Методическая разработка «Организация индивидуальной проектной деятельности обучающихся как средство достижения личностных результатов»

Методическая разработка по организации проектной деятельности учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1, 2024 г.

Составитель: Хворост И.В.

В методической разработке представлены материалы и методические рекомендации по разработке, управлению подготовкой и защите итогового индивидуального проектов в рамках ФГОС СОО и ФОП СОО.

Данное методическое пособие будет полезно для учителей, применяющих в своей деятельности технологию метода проектов и курирующих ученические проекты

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 1



Методическая разработка

 «Организация индивидуальной проектной деятельности обучающихся как средство достижения личностных результатов»

Методическая разработка по организации проектной деятельности учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1, 2024 г.

Составитель: Хворост И.В.

В методической разработке представлены материалы и методические рекомендации по разработке, управлению подготовкой и защите итогового индивидуального проектов в рамках ФГОС СОО и ФОП СОО.

Данное методическое пособие будет полезно для учителей, применяющих в своей деятельности технологию метода проектов и курирующих ученические проекты

Оглавление

Введение 4

I. Что такое индивидуальный проект? 5

II. Организация индивидуальной работы учащихся над проектом. 6

2.1. Этапы работы над проектом. 6

2.2 Последовательность работы над проектом. 10

2.3. Оформление, сопровождение проекта. 11

2.4. Письменная часть проекта. 12

2.5. Защита проекта. 12

3.1. Критерии оценивания проектов учащихся. 13

III. Авторская программа Индивидуального проекта 15

IV. Индивидуальный проект «Создание бота» 35

Список литературы 43

Приложение 44

Введение

В данной методической разработке рассматриваются основные формы организации индивидуальной проектной деятельности учащихся, основные понятия о принципах, методах и последовательности построения проекта, виды и правила выполнения проекта в соответствии с ФГОС СОО и ФОП СОО.

Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт является ключевым элементом модернизации российской школы. Его реализация закреплена Законом «Об образовании РФ». Основное отличие обновленного Стандарта СОО заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе: планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Основным подходом формирования УУД, согласно обновленному Стандарту, является системно-деятельностный подход. Одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность, как наиболее эффективный метод, формирующий умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС СОО и ФОП СОО, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Несмотря на важность индивидуальному проекту в ФОП СОО нет готовой программы по учебному курсу «Индивидуальный проект», что вызывает трудности у учителей, преподающих этот курс. У учащихся создание проекта тоже вызывает трудность.

Основная цель методической разработки:

  • обобщить педагогические идеи, теории и практический опыт автора.

  • сформулировать модель педагогических действий необходимых для формирования у учащихся установки на творческого, креативного подходы к проектной деятельности.

  • показать какими методами можно развить способности обучающихся к само­стоятельному поиску конструированию информации.

Для достижения данных целей должны быть решены следующие задачи:

  • ознакомление с различными методами поиска новых решений различных проблем, в том числе информационных, коммуникационных и технических, и пополнения комплекса специальных заданий для развития творческих способностей;

  • ознакомление с принципами и методами обучения учащихся проектной деятельности;

  • помочь в формирование умений и навыков самостоятельной разработки проектной деятельности;

В результате методические рекомендации должны помочь учителю научить учащихся:

  • решать творческие задачи, используя те или иные методы решения;

  • планировать свою деятельность;

  • самостоятельно разрабатывать этапы проектной деятельности;

  • анализировать свою деятельность на различных этапах проекта;

  • грамотно составлять письменную и демонстрационную части проекта;

  • осуществлять демонстрацию и защиту продукта своей проектной деятельности.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития.

  1. Что такое индивидуальный проект?

Не только для учащихся, но и многих учителей это трудный вопрос. Часто индивидуальным проектом называют любую самостоятельную работу учащихся, скажем реферат или доклад. У педагога нет четкого представления о проекте как методе обучения, а у учащихся – о индивидуальном проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы.

Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, какая степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта.

ФОП СОО определяет индивидуальный проект как особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Из определения выделяем признаки проекта:

  1. Самостоятельная работа учащегося под контролем учителя.

  2. Проект направлен на решение проблемы, поставленной ребенком.

  3. Главный итог продукта — это создание продукта.

  4. Обязательно должна быть защита проекта.

В основу проектной деятельности заложен замысел, составляющий суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной значимой проблемы, практической или теоретической. Этот результат можно не только увидеть и понять, но и применить в реальной практической деятельности.

Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы цели, задачи. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование множество, разнообразных методов и средств обучения, а с другой, предполагает необходимость объединения знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих сфер.

Цель проектной деятельности - формирование у учащихся умений и навыков проектной и исследовательской деятельности при компетентностном подходе к обучению, поэтому оценивать предлагается:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

  • практическое использование УУД;

  • количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации (устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности);

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

  1. Организация индивидуальной работы учащихся над проектом.

2.1. Этапы работы над проектом.

  Проектная деятельность включает в себя следующие этапы (ФОП СОО п.129.2.4.10): . 1. постановка проблемы;

2. формулирование темы проекта;

3. постановка целей;

4. постановка задач;

5. сбор информации/исследование/разработку образца;

6. подготовку и защиту проекта;

7. анализ результатов выполнения проекта;

8. оценка качества выполнения.

В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный в рамках которого ставится проблемы проекта, формулируется тема проекта, определяется цель проекта, устанавливаются конкретные задачи проекта. На основной этапе происходит планирование и реализация проекта, заключительный - подведение итогов, подготовка и защита презентации проекта.

Знакомство с индивидуальным проектом можно начать с объяснения что такое проект и какие виды проектов бывают. Уже на этом этапе учащиеся задумываются какая область знаний им ближе и какой тип проекта они могут или хотели бы сделать.

Важно определить типологию проектов и предложить ребенку возможные продукты по каждому типу.

Типология проектов

  • Исследовательские. Подходят для гуманитарных предметов. Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Продуктом выступает исследование. Есть опасность, что получится реферат.

  • Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (продукт). Целью может быть создание художественного, музыкального или иного творческого продукта (выпущенная газета, выставка, сценарий, спектакль, музыкальное произведение, костюм, видеофильм, литературные произведения, оформление кабинета и др.)

  • Игровые. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

  • Информационные. Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

  • Практико-ориентированные. Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

  • Социальный. Привлечение интереса публики к проблеме проекта. Самый востребованный проект. Продукты имеют ярко-выраженный характер. Это могут быть отчет, веб-сайт, организационная модель, видеофильм, бизнес- план, действующая фирма, коллекция, социальная акция и др.

  • Конструкторский. Цель его создание прототипа, модели, опытного образца или технического изделия Продуктом может быть модель, стендовый доклад программа, чертеж, изделия технического творчества и др.

На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и исследовательской деятельности являются: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерное; информационное (ФОП СОО п.129.2.4.7).

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Этот главное отличие проекта от других форм.

Следующий этап подготовки постановка проблемы Учитель должен помочь учащемуся в выявление проблемы. Для этого этапа целесообразнее использовать работу в группах. Задача группы обсудить примерную проблему. Для этого дети должны поставить интригующий вопрос. Затем его надо раскрыть, показать его актуальность. Потом исследовать содержание этой проблемы. Какой ее масштаб? Можно ее решить в рамках проекта? Дальше обсуждаются все решения и предлагается продукт. Детям раздается вспомогательный материал. Примерная проблема для отработки умений- Нехватка интересных мероприятий в сфере искусства для публики.

ПРОБЛЕМА Анализ проблемной ситуации

1. Определите основные проблемы, которые существуют в конкретной ситуации;




2. - В связи с чем возникла основная проблема?


3. - К каким последствиям она приводит?


Таким образом, анализ проблемы поможет нам определить цель проекта, общие задачи и результаты.

Что нам нужно делать?

- Превратить негативные аспекты анализа проблемы в решения, выраженные как «положительные достижения».

Варианты решения проблемы (выдвижение гипотез)

Варианты

решения проблемы

Достоинства

Недостатки




Окончательный вариант решения проблемы


В дальнейшем задача группы расширяется. Предлагается провести исследование проблемного вопроса, показать этапы этого исследования, статистические данные, которые следует отобразить в таблицах и диаграммах, графических изображениях, слайд-шоу. По окончании работы учащиеся должны защитить свой проект, т.е. проанализировать свою исследовательскую деятельность и сделать выводы. Результатом работы над проектом могут быть: предложения по решению проблемы, информационный буклет, видеоролик, клип и т.п.

На следующим этапе формулируются цели проекта. Формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта.

Еще несколько принципиальных моментов, на которые необходимо сразу обратить внимание.

Достижение цели проекта должно способствовать преодолению исходной проблемы. Например:

Проблема: Дети 12-13 лет любят различные украшения. Для этого приходится просить разрешения у родителей, что не всегда удается. Проблема носит личностный характер для детей этого возраста, кроме того, цель при групповом изучение явно не прослеживается. Автор изготовляет из бокситовой смолы колечки, сережки. Получается недорого и очень красиво.

Цель – научить желающих делать украшения из смолы. В данном случае достижение цели проекта, будет способствовать преодолению поставленной проблемы.

Проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта, причем это должен быть оптимальный способ, то есть наиболее эффективный и экономичный. Например:

Чтобы научить учащихся делать украшения из бокситовой смолы можно:

- провести выставку работ автора проекта, но тогда дети лишь увидят, какие красивые вещи можно делать из бисера, но не научатся их делать сами. Проблема не решается;

- пригласить мастера по изготовлению украшений, чтобы он научил детей, но это дорого и трудно осуществимо;

- самому провести мастер-класс для своих одноклассниц и научить их делать красивые вещи из бисера. Таким образом, в данном случае проектным продуктом будет мастер-класс. В дальнейшем этот проект перерос в бизнес-план по открытию Интернет-магазина. Автор с этим проектом победил на конкурсе.

Разработанный план обязательно должен вести к цели проекта. При этом в ходе работы могут возникнуть обстоятельства, которые внесут коррективы в первоначальный план работы, тогда его придется изменить (автор проекта должен своевременно это заметить и сделать). Возможно, также изменится и проектный продукт. Например:

В качестве проектного продукта автор проекта «История нашего города в архитектуре» запланировал снять фильм с рассказом о старинных зданиях нашего города и выпустить каталог. Но работая с архивом, автор понимает, что материала на каталог и фильм не хватает. Принято было решение провести экскурсию по архитектурным достопримечательностям города. Проект был изменен. Поменялись задачи и практическая глава. Цели проекта были достигнуты.

Неизменной всегда должна оставаться цель проекта так как она направлена на решение поставленной проблемы. При этом очень важно, чтобы эта цель была достижимой для его автора. Иначе он утратит мотив и в дальнейшем будет избегать участия в проектной деятельности.

Итак: цель проекта предлагает конкретное решение обозначенной проблемы. Она должна быть сформулирована как изменение сложившейся ситуации: чего мы хотим достичь?

Примерная проблема:

Нехватка интересных мероприятий в сфере искусства для публики.

Цель- - Увеличить количество мероприятий в сфере искусства для публики.

.

После определения целей можно задуматься о теме проекта. Название проекта очень важно. Формулировка темы проекта должна заключать в себе интригу, приглашать будущих слушателей или читателей поучаствовать в решении проблемы.

Например. «Алхимики – колдуны или ученые?» (химия), «Все знают, что курить вредно, почему же люди курят?» (биология), «Климат прошлого. Откуда зубы акулы в г. Каменск-Шахтинском?» (география), «Граффити: за и против» (архитектура), «Деньги правят миром?» (экономика); «Как защитить пользователей интернета от вредоносных программ?» (информатика).

В ходе планирования необходимо определить задачи (шаги), которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Задач обычно бывает от 5 до 7. Это практические действия по реализации проектной деятельности.

Примерная проблема: Нехватка интересных мероприятий в сфере искусства для публики.

Цель: Увеличить количество мероприятий в сфере искусства для публики.

Задачи:- Провести опрос, чтобы определить потребности и предпочтения аудитории.

-Разработать новую программу мероприятий , учитывая результаты опроса.

- Предоставить больший выбор для аудитории, который оправдает их надежды.

- Обеспечить существенное присутствие аудитории на культурных мероприятиях и ее активное участие в них.

После первого подготовительного этапа над проектом, должно быть написано введение. Обязательно проверяем на соотношение все элементы введения. Лучше всего это сделать через таблицу.

Проблема проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?»
(решает продукт проблему и цель)

Ожидаемый результат (продукт)

Следующий этап- планирование. На этом этапе предстоит определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте.

Завершается проект защитой продукта. Для этого создается презентация. В презентации раскрывается найденный автором способ решения исходной проблемы, созданный им проектный продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

Презентация результатов проектной работы может проводиться не в школе, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался. Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу волонтерских организаций. Если бизнес-проект - сообществу бизнесменов, деловых людей.


2.2 Последовательность работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Обсуждение темы проекта с учителем, в классе и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способа представления результатов (формы проекта)
в) Определение способов и этапов создания продукта.
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение этапов проекта по времени

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Реализация проекта

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Выбор оптимального варианта хода проекта.
4. Поэтапное выполнение задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

и работают над проектом, создают проект. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, производят его самоанализ и оценку.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта


В процессе организации индивидуальной работы учащегося над проектом учитель

может точечно воздействовать на дефицит в знаниях, умениях и навыках, и на формирование личности учащегося в целом. Для этого педагог должен планировать и корректировать свою деятельность по подготовке и реализации проекта. Можно воспользоваться памяткой.

Методическое планирование проектной деятельности

  1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

  2. Подготовка информации о проектной работе.

  3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)

  4. Консультация по выбору тематики учебных проектов, формулирование идеи и замыслов.

  5. Формирование проектных групп.

  6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

  7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над проектами.

  8. Поисковый этап

  9. Промежуточные отчеты учащихся

  10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

  11. Обобщающий этап: оформление результатов.

  12. Предзащита проектов.

  13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

  14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

  15. Подготовка к публичной защите проектов.

  16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

  17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятия.

  18. Заключительный этап: публичная защита проектов.

  19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

  20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

2.3. Оформление, сопровождение проекта.

На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нем учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы, которые дает ему руководитель. Дневник ведется в любой свободной форме, удобной для учащегося.

Учащиеся должны приучаться вести необходимую документацию по ходу работы, которая потребуется при написании письменной части проекта (отчета). Ведение документации будет дисциплинировать авторов проектов, помогать держать в поле зрения главную цель их работы. Для отслеживания работы над проектом мои учащиеся заполняют и еженедельно показывают такую таблицу.

Конкретные действия

по выполнению проекта

Сроки

выполнения

Успехи, трудности

 

 

 

 

 

 

Руководитель проекта также имеет свой журнал или органайзер любой удобной для работы формы. В нем отводится несколько страниц на каждого учащегося, где фиксируется его продвижение в работе над проектом. Эти записи необходимы, чтобы не упустить из виду отдельные детали работы, которых может оказаться множество и которые в итоге могут повлиять на результат работы каждого учащегося. Необходимо, чтобы, отчитываясь о ходе и результате работы, учащийся проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции. Отчет должен быть регулярным. Не у всех учащихся высокая мотивация, как только ослабевает контроль, работа над проектом завершается под всяким предлогом.

Данный журнал может стать предметом анализа, который позволит учесть все допущенные промахи, чтобы не допускать их в будущем, выявить наиболее эффективно работающих учащихся, помочь в написание отзыва на проект, а также чтобы организовать обмен опытом, улучшить систему организации проектной деятельности в образовательном учреждении.

2.4. Письменная часть проекта.

Разберем этап написания письменной части проекта, отчете о работе. Часто на эту часть проектной работы не обращают особого внимания. Стоит подчеркнуть, что письменная часть проекта является важнейшей составляющей всей работы.

Независимо от вида проектного продукта (даже если он имеет вид брошюры или статьи, то есть выполнен в письменном виде), к проекту обязательно должна быть приложена письменная часть, которая фактически является отчетом о ходе и результате работы. Сам продукт (например: статья) прикладывается как приложение. Без письменной части (отчета) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Автор проводит анализ своей деятельности, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованны изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт. Письменная часть проекта связана с самооцениванием, поэтому она может представлять некоторые трудности для подростка, у которого еще не сформировалось адекватное представление о себе. Это способствует формированию адекватной самооценки у подростков. В этом еще один воспитательный потенциал работы над проектом. Чтобы научиться писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном (Приложение1).

    1. Защита проекта.

Одним из важнейшим навыков, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности.

Защита проектов, происходит в форме презентации. Надо кратко (7–10 минут) и убедительно рассказать о своей работе и познакомить аудиторию с результатами своей работы. Проблемы, которые чаще всего возникают в ходе презентации, могут быть связаны с волнением, отсутствием наглядных материалов, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента (учащийся не укладывается в отведенное время). Небольшое волнение перед презентацией даже полезно. Оно поможет сосредоточиться и собраться с силами. А вот слишком сильная тревога приводит к противоположному результату. Репетиция презентационного выступления поможет справиться с волнением и не дать ему превратиться в панику. Полезно будет раздать памятки учащимся (Приложение 2).

Но и бывают технические причины неудачных выступлений. У автора был великолепная защита проекта, продуктом был видеоролик о ветеране Великой Отечественной войны. Но на компьютере не было определенной программы для показа этого видео. Впечатление о проекте было не полное. Чтобы учащийся смог справиться с этими проблемами, необходимо отрепетировать его выступление на защите проекта и всё проверить. Учащимся легче если есть четкий план выступления. И речь написана заранее.

Вся презентация должна сопровождаться хорошо отобранными и подготовленными средствами наглядности для того, чтобы:

  • привлечь внимание слушателей и поддерживать их интерес (7-10 минут);

  • усилить смысл и значение слов автора;

  • проиллюстрировать то, что трудно воспринимать на слух (например: цифры, даты, имена, географические названия, специальные термины, графики, диаграммы и т.п.).

  • не должна повторять текст речи;

  • нельзя перегружать выступление большим объемом информации на слайдах( не должно быть теоретического материала);

  • количество слайдов от 10до 15.

Перед защитой учащиеся обязательно должны написать план выступления (Приложение 3)

III. Оценивание проектной работы учащихся.

3.1. Критерии оценивания проектов учащихся.

Федеральная образовательная программы среднего общего образования в пункте 18.20.4. предусматривает оценивание проектов по следующим критериям:

познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и выбрать способы ее решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;

предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

На основе Федеральной образовательной программе среднего общего образования были разработаны критерии оценивания учащихся МБОУ СОШ №1 по индивидуальному

проекту (Приложение 4).

Количество критериев оценивания проектов может меняться в соответствии с целями обучения. Может меняться и количество дескрипторов к отдельным критериям. Тогда цена критериев в технических баллах будет меняться, и соответственно будет меняться максимально возможное количество технических баллов равное 100%.

Такая гибкость при применении критериального оценивания позволяет практически точечно воздействовать на самые проблемные части проекта. При этом на любом этапе работы учащийся может самостоятельно оценить свою работу и понять, что необходимо доработать.

При этом итоговая оценка может быть спрогнозирована самим учащимся заранее.

Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта (Приложение 5).

IV. Заключение

Индивидуальный проект — это хорошая форма проверки всех УУД. Кроме непосредственно предметных знаний по предметам, учащиеся в результате проектной деятельности расширяют свои практические навыки в области общеобразовательных дисциплин, получают новые знания и опыт в области информатики, налаживают контакты с одноклассниками, учатся сотрудничать с взрослыми людьми и детьми. Многие учатся преодолевать свою застенчивость, повышают самооценку и статус в группе сверстников.

Индивидуальные учебные проекты выполняются обучающимся с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и видов деятельности, и способность проектировать, и осуществлять целесообразную, и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).

Педагог в проектной деятельности занимает позицию эксперта, что дает учащимся опыт ответственности, самостоятельности, инициативности.

Для полноты методических рекомендаций, предлагаем авторскую программу курса «Индивидуальный проект» (Приложение 6). Рабочая программа по «Индивидуальному проекту» для 10-11 на уровне среднего общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования п. 18.31 на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.

Также даем пример Индивидуального проекта, который был представлен на XII-й ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Каменский технологический институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова и победил. Подготовил проект учащимся МБОУ СОШ №1 Галстян Айк под руководством Хворост И.В. Проект был сделан согласно требованиям конкурса. Проект дает представление о структуре и показывает, как на основе проекта можно раскрыть потенциал и творческие способности учащегося.

Список литературы
  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

  4. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.

Приложение 1

Памятка для обучающегося

«Пояснительная записка к проекту»

Введение, в котором необходимо:

    • назвать тему проекта;

    • сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой проект, показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для других;

    • рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в результате работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему проекта;

    • указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой, проблемой, целью и продуктом твоего проекта;

    • дать развернутый, детализированный план работы над проектом с указанием всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого этапа, ожидаемых результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа.

Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема, гипотеза (в тех проектах, где она есть), проектный продукт, план.

Основная часть.

В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и как воплотил его в проектном продукте; привести описание хода своей работы над проектом, в том числе обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя идеи, все ресурсы, которые ты использовал в своей работе.

Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе помогали, в том числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных часах, уроках и т.д.; информация, которой ты пользовался, и где ты ее добывал – все это ресурсы твоей проектной работы.

Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему проекта и обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения, опыты, опросы, анализ найденной тобой информации, мнения специалистов.

Заключение

В заключении надо:

проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым трудным и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающимся, чему ты научился в ходе работы над проектом, как изменились твои взгляды и т.п.);

оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему; удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект и почему, как бы ты стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы начал свою работу заново);

показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы ты посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить разрабатывать ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к проблеме проекта).

Список использованных источников информации, где ты представишь:

    • список использованных печатных источников в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и статей;

    • адреса сайтов в Интернете, с которыми ты работал;

    • ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов (с указанием должности, места работы и ученого звания специалиста);

    • фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками информации по твоему проекту.

Приложение 2

«Как справиться с волнением»

  • Заранее продумай все детали, например, что ты сможешь предпринять, если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателями и т.п.).

  • Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь что ты – это он, копируй его поведение.

  • Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.

  • Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.

  • Излишнее напряжение может привести к дрожи в руках, ногах и голосе несколько простых физических упражнений на напряжение и расслабление мышц помогут преодолеть это состояние.

  • Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски могут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).

  • Старайся установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что ты говоришь.

  • В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично.

  • Помни: дополнительные вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!


Приложение 3

Примерный план выступления на защите проекта

Введение

  • Тема моего проекта …………………………………………………...

  • Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....

  • Цель моей работы – ……………………………………….....………..

  • Проектным продуктом будет – .………………………………………

  • Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………

  • План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

  • Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………

  • Изготовление продукта (что и как делал)……………………………………………………

  • Написание письменной части проекта (как это делал) ………….

Основная часть

  • Я начал свою работу с того, что ………………………………………..

  • Потом я приступил к ……………………………………………………….

  • Я завершил работу тем, что……………………………………………...

  • В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….

  • Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..

  • Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)……………

  • План моей работы был нарушен, потому что………………………..

  • В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………

  • Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………

Заключение

  • Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например

  • Это произошло, потому что …………………………………………….

  • Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..

  • В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………

  • Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..

Приложение 4


Приложение 5

ОТЗЫВ

на исследовательский проект (социальный проект, иной)

«____________________», выполненный обучающимся ________ класса __________________________________________________________________

Настоящая работа представляется актуальной, поскольку полученный результат имеет практическую значимость (для кого?) и может использоваться (кем? когда? где?).

Уникальность данного проекта заключается в …..

Автором определены доступные ресурсы для…, критерии результативности говорят о …..

Цель проекта___________ является конкретной, достижимой….

Задачи сформулированы четко и диагностируемо. Имеет место комплексное обоснование темы проекта: актуальность, социальная значимость....

Автором разработан план реализации проекта, позволивший привлечь…. Каждый этап плана имеет…, алгоритм действий, сроки реализации этапов плана…..

Автором осуществлена оценка эффективности и результативности проекта. Эффективность/результативность проекта соответствует….

Соблюдены общие, технические и содержательные требования к проекту, установленные (кем? чем?).

Список литературы оформлен в соответствии с ....

Количество представленных источников....

Язык изложения материала... логичность, соответствие нормам русского языка, научный стиль изложения материала, иное.

Таким образом, данная работа (не) рекомендуется к защите /нуждается в (существенной) доработке и не может быть представлена к защите.

Автору рекомендовано (что конкретно сделать).

Руководитель проекта:

___________________ ____________________ ___________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)



Сохранить у себя:
Методическая разработка «Организация индивидуальной проектной деятельности обучающихся как средство достижения личностных результатов»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки