города. Даже уехав из Надыма, люди вспоминают свой город с теплотой и радостью, а самое главное в сердце навсегда остается дух единства, и доброго отношения друг к другу, который царит в нашем городе. Тот, кто бывает в нашем городе в гостях, отмечают, как изменился его облик, как стало уютно чисто и красиво в нем. Радует глаз Надым летом обилием цветов и ярких красок. В зимнее время – снежными улицами и праздничными огнями.

Современная история Надыма ведет свой отсчет с осени 1967 года, когда почти пустующий в ту пору барачный поселок был выбран в качестве опорной базы для разработки газового месторождения Медвежье.В 1972 г. Надым получил статус города и стал районным центром.

Надым - административный центр Надымского района, в котором живут и трудятся более 72 тысяч человек (в том числе в Надыме - 45,5 тысяч).  Надым является экономическим и культурным центром обширного региона. В Надыме открыт Никольский храм, первый камень, в основании которого был освящен побывавшим здесь патриархом Алексием II.Основой экономики района является добыча природного газа, нефти и газового конденсата.


  1. Проработка содержания темы (групповая работа учащихся над темой)


Педагог: Поэтому, давайте вспомним историю своего города. Предлагаю сыграть игру «Третий лишний».


Игра «Третий лишний»

Вопросы к игре «Третий лишний»:

  1. Какой улицы нет в городе Надыме? (Полярная, Восточная, Комсомольская)

  2. Какой школы нет в городе Надыме? (СОШ № 1, СОШ № 6, СОШ № 7)

  3. Какого транспорта нет в городе Надыме? (трамвай, автобус, такси)

  4. Как правильно называют жителей Надыма (надымчанин, надымчанка, заполярка)

  5. Какой праздник надымчани не празднуют? (День газовика, День оленевода, День шахтера)


Педагог: Издавна русские люди любили свою Родину и сложили о ней много пословиц и поговорок. Сейчас я узнаю, как вы знаете пословицы и поговорке о своей Родине.


Упражнение «Продолжи пословицу»

Пословицы к упражнению «Продолжи пословицу»

  1. Береги землю любимую, как мать родимую.

  2. Люби и знай родной свой край.

  3. Нет земли краше, чем родина наша.

  4. На свете много земель, но лучше родной нет никакой.

  5. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

  6. Родина мать умей за неё постоять.

  7. Человек без Родины, что соловей без песни.


Начало пословицы

Конец пословицы

Береги землю любимую,…

родной свой край.

Люби и знай

но лучше родной нет никакой.

Нет земли краше,

что соловей без песни.

На свете много земель,

умей за нее постоять

Кто за Родину горой,

но лучше родной нет никакой.

Родина мать …

тот истинный герой.

Человек без Родины, …

как мать родимую.


Педагог: Молодцы ребята! Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине. Каждый человек обязан любить свою Родину. А как вы понимаете, что значит «любить Родину»? (беречь, охранять, любить людей, свой народ…)


Ответы детей


Педагог:  Запишите ассоциации со словом Надым.


Упражнение «Ассоциации»


Ответы детей (любимый, зимний, дом, малая Родина, газ, север и т.п.)


III ЭТАП – завершение образовательного мероприятия


  1. Эмоциональная разрядка (разминки)


Упражнение «Ветер дует на …».

Технология проведения:Со словами: «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – все светловолосые собираются в группку. « На того, у кого… есть сестра…кто любит животных…кто много плачет…у кого нет друзей» и т. д.Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.


  1. Подведение итогов (рефлексия)


Педагог:Мне бы хотелось подвести итог. О чем же мы говорили сегодня?


Ответы детей


Педагог: Молодцы, ребята! Я думаю, что в будущем вы станете достойными гражданами своей Родины; будете гордиться тем, что живете в нашем городе, нашей стране.

Вы сегодня очень точно, активно отвечали на вопросы, вы знаете и любите свой город, в котором мы живём.

Я хотела бы привести слова русского философа И.Ильина о формировании патриотизма: «Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Звучит песня Э. Ахметова «Надым - мой дом».


На экране слайд:

«Народ, который не знает своего прошлого, не имеет и будущего»

Михаил Ломоносов

До свидания! До новых встреч!


Литература:

 

  1. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста /С.А. Алиева.–М.: ВЛАДОС, 2001 –240 с.

  2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения/ А.Г. Асмолов. −М. : Просвещение, 2003. ‒249 с.

  3. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / К.Ю. Белая. − В. : ВЛАДОС, 2002.−240 с.

  4. Боголюбова, Л.Н. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / Л.Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 1988. – 479 с.

  5. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

  6. Проблемно-ценностное общение. 5-6 классы: клубные часы/авт.- сост. Г. В. Баженова – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.

  7. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников, 1996. - №1. - С.6-10.

  8. Хеллер А. С.  Культурная память, идентичность и гражданское общество // Политическая наука, 2002. - № 1. — С. 189-172.
    Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А. Алиева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

  9. «Человек и Север» Сергей Соловьев, Екатеринбург. 2006


Сохранить у себя:
Методическая разработка внеурочного занятия «Надым – мой любимый город!»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки