Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир русской культуры".

Мероприятие проходило в рамках внеклассной работы по предмету история.Игра - представление проходила для 3 - 7 классов. В роли ведущих были ученики 8 -9 классов.

Содержимое разработки

ИГРА - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ».


Мероприятие проводится для учащихся 3 – 7 классов и их родителей, ведущие старшеклассники, задания для каждого класса раздаются заранее (примерно за две недели).

К данному мероприятию следует подготовить зрительный ряд: мультимедийный – сцены русских народных гуляний, народные образы на картинах русских художников.

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся  с основными нравственными правилами, по которым должен жить каждый человек: быть добрым, верным, любящим, честным;

воспитывать любовь к ближнему, к своим родителям, школе, своему родному селу, чувство патриотизма, любви к Родине.

Педагогические задачи: познакомить детей и родителей с праздниками Русской Православной Церкви, историей их, традициями; помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей, сохранение традиций православного семейного воспитания, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками.


СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ:


Ведущий 1: У каждого народа есть своя культура, свои традиции, которые прочно входят в жизнь человека, как только он появляется на свет. Она – в колыбельных, которые поют малышам мамы и бабушки, в пословицах и поговорках, легендах и сказаниях. Культура – драгоценное достояние людей, она вокруг нас и внутри нас.

Ведущий 2: У русской культуры свои неповторимые черты, своя душа, свои особенные интонации. За многие века истории нашего народа русская культура стала зеркалом русской души. И отражается в этом зеркале всё самое лучшее, что есть в нашем народе.

ВМЕСТЕ ведущие: Мы приглашаем вас в путешествие в мир русской культуры.


ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗКА СТОЯЛА», девочки 7 класс в русских сарафанах и веночках водят хоровод.


Ведущий 1:В давние времена наши предки – славяне были язычниками. Они поклонялись множеству божеств и духов, верили в колдовство и магические обряды. Эти мифические представления нашли продолжение в русских сказках.

Ведущий 2:Наши предки наделяли различные предметы чудодейственными свойствами.

Ведущий 1: Слышали, слышали про воду живую и мёртвую, яблочки молодильные, особые свойства камней и деревьев…

Ведущий 2: Нередко в народных сказках действующими лицами выступали животные, которых наши предки обожествляли, поклонялись им, наделяли их особыми чертами характера.

Знаете такие сказки?

Ведущий 1 (или рассказывает ученик 3 класса):

Жил – был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурак Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке. Однажды уехали братья на базар, и пришлось Емеле за водой идти. Неохота… Слез с печки, взял вёдра да топор и пошёл на речку. Прорубил лёд. Вдруг увидел в проруби щуку, да и ухватил её в руку. И взмолилась щука человеческим голосом: «Отпусти, Емеля, меня в воду, я тебе пригожусь».

И слово своё щука сдержала. Стоило только Емеле сказать «По щучьему веленью, по моему хотенью», и сбывались самые несбыточные мечты.

Ведущий 2: А вот другой сюжет. Не послушались в сказке дочка Малашечка и сыночек Ивашечка родителей и вышли на улицу. И унесли Ивашечку гуси – лебеди к Бабе Яге. И трудно было Малашечке найти и спасти своего братца.

Ведущий 1: А знаете ли вы, что в древности наши сверстники даже придумали игру, которую так и назвали «Гуси - лебеди».

( для 3 класса игру проводят 2 ученика 8 класса)

Правила: Выбираем двух волков, одного ведущего. Остальные – гуси. Волки в углу прячутся, вожак похаживает и поглядывает. Как заметит волков, бежит в центр, хлопает руками и кричит: «Гуси – лебеди, домой! Стоят волки за горой!». Гуси бегут: «Га-га-га ». Волки выскакивают из – за горы и бросаются на гусей. Которых поймают, тех отводят за гору, и игра начинается снова.

Ведущий 2: Среди богов, духов, в которых верили славяне, были добрые и злые…

Ведущий 1: Да, да… В сказках Змей Горыныч огнём палит, дымом душит, мечом бьёт, Земля стонет, вода кипит, ворон каркает…

Ведущий 2: Но славяне верили, что от зла и нечисти можно себя обезопасить. Для этого нужно вести себя осторожно и носить обереги.

Ведущий 1: Языческие обряды должны были обеспечить высокие урожаи , здоровье людей и скота. Для славян календарные и семейные праздники были одинаково важны и неразрывно связаны.

Ведущий 2: Календарные обряды приурочивались к сельскохозяйственным работам. Многие из этих обрядов сохранились и после принятия христианства.

Исполняется на баяне песня «Калинка - малинка».

Инсценировка.

Выходит Хозяйка.

Хозяйка: Низкий поклон вам, люди добрые!

Рада вас видеть у себя в гостях.


Стук в дверь.

Входят девочки с веретенами, прялками, пяльцами рассаживаются на лавки, за делом ведут беседу:

Первая рукодельница: В первый раз вышивали светел месяц со чистыми звездами.

Вторая рукодельница: Во второй раз вышивали красно солнце со лугами, с теплыми облаками.

Третья рукодельница: В третий раз вышивали чисто поле со кустами, со рыскучими зверями .

Четвертая рукодельница: В четвертый раз вышивали сине море со волнами, со белыми кораблями, середину украшали светло – синими цветами .


Хозяйка: 14 октября по православному календарю – праздник Покров Пресвятой Богородицы.

Первая рукодельница: Добрые хозяева к этому дню утепляли избы, хлева для домашней живности и приговаривали: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром».

Вторая рукодельница : Добрые хозяева к этому дню заготавливали полные закрома припасов: солений, варений, хлебов да грибов.

Третья рукодельница: На покров закармливали скотину последним снопом, и с этого дня держали её дома.

Стук в дверь, входят мальчики.

Первый: Здравствуй, хозяюшка, здорово девицы, здорово красавицы. Хорошо про Покров – батюшку сказываете.

Второй: А мы добавить хотим.

Третий: Хозяйки, если на Покров истопите печь с яблонею, то в доме всю зиму будет тепло.

Четвёртый: Пришёл Покров – угадывай погоду.

Первый: На Покров до обеда осень, а после – зимушка – зима.

Второй: На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.

Третий: С Покрова пряхи по ночам засиживаются.

Четвёртый: Покров – время начала посиделок.


Хозяйка: Что с ногами, не пойму:

вправо – влево носятся,

не стоят они на месте,

так в кадриль и просятся.

Дети( 5 класс ) танцуют кадриль.


Хозяйка: А кто горазд потешками нас развеселить?


ВЫХОДЯТ ФОМА И ЕРЁМА. (2 мальчика – 6 класс)


Фома: Федул, что губы надул ?

Ерёма: Кафтан прожег.

Фома: Можно зашить?

Ерёма: Да иглы нет.

Фома: А велика ли дыра ?

Ерёма: Один ворот остался.


Ерёма: Фома, что из леса не идешь?

Фома: Да медведя поймал.

Ерёма: Так веди сюда.

Фома: Да он не идет!

Ерёма: Так сам иди.

Фома: Да он меня не пускает!


Ерёма: Где ты, брат Иван?

Фома: В горнице.

Ерёма: Что делаешь?

Фома: Петру помогаю.

Ерёма: А Петр что делает

Фома: На печи лежит.


Ерёма: Сынок , сходи за водицей на речку .

Фома: Брюхо болит.

Ерёма: Сынок, иди кашу есть.

Фома: Что ж, раз мать велит – надо идти.


Хозяйка: Любит русский народ озорную шутку

И на всё найдёт ответ в трудную минуту.

И пословицу сказать, и придумать басню

И загадку разгадать он великий мастер.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

ЗАГАДКИ.

Ведущий 1: Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик – годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег начал таять на полях показались цветы. Махнул старик – годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

Ведущий 2: Птицы эти были не простые. У каждой – по четыре крыла, в каждом крыле – по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светло, махнёт другой – станет темно.

Что за птицы вылетали из рукава старика – годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Почему в каждом крыле семь перьев?

Почему в них половины разные?

Ведущий 1:Мы предлагаем вам найти ответы на русские загадки.

по сеням ходит, а в избу нейдет ( дверь )

Ведущий 2: согнут в дугу, летом на лугу, зимой на крюку ( серп )

Ведущий 1: никогда не ест, а только пьёт; а как зашумит – всех приманит

( самовар )

Ведущий 2: чёрный конь скачет в огонь (кочерга )

Ведущий 1: без рук, без топорёнка, построена избёнка ( гнездо )

Ведущий 2: чем больше я верчусь, тем больше я толстею ( веретено )


Ведущий 1:В загадках, обрядовых песнях, сказках и былинах проявились достоинство и ум нашего народа. Традиции и обычаи скрепляли связь поколений.

Ведущий 2: На время зимнего солнцестояния приходились Святки. Это начало отсчёта нового солнечного года. В Святках соединились языческий праздник коляда и христианские Рождество и Крещение.

Ведущий 1.Сегодня у нас есть помощники – колядовщики. Они помогут узнать, как проходили колядки.


Продолжение инсценировки ( 4,6,7 классы)


1-й колядовщик:

Коляда – моляда

Зашла в новы ворота!

2-й колядовщик:

А за ней и мороз

Через тын перерос!

3-й колядовщик:

Принёс он холод,

Так что дед Архип

Стал молод.

4-й колядовщик:

Мороз невелик,

Да стоять не велит!

1-й колядовщик:

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать.

Колядовщики, взявшись за руки, идут змейкой и поют.

Мы ходили, мы искали Святую Коляду,

Мы нашли Коляду во Петровом двору.

У Петра – то двор на семи столбах, на семи ветрах.

Колядовщики стучат в дверь, хозяин не открывает.

1-й колядовщик:

Не пора ли –то, хозяин, колядовщиков дарить?

Либо ступу молока, либо блюдо киселя.

Хозяин:

Да, либо сена клок, либо вилы в бок.

Уходите, попрошайки, самим мало.

2-й колядовщик:

Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить,

А не будешь дарить – мы будем корить.

Хозяин:

Щедрый вечер! Добрый вечер! Дарить нечем-

Были крошки, съели кошки.

3-й колядовщик:

Не дадите пирога – мы корову за рога,

Не дадите лепёшки – обольём окошки.

Все колядовщики разбегаются врассыпную от метлы хозяина

Снова колядовщики, взявшись за руки, идут змейкой и поют

Коляда – моляда

Прикатила молода.

Мы нашли коляды

Во Ивановом двору!

Эй, дядька Иван,

Выноси добро во двор!

Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит скорого подавать

Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!


1-й колядовщик:

Коляда, коляда, я у бабушки одна,

На горбу мешочек, подайте пирожочек!

2-й колядовщик:

Не держите под окном,

Подарите серебром!

3-й колядовщик:

Мальчик-с-пальчик

Влез на стаканчик.

Стаканчик на бочок –

Подайте пятачок.

Пятачка мало,

Подайте кусочек сала.

4-й колядовщик:

Я мальчик-с-пальчик,

Залез на стаканчик,

А стаканчик – хруп,

Давай, тётя, рубль.

Хозяйка:

Сейчас, сейчас, как же, праздник какой великий.

Напекла, наварила, наготовила для вас.

Спасибо, что не обошли наш двор.

Пироги в печи подрумянились,

Каша в горшке обжигается,

Ждёт вас, всех дожидается.

1-й колядовщик:

Наделил вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством.

И дай вам Господь ещё больше того.


Хозяйка: В дом проходите, устали – отдохните.

А какие раньше песни пели в нашей деревне. Красивые голоса у наших прабабушек. А умеете ли вы петь народные песни?


ИГРАЕТ ГАРМОНЬ И УЧАСТНИКИ ИСПОЛНЯЮТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ .



Хозяйка:

Играй, гармонь, играй, гармонь,

Играй на всю катушку.

Играй, гармонь, играй, гармонь

И пляску, и частушку.


ДЕТИ ПОЮТ ЧАСТУШКИ. ( 5 класс)

Хорошо колядка пелась, милые подружки!

Только что за посиделки без нашей частушки.


Милому рубаху шила, да смотрела не туда;

Вместо ворота пришила оба вместе рукава.


Я приду с гармошечкой под твоё окошечко.

Погляди, гармошечка, откроется ль окошечко.


Дай, Бог, снежку, гладеньку дорожку!

Неудача чтоб ушла от моего окошка!


Я узоры вышивала, звонко песни распевала,

А теперь пойду домой. Не хотите ли со мной?


Мы спели, как сумели, и сыграли, как могли.

Ждите нас на той неделе, а теперь домой пошли.


1 – й колядовщик:

Всем людям добрым желаем добра, злата и серебра.

2 – й колядовщик:

Пышных пирогов, маленьких блинов,

Доброго здоровья, маслица коровья.

3 – колядовщик:

Счастья будет вам горой!

Урожаю – воз большой!

4 – й колядовщик:

Уродись у вас пшеничка, и горох, и чечевичка!

1 – й колядовщик:

Кому песни поём, тому сбудется,

Кому сбудется, тому не минуется.

Хозяйка:

Добрый конец – делу венец.

Коли будет мимо дорога,

Не обходите нашего порога.

А вот вам на память печенье,

Примите от меня угощенье.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА – ЧАЕПИТИЕ.


ЛИТЕРАТУРА.

1.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание / авт- сост. Т. М. Кумицкая, О.Е. Жиренко.- М.; ВАКО, 2009 г.

2.Внеклассные мероприятия: 6 класс/ Авт.- сост. О.Г. Черных.- М.:ВАКО, 2008.

3.Чернова М.Н. История. Внеклассные мероприятия ( 5 – 11 классы ).-М: Айрис – пресс, 2009.

4.Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 6, 2007 .

5.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.- сост. И.А. Пашкович.- Волгоград, Учитель, 2008.

6.Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы/ сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова.-Волгоград, Учитель, 2007.

7.Областная учительская газета «После уроков» № 22, ноябрь,2007.

8.Научно – методический журнал «Классный руководитель» № 6, 2013 .










Сохранить у себя:
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир русской культуры".

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки