Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «ФИЗИКА» на тему: «РАДИОАКТИВНОСТЬ. СОСТАВ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ»

Методическая разработка конспекта урока позволит более четко сформулировать цели и задачи урока, распланировать тему по пунктам, понятным преподавателю и ученику

Содержимое разработки

Департамент образования Вологодской области

БПОУ ВО « Череповецкий металлургический колледж»














Методическая разработка

учебного занятия

по дисциплине «ФИЗИКА»

на тему:

«РАДИОАКТИВНОСТЬ. СОСТАВ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ»



Преподаватель: Тюшина Яна Геннадьевна










Череповец, 2019г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Предмет: физика

Тема урока: Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Биологическое действие радиоактивного излучения

Участники: студенты II курса

Дидактическая цель: дать определение радиоактивности, расширить знания студентов о различных видах радиоактивного излучения, их особенностях, характеристиках и действии на человека.

Развивающая цель: развивать умственные и творческие способности студентов, познавательный интерес к предмету.

Воспитательная цель: способствовать формированию сознательного творческого отношения к обучению, умения работать в коллективе и понимать значение получаемых знаний для построения успешного будущего.

Методическая цель: показать методы и приёмы активизации познавательной и мыслительной деятельности студентов, применение на уроке физики мультимедийного оборудования.

Межпредметные связи: Химия, история

МТО урока: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика-11», компьютер, проектор, слайды, сборник задач по физике (А.П.Рымкевич, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2004г), видеофильм.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы и приёмы: Лекционное изложение материала с параллельной демонстрацией слайдов и видеофильма.

Виды самостоятельной деятельности: заполнение таблицы.

Структурный план урока

I . Организационная часть (2мин)

II . Изложение нового материала (30 мин)

III . Закрепление новых знаний (10мин)

IV . Подведение итогов. Оценка работы студентов (2 мин)

V . Домашнее задание. (1 мин)





































СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

I . Организационная часть















II . Изложение нового материала
























































































































III . Закрепление новых знаний

















































































IV . Подведение итогов. Оценка работы студентов



V . Домашнее задание. (1 мин)



Подведение студентов к теме и цели урока.

Вам сегодня предлагается приоткрыть занавес тайны…радиоактивности.
Открыли рабочие тетради. Записали число и тему урока. Слайд №1

Тема нашего занятия – Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Биологическое действие радиации

Итак, назовем цель урока:

  • Углубить знания о структуре атома;

  • Сформировать представление о радиоактивности;

  • Познакомиться с природой α-, β-, γ-излучений и действии их на человека.

Слайд№2


Мы с вами определили тему и цели урока. Приступим к подробному изучению явления радиоактивности. Ответьте на вопросы (Слайд №3):

  1. Что вы знаете об этом явлении?

  2. Каково ваше отношение к нему?

  3. Чего больше: позитива или негатива от информации об этом явлении?

  4. В чём же, на ваш взгляд проблема? Почему, не смотря на все неприятности, сопутствующие явлению радиоактивности, люди все равно широко используют его?

Историю открытия явления радиоактивности поможет изучить фрагмент видеофильма.

Сто лет назад, в феврале 1896г, французский физик Анри Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение солей урана 238U, однако он не понимал природы этого излучения.

В 1898г супруги Пьер и Мария Кюри открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний 209Po и радий 226Ra, у которых излучение, аналогичное излучению урана, было значительно более сильным. Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана.

Самопроизвольное излучение некоторых химических элементов было названо по предложению П.Кюри радиоактивностью, от латинского radio «излучать». (Слайд№4)

Изучением природы радиоактивного излучения занимался великий физик начала 20 века Эрнест Резерфорд.

Описание опыта Резерфорда (Слайд №5):

Исследуя излучение радия в магнитном поле, он обнаружил, что поток радиоактивного излучения имеет сложную структуру: состоит из трех самостоятельных потоков, названных α-, β- и γ-лучами. При дальнейших исследованиях оказалось, что α-лучи представляют из себя потоки ядер атомов гелия, β-лучи – потоки быстрых электронов, а γ-лучи есть электромагнитные волны с малой длиной волны.

Но эти потоки различались еще и своими проникающими способностями.

Ответьте на вопрос:

Что же представляет из себя радиоактивное излучение?

Студенты самостоятельно заполняют таблицу: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика-11», стр.191-193.


Обозначение

Заряд

Свойства

Поглощ.способность


















Итак, проверим таблицу:

Слайд №6

α-лучи:

Альфа-излучение — это поток тяжелых положительно заряженных частиц ( ядро атома гелия. Возникает в результате распада атомов тяжелых элементов, таких как уран, радий и торий. В воздухе альфа-излучение проходит не более пяти сантиметров и, как правило, полностью задерживается листом бумаги или внешним омертвевшим слоем кожи. Однако если вещество, испускающее альфа-частицы, попадает внутрь организма с пищей или воздухом, оно облучает внутренние органы и становится опасным.

Слайд №7

β-лучи:

Бета-излучение — это электроны, которые значительно меньше альфа-частиц и могут проникать вглубь тела на несколько сантиметров. От него можно защититься тонким листом металла, оконным стеклом и даже обычной одеждой. Попадая на незащищенные участки тела, бета-излучение оказывает воздействие, как правило, на верхние слои кожи. Во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году пожарные получили ожоги кожи в результате очень сильного облучения бета-частицами. Если вещество, испускающее бета-частицы, попадет в организм, оно будет облучать внутренние ткани.

Слайд №8

γ-лучи:

Гамма-излучение — это фотоны, т.е. электромагнитная волна, несущая энергию. В воздухе оно может проходить большие расстояния, постепенно теряя энергию в результате столкновений с атомами среды. Интенсивное гамма-излучение, если от него не защититься, может повредить не только кожу, но и внутренние ткани. Плотные и тяжелые материалы, такие как железо и свинец, являются отличными барьерами на пути гамма-излучения.

Как видно, альфа-излучение по его характеристикам практически не опасно, если не вдохнуть его частички или не съесть с пищей. Бета-излучение может причинить ожоги кожи в результате облучения. Самые опасные свойства у гамма-излучения. Оно проникает глубоко внутрь тела, и вывести его оттуда очень сложно, а воздействие очень разрушительно.

В любом случае без специальных приборов знать, что за вид радиации присутствует в данном конкретном случае нельзя, тем более, что всегда можно случайно вдохнуть частички радиации с воздухом. Поэтому общее правило одно – избегать подобных мест, а если уж попали, то укутаться как можно большим количеством одежды и вещей, дышать через ткань, не есть и не пить, и постараться поскорее покинуть место заражения. А потом при первой же возможности избавиться от всех этих вещей и хорошенько вымыться.

Радиоактивность имеет как отрицательное, так и положительное значение для всего живого на планете Земля.(видеофильм)

Запишем значение радиации на живые организмы

Слайд № 9



Самостоятельная работа (тест)

1. Явление радиоактивности было открыто:

  1. А. Э. Резерфордом

  2. Б. П. Кюри

  3. В. А. Беккерелем

2. Было обнаружено, что соли урана создают:

  1. Какое-то излучение под действием света

  2. Какое-то излучение под действием тепла

  3. Какое-то излучение без внешнего воздействия

3. Какие неизвестные ранее химические элементы открыли
П. Кюри и М. Склодовская-Кюри?

  1. Уран и торий

  2. Полоний и радий

  3. Химические элементы с порядковым номером 84 и выше

4. Самое интенсивное излучение дает:

  1. Радий

  2. Уран

  3. Торий

5. Какие химические элементы обладают природной радиоактивностью?

  1. Все химические элементы

  2. Химические элементы с порядковым номером 84 и выше

  3. Полоний и радий

6. Для выяснения природы радиоактивного излучения его пропустили через:

  1. Свинец

  2. Электрическое поле

  3. Магнитное поле

7. α- излучение — это:

  1. Поток электронов

  2. Поток ядер гелия

  3. Электромагнитные волны

8. β -излучение — это:

A. Поток электронов

B. Поток ядер гелия

C.Электромагнитные волны

9. γ -излучение — это:

A.Поток электронов

B.Поток ядер гелия

C.Электромагнитные волны

10. Какие частицы задержит слой бетона толщиной в несколько метров?

  1. Только γ - частицы

  2. Только - и – частицы

  3. -, - и - частицы



Преподаватель благодарит студентов за работу на уроке. Объявляет выставленные оценки и комментирует их





Выучить теоретический материал урока.
















Сохранить у себя:
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «ФИЗИКА» на тему: «РАДИОАКТИВНОСТЬ. СОСТАВ РАДИОАКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ РАДИАЦИИ»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки