Волкова Валентина Васильевна
педагог дополнительного образования
Уроки бисероплетения в школе для детей с умственной отсталостью (легкая степень).
Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важным звеном в системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в коррекционной школе. Уроки трудового обучения умственно отсталых учащихся способствуют развитию психических процессов: восприятия, мышления, мелкой моторики кисти и пальцев рук, речи, памяти, эмоционально-волевой сферы и воспитанию личности в целом. С. Л. Мирский [2], А.Р. Маллер, Ю.А. Гаркуша в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности и отмечают, что процесс развития ребёнка в значительной степени – процесс развития движения.
Виды труда, представляющие собой практические действия с мелкими предметами (какими и являются бисер, бусы), обеспечивают ребёнку всестороннее развитие. Система школьного образования является ключевым в этом поиске. Она закладывает фундамент будущего социального поведения, создаёт условия для формирования личности, развивает творческие способности. Занятия на уроках бисероплетения являются мостиком от развлечения к серьёзному увлечению, с другой стороны, ребёнок получает незаменимый опыт общения, который важен в любой жизненной ситуации.
В специальной (коррекционной) школе уроки бисероплетения являются не только учебным предметом, но и способствует формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него таких качеств как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, аккуратность, усидчивость, терпение. Несмотря на трудоёмкость, сложность, кропотливость процесса бисероплетения, учащиеся испытывают большую радость от сделанной своими руками поделки, с удовольствием делают подарки своим родителям и друзьям. Таким образом, работа с бисером является эффективным средством трудового и эстетического воспитания.
Большая часть уроков по работе с бисером отводится практической деятельности. Учащиеся работают по плану, схемам. Для работы с учащимися данной школы были выбраны следующие виды доступных техник плетения: низание на проволоке, леске; параллельное плетение; игольчатое плетение; низание дугами; монастырское плетение.
Рассмотрим процесс изготовления поделки «Самолёт».
Материал: крупный бисер синего цвета (корпус), крупный бисер золотого цвета (крылья), две удлинённые бусины (пропеллер), медная проволока (сечением 0,3 см) . В изготовлении данной поделки используется техника параллельного плетения, работа по схеме. В изготовлении данной поделки используется техника параллельного плетения: низание бисера .
Изготовление деталей изделия. Готовые детали соединяются между собой с помощью проволоки .
На каждом этапе урока оценивается качество выполненных работ, учащиеся делают анализ своего и изделия одноклассника, отчёт о проделанной работе, отмечают аккуратность выполненной поделки. Предлагается учащимся выбрать самую красивую работу, объяснить причину выбора (с помощью учителя) и отправить её постоянно действующую выставку при школе.
Результаты своего труда учащиеся представляют на различных районных, городских и областных выставках, конкурсах, фестивалях.