МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИИ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИКРЫМ
«КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ТатьянаКиндра
«МЕТОДИКАПОДГОТОВКИОБУЧАЮЩИХСЯКОГЭПОИНФОРМАТИКЕИИКТ»
Методическиерекомендации
Симферополь2018
УДК372.862
ББК 74.263.2М54
ПечатаетсяпорешениюУченогосовета ГБОУДПОРККРИППО
Протокол№2от15.03.2018г.
Рецензенты:
Козлов А.И., кандидат технических наук, доцент кафедры информатикиТаврическойакадемииКФУИМ. В.И.Вернадского;
ЧайкаК.В., учительинформатики МБОУ"Средняяобщеобразовательнаяшкола
№30"муниципальногообразованиягородскойокругСимферопольРеспубликиКрым;
АлиеваГ.Б., заведующаяцентромдистанционногообразованияГБОУДПОРККРИППО.
Составитель:
КиндраТатьянаВикторовна,методистпоинформатикеиИКТцентракачестваобразованияГБОУ ДПОРККРИППО.
М54 | МетодикаподготовкиобучающихсякОГЭпоинформатикеиИКТ.Методическиерекомендации/Т.В. Киндра– Симферополь:ИПХотееваЛ.В.,2018.–64с. |
| ББК74.263.2 |
Методическиерекомендации предназначены дляучителейинформатики.Визданиирассматриваютсяособенностиизучениятем«Представлениеинформации»,
«Обработкаинформации»,«Проектированиеимоделирование»,«Математическиеинструменты,динамические(электронные)таблицы»,«Основыалгоритмизацииипрограммирования».ДлярешениязадачОГЭпоинформатикеиИКТрассматриваютсяэффективныеповремениметодырешения,которыебыстропозволяютрешатьзаданияОГЭиукладыватьсявовременныерамки,которыеуказаны в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в2018годуосновногогосударственногоэкзаменапоинформатикеиИКТ.Раскрывается система работыучителя по предупреждению типичных ошибок привыполнении заданий ОГЭ по информатике. Методические рекомендации могут бытьинтереснышкольникамдляподготовкикОГЭиихродителямсцельюознакомлениясформатом экзамена.
©КиндраТ.В.,2018 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
Содержание заданийэкзаменационной работы основного государственного экзамена(ОГЭ)поинформатикеиИКТв9классе 7
Количественныепараметрыинформационныхобъектов.РазборзадачиОГЭ№1. 11
Определениезначениялогическоговыражения.РазборзадачиОГЭ№2. 12
Формальноеописаниереальныхобъектовипроцессов.РазборзадачиОГЭ№3. 16
Файловаясистемаорганизацииданных.РазборзадачиОГЭ№4. 19
ФормульнаязависимостьвграфическомвидеРазборзадачиОГЭ№5. 20
Исполнение алгоритма дляконкретногоисполнителя с фиксированным наборомкоманд.РазборзадачиОГЭ №6. 22
Кодированиеидекодированиеинформации.РазборзадачиОГЭ№7. 23
Исполнениелинейногоалгоритма.РазборзадачиОГЭ№8. 24
Простейшийциклическийалгоритм.РазборзадачиОГЭ№9. 26
Циклическийалгоритмобработкимассивачисел.РазборзадачиОГЭ№10 27
Поискпутейвграфе.РазборзадачиОГЭ№11. 30
Поискзаписейвбазеданных.РазборзадачиОГЭ№12. 33
Двоичнаясистема счисления.РазборзадачиОГЭ№13. 35
Алгоритмдляформальногоисполнителя.РазборзадачиОГЭ№14. 37
Скоростьпередачиинформации.РазборзадачиОГЭ №15. 37
Исполнениеалгоритма.РазборзадачиОГЭ№16. 38
ПонятиеадресавсетиИнтернет.РазборзадачиОГЭ№17. 40
Поиск информации в сети Интернет с применением логических операций.РазборзадачиОГЭ№18. 41
Работасэлектроннымитаблицами.РазборзадачиОГЭ№19. 44
Составление алгоритма в среде «Кумир» или составление программы на языкепрограммирования.РазборзадачиОГЭ№20. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫДЛЯПОДГОТОВКИКОГЭПОИНФОРМАТИКЕИИКТ 59
ЛИТЕРАТУРА 60
ВВЕДЕНИЕ
Основной государственный экзамен по информатике и ИКТ проводится всоответствиисФедеральнымзакономот29.12.2012№273-ФЗ«Обобразовании в Российской Федерации». Содержание экзаменационной работыопределяетФедеральныйкомпонентГосударственногостандартаосновногообщего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от05.03.2004№1089).
Назначение экзаменационной работы по информатике и ИКТ – оценитьуровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ выпускниковIXклассовобщеобразовательныхорганизацийвцеляхгосударственнойитоговойаттестациивыпускников.Результатыэкзаменамогутбытьиспользованыприприемеобучающихсявпрофильныеклассы среднейшколы.
Актуальность выбора темы методических рекомендацийсостоит в том,чтовнашейстранежизненноважноприпостроенииэффективнойинновационнойэкономики,развитиинаучнойсферы,созданииииспользованиисовременногомедицинскогооборудованияподготовитьвобластиинформационныхтехнологийбольшеграмотныхспециалистов.
Насегодняшнийденьувеличилоськоличествообучающихся,которыевыбирают государственную итоговую аттестацию по информатике и ИКТ длявозможности поступления в высшее учебное заведение, о чем свидетельствуютстатистическиеданные.Так,в2015вРеспубликеКрымколичествоучастниковЕГЭпоинформатикеиИКТсоставляло32человека,в2016 году – 113 человек, а в 2017 году ЕГЭ по информатике и ИКТ ужесдавало 236 человек.Следует отметить, что ОГЭ после завершения 9 классамногимишкольникамирассматриваетсякакподготовительныйэтапкуспешной сдаче ЕГЭпосле11класса.
В2017годувРеспубликеКрымсреднийбаллрезультатовгосударственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ в 9 классахсоставил3,99,чтонескольковыше,чемв2016(3,45).Наиболеевысокий
средний балл в Сакском р-не (4,36), г. Керчи (4,27), Белогорском р-не (4,17).Наиболее низкий средний балл в г. Алуште (3,55), Красноперекопском иЛенинском районе(3,57).
Краткий анализ результатов ОГЭ по информатике и ИКТ в 2017 годувРеспубликеКрымпоказывает,чтонаибольшиезатруднениявызвалитемы, с которыми крымские учителя ранее не сталкивались в школьномкурсеинформатики.Поэтомувметодическихрекомендацияхособоевнимание уделяется решению задачпо темам: «Среда программированияКумир»,«Логическиеоперации»,«Работасмассивами».Такжерассматриваютсяособенностиизучениятем«Представлениеинформации»,
«Обработкаинформации»,«Проектированиеимоделирование»,
«Математическиеинструменты,динамические(электронные)таблицы»,
«Основыалгоритмизацииипрограммирования».
В методических рекомендациях для учителейинформатики «Методикаподготовки обучающихся к ОГЭ по информатике и ИКТ» раскрывается системаработыучителяпопредупреждениютипичныхошибокпривыполнениизаданийОГЭпоинформатике,рассматриваютсяособенностиизученияотдельных тем с цельюподготовки обучающихся к ОГЭпо информатике иИКТ.
ДлярешениязадачОГЭпоинформатикеиИКТрассматриваютсяэффективные по времени методы решения, которые быстро позволяют решатьзаданияОГЭиукладыватьсявовременныерамки.Примерноевремявыполнения заданийОГЭуказываетсяв обобщенномплане варианта КИМ2018годадляГИАвыпускников9 классовпоинформатикеиИКТвспецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018годуосновного государственногоэкзаменапо информатикеиИКТ.
Вметодическихрекомендацияхрассматриваетсясодержаниезаданийэкзаменационнойработыосновногогосударственногоэкзамена(ОГЭ)поинформатикеиИКТв9классе,форматзаданийиосновныетребования,развернутоерешениеданныхзаданийОГЭ,таккаканализкадровогосостава
учителей информатики показывает, что информатику часто в сельских школахпреподаютучителяначальныхклассов,географииидругихпредметов.ПоэтомудлятакойкатегорииучителейнеобходиморазвернутоерешениезаданийОГЭ,которое предлагаетсявметодическихрекомендациях.
Вметодическихрекомендацияхпредлагаютсяучителяминтернет-ресурсыдляподготовкиобучающихся кОГЭпоинформатикеиИКТ.
Предлагаемыематериалыимеютпрактическуюзначимостьдляпедагогическихработников.Онипозволяютучителюболеекачественноорганизовать образовательный процесс на уроке, использовать инновационныеучебно-методические разработки,спланировать работу по достижениюболеевысоких результатовпреподаванияпредмета.
Для выполнения самостоятельной работы и закрепления навыков решениязаданийшкольникимогутрешатьпримерыпоаналогичнымтемамссайта
«РЕШУ ОГЭ»https://inf-oge.sdamgia.ruи банка открытых заданий ОГЭ ссайтаФедеральногоинститутапедагогическихизмеренийhttp://fipi.ru
Содержание заданий экзаменационной работы основногогосударственногоэкзамена(ОГЭ)поинформатикеиИКТв
9классе
Содержаниезаданий экзаменационнойработыосновногогосударственногоэкзамена(ОГЭ)поинформатикеиИКТв9классеразрабатываетсяпо основным темам курса информатики и ИКТ, объединенныхвследующиетематическиеблоки:«Представлениеипередачаинформации»,
«Обработка информации», «Основные устройства ИКТ», «Запись средствамиИКТинформацииобобъектахиопроцессах,созданиеиобработкаинформационныхобъектов»,«Проектированиеимоделирование»,
«Математическиеинструменты,электронныетаблицы»,«Организацияинформационнойсреды,поискинформации.Болееподробнотемырассматриваютсявкодификатореэлементовсодержанияитребованийкуровню подготовки обучающихся для проведения основного государственногоэкзаменапоинформатикеи ИКТ.
Экзаменационная работа по информатике и ИКТв 9 классе состоит издвух частей и включает в себя 20 заданий. На выполнение экзаменационнойработыв9классеотводится2часа30минут(150минут).Часть1экзаменационнойработысодержит11 заданийбазовогоуровнясложностии7 заданийповышенногоуровнясложности.Заданиячасти1являютсятеоретическимиивыполняютсяобучающимисябезиспользованиякомпьютеровидругихтехническихсредств,использоватькалькуляторынаэкзаменахне разрешается.
Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности с развернутымответом.Заданиячасти2являютсяпрактическимиивыполняютсяэкзаменуемыми на компьютере. Результатом выполнения каждого из заданийявляется отдельный файл. После окончания экзамена организаторы экзаменаосуществляютсборфайловсвыполненнымизаданиямиипередаютихнапроверкуэкспертной комиссии.
Часть2экзаменационнойработысодержитдвазадания(19и20),задание
20представленовдвухвариантах(20.1и20.2),учащийсясамостоятельновыбираетодин издвухвариантовзадания.
Задание19заключаетсявобработкебольшогомассиваданныхсиспользованиемэлектроннойтаблицы.Длявыполненияданногозаданиянеобходимо использовать программу электронных таблиц, например, MicrosoftExcel,ОpenOffice.org Calc,LibreOfficeCalcилидругуюпрограмму.
Привыполнениизадания19учащийсянаходитответынавопросы,сформулированныевзадании,используясредстваэлектроннойтаблицы:формулы, функции, операции с блоками данных, сортировку и поиск данных изаписываетответы вуказанные ячейки электронной таблицы.
Задание20.1заключаетсявразработкеалгоритмадляучебногоисполнителя«Робот».Описаниекомандисполнителяисинтаксисауправляющихконструкцийсоответствуетобщепринятомушкольномуалгоритмическому языку, также оно дано в тексте задания. Для выполненияэтого задания можно использовать свободно распространяемую среду учебногоисполнителяКумир(сайтhttp://www.niisi.ru/kumir/).
Альтернативным заданием для задания 20.1 является задание 20.2, гденеобходимореализоватьалгоритмнаязыкепрограммирования,знакомомучащимся. Задание 20.2 проверяет умения, связанные с созданием простейшихпрограмм, содержащих цикл и ветвление внутри цикла, на одном из языковпрограммирования.
Примерызаданий19и20,алгоритмырешенияданныхзаданийпредставленывметодическихрекомендацияхпооцениваниювыполнениязаданий ОГЭ с развернутым ответом по информатике и ИКТ в 9 классе на сайтеwww.fipi.ruвразделе«ДляпредметныхкомиссийсубъектовРФ»подраздел
«МетодическиематериалыдляпредседателейичленоврегиональныхпредметныхкомиссийпопроверкевыполнениязаданийсразвернутымответомэкзаменационныхработОГЭ2016 года».
ОбобщенныйпланвариантаКИМ2018года
дляГИАвыпускниковIХклассовпоИНФОРМАТИКЕиИКТ
Уровнисложностизаданий: Б-базовый;П-повышенный;В–высокий
№ | Проверяемыеэлементы | Коды | Коды | Уро- | Мак- | При- |
п/п | содержания | проверяем ыхэлементовсодержания | требова-ний куровню подго- | веньслож-ности зада- | си-маль-ный баллза | мер-ноевремя вы- |
|
|
| товкипо | ния | выпол- | пол- |
|
|
| кодифи- |
| нение | нения |
|
|
| катору |
| задания | задания |
|
|
|
|
|
| (мин.) |
Часть1 | ||||||
1 | Умениеоцениватьколичественныепараметры информационныхобъектов | 1.1.3 | 2.3 | Б | 1 | 3 |
2 | Умениеопределятьзначение логическоговыражения | 1.3.3 | 2.1 | Б | 1 | 3 |
3 | Умениеанализировать формальные описанияреальныхобъектовипроцессов | 1.1.2 | 2.4.2 | Б | 1 | 3 |
4 | Знаниеофайловойсистеме организацииданных | 2.1.2 | 1.5 | Б | 1 | 3 |
5 | Умениепредставлять формульнуюзависимостьвграфическомвиде | 2.6.3 | 2.4.2 | П | 1 | 6 |
6 | Умение исполнить алгоритмдляконкретногоисполнителясфиксированнымнабором команд | 1.3.1 | 2.1 | П | 1 | 6 |
7 | Умениекодироватьи декодироватьинформацию | 1.2.2 | 2.1 | Б | 1 | 4 |
8 | Умениеисполнитьлинейный алгоритм, записанный наалгоритмическомязыке | 1.3.1/1.3.2 | 2.1 | Б | 1 | 3 |
9 | Умениеисполнитьпростейшийциклический алгоритм,записанныйна алгоритмическомязыке | 1.3.1 | 2.3 | Б | 1 | 4 |
10 | Умениеисполнитьциклическийалгоритм обработки массивачисел,записанныйна алгоритмическомязыке | 1.3.1/1.3.2 | 2.3 | П | 1 | 6 |
11 | Умениеанализироватьинформацию,представленную ввидесхем | 2.5.2/1.1.2 | 2.4.2 | Б | 1 | 4 |
12 | Умениеосуществлятьпоисквготовойбазеданных по сформулированномуусловию | 2.3.2 | 2.5 | Б | 1 | 3 |
13 | Знаниеодискретнойформепредставления числовой,текстовой, графическойи звуковойинформации | 1.1.3/2.2.1/ 2.2.2 | 1.2 | Б | 1 | 3 |
14 | Умениезаписатьпростой линейный алгоритм дляформальногоисполнителя | 1.3.1 | 2.1 | П | 1 | 5 |
15 | Умениеопределятьскорость передачиинформации | 2.1.4/1.2.1 | 2.3 | П | 1 | 4 |
16 | Умение исполнить алгоритм,записанный на естественномязыке,обрабатывающий цепочкисимволовилисписки | 1.3.5 | 2.1 | П | 1 | 7 |
17 | Умениеиспользовать информационно-коммуникационныетехнологии | 2.7.22.7.3 | 3.4 | Б | 1 | 3 |
18 | Умениеосуществлятьпоиск информациивИнтернете | 2.4.1 | 2.5 | П | 1 | 5 |
Часть2 | ||||||
19 | Умение проводить обработкубольшого массива данных сиспользованием средствэлектроннойтаблицыилибазы данных | 2.3.2/2.6.1/ 2.6.2/2.6.3 | 3.1 | В | 2 | 30 |
20 | Умение написать короткийалгоритмвсредеформальногоисполнителя (вариант задания20.1)илинаязыке программирования(вариантзадания20.2) | 1.3.1/ 1.3.2/ 1.3.3/ 1.3.4/1.3.5 | 3.1 | В | 2 | 45 |
Всегозаданий-20;изних по уровнюсложности:Б-11;П-7;В-2. Максимальныйпервичныйбалл-22. Общеевремявыполненияработы -150минут. |
Количественные параметры информационныхобъектов.Разборзадачи ОГЭ№1.
Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 1, в которойотрабатываются уменияоцениватьколичественныепараметрыинформационных объектов.
Пример№ 1.(Задание№ 1издемонстрационного вариантаОГЭ2018)
В одной из кодировокUnicode каждый символ кодируется 16 битами.Определитеразмерследующегопредложениявданнойкодировке
Яквампишу–чегожеболе? Что ямогу ещѐсказать?
52байт2)832бит3)416байт4)104бит
Решение.
Привыполненииданногозаданиянеобходимоподсчитать количествосимволов,знаковпрепинанияипробелов.Получаемзнаковспробелами52.
Умножаем52на16иполучаем832бита.
Правильный ответпод номером2.Ответ: 2
| Типичнаяошибка!!!!! Школьники забывают подсчитать количество пробелов и знаковпрепинаниявпредложении. |
Пример№2.
Рассказ, набранный на компьютере, содержит 8 страниц, на каждой странице40 строк, в каждой строке 48 символов. Определите информационный объѐмрассказавкодировкеWindows,вкоторойкаждыйсимволкодируется8битами.
1)15000байт
2)120000бит
15Кбайт
30Кбайт
Решение.
8*40*48*8=биты/8=8*40*48=байты/1024=15кбайт
Ответ:3
Определениезначениялогическоговыражения.РазборзадачиОГЭ№ 2.
РассмотримрешениезадачОГЭ№2,вкоторыхотрабатываютсяуменияопределятьзначения логическоговыражения.
Длярешенияпримеровподаннойтемешкольникидолжнызнатьтаблицыистинностиизаконыде Моргана.
Ещеразвспомнимтаблицыистинности.
ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.
ОПЕРАЦИЯНЕ
Aистиннокогда«неА»ложно.
a | ¬a |
0 | 1 |
1 | 0 |
ОПЕРАЦИЯИ
«A и B» истинно тогда и только тогда, когда А и B истинны одновременно.Иназываетсятакжелогическимумножениемили конъюнкцией.
a | b | a𝖠b |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
ОПЕРАЦИЯИЛИ
«AилиB»истинно,когдаистинно АилиB,илиобавместе.
Можно сказать, что «A или B» ложно тогда и только тогда, когда ложны А и Водновременно.
ИЛИназываютлогическимсложениемилидизъюнкцией.
a | b | a∨b |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Альтернативныеобозначения
«НЕ»—чертасверху;
«И»—знакумножения(логическоеумножение);
«ИЛИ»—знак«+»(логическоесложение).
ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛО, КОТОРОЕВСЕГДАРАБОТАЕТ!!!
Продемонстрируем мощь альтернативных обозначений логическихопераций:
1𝖠0=0—неочевидно | 1⋅0= 0—очевидно! |
1∨0= 1—неочевидно | 1+0= 1—очевидно! |
1∨1= 1—неочевидно | 1 +1 = 1 —неочевидно,номожно смириться |
Итак, таблицы истинности для И и ИЛИ можно не учить, нужнозапомнитьтолькоодноисключение:
1+1= 1
Длянаглядностирассмотримизображениялогическихоперацийввидеоперацийнадмножествами
А*Вэто логическаяоперацияАИВ, аА+В этоАИЛИ В.
ЗАКОНЫДЕ МОРГАНА
ЗаписьсиспользованиемчастицыНЕ | Запись с использованиемунарногоминуса¬ | Запись сиспользованиемчертысверху | ||
НЕ(НЕ(А))=А |
¬(¬А)=А |
|
| |
НЕ(А) = А | ||||
НЕ(AИB)=(НЕA)ИЛИ(НЕB) |
¬(A∧B)=¬АV¬B |
|
| |
AИЛИB=A И B | ||||
НЕ(AИЛИB)=(НЕA)И(НЕB) |
¬(AVB)==¬А∧¬B |
|
| |
AИB =A ИЛИ B |
Пример№ 1.(Задание№2издемонстрационноговариантаОГЭ2018)
Длякакогоизприведѐнныхчиселложновысказывание:
НЕ(число 50)ИЛИ(число чѐтное)?1)123
2)56
3)9
4)8
Решение.
Условиезадачи«Длякакогоизприведѐнныхчиселложновысказывание:
НЕ(число 50)ИЛИ(числочѐтное)?»можнопереписатьследующимобразом
НЕ(НЕ(число 50)ИЛИ(число чѐтное))
А это выражениев свою очередь по закону де Морганапреобразуется вследующееНЕ(НЕ(число50))ИНЕ(числочѐтное),
что эквивалентно (число 50)И(число нечѐтное)Дальшевсѐ очевидно.
Правильный ответпод номером1.Это число123.
Ответ:1
Пример№ 2.(Задание№ 2 изОГЭ)
Для какого из приведѐнных значений числаX истинновысказывание:НЕ(XИ(X
1)5
2)6
3)7
4)8
Решение.
(X= 6)И(X7)
Дляпояснениярешенияможно нарисоватьответнакоординатнойоси.
Ответ6подномером2
Ответ: 2
| Типичнаяошибка!!!!! Прираскрытии скобок в выраженииНЕ (Xдолжнополучиться(X=6). Школьники теряют знак = и получают неравенство X6, чтоявляетсянеправильными теряютправильныйответ. |
Пример№3.(Задание №2изОГЭ)
ДлякакогоизприведѐнныхзначенийчислаXложновысказывание:НЕ(X6)ИЛИ(X
1)7
2)6
3)5
4)4
Решение.
ПрименяемзакондеМоргана,получаем
(X6)И(X= 5)
Ответ5подномером3.
Ответ: 3
Пример№ 4.(Задание №2изОГЭ)
Длякакогоизприведѐнныхимѐнложновысказывание:
НЕ(Перваябуквасогласная)ИЛИНЕ(Последняябуквагласная)?
Егор
Тимур
Вера
Любовь
Решение.
Переписываемусловиеследующимобразом.
НЕ(НЕ(Первая буквасогласная)ИЛИНЕ(Последняя буквагласная))
Применяем закон де Морганаи получаем неравенство(Первая буква согласная)И(Последняя буква гласная).Ответочевиден,этословоВера.
Ответ:3
Формальное описание реальных объектов и процессов.РазборзадачиОГЭ№ 3.
РассмотримрешениезадачиОГЭ№3,вкоторойотрабатываютсяуменияанализироватьформальныеописания реальных объектовипроцессов.
Пример№ 1.(Задание№3издемонстрационноговариантаОГЭ2018)
Решение
Построим в виде графавсе варианты маршрутов из A в E и выберем самыйкороткий.
Правильныйответуказанподномером2.
C
E
Длинамаршрута=5
Длинамаршрута=7
AE
Длинамаршрута=6
Ответ:2.
| Типичнаяошибка!!!!! Школьникипросчитываютневсемаршруты. |
Пример№2.
УКатиЕвтушенкородственникиживутв5разныхгородахРоссии.Рассто-яниямеждугородами внесены втаблицу:
Катяперерисовалаеѐвблокнотввидеграфа.Считая,чтодевочканеошиб-ласьпри копировании,укажите,какой граф уКативтетради.
1)
2)
3)
4)
Решение.
Построимвозможныепутивтаблице
Правильный ответ под номером 2Ответ: 2
Файловаясистемаорганизацииданных. РазборзадачиОГЭ№4.
РассмотримрешениезадачиОГЭ№4,вкоторойприменяются знанияофайловойсистемеорганизацииданных
Пример№ 1.(Задание№4издемонстрационного вариантаОГЭ2018)
В некотором каталоге хранился файл Хризантема.doc, имевший полное имяD:\2013\Осень\Хризантема.doc.ВэтомкаталогесоздалиподкаталогНоябрьифайлХризантема.docпереместиливсозданныйподкаталог.
Укажите полное имя этого файла после перемещения.1)D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc2)D:\Ноябрь\Хризантема.doc3)D:\2013\Осень\Хризантема.doc4)D:\2013\Ноябрь\Хризантема.doc
Решение.
Несмотрянакажущуюся простоту данногозадания, в нем есть подводныекамни.
Детисовершаютошибки, т.к.выполняют задания без использованиякомпьютера.
Некоторыесоздаюткаталог«Ноябрь»рядомскаталогом«Осень» иполучаютследующее дерево.
ИвыбираютнеправильныхвариантрешенияD:\2013\Ноябрь\Хризантема.doc
Хотяправильныйвариантответапод номером1.
1)D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc
Ответ: 1
Формульнаязависимость в графическом виде РазборзадачиОГЭ№ 5.
Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 5, в которой отрабатываются уменияпредставлятьформульнуюзависимостьвграфическом виде
Пример№ 1.(Задание№5издемонстрационного вариантаОГЭ2018)
Решение.
Длярешенияданного примеранеобходимо подставить значения в формулыдля диапазона ячеек B2:D2, получаем B2=4C2=7D2= 7.Проанализировавкруговую диаграмму, которая строится по значениям диапазона ячеек A2:D2,можно сделать вывод, что значение ячейки А2 должноравняться 4.Поэтому, вячейкеА2должнабытьзаписана формула подномером 3,
т.е.=D1-C1+1=5-2+1=4
Правильныйвариант ответа под номером 3.3)=D1-C1+1
Ответ:3
| Типичнаяошибка!!!!! В данном примере больше математики, чем информатики.Школьники должны определить доли на диаграмме и всоответствиисэтимподбиратьзначения. |
Исполнениеалгоритмадляконкретногоисполнителясфиксированным набором команд.Разборзадачи ОГЭ № 6.Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 6, в которой отрабатываются умениясоставитьалгоритм для конкретногоисполнителя
Пример№ 1.(Задание№ 6издемонстрационноговариантаОГЭ2018)
Исполнитель Чертѐжник перемещается на координатной плоскости, оставляяслед в виде линии. Чертѐжникможет выполнять командуСместиться на (a,b)(гдеa,b–целые числа), перемещающую Чертѐжника из точкиc координатами(x,y) в точку с координатами (x + a,y + b).Если числаa,bположительные,значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные –уменьшается.
Например,еслиЧертѐжникнаходитсявточкескоординатами(9,5),то команда
Сместиться на (1, –2)переместит Чертѐжника в точку (10, 3).Запись
Повториkраз
Команда1 Команда2 Команда3Конец
означает,чтопоследовательностькоманд
Команда1Команда2Команда3 повторится k раз.Чертѐжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:Повтори3раз
Сместиться на (–2, –3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0)конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертѐжникоказалсявтойжеточке, что ипослевыполненияалгоритма?
Сместитьсяна(–9,–3)
Сместитьсяна (–3,9)
Сместитьсяна(–3,–1)
Сместитьсяна (9,3)
Решение.
1.Необходимо сложитькоординаты(–2,–3)+(3,2)+(–4,0)=(-3,-1)
2.Умножаем координату (-3,-1) на 3, т.к. командаПовторивыполняется 3раза,и получаем (-9,-3)
Правильныйвариант ответа под номером 1.Ответ: 1
| Типичнаяошибка!!!!! Школьникисовершаютошибкиприсложениикоординат. |
Кодированиеи декодирование информации. РазборзадачиОГЭ№7.
Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 7, в которой отрабатываются умениякодироватьи декодироватьинформацию
Пример№ 1.(Задание№7издемонстрационноговариантаОГЭ2018)
Разведчикпередалвштабрадиограмму
В этой радиограмме содержится последовательность букв, в которойвстречаются только буквы А, Д, Ж, Л, Т. Каждая буква закодирована спомощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Запишите вответепереданнуюпоследовательностьбукв.
НужныйфрагментазбукиМорзеприведѐнниже.
Рассмотрим внимательно радиограмму, которую передали в штаб. РаскодируеминформациюспомощьюазбукиМорзе.
А | Д | Ж | Л | Д | Л | А | Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
Правильныйвариант ответаАДЖЛДЛАЛОтвет:АДЖЛДЛАЛ
| Типичнаяошибка!!!!! Необходимовнимательносопоставитькод |
Пример№2.
ВасяиПетяигралившпионовикодировалисообщениесобственнымшифром.Фрагменткодовойтаблицыприведѐнниже:
Ж | З | И | Й | К | Л |
+ # | + ^# | # | ^ | ^ # | #+ |
Определите, из сколькихбукв состоит сообщение,если известно,чтобуквывнѐм неповторяются:
#++^##^#^
Решение.
Расшифруемсообщение.НачалосообщенияможетсоответствоватькакбуквеИ,так и буквеЛ.
Пусть сообщение начинается с буквы Л, тогда следующая буква — З. Окон-чание сообщения (# ^ # ^) можно расшифровать как ИКЙ или как ИЙИЙ. Одна-ко второй вариант расшифровки не подходит, поскольку по условию буквы всообщении не повторяются. Таким образом, получили расшифровку ЛЗИКЙ —5 букв.
ЕслисообщениеначинаетсясбуквыИ,тооставшуюсячасть(++^##^#
^)невозможнорасшифровать.
Ответ:5.
| Типичнаяошибка!!!!! В ответе вместо количества букв 5 пишут последовательностьбуквЛЗИКЙ. |
Исполнениелинейногоалгоритма. РазборзадачиОГЭ№8.
Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 8, в которой отрабатываютсянавыкиработыс операторомприсваивания.
Пример№ 1.(Задание№ 8издемонстрационного вариантаОГЭ2018)
В программе знак «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*»и«/»–соответственнооперациисложения,вычитания,умноженияиделения.
Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правиламарифметики.
Определитезначениепеременнойaпослевыполненияалгоритма:
a:=6
b:=2
b:=a/2*ba:=2*a+3*b
Вответеукажитеодноцелоечисло– значение переменнойa
Решение
Построимтрассировочнуютаблицу
оператор | a | b |
| - | - |
a := 6 | 6 | - |
b:=2 | 6 | 2 |
b:= a/ 2*b | 6 | 6 |
a := 2* a +3*b | 30 | 6 |
Прирешенииданногопримеранеобходимопомнить,чтопеременныемогутизменятьзначения входе выполнения программы.
Подставимзначенияивычислимзначенияпеременных
b:=a/2*b,т.е.b =6/2*2=6
Подставимзначение переменных b=6иa=6ввыражение
a:=2*a+3*b,получаемa=2*6+3*6=30Правильныйвариантответа значение переменнойa= 30Ответ: 30
| Типичнаяошибка!!!!! При решении данного примера дети забывают, что значениенекоторых переменных изменяется в ходе выполнения программы.Так,вначалепрограммызначениепеременнойb=2,азатемстало равно6, идля подсчета значенияпеременнойанеобходимоподставлятьзначениеb=6. |
Простейший циклическийалгоритм.РазборзадачиОГЭ№9.
РассмотримрешениезадачиОГЭ№9,вкоторойотрабатываютсянавыкиработысоператоромцикла,исполнениепростейшегоциклическогоалгоритма
Пример№ 1.(Задание№9издемонстрационноговариантаОГЭ2018)
Запишите значение переменнойs, полученное в результате работы следующейпрограммы.Текстпрограммыприведѐннапятиязыкахпрограммирования.
РассмотримтекстпрограммынаязыкепрограммированияПаскаль.
Прирешении данного примера необходимо найти значение переменной S,вычисляющей суммуS:=S+10,входевыполненияциклаfork:=6 to12do.
Данныйциклвыполнится 7раз.(k=6,k=7,k=8,k=9,k=10,k=11,k=12)
Т.е. оператор S:=S+10 должен выполниться 7 раз.ВычисляемS=7*10= 70.
Ответ: 70.
| Типичнаяошибка!!!!! Школьники для определения количества повторений цикла от 12отнимают 6 и получают 6, затем умножают на 10 и получают 60,что является неправильнымответом. |
Циклический алгоритм обработки массива чисел. РазборзадачиОГЭ№ 10.
РассмотримрешениезадачиОГЭ№10,вкоторойотрабатываютсянавыкиисполненияциклическогоалгоритмаобработкимассивачисел,записанногонаалгоритмическомязыке.
Пример № 1.(Задание №10 из демонстрационного варианта ОГЭ2018)
ВтаблицеDatпредставленыданные околичествеголосов, поданныхза 10исполнителейнародныхпесен(Dat[1]–количествоголосов,поданныхзапервого исполнителя; Dat[2] –за второго ит.д.). Определите, какое число будетнапечатановрезультатеработыследующейпрограммы.Текстпрограммыприведѐннапяти языкахпрограммирования.
РассмотримтекстпрограммынаязыкепрограммированияПаскаль.
Прирешении задания ОГЭ № 10необходимо знатьклассические алгоритмыпоискаэлементасзаданнымсвойствомвмассиве,алгоритмпоискамаксимальногои минимальногоэлемента вмассиве.
В данном примерерассматривается алгоритм поискамаксимального значенияв массиве. Т.е. правильным вариантом ответа будет максимальное значениеэлементамассива Dat[i]=41.
Ответ:41
Пример№2.
В таблице Dat представлены данные о количестве голосов, поданных за 10исполнителейначродныхпесен(Dat[1] —количествоголосов,поданныхзапервогоисполнителя, Dat[2] — за второгои т. д.). Определите, какое числобудет напечатано в результате работы следующей программы. Текст програм-мыприведѐн на трѐхязыках программирования.
Алгоритмическийязык | Бейсик | Паскаль |
алгнач целтабDat[1:10] целк, m Dat[1] :=16 Dat[2] :=20 Dat[3] :=20 Dat[4] :=41 Dat[5] :=14 Dat[6] :=21 Dat[7] :=28 Dat[8] :=12 Dat[9] :=15 Dat[10] :=35 m:=0 нц длякот1до 10 еслиDat[к]25то m:= m+1 все КЦ выводmКОН |
DIMDat(10) ASINTEGER DIMk,mASINTEGER Dat(1)=16: Dat(2) =20 Dat(3)=20: Dat(4) =41 Dat(5)=14: Dat(6)=21 Dat(7)=28: Dat(8) =12 Dat(9)=15: Dat(10) =35 m= 0 FORk:= 1TO10 IFDat(k)25THEN m =m+1ENDIFNEXTkPRINTm |
Vark,m:integer; Dat:array[1...10]of integer;Begin Dat[1] :=16; Dat[2] :=20; Dat[3] :=20; Dat[4] :=41; Dat[5] :=14; Dat[6] :=21; Dat[7] :=28; Dat[8] :=12; Dat[9] :=15; Dat[10] := 35; m:=0; fork:= 1to 10doifDat[k]then begin m := m+1end;writeln(m);End. |
Решение
Программа предназначена для нахождения исполнителей, получивших менее25 голосов. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что такихисполнителейбылосемь.
Ответ: 7
Поискпутейв графе.РазборзадачиОГЭ №11.
РассмотримрешениезадачиОГЭ№11,вкоторойотрабатывается умениеанализироватьинформацию,представленнуюввиде схемиграфов.
Пример№1. (Задание№11 издемонстрационноговарианта ОГЭ
2018)
способрешения.
Решение
Начнем считать количество путей с конца маршрута – с города К. NK—количестворазличныхпутейизгородаАвгородK,N—общеечисло путей.
NK=NE+NB+NГ+NЖNЕ=NБ=NА=1NВ=NБ+NА=2NГ=NВ+NА+NД=4NЖ=NД+NГ=1+4=5
Подставляем значения в формулуNK=1+2+4+5=12
Ответ:12
способрешения.
Решение
Рассмотримболееэффективныйспособрешения. Далее приводится нарисунке.
Длякаждой вершиныподпишем,сколькопутейвходит в неѐ. А затемсложим количество путей для последней вершиныК.Для наглядности опишемданныйспособрешения.
ВвершинуБприводитодин путь. Подписываем на графе.ВвершинуВприводятдвапути.
ВвершинуГприводятчетырепути.Складываем количество путей извершинВ,АиД.
ВвершинуДприводитодинпуть.
ВвершинуЖприводяпятьпутей.Складываем количествопутейизвершин
ГиД.
ВвершинуЕприводитодинпуть.
ВвершинуКприводят12 путей. Складываем количество путей из вершинЕ,В,ГиЖ.
Ответ:12
| Типичнаяошибка!!!!! Дляопределенияколичествапутейдлякаждойвершинышкольникидолжнывнимательно складыватьколичество путей,которые ведут из соседних вершин. Так, для вершиныГбудетрезультат1+2+1=4,адетинеправильноскладываю1+1+1,т.к. только учитываюколичество стрелочекведущих ввершинуГ |
Поиск записей в базе данных.Разборзадачи ОГЭ № 12.РассмотримрешениезадачиОГЭ№12,вкоторойотрабатывается умениеосуществлятьпоисквготовойбазеданныхпо сформулированномуусловию.
Пример№1. (Задание№12 издемонстрационноговарианта ОГЭ
2018)
Решение.
Для решения данной задачи школьнику необходимо знать логическиеоперациииуметь применять ихнапрактике.
НапомнимлогическиеоперацииНЕ,И,ИЛИ
ОПЕРАЦИЯНЕ
Aистиннокогда«неА»ложно.
a | ¬a |
| |
0 | 1 |
| |
1 | 0 |
ОПЕРАЦИЯИ
«A и B» истинно тогда и только тогда, когда А и B истинны одновременно.Иназываетсятакжелогическимумножениемили конъюнкцией.
a | b | a𝖠b |
| ||
0 | 0 | 0 |
| ||
0 | 1 | 0 |
| ||
1 | 0 | 0 |
| ||
1 | 1 | 1 |
ОПЕРАЦИЯИЛИ
«AилиB»истинно,когдаистинно АилиB,илиобавместе.
Можно сказать, что «A или B» ложно тогда и только тогда, когда ложны А и Водновременно.
ИЛИназываютлогическимсложениемилидизъюнкцией.
a | b | a∨b |
| ||
0 | 0 | 0 |
| ||
0 | 1 | 1 |
| ||
1 | 0 | 1 |
| ||
1 | 1 | 1 |
Дляответанавопрос,сколькозаписейудовлетворяютусловию
(Категорияпоезда=«скорый») И(Времявпути36.00)
необходимо найти количество записей, для которых одновременновыполняетсяусловие(Категорияпоезда=«скорый»)И(Времявпути 36.00)
Ответ:5.
| Типичнаяошибка!!!!! Длярешенияданныхпримеровнеобходимопониматьзначениелогических операций И, ИЛИ, НЕ и знать приоритет выполнениялогическихопераций. |
Двоичная система счисления.Разборзадачи ОГЭ № 13.РассмотримрешениезадачиОГЭ№12,вкоторойотрабатывается умениепереводитьчислаиздесятичнойсистемы вдвоичнуюсистему.
Пример№1. (Задание№13 издемонстрационноговарианта ОГЭ
2018)
Решение.
126=26+25+24+23+22+21
Ответ:1111110
Длярешения данной задачи следует напомнить, что при решении задач ОГЭ,связанный с переводом больших чисел из десятичной системы в двоичнуюсистему нельзя использовать способ «лесенка», а необходимо раскладыватьчисло по степеням двойки. Школьник таблицу степеней числа 2должен знатькактаблицуумножения.
Этотспособ решенияиспользоватьнельзя!!!
Например, если понадобится перевести число 516 из десятичной системы вдвоичную,топрииспользованииспособарешенияделениячислана2,представленноговыше,ученикпотратитнамногобольшевременииможетсделать арифметическуюошибку.
Следует отметить, что согласно спецификацииконтрольных измерительныхматериалов для проведенияв 2018 году основного государственного экзаменапоИНФОРМАТИКЕиИКТ,девятиклассникнавыполнениезадания№ 13долженпотратить3минуты.
Рассмотрим эффективный способ решения.Задание.Перевести число 516 в двоичную систему516=512+4=29+22
Т.е. получаем единицы в числе при соответствующих коэффициентахстепеничисла2.
Ответ:1000000100
| Типичнаяошибка!!!!! Длярешенияданныхпримеровшкольникдолженхорошознатьтаблицестепенейчисла2. Напомним, 20=1, 21= 2,22=4,23= 8,24=16,25= 32,26= 64,27=128 28= 256,29=512,210= 1024 |
Пример№2.
Переведитедвоичноечисло1101100 вдесятичнуюсистемусчисления.
Решение.
Имеем:
11011002=1·26+ 1·25+1 ·23+1·22=64+32+8+4=108.
Ответ:108
Алгоритмдля формальногоисполнителя. Разбор задачиОГЭ№14.
РассмотримрешениезадачиОГЭ№14,вкоторойотрабатывается умениезаписатьпростойлинейныйалгоритмдля формального исполнителя.
Пример№ 1.(Задание№14№234изhttps://inf-oge.sdamgia.ru/)
УисполнителяДелительдвекоманды,которымприсвоеныномера:
разделина 2
вычти3
Перваяизнихуменьшаетчислонаэкранев2раза,втораяуменьшаетегона
Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритмполучения из числа 34 числа 1, содержащий не более 5 команд. В ответе запи-шите только номера команд.(Например, 21211 — это алгоритм: вычти 3, раз-дели на 2, вычти 3, раздели на 2, раздели на 2, который преобразует число 33 в3.)Еслитакихалгоритмовболееодного,то запишите любойизних.
Решение.
Поскольку Делитель работает только с натуральными числами и число 34 —чѐтное, первая команда должна быть 1. Из числа 17 число 1 можно получитьпоследовательностьюкоманд2122.Следовательно,искомыйалгоритм:12122.
Ответ:12122.
Скорость передачи информации.Разборзадачи ОГЭ № 15.РассмотримрешениезадачиОГЭ№15,вкоторойотрабатывается умениеопределятьскоростьпередачи информации.
Пример № 1.(Задание № 15из демонстрационного вариантаОГЭ2018)Файл размером2000Кбайт передаѐтся через некоторое соединение в течение30секунд.Определитеразмерфайла(вКбайт),которыйможнопередатьчерез
это соединение за 12секунд. В ответе укажите одно число– размер файла вКбайт.Единицыизмерения писатьненужно.
Решение.
Следует отметить, что данную задачу нужно решать как действие с дробями,приметитьсокращениедробии провести вычисление.
Ответ:800
=200*4=800
| Типичнаяошибка!!!!! В противном случае,еслишкольникначинаетделатьданнуюзадачупо действия 200:3=66,(6)иврезультатеполучает число 6впериоде При вычислении выражения 66,(6)*12совершаютошибки инеполучаютчисло800 Такрешатьнельзя!!!!! |
Исполнение алгоритма.Разборзадачи ОГЭ № 16.Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 16, в которой отрабатываетсяумениеисполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающийцепочки символовили списки
Пример№1.(Задание16№276изhttps://inf-oge.sdamgia.ru/)
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочкуследующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов;если она чѐтна, то дублируется последний символ цепочки, а если нечѐтна, то вначало цепочки добавляется символ Р. В полученной цепочке символов каждаябуквазаменяетсябуквой,следующейзанейврусскомалфавите(А—наБ,Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка являетсярезультатомработыалгоритма.
Например, если исходной была цепочкаНОГА, то результатом работы алго-ритма будет цепочкаОПДББ, а если исходной была цепочкаТОН, то результа-томработыалгоритма будет цепочкаСУПО.
Дана цепочка символовСЛОТ. Какая цепочка символов получится, если кданнойцепочкеприменитьописанныйалгоритмдважды(т.е.применить
алгоритмкданнойцепочке,азатемкрезультатувновьприменитьалгоритм)?Русскийалфавит:АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Решение.
Применим алгоритм:СЛОТ(чѐтное) →СЛОТТ→ТМПУУ.Применимегоещѐраз:ТМПУУ(нечѐтное) →РТМПУУ→СУНРФФ.
Ответ:СУНРФФ
| Типичнаяошибка!!!!! Невнимательноподставляютбуквы. |
Пример№2.
Автоматполучаетнавходчетырѐхзначноедесятичноечисло.Пополучен-номучислустроитсяновоедесятичноечислопоследующимправилам.
Вычисляютсядвачисла—суммапервойивторойцифрисумматретьейичетвѐртой цифрзаданногочисла.
Полученныедвачислазаписываютсядругзадругомвпорядкеневозрастания(безразделителей).
Пример.Исходноечисло:2177.Поразрядныесуммы:3,14.Результат:143.
Определите,сколькоизприведѐнныхнижечиселмогутполучитьсявре-зультатеработы автомата.
1915101101516121131615191161515
Вответезапишитетолько количество чисел.
Решение
Проанализируемкаждоечисло.
Число1915неможетбытьрезультатомработыавтомата,посколькуневоз-можнополучитьчисло 19каксуммуцифрдесятичногочисла.
Число 10может бытьрезультатомработыавтомата,вэтомслучаеисходноечисло моглобыть1000.
Число110можетбытьрезультатомработыавтомата,вэтомслучаеисход-ноечисломоглобыть5600.
Число1516неможетбытьрезультатомработыавтомата,посколькучисла
15и16расположенывпорядкевозрастания,ачисло151неможетбытьполученокак сумма цифрдесятичногочисла.
Число1211можетбытьрезультатомработыавтомата,вэтомслучаеисход-ноечисломоглобытьбыло6656.
Число 316 не может быть результатом работы автомата, поскольку невоз-можнополучитьчисла3и16расположенывпорядкевозрастания,ачисло31неможетбытьполучено как сумма цифр десятичногочисла.
Число1519неможетбытьрезультатомработыавтомата,посколькуневоз-можнополучитьчисло 151как суммуцифрдесятичногочисла.
Число116можетбытьрезультатомработыавтомата,вэтомслучаеисход-ноечисломоглобыть5633.
Число1515можетбытьрезультатомработыавтомата,вэтомслучаеисход-ноечисломоглобыть7878.
Такимобразом,имеемпятьчисел,которыемогутявлятьсярезультатомра-боты автомата.
Ответ: 5.
Понятие адреса в сети Интернет.Разборзадачи ОГЭ № 17.РассмотримрешениезадачиОГЭ№17,вкоторойотрабатывается умениеиспользоватьинформационно-коммуникационные технологии.
Пример№1.(Задание17№761изhttps://inf-oge.sdamgia.ru/)
Доступ к файлуMozart.mp3, находящемуся на сервереclassic.ru, осуществ-ляется по протоколуhttp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от Адо Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанногофайлавсети Интернет.
А)ruБ) .mp3В) /
Г) classic.Д) MozartЕ)httpЖ)://
Решение.
Напомним, как формируется адрес в сети Интернет. Сначала указываетсяпротокол, потом «://», потом сервер, затем «/», название файла указывается вконце. Таким образом, адрес будет следующим:http://classic.ru/Mozart.mp3.Следовательно,ответЕЖГАВДБ.
Ответ:ЕЖГАВДБ
| Типичнаяошибка!!!!! Адресначинаетсясимени протокола. |
Пример№2.
На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги. След-ствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса. Кримина-листыобозначили эти фрагментыбуквами А,Б,Ви Г:
4.243 | 116.2 | 13 | .23 |
А | Б | В | Г |
ВосстановитеIP-адрес.Вответеукажитепоследовательностьбукв,обозна-чающих фрагменты,впорядке, соответствующем IP-адресу.
Решение.
IP-адрес представляет собой четыре разделѐнных точками числа, каждое изкоторых небольше255.
Под буквой А указано «4.243». Так как числа в IP-адресе не могут бытьбольше255,нельзядобавитьвконцеэтогочислаещеодинразряд.Следовательно,этотфрагмент—последний.
Рассмотрим фрагмент подбуквойБ. Таккакчисла в IP-адресенемогутбытьбольше255,фрагментБдолжен бытьна первом месте.
В конце фрагмента Г — число 23, отделенное точкой. Так как в IP-адресе неможетбытьчисла,большего255,тозафрагментомГдолженследоватьфрагмент,начинающийсясцифры.Значит,фрагментГидетпередфрагментомА.
Ответ:БВГА.
ПоискинформациивсетиИнтернетсприменениемлогическихопераций.РазборзадачиОГЭ№18.
Рассмотрим решениезадачиОГЭ №18,в которойотрабатываетсяумениеосуществлятьпоискинформациивИнтернетесприменениемлогическихоперацийНЕ,И,ИЛИ.
Длянаглядностирассмотримизображениялогическихоперацийввидеоперацийнадмножествами
Напомним,что А*Вэто логическаяоперацияАИВ,аА+Вэто АИЛИВ.
Изрисункавидно,чтомаксимальныерезультатыпоискабудутдлялогическойоперации АИЛИВ,аминимальные дляАИВ.
Пример№1. (Задание№18 издемонстрационноговарианта ОГЭ
2018)
Решение.
Рассмотрим представление результатов запроса в виде операций надмножествами.
Заштрихованная область, это количествонайденныхстраниц согласноусловиюзапроса.
Первымбудеткод А Солнце & Воздух(СолнцеИВоздух)– наименьшееколичество страниц
Солнце
Воздух
Вторымбудет код Г Солнце|Воздух(СолнцеИЛИВоздух)
Солнце
Воздух
Третьим будеткод Б Солнце | Воздух | Вода(СолнцеИЛИВоздухИЛИВода)
Солнце Воздух
Четвертым будеткод В Солнце | Воздух | Вода | Огонь(СолнцеИЛИВоздухИЛИВодаИЛИОгонь)
Солнце
Огонь
Ответ:АГБВ
| Типичнаяошибка!!!!! Школьникизабывают,что самое минимальное количествостраницврезультатепоиска будевусловиизапросас конъюнкцией(логическое умножение И), амаксимальноеколичествостраницсдизъюнкцией(логическоесложениеИЛИ). |
Работа с электронными таблицами. Разборзадачи ОГЭ № 19.Рассмотрим решениезадачиОГЭ №19,в которойотрабатываетсяумениепроводитьобработкубольшогомассиваданныхсиспользованиемсредствэлектроннойтаблицыилибазыданных.Аименно,длярешениязадания№19
необходимознатьиуметьприменятьнапрактикелогическиеистатистические
функцииэлектронныхтаблиц,работатьсформулами.
Пример№1. (Задание№19 издемонстрационноговарианта ОГЭ
2018)
Решение.
РешениедляOpenOffice.orgCalcидляMicrosoftExcelПервая формула используется для русскоязычной записи функций; вторая – дляанглоязычной.В ячейкуF2запишемформулу
=ЕСЛИ(И(D2
=IF(AND(D2
СкопируемформулувовсеячейкидиапазонаF3:F1001.ВячейкуH2запишемформулу
=СУММ(F2:F1001)
=SUM(F2:F1001)
ВячейкуH3 запишемформулу
=СУММЕСЛИ(B2:B1001;"
=SUMIF(B2:B1001;"
Возможны и другие варианты решения.Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовалисьфайлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания,тодолжныполучиться следующие ответы:
На первый вопрос: 864;Навторойвопрос:89,45
| Типичнаяошибка!!!!! Школьникисовершают ошибки при задании логического условиявфункцииЕСЛИ. |
способрешенияпервогозадания.
ПервоезаданиеможнорешитьбезиспользованияфункцииЕСЛИ.
ВячейкуF2 запишем формулу
=И(D2
СкопируемформулувовсеячейкидиапазонаF3:F1001.ВячейкуH2запишемформулу
=СЧЁТЕСЛИ(F2:F1001;ИСТИНА)
способрешенияпервогозадания.
Можно использоватьфильтрыи записатьвячейкуН2ответ864.
Составлениеалгоритмавсреде«Кумир»илисоставлениепрограммы на языке программирования.РазборзадачиОГЭ№20.
Рассмотрим решение задачи ОГЭ № 20, в которой отрабатываетсяумениенаписать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариантзадания20.1)илинаязыкепрограммирования(вариантзадания 20.2)
Рассмотримрешениезадания20.1.
Рассмотримработувсредепрограммирования«Кумир»
Среда программирования КУМИР может быть установлена как под Linux,так и под Windows, а также доступна в исходных кодах. Скачать ее можно насайтеНИИСИhttp://www.niisi.ru/kumir/
Пример№1.
Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринтенаклетчатой плоскости:
вверх | вниз | влево | вправо |
При выполнении этих команд РОБОТ перемещается на одну клеткусоответственно:вверх ,вниз ,влево , вправо .
Привыполнениикомандыкорпусроботанеповорачивается.
(Робот в лабиринте находится спиной к зрителю, т.е. команда вправо для работаравносильнакоманде вправодлязрителя)
Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у той клетки,гденаходитсяРОБОТ:
сверху | снизу | слева | справа |
свободно | свободно | свободно | свободно |
Цикл
нц пока условиекоманда
кц
выполняется,покаусловиеистинно,иначепроисходитпереходнаследующуюстроку.
Задание.
Сколькоклетокприведѐнноголабиринтасоответствуеттребованию,что,выполнивпредложеннуюнижепрограмму,РОБОТостановитсявтойжеклетке,скоторойонначалдвижение?
Лабиринт | Программа |
| использоватьРоботалг нач .нцпокасправасвободно ..вправо .кц .нцпокаснизусвободно ..вниз .кц .нцпокаслевасвободно ..влево .кц .нцпокасверхусвободно ..вверх .кцкон |
Решение
Нарисункеобозначеныклетки,удовлетворяющиеусловию,инаправлениядвиженияробота при выполнениипрограммы.
Ответ:3
Длянаглядногообъясненияданнойтемырассмотримрешение даннойзадачивсредепрограммирования КУМИР.
Шаг1.
ЗапуститьсредупрограммированияКумир,напечататьпрограмму.
Обратите внимание, что структура программы в Кумире играет большую роль.ЕслиВывцикленапишитеводнойстроке условиеи команду,например,
«справасвободновправо»,тоэтобудетошибкой
Шаг 2.
Создадим исходный лабиринт. Выполним команду«Инструменты -Редактироватьстартовуюобстановку»
Шаг 3.
Следующая команда«Обстановка – Новая обстановка», указываем количествостроки столбцов6.
Шаг 4.
Рисуемлабиринт
Выполняемкоманду«Обстановка–Сохранить»
Шаг5
Выполняем команду«Робот-сменитьстартовуюобстановку»
Шаг6
Выполняемкоманду«Робот–Показатьокно Робота»
Шаг7
Выполняемкоманду«Выполнение–ВыполнитьнепрерывноF9»
Аналогично можно создать обстановкидля оставшихся двух точек, изменитьрасположениероботаипроверитьправильностьработыалгоритма.
Пример№2.
Пример из ОГЭ-2016 по теме «Система команд исполнителяРОБОТ»
Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченномуна плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клеткамиможетстоятьстена,черезкоторуюРоботпройти неможет.
У Робота есть девять команд. Пять команд – это команды-приказы.Четыреизних управляютперемещениями Робота:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на однуклетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Роботполучит
командупередвижениясквозьстену,тоонразрушится
Также у Робота есть команда-приказзакрасить, при которойзакрашиваетсяклетка,вкоторойРоботнаходитсявнастоящиймомент.
Ещѐ четыре команды – это команды проверки условий. Эти командыпроверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырѐх возможныхнаправлений:
сверхусвободно снизусвободно слевасвободно справасвободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющимследующий вид:
еслиусловието
последовательностькоманд
все
Здесьусловие–однаизкомандпроверкиусловия.
Последовательность команд– это одна или несколько любых команд-приказов
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нетстенки,изакрашиванияклеткиможно использоватьтакойалгоритм:
если справа свободно товправо
закраситьвсе
В одном условии можно использовать несколько команд проверкиусловий,применяялогическиесвязкии,или,не,например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) товправо
все
Дляповторенияпоследовательностикомандможноиспользоватьцикл
«пока»,имеющийследующийвид:
нцпокаусловие
последовательностькоманд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использоватьследующий алгоритм:
нц пока справа свободновправо
кц
Выполнитезадание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правыйконец горизонтальной стены соединѐн с верхним концом вертикальной стены.Длиныстеннеизвестны.В каждойстенеестьровноодинпроход,точное
место прохода и его ширина неизвестны.Робот находится в клетке,расположеннойнепосредственноподгоризонтальнойстенойуеѐлевогоконца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен иРобота(Роботобозначенбуквой «Р»).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки,расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левеевертикальной стены, кроме клетки, в которой находится Робот передвыполнением программы. Проходы должны остаться незакрашенными.Роботдолжен закраситьтолько клетки,удовлетворяющиеданномуусловию.
Например, для приведѐнного выше рисунка Робот должен закраситьследующиеклетки(см.рисунок).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнениеалгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может бытьпроизвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположениястенилюбогорасположенияи размерапроходоввнутристен.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя илизаписан втекстовомредакторе.
Сохраните алгоритм в файле. Название файла и каталог для сохраненияВамсообщаторганизаторы экзамена.
Содержаниеверногоответаиуказанияпо оцениванию (допускаютсяиныеформулировкиответа,неискажающиеегосмысла) |
Командыисполнителябудемзаписыватьжирнымшрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, –курсивом.Начало комментариябудемобозначатьсимволом«|». |Пропускаемклетку,вкоторойстоитРобот вправо |Двигаемсявправо,поканедойдѐмдопроходавгоризонтальнойстене |Закрашиваемпройденныеклетки нц пока не сверху свободнозакрасить вправо кц |Двигаемсядальшедогоризонтальнойстены нцпокасверхусвободновправо кц |Двигаемсявправо,поканедойдѐмдовертикальнойстены |Закрашиваемпройденныеклетки нц пока справа свободнозакрасить вправо кц |Двигаемсявниз,поканедойдѐмдопроходаввертикальнойстене |Закрашиваемпройденныеклетки нц пока не справа свободнозакрасить вниз кц |Двигаемсядальшедовертикальнойстены нц пока справа свободновниз кц |Двигаемсявниз,доконцавертикальнойстены |Закрашиваемпройденныеклетки нц пока не справа свободнозакрасить вниз кц Возможныидругиевариантырешения |
Рассмотримрешениезадания20.2.
Пример№1
Напишитепрограмму,котораявпоследовательностинатуральныхчиселопределяет минимальное число, оканчивающееся на4. Программа получает навходколичествочиселвпоследовательности,азатемсамичисла.Впоследовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количествочиселне превышает1000.Введѐнныечислане превышают30000.
Программа должна вывести одно число – минимальное число, оканчивающеесяна 4.
Примерработыпрограммы:
Входныеданные | Выходныеданные |
3 24 14 34 | 14 |
Решение.
programex1;
var n,i,a,min: integer;begin
readln(n);min:=30001;
fori:=1tondo
writeln (min)end.
beginend;
readln(a);
if(amod 10=4)and (athen min :=a;
| Типичнаяошибка!!!!! Школьникисовершаютошибки при записи логического условия(a mod10=4) and(amin). Забывают, что последнюю цифру числа всегда можно определитьспомощьюоперациицелочисленногоделенияmod10.Например, 754 mod10 =4. |
Длярешениязадания20.2школьникдолженхорошоуметьнапрактикеприменятьоперациицелочисленногоделенияdiv,mod;логическиеоперацииAND,OR,NOT; операторветвленияif,операторыциклов.
Пример№2
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел опре-деляет максимальное число, оканчивающееся на 3. Программа получает на входколичество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последователь-ности всегда имеется число, оканчивающееся на 3. Количество чисел не превы-шает 1000. Введѐнные числа не превышают 30 000. Программа должна вывестиодно число—максимальное число,оканчивающееся на3.
Примерработыпрограммы:
Входныеданные | Выходныеданные |
3 13 23 3 |
23 |
Решение
var n, a, k, g: integer;begin
g:=3;
readln(n);
for k:=1 to n dobeginreadln(a);
if (a mod 10 = 3) and (ag) theng:=a;
end;writeln(g);end.
Пример№3
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел опре-деляетсуммучисел,кратных6.Программаполучаетнавходколичествочиселв последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеет-ся число, кратное 6. Количество чисел не превышает 100. Введѐнные числа непревышают 300. Программа должна вывести одно число — сумму чисел, крат-ных6.
Примерработыпрограммы:
Входныеданные | Выходныеданные |
3 12 25 6 |
18 |
Решение.
var n, s, k, g: integer;begin
s:=0;
readln(n);
for k:=1 to n dobeginreadln(g);
if (g mod 6 = 0) thens:=s+g;
end;writeln(s);end.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из способов методической помощи учителям является создание ираспространениеметодическойпродукции,описывающейнаиболеерациональные,эффективныеформы,методыорганизацииобразовательногопроцесса.
С целью оказания помощи учителю были подготовленыметодическиерекомендации «Методика подготовки обучающихсяк ОГЭ по информатике иИКТ», в которых рассмотрена система работы учителяпо предупреждениютипичныхошибокпривыполнениизаданийОГЭпопредмету,особенностирешениязадачпотемам«Представлениеинформации»,«Обработкаинформации»,«Проектированиеимоделирование»,«Математическиеинструменты,динамические(электронные)таблицы»,«Основыалгоритмизацииипрограммирования».ДлярешениязадачОГЭпоинформатикеиИКТрассматриваютсяэффективныеповремениметодырешения, которые быстро позволяют решать задания ОГЭ и укладываться вовременныерамки,которыеуказанывспецификацииконтрольныхизмерительныхматериаловдляпроведенияв2018годуосновногогосударственного экзаменапоинформатике иИКТ.
Надеемся,чтоданныеметодическиерекомендациибудутполезныучителям информатики в подготовке обучающихся к ОГЭпо информатике иИКТ.
Методические рекомендации «Методика подготовки обучающихсяк ОГЭпоинформатикеиИКТ»позволятучителюкачественноподготовитьшкольников к ОГЭ по информатике, спланировать свою работу по достижениюболеевысокихрезультатовпреподаванияпредмета«ИнформатикаиИКТ».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫДЛЯПОДГОТОВКИКОГЭ ПОИНФОРМАТИКЕИИКТ
http://fipi.ru/–сайтФедеральногоинститутапедагогическихизмерений;
http://gia.edu.ru/-официальныйинформационныйпорталГИА9класс;
http://ege.yandex.ru/–тренировочныеonline-тесты;
http://kpolyakov.spb.ru–сайтПоляковаК.Ю.;
https://inf-oge.sdamgia.ru-сайт «РЕШУ ОГЭ» предоставляетразборзаданий,тренировочные online-тесты
http://www.metodist.lbz.ru–сайтметодическойслужбыиздательства
«Бином»,авторскиемастерскиеавторовучебниковпоинформатике;
https://ideone.com/- онлайн система программирования, компиляторыдлялюбого языка программирования;
http://pascalabc.net–онлайнсистемапрограммированияPascalABC;
http://www.klyaksa.net– портал Клякс@.net (информационно-образовательныйпортал,созданныйсцельюпомочьучителюинформатики);
http://www.problems.ru – задачи по информатике (интернет-проект
«Задачи»:помощьприподготовкеуроков,кружковыхифакультативныхзанятий);
http://labs.org.ru/-лабораторныеработыизадачипопрограммированиюиинформатике
ЛИТЕРАТУРА
КулабуховаС.Ю. ИнформатикаиИКТ.Подготовкак ОГЭ-2018. 20тренировочныхвариантовподемоверсии2018Жучебно-методическоепособие.-Ростов-на-Дону:Легион,2017.-320с.
КузнецовА.А.Основыобщейтеориииметодикиобученияинформатике.Учебноепособие–М.:БИНОМ.Лабораториязнаний,2010.–207с.
ЛапчикМ.П.идр.Теорияиметодикаобученияинформатике.-М.:Издательскийцентр«Академия»,2008.-624с.
Софронова Н.В.Теория и методика обучения информатике: Учебноепособие,М.: "Высшая школа", 2004г.223 с.
ЛапчикМ.П.,РагулинаМ.И.,СмолинаЛ.В.Теорияиметодикаобученияинформатике.Лабораторныйпрактикум:Учеб.Пособиедлястудентоввузов/Подред.М.П.Лапчика.Омск: Изд-во ОмГПУ,2004.–312 с.
Преподаваниекурса«ИнформатикаиИКТ»восновнойистаршейшколе(7-11):Методическоепособиедляучителей.УгриновичН.Д.–М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2006.
Полежаев В.Д.Единыйгосударственныйэкзамениеговлияниенаформирование контингента студентов вуза / В.Д. Полежаев // Омский научныйвестник. Серия Общество. История. Современность. – Омск, 2010. – № 3 (78). –С.134-138.
ЛещинерВ.Р.,РойтбергМ.А.Методическиерекомендациидляучителей,подготовленныенаосновеанализатипичныхошибокучастниковОГЭ2015года.Информатика и ИКТ. –М.: ФИПИ,2015.
ПолежаевВ.Д.ОнеобходимостисовершенствованиясистемыоцениваниярезультатовЕГЭ/В.Д.Полежаев//Омскийнаучныйвестник.Серия Общество. История. Современность. –Омск, 2009. – № 2 (76). – С. 145-149.
ПолежаевВ.Д.Обэффективностиоцениваниятворческихспособностей и уровня подготовленности абитуриентов / В.Д. Полежаев, М.В.Полежаева,В.И.Якунин//Омскийнаучныйвестник.СерияОбщество.История.Современность.– Омск,2010.–№ 6 (81).
СамылкинаН.Н.Построениетестовыхзаданийпоинформатике:Методическоепособие.М.: БИНОМ.Лабораториязнаний,2003.176 с.
АндрееваЕ.В.,БосоваЛ.Л.,ФалинаИ.Н.Математическиеосновыинформатики.Элективныйкурс.-М.:БИНОМ.Лабораториязнаний,2007.
Информатика. Учебник для 9 класса:И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В.Шестакова.-М.:БИНОМ.Лабораториязнаний,2014.-184с.
МаерР.В.Теоретическиеосновыинформатики.ЗадачиипрограммированиенаязыкеРascal.Уч.пособ.–Глазов,ГГПИ,2011.–73 с.
Информатика. Базовый уровень: Гашков С.Б. Системы счисленияиихприменение.М.:2004.—52с.(Библиотека"Математическоепросвещение",выпуск 29)
КирюхинВ.М.,ОкуловС.М.Методикаанализасложныхзадачпоинформатике//Информатикаиобразование.2006.№5.С.29–41.
КирюхинВ.М.,ОкуловС.М.Методикарешениязадачпоинформатике.Международныеолимпиады.–М.:БИНОМ.Лабораториязнаний,2007. – 600с.
Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Информатика. Программы внеурочнойдеятельностиучащихсяпоподготовкекВсероссийскойолимпиадешкольников:5–11 классы.–М.:БИНОМ.Лабораториязнаний,2014.–224с.
Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ. –М.:МЦНМО,1999.– 960с.
Меньшиков Ф.В. Олимпиадные задачи по программированию. – СПб.:Питер,2006.– 315с.
Окулов С.М. Основы программирования. – М.: БИНОМ. Лабораториязнаний,2005.– 440с.
ОкуловС.М.Программированиевалгоритмах.–М.:БИНОМ.Лабораториязнаний.2002. – 341с.
Окулов С.М. Дискретная математика. Теория и практика решения задачпо информатике: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. –422с.
ОкуловС.М.,ЛялинА.В.Ханойскиебашни.–М.:БИНОМ.Лабораториязнаний.2008.–245 с.(Развитиеинтеллекташкольников).
ПросветовГ.И.Дискретнаяматематика:задачиирешения:учебноепособие.–М.:БИНОМ.Лабораториязнаний.2008.–222с.
Пупышев В.В. 128 задач по началам программирования. – М.: БИНОМ.Лабораториязнаний.2009. – 167с.
РейнгольдЭ.Комбинаторныеалгоритмы:теорияипрактика/Э.Рейнгольд,Ю.Нивергельт,Н.Део.–М.:Мир,1980.– 476с.
КирюхинВ.М.,ОкуловС.М.Методикаанализасложныхзадачпоинформатике//Информатикаиобразование.2006.№5.С.29–41.
КорменТ.,ЛейзерсонЧ.,РивестР.Алгоритмы:построениеианализ.
–М.:МЦНМО,1999.–960с.
ДЛЯЗАМЕТОК
ДЛЯЗАМЕТОК
Учебноеиздание
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯКОГЭПОИНФОРМАТИКЕ ИИКТ
Составитель:КиндраТ.В.
Методическиерекомендации
Подписановпечать16.04.2018. Формат60×841/16.Бумагаофсетная.
Гарнитура Times New Roman. Печать цифровая.Уч.-изд.л. 3,11.Объем 4,0печ.л.Усл. печ.л.3,72.
Тираж300экз.Заказ№066.
Отпечатано: ИПХотееваЛ.В.
64
297578, Республика Крым, Симферопольский район,с.Перевальное, ул. Октябрьская,д. 51.