Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО « Череповецкий металлургический колледж»
Методическая разработка
учебного занятия
по дисциплине «ФИЗИКА»
на тему:
«РАДИОАКТИВНОСТЬ. СОСТАВ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ»
Преподаватель: Тюшина Яна Геннадьевна
Череповец, 2019г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
Предмет: физика
Тема урока: Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Биологическое действие радиоактивного излучения
Участники: студенты II курса
Дидактическая цель: дать определение радиоактивности, расширить знания студентов о различных видах радиоактивного излучения, их особенностях, характеристиках и действии на человека.
Развивающая цель: развивать умственные и творческие способности студентов, познавательный интерес к предмету.
Воспитательная цель: способствовать формированию сознательного творческого отношения к обучению, умения работать в коллективе и понимать значение получаемых знаний для построения успешного будущего.
Методическая цель: показать методы и приёмы активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов, применение на уроке физики мультимедийного оборудования.
Межпредметные связи: Химия, история
МТО урока: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика-11», компьютер, проектор, слайды, сборник задач по физике (А.П.Рымкевич, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2004г), видеофильм.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Методы и приёмы: Лекционное изложение материала с параллельной демонстрацией слайдов и видеофильма.
Виды самостоятельной деятельности: заполнение таблицы.
Структурный план урока
I . Организационная часть (2мин)
II . Изложение нового материала (30 мин)
III . Закрепление новых знаний (10мин)
IV . Подведение итогов. Оценка работы студентов (2 мин)
V . Домашнее задание. (1 мин)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этапы урока | Содержание урока | ||||||||||||||||||||
I . Организационная часть
II . Изложение нового материала
III . Закрепление новых знаний IV . Подведение итогов. Оценка работы студентов V . Домашнее задание. (1 мин)
|
Подведение студентов к теме и цели урока. Вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны…радиоактивности. Тема нашего занятия – Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Биологическое действие радиации Итак, назовем цель урока:
Слайд№2
Мы с вами определили тему и цели урока. Приступим к подробному изучению явления радиоактивности. Ответьте на вопросы (Слайд №3):
Историю открытия явления радиоактивности поможет изучить фрагмент видеофильма. Сто лет назад, в феврале 1896г, французский физик Анри Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение солей урана 238U, однако он не понимал природы этого излучения. В 1898г супруги Пьер и Мария Кюри открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний 209Po и радий 226Ra, у которых излучение, аналогичное излучению урана, было значительно более сильным. Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана. Самопроизвольное излучение некоторых химических элементов было названо по предложению П.Кюри радиоактивностью, от латинского radio «излучать». (Слайд№4) Изучением природы радиоактивного излучения занимался великий физик начала 20 века Эрнест Резерфорд. Описание опыта Резерфорда (Слайд №5): Исследуя излучение радия в магнитном поле, он обнаружил, что поток радиоактивного излучения имеет сложную структуру: состоит из трех самостоятельных потоков, названных α-, β- и γ-лучами. При дальнейших исследованиях оказалось, что α-лучи представляют из себя потоки ядер атомов гелия, β-лучи – потоки быстрых электронов, а γ-лучи есть электромагнитные волны с малой длиной волны. Но эти потоки различались еще и своими проникающими способностями. Ответьте на вопрос: Что же представляет из себя радиоактивное излучение? Студенты самостоятельно заполняют таблицу: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика-11», стр.191-193.
Итак, проверим таблицу: Слайд №6 α-лучи: Альфа-излучение — это поток тяжелых положительно заряженных частиц ( ядро атома гелия. Возникает в результате распада атомов тяжелых элементов, таких как уран, радий и торий. В воздухе альфа-излучение проходит не более пяти сантиметров и, как правило, полностью задерживается листом бумаги или внешним омертвевшим слоем кожи. Однако если вещество, испускающее альфа-частицы, попадает внутрь организма с пищей или воздухом, оно облучает внутренние органы и становится опасным. Слайд №7 β-лучи: Бета-излучение — это электроны, которые значительно меньше альфа-частиц и могут проникать вглубь тела на несколько сантиметров. От него можно защититься тонким листом металла, оконным стеклом и даже обычной одеждой. Попадая на незащищенные участки тела, бета-излучение оказывает воздействие, как правило, на верхние слои кожи. Во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году пожарные получили ожоги кожи в результате очень сильного облучения бета-частицами. Если вещество, испускающее бета-частицы, попадет в организм, оно будет облучать внутренние ткани. Слайд №8 γ-лучи: Гамма-излучение — это фотоны, т.е. электромагнитная волна, несущая энергию. В воздухе оно может проходить большие расстояния, постепенно теряя энергию в результате столкновений с атомами среды. Интенсивное гамма-излучение, если от него не защититься, может повредить не только кожу, но и внутренние ткани. Плотные и тяжелые материалы, такие как железо и свинец, являются отличными барьерами на пути гамма-излучения. Как видно, альфа-излучение по его характеристикам практически не опасно, если не вдохнуть его частички или не съесть с пищей. Бета-излучение может причинить ожоги кожи в результате облучения. Самые опасные свойства у гамма-излучения. Оно проникает глубоко внутрь тела, и вывести его оттуда очень сложно, а воздействие очень разрушительно. В любом случае без специальных приборов знать, что за вид радиации присутствует в данном конкретном случае нельзя, тем более, что всегда можно случайно вдохнуть частички радиации с воздухом. Поэтому общее правило одно – избегать подобных мест, а если уж попали, то укутаться как можно большим количеством одежды и вещей, дышать через ткань, не есть и не пить, и постараться поскорее покинуть место заражения. А потом при первой же возможности избавиться от всех этих вещей и хорошенько вымыться. Радиоактивность имеет как отрицательное, так и положительное значение для всего живого на планете Земля.(видеофильм) Запишем значение радиации на живые организмы Слайд № 9 Самостоятельная работа (тест) 1. Явление радиоактивности было открыто:
2. Было обнаружено, что соли урана создают:
3. Какие неизвестные ранее химические элементы открыли
4. Самое интенсивное излучение дает:
5. Какие химические элементы обладают природной радиоактивностью?
6. Для выяснения природы радиоактивного излучения его пропустили через:
7. α- излучение — это:
8. β -излучение — это: C.Электромагнитные волны 9. γ -излучение — это: C.Электромагнитные волны 10. Какие частицы задержит слой бетона толщиной в несколько метров?
Преподаватель благодарит студентов за работу на уроке. Объявляет выставленные оценки и комментирует их
Выучить теоретический материал урока. |