Лабораторная работа « Строение яйца птицы»
Оборудование: чашка Петри, лупа, пинцет, салфетка, яйцо.
| Действие | Вопрос | Ответ |
| Рассмотрите яйцо. | 1.Какую форму имеет яйцо? (овальное, круглое) | овальное |
| Разбейте скорлупу и содержимое вылейте в чашку Петри. Рассмотрите вид белка и желтка. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. | 2. От какой части яйца они отходят? (белок, желток) Определите значение белка (защита, вода, пища, воздух, отходы) |
Желтка/ вода |
| Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск. | 3. Где он расположен? (в белке, в желтке). Определите значение желтка (защита, вода, пища, воздух, отходы) | На обращенной кверху стороне\желтке, пища |
| Рассмотрите яичную скорлупу при помощи лупы и найдите поры. | 4. Как они расположены? (равномерно, сгруппированы в какой – то части скорлупы). Определите их значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | На тупой стороне яйца (сгруппированы в какой – то части)/воздух |
| Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его в низ. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. | 5. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы) | Защита от микробов |
| В тупой части яйца под скорлупой найдите воздушную камеру. | 6. Определите ее значение (защита, вода, пища, воздух, отходы)
| воздух |
| Сравните яйцо пресмыкающихся и птицы. | 7.В чем сходство в строении яйца птицы и пресмыкающихся? 8. В чем различие в строении яйца птицы и пресмыкающихся?
| Наличие зародышевых оболочек, желток, зародыш вместе с желтком подвешен внутри яйца.
Больше запаса питательных веществ в желтке, запас воды в белке, известковая скорлупа, расположение зародыша ближе к телу матери. |
Какой вывод можете сделать используя результаты лабораторной работы? (у птиц яйца более высокого качества, чем у рептилий).
На какой вопрос вы можете дать ответ? ( Ответить на вопрос «Что появилось раньше яйцо или курица? Раньше курицы появилось яйцо — его «подарили» птицам рептилии)
Цыплёнок
Скорлупа в гнезде хрустит.
Любопытный глаз блестит:
Из яйца, как из пелёнок,
Выбирается цыплёнок.
Потянулся, отряхнулся,
Тихо пискнул, оглянулся:
- Что ж, пожалуй, я пойду
И родителей найду!
Какие типы развития живых организмов вы знаете? (прямое и непрямое с метоморфозом).
Какое развитие у птиц? (прямое)
Для птиц характерно Отгадайте ФИЛВОРД 2 типа развития птенцов: выводковый и птенцовый.
Используя рисунки текст заполните таблицу «Индивидуальное развитие птицы». Если признак подходит к одному из типов развития, то ставьте плюс.
«Индивидуальное развитие птицы»
| Признаки | Выводковые | Птенцовые |
| После вылупления покрыты пухом. | + | - |
| Голые или слабоопущенные | - | + |
| Зрячие. | + | - |
| Слепые. | - | + |
| Хорошо слышат. | + | - |
| Глухие. | - | + |
| Могут передвигаться | + | - |
| Не могут передвигаться | - | + |
| Самостоятельно находят корм. | + | - |
| Долго остаются в гнезде. | - | + |
| Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь | + | - |
| Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы | - | + |
На основании заполненной вами таблицы дайте характеристику выводковому и птенцовому типам развития. В чем преимущества и недостатки каждого типа развития? (сравнение показывает, что птенцы выводкового типа развития более развиты, чем птенцовые)
Сможете ли вы сейчас ответить на вопрос «Почему, вылупившиеся птенцы не умеют летать?
| (выполнение физкультминутки)
Педагогика Нет у педагогики конца, |
И теперь мы постараемся дать ответ на последний вопрос «Кто заботится о птенцах?».(родители).
По своим наблюдениям расскажите, в чем заключается забота о потомстве у птиц.
(Забота о потомстве начинается с выбора подходящего гнездового участка, который сможет обеспечить кормом всю семью в течение периода размножения. В укромном месте птицы строят гнездо, недоступое или хотя бы незаметное для хищников.)
Размножение — наиболее ответственный период в жизни птиц. Его успех зависит и от того, насколько родители приспособлены к выполнению своих обязанностей. Используя текст на стр. 269, определите роль каждого родителя в этом процессе. (половой диморфизм, наседное пятно у самки, самец охраняет территорию, привлекает самок).
Все вы знаете птицу кукушку. В чем проявилась приспособленность в размножении у кукушки? (Подкладвает свои яйца в гнезда мелких насекомоядных птиц. Это явление получило название гнездового паразитизма. Потом кукушонок выталкивает из яйца всех остальных птенцов и преключает на себя всю заботу приемных родителей). Значит, заботится о птенцах могут и приемные родители.
А может ли человек проявить заботу о птенцах? (Может. Построить скворечник. )
Скворечник - это гнездовье, которое могут заселить скворцы, воробьи, мухоловки, иногда дятлы, белки. Размещать у своего жилья домики-скворечники - старая народная традиция. И вы тоже своими руками смастерили скоречники, которые развесите на территории нашей школы.
Мамины крылья
Мне однажды сын сказал:« Я хочу, чтоб были…
Как у птицы у тебя… во-ооот такие Крылья…»
Стал полет мне по плечу, ощутила силу:
«И куда ж я полечу?»,- я его спросила…
Сын ответил: «Никуда… Мамы не летают!!!
Мамы крыльями всегда… Деток закрывают. С.Е. Епишин
|
|
|
Как вы понимаете фразу «Как хорошо под маминым крылом!»
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОТВЕТА НА ВОПРОС.
Вы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока? Еще раз ответим на проблемные вопросы, поставленные вами в начале урока.
Что появилось раньше яйцо или курица?
Почему вылупившиеся птенцы не умеют летать и кто о них заботится?
Предлагаю выполнить тест.
1. По своему строению зародыш птицы напоминает зародыш пресмыкающегося. Это свидетельствует:
а) о разнообразии птиц; б) о родстве птиц и пресмыкающихся;
в) об усложнении птиц по сравнению с пресмыкающимися;
г) об усложнении пресмыкающихся по сравнению с птицами.
2. У птиц в отличие от пресмыкающихся яйцо…
а) не имеет оболочки; б) покрыто кожистой оболочкой;
в) покрыто известковой оболочкой-скорлупой;
3. Зародыш в яйце развивается:
а) из зародышевого диска; б) из желтка;
в) из всего яйца; г) из белка
4. Откуда берет питательные вещества для развития зародыш птицы?
а) из яичного белка; б) из воздушной камеры яйца;
в) из желтка яйца; г) из окружающей среды
5. Какие условия необходимы для развития зародыша птицы?
а) свет; б) температура;
в) кислород; г) питательные вещества
6. Какие птицы относятся к птенцовым?
а) голуби; б) дятлы; в) орлы; г) куры;
7. Какие птицы относятся к выводковым?
а) тетерев; б) скворец; в) глухарь; г) утки.
Критерии оценки теста
| Количество правильных ответов | Уровень | Оценка | Комментарии |
| 7 | Очень высокий | 5 | Так держать! |
| 6 | Высокий | Ошибка есть | |
| 5, 4 | средний | 4 | Еще чуть-чуть и будет «5» |
| 3 | низкий | 3 | Будьте внимательнее |
| 2 | Очень низкий | 2 | И о чем Вы думаете на уроке? |
РЕФЛЕКСИЯ
Прошу вас высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
1. У этого объекта есть свой собственный праздник, который проходит во вторую пятницу октября и отмечается с 1996 года
2. С этим объектом связано множество мировых рекордов, занесенных в книгу Рекордов Гиннеса
3. В 1970 году компания Ферреро впервые произвела и изготовила этот объект из шоколада, с монетой или игрушкой внутри.
4. Цвет оболочки этого объекта может быть как белым, так и коричнево-бежевой.
5. Именно его считают мощным источником ресурсов, который способен вбирать в себя отрицательную энергию.
6. Ювелирные изделия в форме этого объекта являются синонимом роскоши и эмблемой богатства .
Лабораторная работа «Строение яйца птицы»
| Действие | Вопрос | Ответ |
| Рассмотрите яйцо. | 1.Какую форму имеет яйцо?
| |
| Разбейте скорлупу и содержимое вылейте в чашку Петри. Рассмотрите вид белка и желтка. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. | 2. От какой части яйца они отходят? Определите значение белка. |
|
| Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск. | 3. Где он расположен? Определите значение желтка. |
|
| Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его в низ. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. | 4. Определите ее значение. |
|
| В тупой части яйца под скорлупой найдите воздушную камеру. | 5. Определите ее значение. |
|
скорлупааа
Зародышевый диск подскорлуповая оболочка Воздушная камера Канатики-халазы белок желток
По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы – гнездовые (птенцовые) и выводковые.
У тетеревов, уток, гусей, лебедей, а также у домашних птиц птенцы появляются на свет одетые пухом, с открытыми глазами и могут через несколько часов или на следующий день после вылупления выйти из гнезда и даже бегать за матерью. Таких птиц называют выводковыми. Несмотря на самостоятельность, эти птенцы первые дни жизни всё же нуждаются в обогреве и часто прячутся под крылья матери, так как не сразу их температура тела становится постоянной. У хищных птиц, ворон, грачей, голубей, дятлов, попугаев, воробьёв, синиц и многих других птенцы вылупляются беспомощными, со сросшимися веками глаз и закрытыми ушными отверстиями. Тело их голое или покрыто отдельными пучками тонкого редкого пуха. Они не могут держаться на ногах и долго не покидают гнезда. Такие птенцы называются гнездовыми. Родители выкармливают их продолжительное время, даже после того как они, выскочив из гнезда, начнут перепархивать с дерева на дерево. Когда птенцы станут лётными, кормление прекращается.
Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – ок. 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано.
Вопреки распространенному мнению, родители не побуждают потомков к самостоятельной жизни. Птенец покидает гнездо добровольно, приобретя необходимую координацию движений. В первый раз выпорхнувшие из него «слетки» еще не умеют как следует летать.
Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть.
Впрочем, они быстро учатся самостоятельно добывать пищу. Взрослая птица приводит их на место кормежки и может показывать съедобные объекты, клевать их и выпускать из клюва. Однако чаще родители лишь присматривают за малышами, пока те методом проб и ошибок постигают, что годится в пищу. Почти сразу после вылупления птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.
«Индивидуальное развитие птицы»
| Признаки | Выводковые | Птенцовые |
| После вылупления покрыты пухом. |
| |
| Голые или слабоопущенные |
|
|
| Зрячие. |
|
|
| Слепые. |
|
|
| Хорошо слышат. |
|
|
| Глухие. |
|
|
| Могут передвигаться |
|
|
| Не могут передвигаться |
|
|
| Самостоятельно находят корм. |
|
|
| Долго остаются в гнезде. |
|
|
| Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь |
|
|
| Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы |
|
|
«Индивидуальное развитие птицы»
| Признаки | Выводковые | Птенцовые |
| После вылупления покрыты пухом. |
| |
| Голые или слабоопущенные |
|
|
| Зрячие. |
|
|
| Слепые. |
|
|
| Хорошо слышат. |
|
|
| Глухие. |
|
|
| Могут передвигаться |
|
|
| Не могут передвигаться |
|
|
| Самостоятельно находят корм. |
|
|
| Долго остаются в гнезде. |
|
|
| Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь |
|
|
| Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы |
|
|
«Индивидуальное развитие птицы»
| Признаки | Выводковые | Птенцовые |
| После вылупления покрыты пухом. |
| |
| Голые или слабоопущенные |
|
|
| Зрячие. |
|
|
| Слепые. |
|
|
| Хорошо слышат. |
|
|
| Глухие. |
|
|
| Могут передвигаться |
|
|
| Не могут передвигаться |
|
|
| Самостоятельно находят корм. |
|
|
| Долго остаются в гнезде. |
|
|
| Куры, гуси, утки, тетерев, глухарь |
|
|
| Голуби, попугаи, скворцы, орлы, синицы |
|
|


Методическая разработка урока "Под материнским крылом" 