Методическая разработка урока по дисциплине «информационные технологии»

Тема урока: Интеллектуальная игра «Марафон знаний»

Цели урока:

-содействие систематизированию и углублению знаний обучающихся по спецдисциплинам;

-развитие творчества, сообразительности, смекалки обучающихся в, познавательной активности;

-воспитание чувства коллективизма, ответственности, самоконтроля, формированию интереса и приобретения разносторонних связей.

Задачи:

 самореализация учащихся, формирование позитивного отношения к самому себе и объективности его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности;

 усовершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке;

 создание благоприятных условий для сплочения коллектива, развития навыков сотрудничества;

 расширение мировоззрения учащихся, развитие их познавательного интереса;

 профессиональная ориентация учащихся;

 формирование потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности, полезной обществу;

 формирование целеустремленности, а также нравственного, эмоционального, волевого компонента мировоззрения.

Тип занятия: интеллектуальная игра

Информационно-методическая поддержка урока:

Оборудование: мультимедийный проектор

задания игры

• мультимедийная презентация для проведения игры

раздаточный материал для команд

бланки ответов для команд

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

НЕФТЕКУМСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»








РАЗРАБОТАЛА Преподаватель спецдисциплин: Усенко А.Г.







г. Нефтекумск, 2018 г.








ПЛАН УРОКА

Преподавателя спецдисциплин: Усенко А.Г.

Тема урока: Интеллектуальная игра «Марафон знаний»

Цели урока:

-содействие систематизированию и углублению знаний обучающихся по спецдисциплинам;

-развитие творчества, сообразительности, смекалки обучающихся в, познавательной активности;

-воспитание чувства коллективизма, ответственности, самоконтроля, формированию интереса и приобретения разносторонних связей.

Задачи:

      самореализация учащихся, формирование позитивного отношения к самому себе и объективности его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности;

       усовершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке;

       создание благоприятных условий для сплочения коллектива, развития навыков сотрудничества;

       расширение мировоззрения учащихся, развитие их познавательного интереса;

       профессиональная ориентация учащихся;

       формирование потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности, полезной обществу;

       формирование целеустремленности, а также нравственного, эмоционального, волевого компонента мировоззрения.


Тип занятия: интеллектуальная игра

Информационно-методическая поддержка урока:

Оборудование: мультимедийный проектор

•  задания игры

•  мультимедийная презентация для проведения игры

•  раздаточный материал для команд

•  бланки ответов для команд  

План урока

1.Организационный момент (3 мин)

2.Вступительное слово преподавателя (2 мин)

3.Проведение конкурсов ( 70 мин)

3. Рефлексия. (5 мин.)

4. Подведение итогов (10 мин.)






Ход урока

  1. Организационный момент:

 -Приветствие.

- Проверка присутствующих и определение готовности к совместной деятельности.


  1. Вступительное слово преподавателя:

Эпиграф

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, чтоб не нуждался в знанье

Какой мы не возьмем язык и век, -

Всегда стремился к знанью человек.


Сегодня у нас будет проходить интеллектуальная игра "Марафон знаний". В игре участвует 2 команды по 10 человек

Командам предстоит сыграть по 12 конкурсов, которые выбирать будут сами участники команды. В каждом конкурсе будет предложено выполнить некоторое задание за определенное время (5-7 минут). В конкурсе побеждает та команда, которая наберет большее количество очков. При равном количестве очков победившей считается команда, выполнившая задание за меньшее время.

Командам следует придумать названия и выбрать капитана команды.

Следить за правильностью выполнения заданий будет уважаемое жюри.

Чтобы определить команду, которая первой будет выбирать задание, предлагаю вам ответить на вопрос. Команда, которая раньше правильно ответит на него, получит право первой выбирать задание.

ВОПРОС: Глава компании Microsoft (Билл Гейтс)


3.Проведение конкурсов

Задания и ответы


1. История информатики и ВТ

Сейчас вам будут предложены 10 вопросов, касающихся истории развития информатики. Каждый вопрос имеет 3 варианта ответа. Ваша задача ответить верно на все вопросы. На выполнение этого задания вам отводится ______ мин. Победит та команда, которая ответит верно на большее количество вопросов.

  1. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова АЛГОРИТМ: (Аль-Хорезми).

  2. Кто считается автором самого первого алгоритма (Евклид)

  3. Кого называют первой в истории женщиной-программистом (Аду Лавлейс)

  4. Когда был создан первый арифмометр – механическое счетное устройство (В XIX веке)

  5. Когда была создана первая в мире электронно-вычислительная машина ENIAC (В 1946 году)

  6. Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени: (Четыре)

  7. Когда фирма Intel создала первый в мире микропроцессор (В 1971 году)

  8. Когда фирмой IBM были созданы персональные компьютеры: (В 1982 году)

  9. Первая ЭВМ в нашей стране появилась (В 1951 году)

  10. Основоположником отечественной вычислительной техники является (Сергей Алексеевич Лебедев)


2. Ответы ищи в приведенном тексте

В данном конкурсе вам будут предложены 10 предложений. Ваша задача состоит в том, чтобы в этих предложениях найти 10 терминов, относящихся к информатике. Например:

ПРИМЕР: В чем был смысл, Эшби так и не понял.

Слэш (смыСЛ, ЭШби) – название символа «/»

На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.

  1. Этот процесс орнитологи называют миграцией.

  2. Потом они торжествовали и радовались, как дети.

  3. Несмотря на это его феска не раз падала с головы. (Феска – мужской головной убор в виде усеченного конуса с кисточкой, распространенный в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки)

  4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.

  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

  7. Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось.

  8. Когда-то он работал в идеологическом отделе.

  9. Он сказал «Пройдемте к стене».

  10. Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо.



3. В одной связке

Сейчас вам будет предложено восстановить несколько словосочетаний, относящихся к информатике, устройству и работе компьютера. Будет дано одно слово из сочетания. Необходимо назвать второе слово соответствующего словосочетания.

НАПРИМЕР: оптическая мышь, лазерный диск, …

На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.

  1. Администратор … сети

  2. Виртуальная … реальность

  3. Графический … файл, редактор

  4. Жесткий … диск

  5. Загрузочная … дискета

  6. Звуковая … колонка

  7. Информационные … технологии, системы

  8. Лицензионная … программа

  9. Магнитный … диск

  10. Материнская … плата

  11. Матричный … принтер

  12. Носитель … информации

  13. Оперативная … память

  14. Операционная … система

  15. Оптический … диск

  16. Персональный … компьютер

  17. Сетевая … плата

  18. Системный … блок

  19. Соединительный … кабель

  20. Струйный … принтер

  21. Трехкнопочная … мышь

  22. Функциональная … клавиша

  23. Центральный … процессор

  24. Электронная … почта

4.“Странный” язык

Недавно был открыт новый, неизвестный компьютерный язык. Удалось понять только 3 фразы:

Фраза на компьютерном языке «каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» - «большая красная груша», «цаля баля» - «большое яблоко».

Ваша задача за ______ мин. выяснить как на этом языке записать слова: ГРУША, ЯБЛОКО, СОЛНЫШКО.

Ответ: ГРУША – фаля ЯБЛОКО – цаля СОЛНЫШКО - каля



5. Компьютерные жаргонизмы

Очень часто в своих разговорах вы используете различные жаргонные слова, обозначающие что-то, связанное с информатикой. Сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы разбираетесь в используемых терминах. Для каждого из представленных компьютерных жаргонизмов будут приведены три определения, из которых верным является только одно. Необходимо его указать. На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.

  1. Апгрейдить – модернизировать компьютер.

  2. Винт – жесткий магнитный диск.

  3. Емеля – электронная почта.

  4. Железо – совокупность аппаратных средств компьютера.

  5. Загрузчик – программа начальной загрузки компьютера.

  6. Засэйвить – сохранить файл на диске.

  7. Иконка – пиктограмма.

  8. Камень – процессор.

  9. Кликнуть – щелкнуть кнопкой манипулятора «мышь».

  10. Кулер –вентилятор охлаждения компьютера.

  11. Корень – каталог (папка), который не вложены в другой каталог (папку).

  12. Логин – имя пользователя.

  13. Майл – электронная почта.

  14. Мама – материнская плата.

  15. Рама – оперативная память компьютера.

  16. Сетевуха – сетевая карта.

  17. Слот – разъем расширения на материнской плате.

  18. Софт – программное обеспечение компьютера.

  19. Спикер – динамик в компьютере.

  20. Трафик – перемещаемые по глобальной компьютерной сети данные.

  21. Флоп – гибкий магнитный диск.

  22. Хард – аппаратные средства компьютера.

  23. Хост – компьютер в Интернете, обеспечивающий круглосуточное хранение и передачу информации.

  24. Чип – микросхема.

  25. Юзер – пользователь компьютера.



6. Веришь – не веришь

Сейчас вам будут предложены несколько высказываний. Вы должны будете сказать верно ли каждое из высказываний или нет. На бланках ответов можете просто поставить + (ДА) и – (НЕТ). На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.

Верите ли вы…

  1. что к материнской плате одного компьютера можно подсоединить жесткий магнитный диск другого компьютера и сделать так, чтобы на первом компьютере было как бы два жестких магнитных диска? (+++)

  2. что в Великобритании есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер? (---)

  3. что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск? (+++)

  4. что операционная система Windows допускает, чтобы в одной папке находились файлы с именами список.doc и Список.doc? (---)

  5. что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования? (+++)

  6. что операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами? (+++)

  7. что если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер получившегося файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов? (+++)

  8. что кроме дискет 3,5 и 5,25 дюйма, ранее использовались дискеты диаметром 8 дюймов? (+++)



7. Анаграмма

Ваша задача из предложенного слова сформировать как можно больше слов, имеющих смысл. Эти слова должны состоять только из букв предложенного слова и каждая буква должна встречаться не большее число раз, чем она встречается в исходном слове. На выполнение этого задания вам отводится 10 мин.

КОПИРОВАНИЕ.



8. Последствия вируса

В наш компьютер «забрался» вирус, который перепутал все буквы в словах. Ваша задача восстановить исходные слова из предложенных исходных букв. Все они связаны с информатикой. На выполнение этого задания вам отводится _5 мин.

Ответ: ДИСКЕТА, ПРИНТЕР, ДЖОЙСТИК, КЛАВИАТУРА, КОЛОНКИ



9.Шифровка

Сейчас вам нужно будет расшифровать некоторое высказывание, пользуясь предложенной кодировочной таблицей. Способ кодировки вы должны разгадать сами


0

1

2

3

4

5

6

7

8

0

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

1

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

2

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

3

Ы

Ь

Э

Ю

Я

_

.

,

?

4

:

;

-

!

«

»

(

)

%

Расшифруйте закодированный текст

25201538350304053835111503040038

На выполнение этого задания вам отводится 7 мин.

Ответ: Что? Где? Когда? (каждая буква кодируется двумя цифрами)


10.Нарисуй…

Сейчас за ___ мин. вы должны будете на листе формата А-4 нарисовать простейшее и самое древнее приспособление для счета.

Ответ: РУКА - это первое с помощью чего человек учится считать.


11. Третий – лишний

Известно, что некоторые слова могут иметь несколько значений. Вам будут предложены несколько терминов. Для каждого из терминов приведены три определения, одно из которых ему не соответствует. Необходимо указать это определение (поставить букву). На выполнение этого задания вам отводится ______ мин.

  1. Винт – крепежная деталь и жаргонное название жесткого магнитного диска.

  2. Вирус – возбудитель инфекционного заболевания и программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

  3. Дерево – образное представление схемы организации на диске файлов и каталогов (папок) и многолетнее растение с твердым стволом.

  4. Диалог – разговор между двумя лицами и форма взаимодействия пользователя с компьютером.

  5. Диск – носитель информации и спортивный снаряд.

  6. Дорожка - специально устроенная дистанция для бега, плавания и т. п. и участок магнитного диска.

  7. Меню – перечень блюд в ресторане и изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.

  8. Мышь – грызун и манипулятор в компьютере.

  9. Папка – обложка, в которую вкладывают листы бумаги и группа файлов, объединенных по какому-либо признаку.

  10. Периферия – внешние устройства компьютера и местность, удаленная от центра.

  11. Порт – точка подключения внешних устройств к шине компьютера и место для стоянки и разгрузки судов.

  12. Расширение – увеличение ширины чего-либо и часть имени файла.

  13. Софт – мягкий (в переводе с англ.) и программное обеспечение компьютера.

  14. Ярлык – значок на экране, щелкнув мышью на котором, можно открыть некоторую программу, документ или папку и листок с наименованием товара и другими сведениями.


12. Собери словечко

У вас на столах есть 11 обрывков слов. Ваша задача: из этих кусочков собрать два слова, связанные с информатикой. После этого должно остаться 4 обрывка.

Р РЬ НЕ ТОР ТЕ ТА ИН ЕР НИ ПР МО

Ответ: ПРИНТЕР, МОНИТОР РЬ ЕР НЕ ТА



4 Рефлексия

Цель рефлексии: выявление трудностей студентов при работе на уроке, выполнении полученных заданий. Рефлексия осуществляется при помощи тест-анкеты:

Тест - анкета

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен














5.Подведение итогов игры

1.Вывод по уроку.

Сегодня на уроке вы выполняли задания. И сумели показать свое знания и умения в области информационных технологий.

2.Награждение команд



При создании работы были использованы материалы:


•  http://www.kravmv.narod.ru/index.htm

•  Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике. Методическое пособие.

•  Дорохова М. В. Система внеклассной работы по информатике.

•  Златопольский Д. М. Интеллектуальные игры в информатике.

•  Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: том 1.




Сохранить у себя:
Методическая разработка урока по дисциплине «информационные технологии»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки