Методическая разработка урока "Под материнским крылом"

Методическая разработка "Под материнским крылом" имеет следующие цели:

Образовательная: начать формировать знания учащихся о птицах; познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности этих животных; раскрыть приспособления к полету в системах органов, обратить внимание учащихся на особенности строения различных видов перьев.

Развивающая: развивать умение сравнивать биологические особенности птиц с животными, что уже изучили; умение наблюдать, логически мыслить и быть внимательными.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, что живут рядом с человеком и птиц в дикой природе, а также способствовать экологическому и природоохранному воспитанию.

Тип урока. усвоение новых знаний.

Формы и методы работы: рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом, выполнение лабораторной работы, составление таблицы, составление схем, психологическая разгрузка.

Содержимое разработки


Лабораторная работа « Строение яйца птицы»


Оборудование: чашка Петри, лупа, пинцет, салфетка, яйцо.


Действие

Вопрос

Ответ

Рассмотрите яйцо.

1.Какую форму имеет яйцо?

(овальное, круглое)

овальное

Разбейте скорлупу и содержимое вылейте в чашку Петри.

Рассмотрите вид белка и желтка. Найдите в белке плотные шнуры – канатики.

2. От какой части яйца они отходят? (белок, желток)

Определите значение белка (защита, вода, пища, воздух, отходы)


Желтка/ вода

Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск.

3. Где он расположен?

(в белке, в желтке). Определите значение желтка (защита, вода, пища, воздух, отходы)

На обращенной кверху

стороне\желтке, пища

Рассмотрите яичную скорлупу при помощи лупы и найдите поры.

4. Как они расположены? (равномерно, сгруппированы в какой – то части скорлупы). Определите их значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)

На тупой стороне яйца

(сгруппированы в какой – то части)/воздух

Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его в низ. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

5. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)

Защита от микробов

В тупой части яйца под скорлупой найдите воздушную камеру.

6. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)


воздух

Сравните яйцо пресмыкающихся и птицы.

7.В чем сходство в строении яйца птицы и пресмыкающихся?

8. В чем различие в строении яйца птицы и пресмыкающихся?


Наличие зародышевых оболочек, желток, зародыш вместе с желтком подвешен внутри яйца.


Больше запаса питательных

веществ в желтке, запас воды в

белке, известковая скорлупа, расположение зародыша ближе

к телу матери.


Какой вывод можете сделать используя результаты лабораторной работы? (у птиц яйца более высокого качества, чем у рептилий).

На какой вопрос вы можете дать ответ? ( Ответить на вопрос «Что появилось раньше яйцо или курица? Раньше курицы появилось яйцо — его «подарили» птицам рептилии)


Цыплёнок

Скорлупа в гнезде хрустит.
Любопытный глаз блестит:
Из яйца, как из пелёнок,
Выбирается цыплёнок.
Потянулся, отряхнулся,
Тихо пискнул, оглянулся:
- Что ж, пожалуй, я пойду
И родителей найду!

Какие типы развития живых организмов вы знаете? (прямое и непрямое с метоморфозом).

Какое развитие у птиц? (прямое)

Для птиц характерно Отгадайте ФИЛВОРД 2 типа развития птенцов: выводковый и птенцовый.


Используя рисунки текст заполните таблицу «Индивидуальное развитие птицы». Если признак подходит к одному из типов развития, то ставьте плюс.

«Индивидуальное развитие птицы»


Признаки

Выводковые

Птенцовые

После вылупления покрыты пухом.

+

-

Голые или слабоопущенные

-

+

Зрячие.

+

-

Слепые.

-

+

Хорошо слышат.

+

-

Глухие.

-

+

Могут передвигаться

+

-

Не могут передвигаться

-

+

Самостоятельно находят корм.

+

-

Долго остаются в гнезде.

-

+

Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь

+

-

Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы

-

+

На основании заполненной вами таблицы дайте характеристику выводковому и птенцовому типам развития. В чем преимущества и недостатки каждого типа развития? (сравнение показывает, что птенцы выводкового типа развития более развиты, чем птенцовые)

Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос «Почему, вылупившиеся птенцы не умеют летать?

(выполнение физкультминутки)


Педагогика

Нет у педагогики конца,
У любви родительской – предела.
Высидеть цыпленка из яйца –
Это только половина дела.
Половина первая – не в счет.
Сбросит он скорлупки, как пеленки,
Но ведь надо высидеть еще
Курицу из этого цыпленка. Феликс Кривин

И теперь мы постараемся дать ответ на последний вопрос «Кто заботится о птенцах?».(родители).

По своим наблюдениям расскажите, в чем заключается забота о потомстве у птиц.

(Забота о потомстве начинается с выбора подходящего гнездового участка, который сможет обеспечить кормом всю семью в течение периода размножения. В укромном месте птицы строят гнездо, недоступое или хотя бы незаметное для хищников.)

Размножение — наиболее ответственный период в жизни птиц. Его успех зависит и от того, насколько родители приспособлены к выполнению своих обязанностей. Используя текст на стр. 269, определите роль каждого родителя в этом процессе. (половой диморфизм, наседное пятно у самки, самец охраняет территорию, привлекает самок).

Все вы знаете птицу кукушку. В чем проявилась приспособленность в размножении у кукушки? (Подкладвает свои яйца в гнезда мелких насекомоядных птиц. Это явление получило название гнездового паразитизма. Потом кукушонок выталкивает из яйца всех остальных птенцов и преключает на себя всю заботу приемных родителей). Значит, заботится о птенцах могут и приемные родители.

А может ли человек проявить заботу о птенцах? (Может. Построить скворечник. )

Скворечник - это гнездовье, которое могут заселить скворцы, воробьи, мухоловки, иногда дятлы, белки. Размещать у своего жилья домики-скворечники - старая народная традиция. И вы тоже своими руками смастерили скоречники, которые развесите на территории нашей школы.

Мамины крылья

Мне однажды сын сказал:« Я хочу, чтоб были…

Как у птицы у тебя… во-ооот такие Крылья…»

Стал полет мне по плечу, ощутила силу:

«И куда ж я полечу?»,- я его спросила…

Сын ответил: «Никуда… Мамы не летают!!!

Мамы крыльями всегда… Деток закрывают. С.Е. Епишин



Как вы понимаете фразу «Как хорошо под маминым крылом!»


  1. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТА НА ВОПРОС.


Вы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока? Еще раз ответим на проблемные вопросы, поставленные вами в начале урока.

Что появилось раньше яйцо или курица?

Почему вылупившиеся птенцы не умеют летать и кто о них заботится?


Предлагаю выполнить тест.


1. По своему строению зародыш птицы напоминает зародыш пресмыкающегося. Это свидетельствует:

а) о разнообразии птиц; б) о родстве птиц и пресмыкающихся;

в) об усложнении птиц по сравнению с пресмыкающимися;

г) об усложнении пресмыкающихся по сравнению с птицами.

2. У птиц в отличие от пресмыкающихся яйцо…

а) не имеет оболочки; б) покрыто кожистой оболочкой;

в) покрыто известковой оболочкой-скорлупой;

3. Зародыш в яйце развивается:

а) из зародышевого диска; б) из желтка;

в) из всего яйца; г) из белка

4. Откуда берет питательные вещества для развития зародыш птицы?

а) из яичного белка; б) из воздушной камеры яйца;

в) из желтка яйца; г) из окружающей среды

5. Какие условия необходимы для развития зародыша птицы?

а) свет; б) температура;

в) кислород; г) питательные вещества
6. Какие птицы относятся к птенцовым?

а) голуби; б) дятлы; в) орлы; г) куры;

7. Какие птицы относятся к выводковым?

а) тетерев; б) скворец; в) глухарь; г) утки.


Критерии оценки теста


Количество

правильных

ответов

Уровень

Оценка

Комментарии

7

Очень высокий

5

Так держать!

6

Высокий

Ошибка есть

5, 4

средний

4

Еще чуть-чуть и будет «5»

3

низкий

3

Будьте внимательнее

2

Очень низкий

2

И о чем Вы думаете на уроке?



РЕФЛЕКСИЯ


Прошу вас высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

1. У этого объекта есть свой собственный праздник, который проходит во вторую пятницу октября и отмечается с 1996 года

2. С этим объектом связано множество мировых рекордов, занесенных в книгу Рекордов Гиннеса

3. В 1970 году компания Ферреро впервые произвела и изготовила этот объект из шоколада, с монетой или игрушкой внутри.

4. Цвет оболочки этого объекта может быть как белым, так и коричнево-бежевой.

5. Именно его считают мощным источником ресурсов, который способен вбирать в себя отрицательную энергию.

6. Ювелирные изделия в форме этого объекта являются синонимом роскоши и эмблемой богатства .






































































Лабораторная работа «Строение яйца птицы»

Действие

Вопрос

Ответ

Рассмотрите яйцо.

1.Какую форму имеет яйцо?



Разбейте скорлупу и содержимое вылейте в чашку Петри.

Рассмотрите вид белка и желтка. Найдите в белке плотные шнуры – канатики.

2. От какой части яйца они отходят?

Определите значение белка.



Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск.

3. Где он расположен?

Определите значение желтка.


Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его в низ. Рассмотрите подскорлуповую оболочку.

4. Определите ее значение.


В тупой части яйца под скорлупой найдите воздушную камеру.

5. Определите ее значение.


скорлупааа

4. Сделайте подписи к рисунку.

Зародышевый диск

подскорлуповая оболочка

Воздушная камера

Канатики-халазы

белок

желток



































































По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы – гнездовые (птенцовые) и выводковые.

У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной. У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается. 

        Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – ок. 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано.
     Вопреки распространенному мнению, родители не побуждают потомков к самостоятельной жизни. Птенец покидает гнездо добровольно, приобретя необходимую координацию движений. В первый раз выпорхнувшие из него «слетки» еще не умеют как следует летать.
             Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть.
     Впрочем, они быстро учатся самостоятельно добывать пищу. Взрослая птица приводит их на место кормежки и может показывать съедобные объекты, клевать их и выпускать из клюва. Однако чаще родители лишь присматривают за малышами, пока те методом проб и ошибок постигают, что годится в пищу. Почти сразу после вылупления птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.







«Индивидуальное развитие птицы»


Признаки

Выводковые

Птенцовые

После вылупления покрыты пухом.



Голые или слабоопущенные



Зрячие.



Слепые.



Хорошо слышат.



Глухие.



Могут передвигаться



Не могут передвигаться



Самостоятельно находят корм.



Долго остаются в гнезде.



Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь



Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы





«Индивидуальное развитие птицы»


Признаки

Выводковые

Птенцовые

После вылупления покрыты пухом.



Голые или слабоопущенные



Зрячие.



Слепые.



Хорошо слышат.



Глухие.



Могут передвигаться



Не могут передвигаться



Самостоятельно находят корм.



Долго остаются в гнезде.



Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь



Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы





«Индивидуальное развитие птицы»


Признаки

Выводковые

Птенцовые

После вылупления покрыты пухом.



Голые или слабоопущенные



Зрячие.



Слепые.



Хорошо слышат.



Глухие.



Могут передвигаться



Не могут передвигаться



Самостоятельно находят корм.



Долго остаются в гнезде.



Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь



Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы









































































Сохранить у себя:
Методическая разработка урока "Под материнским крылом"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки