Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
игровая программа «Знакомство с миром труда»
детей 7-10 лет в объединении
«Начального технического моделирования»
Автор:
Захарова Тамара Григорьевна,
педагог дополнительного образования
Ханты-Мансийск,
2018 г
Пояснительная записка
Представляю вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия, направленный на организацию досуговой деятельности учащихся, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Развлечение носит ознакомительный характер с морской и речной терминологией, профессиями людей, работающих на корабле, их назначением и роде деятельности.
Конкурсная игровая программа «Знакомство с миром труда» адресована учащимся 1–3 классов, и направлена на формирование устойчивых коммуникативных связей между ними. Игра способствует развитию творческих способностей учащихся, ловкости и смекалки, формирует навыки ситуативного поведения детей в процессе игровой деятельности.
Игровая программа адресована учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам.
Внеклассные мероприятия, посвященные знакомству с профессиями, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий.
Актуальность мероприятия
Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности. В процессе изучения трудностей социализации детей были выделены основные способности, позволяющие ребенку преодолеть эти трудности. Одной из таких способностей является способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым. Педагог должен организовать специальные условия для получения информации о мире профессий через игровую деятельность. Для начальной школы характерны ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, праздники, которые формируют, добросовестное отношение к труду, развивают интерес к будущей профессии.
Игровая педагогика - метод педагогического воздействия на детей через использование игры как средства обучения. Она способствует созданию отношений между субъектами образовательного пространства, снимает напряжение, повышает самооценку, позволяет проверить себя в разных ситуациях.
Цель:
формировать у младших школьников интерес к миру морских и речных профессий и уважение к людям труда.
Задачи.
Образовательные: знакомить с разнообразными морскими и речными профессиями, их названиями и роде деятельности.
Развивающие: развивать ловкость, внимание, любознательность.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых, к людям морской и речной профессии; вызвать чувство восхищения и гордости за наш флот; Формировать чувство верности своему Отечеству, любящего свою Родину.
Конкурсная игровая программа «Знакомство с миром труда» проводится в летний период, в преддверии праздника Дня морского и речного флота в оздоровительно-профильном лагере с дневным пребыванием детей «Юный техник».
Прежде, чем начать игру, необходимо сформировать экипажи кораблей и придумать им названия.В течение всей игры за каждую победу в конкурсе команда получает морскую звезду, которая в нем победила. В конце игры подсчитываются морские звезды у каждой команды. В заключении – подведение итогов и награждение.
Методические приемы: театрализация, игра на внимание, ролевая игра, блиц-опрос.
Участвуют 2 команды по 10 человек, у каждого участника своя должность. Каждый конкурс предназначен для какого-то одного члена команды. За правильно выполненное задание команда награждается морской звездой.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Вы знаете, что приближается праздник «День морского и речного флота». Более 36 лет назад, в далеком 1980 году был издан указ о том, что ежегодно, в первое воскресенье июля (3 июля в 2016 году) в стране будет официально отмечаться День работников морского и речного флотов.
Сейчас морской и речной флот это одна из передовых отраслей экономики, позволяющая доставлять грузы в самые труднодоступные уголки страны, и осуществляющая основной международный товарооборот России.
Наша страна богата на водные ресурсы, это и моря, океаны, а также многочисленные полноводные реки и огромные озера. Такое географическое положение просто обязывало, чтобы речной и морской транспорт стали одними из главных отраслей хозяйства страны. Зачастую моряки и речники – это целые династии, на долгие поколения, связавшие свои судьбы с водной стихией.
Профессия моряка окутана ореолом романтики и приключений, поэтому каждый год все больше ребят хотят стать специалистами в этой сфере. Все мы в душе романтики и, стоя на берегу моря или реки, каждому хочется покорять голубые просторы, если не на капитанском мостике, то хотя бы в качестве пассажира. Именно романтика призвала выбрать флот работников речного и морского флота в качестве места работы.
Пожалуй, все мальчишки когда-то в детстве мечтали стать капитанами огромного корабля и отправиться в дальнее плавание, чтобы открыть новые земли, материки и таинственные необитаемые острова.
Чтобы уважить труд повелителей морей и рек, а также показать ценность гражданского флота для государства, Россия учредила профессиональный праздник.
Это яркий и интересный праздник отмечают с размахом, с яркими и интересными представлениями, особенно, если в городе есть большая река или море. На протяжении Дня гражданского флота на главных площадях портовых городов проходят красочные праздники и фестивали, во время которых горожане воздают почести своим героям-покорителям морей и рек. Улицы украшаются лентами и поздравительными плакатами, повсюду играет праздничная музыка, а ночью всех гостей мероприятия ожидает яркий салют.
Ведущий:
Пройдет совсем немного времени и на смену нынешним воинам и морякам, возможно, придете вы, может быть, вам доведется служить на флоте и будете бороздить моря и океаны. Чтобы проверить, годны ли вы к этому делу, давайте поиграем в игру «Отважные корабелы»
Штурвал, четыре оборота...
Он как фортуны плоский круг.
Сегодня день морского флота.
На якорь лайнеры встают.
И пусть семь футов вам под килем...
Я вам желаю моряки
По жизни плыть свободным стилем,
А остальное пустяки!
И пусть всегда у вас ребята,
Попутный ветер, помощь друга,
И флаг полощется поднятый
И волны плещутся упруго.
На флоте каждый миг борьба —
Шторма и штили, и авралы.
Так пусть же вас ведёт судьба
От юнги и до адмирала!
Наблюдать за нашими экипажами и оценивать их знания будут члены жюри. За правильное выполнение задания, команда получает 5 баллов.
А теперь отправимся в плавание по миру профессий водных просторов.
Конкурс «Угадай слово»
Ведущий. Вам будут розданы набор букв. Вы должны составить слово и чтобы мы могли его прочесть, построиться в шеренгу. Так и будут называться ваши корабли. Итак, начнем!!!
(Атрибуты: таблички с буквами)
Ведущий: Теперь мы знаем один корабль называется «Смелый», другой «Отважный»
Корабли есть, названия им присвоены, но прежде чем начать игру, пора бы уже познакомиться и членами экипажей. Наш следующий конкурс заключается в следующем: в каждой команде должны быть Капитан, Лоцман, Моторист, Механик, Матрос, Кок, Врач, Радист, Юнга, Штурман.
Итак, начинаем! Свистать всех наверх! Это означает, что нужно построиться на палубе и распределить поручения. У каждого под ногами лежит перевернутая табличка. Переверните и посмотрите, кем каждый будет на корабле. Выберете себе бейджик с названием вашей должности.
(На табличках: капитан, лоцман, моторист, матрос, врач, радист, юнга, механик, штурман – 2 комплекта.)
Конкурс «Игра на внимание»»
Ведущий. Прежде чем отправиться в открытое море, надо пройти обучение на берегу. И начнем с задания, которое проверит ваше внимание и умение работать
слаженно в команде. Вам необходимо выполнять лишь те команды, которым предшествует обращение «экипаж».
Экипаж, равняйсь!!!
Смирно!!!
Налево!!!
Экипаж, налево!!!
На месте шагом марш!!!
Экипаж, направо!!!
Ведущий. Теперь я думаю, нашим экипажам можно отправляться в море, можно отчаливать. Но мы не можем отплыть. Почему? Правильно, у наших кораблей пустые баки. Нужно заправить горючее.
Конкурс «Моторист»
Моторист, ребята, это рабочий, обслуживающий моторы, двигатели
Ведущий:
Ваша задача: с помощью ложки перенести воду из одного сосуда в другой. Кто быстрее и точнее сделает это? Молодцы! Баки заправлены, пора в путь!
(Атрибуты: 2 ложки, 2 тарелки, 2 стакана.)
Конкурс «Поднимаем паруса»
Ведущий:
Парусами у нас будут шары. Чья команда быстрее надует шары.
(Атрибуты: шары)
Конкурс «Механиков»
Специалист по механике, а также лицо, наблюдающее за работой машин
Ведущий: Из листа бумаги сложить двухтрубный кораблик. Оценивается быстрота и аккуратность.
(Атрибуты: 2 листа бумаги)
Конкурс «Осторожно рифы»
По залу расставлены кегли.
Ведущий. Теперь все готово к отплытию. Пришла очередь показать свое мастерство лоцманам.
Лоцман – это проводник судов, хорошо знающий фарватер.
В море встречается много рифов (кегли). Представьте, что это – рифы.
Ваша задача: провести свои корабли между рифами и не повредить его. “Лоцман” должен с закрытыми глазами обойти “рифы” - кегли, а “штурман” подсказывает дорогу словами – направо, налево, вперед, назад. Важно не сбить ни одной кегли, тот и победит.
Штурман - специалист по вождению судов
(Атрибуты: 2 шарфа, кегли, расставленные по залу.)
Конкурс «ЮНГ»
Юнга - подросток на судне, обучающийся морскому делу
Ведущий:
А теперь представьте, что надвигается шторм (разбрасывают пластмассовые кубики по залу). Где наши юнги? Для вас - конкурс "Чистая палуба". Кто соберет больше мусора за 1 минуту с закрытыми глазами, тот выигрывает. Трудность в том, что корабль качает из стороны в сторону. Участники должны “привести палубу в порядок” - Подсчитывается количество собранного мусора.
(Атрибуты: 2 шарфа, шашки или др. предметы.)
Конкурс «Радистов»
Радист - специалист по передачи и приёму сообщений по радио.
Ведущий:
Посмотрите, к борту наших кораблей прибило конверты, но их размочило морской водой. Радисты, приступайте к делу. Кто быстрее соберет разрезные картинки корабля и прочтет что там написано?
(Атрибуты: 2 конверта с разрезными картинками кораблей «Аврора», «Варяг»)
Конкурс «Коков»
Кок – повар на судне
Ведущий: Мы уже давно в море и захотели есть. Давайте проверим мастерство наших коков.
«Корабельный повар» с закрытыми глазами должен ложкой накормить «юнгу» за1минуту. Оценивается количество еды, оставшейся в тарелке (у какой команды осталось меньше, та считается победителем). Еда – это, например, кукурузные хлопья.
(Атрибуты: 2 ложки, 4 глубокие тарелки, кукурузные хлопья.)
Конкурс «Корабельный врач»
Ведущий: В море был шторм и у нас есть пострадавшие? Кто на корабле может им помочь? У пострадавших есть серьезные раны. Ваша задача, пока звучит музыка, забинтовать раны.
(Атрибуты: 2 рулона туалетной бумаги)
Конкурс «Шифровальщик»
Шифровальщик- работник по шифровке чего-то
Ведущий: Вам дается конверт с буквами, нужно собрать слово - название команды («Варяг», «Аврора»)
(Атрибуты: 2 комплекта карточек с буквами)
Конкурс матросов «Приведи корабль в гавань»
Рядовой военного флота, служащий судовой команды в гражданском флоте.
Ведущий:
Матросам предоставляется кораблик на веревочке, на расстоянии 5 метров от гавани.
Задание: Кто быстрее наматывая веревку на палочку, приведёт корабль в гавань.
(Атрибуты:2 кораблика из фанеры).
Конкурс капитанов «Кто дальше уйдёт»
Ведущий:
Капитан - командир судна
Как правило, капитан – самый главный человек на корабле. От его знаний, умений и правильных решений зависит иногда жизнь корабля и его экипажа.
Задача капитанов: «Капитаны» соревнуются в знании слов, связанных с морской тематикой. Капитаны на каждый шаг, по очереди называют морские слова. Побеждает тот, кто дальше уйдет и последним назовет слово.
Командный конкурс
А теперь задание для всей команды. Определим, какая из них сильнее. Но вот беда. Во время шторма канат уплыл. Из подручного материала соорудите канат.
Посмотрим, у кого он получится длиннее. Подсчет результатов команд. Награждение.
Подведение итогов и награждение.
Ведущий:
Итак, друзья – мореплаватели, необъятный океан мы избороздили на своих кораблях вдоль и поперек. И везде нам сопутствовала удача. Мы узнали много интересного о море и профессиях людей, связанных с речным и морским флотом. Теперь нам точно известно, что люди данной профессии смелые, отзывчивые. На этих людей необходимо равняться и брать с них пример.
Давайте выслушаем жюри, к какому результату мы пришли.
Награждение команды победителей.
Литература и интернет ресурсы
Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.
Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.
Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.
Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.
Шмакова С.Г. «Игра как способ социализации ребенка» // Дополнительное образование и воспитание. №2, 2007 год.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., Просвещение, 1980 г.
Пособие для учителей по внеклассной работе. М., Просвещение, 1974 г.
Гайдаренко Е.П. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых. Сталкер, 1997 год.
http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-more
http://www.igraza.ru/zag-sea.html