Методическая разработка по внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Да здравствует, русский язык!"

Занятие внеурочной деятельности построено с учетом требований ФГОС. Младшие школьники в игровой форме закрепляют знания о русском языке через разные формы деятельности.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»













Методическая разработка










«Да здравствует, русский язык!»


(внеклассное мероприятие разработано для обучающихся 1-4 классов)







Автор-составитель:

Вишняк О.В.,

учитель начальных классов









Кемеровская область

Новокузнецк

2018

Цель: организация и проведение занятия внеурочной деятельности, создание условий для усвоения младшими школьниками знаний в области русского языка.


Задачи:

  1. Обобщить знания обучающихся 1-4 классов по русскому языку в игровой форме о родном слове.

  2. Развивать самостоятельность, логическое мышление, внимательность, инициативу и любознательность.

  3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, к особенностям родного слова.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- обучающиеся получат возможность реализовать в устном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык;

- научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

Познавательные УУД:

- строить сообщения в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- использовать речь для регуляции своего действия

Предметные УУД:

- овладеют элементарными навыками чтения информации;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

Младшие школьники получат возможность:

- читать вслух стихотворный текст на основе восприятия и передачи его художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

- профилировать свою нравственно-этическую ориентацию

Формы организации деятельности младших школьников:

- беседа;

- дидактические игры и викторина;

- работа в группе;

- фронтальный опрос



Ход мероприятия

Беседа ведущего и участников занятия

- Уважаемые жители нашего школьного государства. Я рада вас приветствовать на занятии внеурочной деятельности «Что такое слово» (курс «Занимательный русский язык»).

- Давайте еще раз поприветствуем друг друга: сядьте в круг и назовите свое имя.

- Что вы называли? (слово)

- А что означает слово? (название предмета, признака, действия предмета, признака действия).

- Перед вами карта «Морфология», какие острова на ней вы видите?

- Что вы можете сказать об этих островах?

- Кто может ответить, сколько слов в русском языке? (много)

- Как узнать, что означает слово?

- Где можно ознакомиться со значением слова?

- Какие словари вы знаете? (демонстрация выставки словарей)

- Какие словари есть у вас дома, и какими из них вы пользуетесь чаще? Почему?


Игра «Доскажите словечко»


- Вам сейчас предстоит поиграть, нужно будет быстро закончить предложение, но быть при этом очень внимательным. Итак, приступаем.

  • Сено хоботом берет толстокожий … . (слон)

  • Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая … . (белка)

  • В чаще, голову задрав, воет с голоду … . (волк)

  • Кто в малине знает толк? Косолапый бурый … . (медведь)

  • На заборе поутру кукарекает … . (петух)

  • Под луною песни петь сел на веточку … . (соловей)


- Легко ли было ответить на вопросы? Почему?

- Как вы догадывались, о ком идет речь?

- В чем заключается особенность данных вопросов?

- Можно ли самому составить похожую игру?



Разгадывание загадок

- Для того, чтобы продолжить наше занятие, вам нужно разбиться на три группы так, чтобы в каждой группе были равные силы. (количество мальчиков и девочек не имеет значения)

- А теперь попробуйте разгадать загадки, составленные моими бывшими учениками. Готовы? (каждой группе загадывается по одной загадке, соблюдается очередность)


  • Большое, как желтая тыква,

Яркое, как красный огонь,

Теплое, но не пушистый котенок.

(солнце) Пирожкова Ольга


  • Прыгает, как ловкий спортсмен,

Нянчит, но не добрая няня,

Молчит, как морская рыба.

(кенгуру)

Антипова Екатерина

  • Ласковый, как добрая мама,

Маленький, как полевая мышь,

Разношерстный, но не небесная радуга.

(котенок) Бачурина Екатерина


  • Прыгучий, как маленькая блоха,

Зеленый, как спелый огурец,

Маленький, но не красный муравей.

(кузнечик) Коновалов Артем


  • Желтый, как воздушный шарик,

Кислый, как спелая кислица,

Овальный, но не куриное яйцо.

(лимон) Ливанская Елизавета


  • Маленький, как крошечный младенец,

Бедный, как нищий человек,

Умный, но не известный ученый.

(Маленький Мук) Некрасов Никита


  • Освещает, как яркое солнце.

Включается, но не телевизор,

Стоит, как высокое дерево.

(фонарь) Соловьев Сергей


  • Круглый, как большое яблоко.

Кисленький, как мерзлая вишня,

Оранжевый, но не полезная морковь.

(апельсин) Ащеулова Надежда


  • Круглое, как надутый мяч,

Надутое, как глупый индюк,

Катится, но не легкий клубок.

(колесо) Глушенко Александр


  • Тихая, как серая мышь,

Хитрая, как взрослая кошка,

Находчивая, но не добрый охотник.

(лиса) Абрамов Иван


  • Мягкая, как легкая перина,

Синяя, как яркое небо.

Квадратная, но не геометрическая фигура.

(подушка) Супонин Павел


  • Мчится, как быстрый мотоцикл,

Гудит, но не речной пароход,

Перевозит, как добрый волшебник.

(машина) Завьялов Роман


  • Летает, как быстрокрылая стрекоза,

Жужжит, но не злая собака,

Опыляет, как трудолюбивая пчелка.

(шмель) Ашурова Мария



  • Прыгает, как болотная лягушка,

Стрекочет, но не сорока,

Маскируется, но не военный человек.

(кузнечик) Минкин Сергей


  • Яркий, как электрический фонарик,

Маленький, как перламутровая бусинка,

Привлекательный, но не красивая картина.

(светлячок) Дениченко Александр



- Какие загадки, на ваш взгляд, показались наиболее интересными? Почему?

- Какие загадки знаете вы?

- Да, загадки могут быть авторские и народные.


Задание на сообразительность «Удивительные слова-перевёртыши»


- В русском языке есть слова, которые могут читаться как слева-направо, так и справа-налево. Значение слова не меняется, например, шалаш, казак, как, тут и др.

- Каждой команде будет дано задание, время на его выполнение 2 минуты.

- Сейчас потренируемся (образец):


Я нужен там, где борются с водой,
И нужен там, где вам нужна вода.
Поставьте первый слог
Туда, где был второй,

– Я буду деревом тогда.
(Насос – сосна)

1 группа. Я - крик известный птицы,
Не галки, не синицы.
Меня переверни
И в воду загляни.
Мне нравится вода,
Я в ней живу всегда.
(Кар – рак)


2 группа. В морях и океанах
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В комнате услышишь.
(Кит – тик)

3 группа. Я - маленький зверек.
Теперь я попрошу:
Вы переставьте слог –
Я тихо зашуршу.
(Мышка – камыш)


- Представитель каждой команды зачитайте своё задание и расскажите. Что у вас получилось. Докажите свой ответ.




Викторина «Эти загадочные слова, слова, слова…»


- А сейчас вас ждет викторина, каждая команда по очереди будет давать ответ на вопрос, можно совещаться.


- В состав какого молочного продукта входит коровий рог?

(Творог)

-  Внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри какого домашнего животного помещается бак?

(Бабочка и собака)

- Какое животное ходит во фраке?

(Рак - фрак)

- В состав какого мясного продукта входит химическая колба?

(Колбаса)

- Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти?

(Катер - скатерть)

- В каком мамином приспособлении для уборки обязательно есть осветительный прибор?

(Швабра)

- Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол?

(Убрать букву «в»: ствол - стол)

-  У какого растения есть рот?

(У папоротника)

- У какого гриба есть ухо?

(У мухомора)

- У какого фрукта глаз есть?

(У яблока - яблоко, у кокоса)

- Какая буква-силачка может топор спиралью  закрутить?

(Буква «ш» - штопор)

- Можно ли маленькие детские шорты перекроить в роскошные шторы?

(Можно, если переставить в них буквы «о», «р» и «т»: шорты - шторы)

 

Минутка смеха «Говорят дети»

- А теперь немножко отдыха и чуть-чуть юмора.

1. Где тебя так красиво подстригли, Данил?

- В подстригательной.

2. Ребенок съел макароны и говорит: «Мама, я уже намакаронился»

3. Воспитатель: «Маша, ты ведь уже большая – 6 лет уже»

Маша: «Не-ет, мне уже полседьмого»

4. Соседи приготовили пончики и Саша (4 года) приглашает гостя: «Приходите ко мне чай пить, у меня есть Кончики»





Конкурс «Лучшее чтение стихотворения»

- Каждая группа получает стихотворение, готовит его для выразительного чтения, представитель группы декламирует его.

1. И.Токмакова «Вопросительный знак»

Разные вопросы

Задаю я всем:

Как? Откуда?

Сколько?

Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая?

Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот такой я мастак,

Вопросительный знак!

- Какую роль играет вопросительный знак в русском языке?


2. Ф.Кривин «Точка»

У нее особый пост

В самой малой строчке.

Если точка -

Вывод прост:

Это значит точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слышать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя исправить. 

- Для чего мы ставим точку в конце предложения?


3. Б.Заходер «Запятая»

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Съел

Живую мышку,

Кот

В очках

Читает книжку,

Старый дед

Клюет зерно,

Воробей

Влетел в окно

Да как крикнет,

Вылетая:

- Вот что значит

ЗАПЯТАЯ!..

- Что может запятая?

- Оказывается, знаки препинания в русском языке играют важную роль и без них обойтись никак нельзя.



В заключение нашего занятия я хочу вам прочесть стихотворение Михаила Крюкова:

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть «изюминка» своя.


Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!


Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!


Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое он всё вбирал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!


Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!



- Наше занятие подошло к концу.

- Вспомните наиболее понравившиеся моменты.

- Какие слова вам хочется сказать друг другу?





Список литературы

  1. http://otmetim.info/grammaticheskie-zagadki/;

  2. http://zanimatika.narod.ru›Уроки русского языка


























Сохранить у себя:
Методическая разработка по внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Да здравствует, русский язык!"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки