Кокуева Елена Станиславовна, учитель химии
средней общеобразовательной
школы № 30
Ярославль
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ..…………………………………………………………………... 3
Роль ИКТ в процессе обучения …...………………………………………. 3
Формы работы с использованием ИКТ …………………………………... 3
Использование готовых цифровых образовательных
ресурсов ………………………………………….…………………………….. 4
Создание собственных электронных образовательных ресурсов…………………………………………………………………. 4
Использование Интернет-ресурсов …………………………………… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………… 11
ВВЕДЕНИЕ
ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально – экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможность:
вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
широкое общение со сверстниками из других школ, регионов;
свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике.
РОЛЬ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. На традиционном уроке учитель четко по времени разделяет этапы урока и отводит определенное время на решение каждой задачи. При этом некоторые учащиеся, уже все сделали, что дальше?, а другие не успевают за учителем. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого ученика.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
На уроках химии можно применять самые разнообразные формы работы с использованием информационных технологий. Это может быть использование готовых программ по химии, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов, использование интернет-ресурсов. Всё это, в полной мере, относится и к внеурочной деятельности.
Кратко остановлюсь на каждой из форм и сразу приведу анализ результативности.
2.1. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов
На уроках по химии и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как «Химия.1С Репетитор», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Виртуальная лаборатория», «Электронные уроки и тесты. Химия» и др.
Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия.
Фрагменты уместны для демонстрации опытов; химических производств; схем сложных реакций; применения веществ; моделей атомов и молекул, особенно в этом случае эффектны анимационные трёхмерные модели; видов химической связи и пр.
Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, кроме этого, позволяет:
а) Осуществлять автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.
б) Организовать проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности во времени, либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).
в) Обрабатывать результаты эксперимента.
Результативность. Из-за высокой степени наглядности и заинтересованности, учащихся в таком виде работы на уроке, естественно, повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, которые до этого, смотрел на статический рисунках в учебнике, теперь видит реальный процесс организации и движения частиц. Это очень важно для понимания именно химии, ведь это наука о строении вещества и его превращении.
2.2. Создание собственных электронных образовательных ресурсов
Чтобы создать собственный образовательный ресурс, необходимо провести анализ дидактического материала учебных программных средств, оценить их эффективность и скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Речь, в первую очередь, идёт о разработке презентаций, применением которых я активно занимаюсь.
Цели: п
познакомиться с многообразием соединений углерода;
выяснить какие простые вещества могут быть образованы элементом углеродом, доказать, что все они являются аллотропными его модификациями;
раскрыть суть явления адсорбции и её практическое значение.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Сегодня мы будем говорить об одном из интересных элементов периодической системе – многоликом углероде. У элемента номер шесть Достоинств очень много есть. Людям он совсем как брат Много тысяч лет назад Он пылал уже в кострах, Освещая интерьер Первобытных их пещер. Он украсить был бы рад Дам и рыцарей наряд… Если мягким быть решит, То в альбоме непременно Что-нибудь изобразит. Такова, друзья, природа Элемента углерода.
|
|
Где же на Земле встречается углерод? | Углерод – один из распространенных элементов на Земле (11-е место, среди неметаллов 4-е). Входит в состав атмосферы в виде углекислого газа (6 . 1011), мела, известняка, мрамора (CaCO3), магнезита (MgCO3), доломита (CaCO3 . MgCO3), малахита ((CuOH) 2CO3) и др. Углерод является важнейшей составной частью тканей растений и животных. В живых организмах его содержание колеблется от 1 до 26% от живого веса и от 45% от сухой массы растений. |
| Запись темы урока в тетрадь. Углерод и его соединения.
|
Углерод – химический элемент. Что уже известно из курса химии об углероде?
| Положение углерода в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строения его атома.
|
Углерод и его соединения. Какие химические соединения образует углерод?
| Оформление сведений об углероде и его соединений в виде опорного конспекта. |
Алмаз, графит, карбин и фуллерен – а элемент один?
|
|
|
|
|
|
|
|
| Как доказать, что алмаз, графит, карбин и фуллерен образованы одним и тем же элементом? |
Мелкокристаллический графит («аморфный углерод») и его сорта.
|
|
|
|
|
|
|
|
Химические свойства углерода. Какие свойства проявляет углерод в этих реакциях?
| Написание уравнений химических реакций: С + AI = ? C + O2 = ? C + H2 = ? C + CuO = ?
|
Выводы: Углерод образует большое многообразие химических соединений. Адсорбция уникальная способность углерода, которая широко используется в химической промышленности. Элемент углерод образует четыре аллотропные модификации – алмаз, графит, карбин и фуллерен. Доказательством аллотропности является: одинаковые химические свойства, продукты сгорания, взаимопревращение этих веществ.
|
|
Д/з § 29.
|
|
Презентации могут составлять и сами учащиеся (см. приложение 1). Такое задание можно дать в качестве домашнего, например, по истории открытия того или иного вещества, элемента, использования вещества в быту, отчёт о проведении домашнего эксперимента и т.д. Правила можно предложить примерно такие: 1-2 фотографии на слайде, минимальный текст, основной текст (также небольшого объёма) можно разместить в комментарии. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, если он предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жёсткими, а звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика.
Ребята при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают уч-ся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок или представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания и даже из личного опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что их работа востребована, они боле серьёзно относятся к такому домашнему заданию.
Ещё одна явная польза от такого рода домашних заданий. Это создание банка изображений, анимаций, видеофрагментов по предмету. В химии – это фотографии и видеозаписи эксперимента, образцов веществ, использование веществ в промышленности и быту, портреты учёных и др. Сбор такого банка – процесс довольно трудоёмкий и учащиеся здесь – первые помощники.
Использование Интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днём, большое значение для человека приобретает умение быстро её находить. Задача учителей сегодня - это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к Интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе. Возможности колоссальные. Это и поиск практически любой информации, передача и получение её по электронной почте; общение в реальном времени; участие в телеконференциях, форумах, общение в чатах; использование ftp-архивов; дистанционные курсы, олимпиады, конкурсы, проекты; использование виртуальных библиотек, фондов музеев и др.
Учащиеся, владеющие приёмами работы в сети, имеют ряд преимуществ: поиск нужного материала идёт быстрее, чем, например, в библиотеке; можно сказать, что результаты поиска гарантированы; повышается актуальность получаемой информации; учащиеся приучаются систематизировать данные, выделять главное, ориентироваться в больших объёмах информации. Сегодня можно и нужно активно использовать возрастающий интерес школьников к компьютеру и Интернету, направить этот интерес в нужное русло.
Объём химической информации в Интернете огромен, однако, надо учитывать, что значительная часть содержащейся в нём информации либо недостоверна, либо содержит опасные сведения. Из множества сайтов, посвященных химии, я отобрала наиболее серьёзные, созданные профессиональными химиками: сайт «Алхимик» (www.alhimik.ru), сайт химического факультета МГУ (www.chem.msu.su), сайт популярного журнала «Химия и жизнь. XXI век» (www.hiy.ru), Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (www.scholl-collection.edu.ru), Российский образовательный портал (www.collection.edu.ru)
При использовании Интернета на уроке, чтобы учащиеся не тратили много времени на поиск той или иной темы, необходимо заранее разработать инструкционную карту, в которой указаны соответствующие электронные адреса, вопросы-задания, ответы на которые нужно подготовить. Инструкции могут быть для всех одинаковые или индивидуальные для каждой группы (в основном это зависит от объёма информации, которую нужно освоить за небольшое количество времени).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, следует сказать, что использование компьютера на школьном уроке имеет большое значение:
экономит время;
доступность учащимся самой современной информации по предмету;
возможность обратной связи с каждым учеником;
наглядность представленного учебного материала;
возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла;
позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружелюбностью машины по отношению к ученику.
Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делает его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повысить качество знаний учащихся.
Использование ИКТ в целом процессе обучения обеспечивает:
интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
многоаспектное развитие школьника;
подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;
реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
22