Рабочая программа по физике
в 11 классе
«Решение физических задач. Подготовка к ЕГЭ»
Пояснительная записка
Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, способствующие творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
Развитие физического и логического мышления школьников.
Развитие творческих способностей учащихся и привитие практических умений.
В результате прохождения программы учащиеся должны знать:
основные понятия физики;
основные законы физики;
вывод основных законов;
понятие инерции, закона инерции;
виды энергии;
разновидность протекания тока в различных средах;
состав атома;
закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах.
В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:
производить расчеты по физическим формулам;
производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения;
производить расчеты по определению теплового баланса тел;
решать качественные задачи;
решать графические задачи;
решать задачи на соответствие;
снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты;
писать ядерные реакции, рассчитывать период полураспада, энергию связи, энергетический выход ядерных реакций;
составлять уравнения движения;
по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость;
давать характеристики процессам происходящие в газах;
строить и объяснять графики изопроцессов;
описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса;
применять закон сохранения механической энергии;
применять закон сохранения импульса;
делать выводы.
Содержание курса
Механика (8 ч)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии .
Молекулярная физика и термодинамика (6 ч)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
Электродинамика (8 ч)
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
Колебания и волны. (5 ч)
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
Переменный ток.
Механические и электромагнитные волны.
Оптика (4ч)
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
Квантовая физика (4 ч)
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.
Учебно-тематический план
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Тема | Дата | Примечание | |
По плану | Факт. | |||
| Тема 1. Механика |
|
|
|
1 / 1 | Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров | 02.09 |
|
|
2 / 2 | Решение задач по теме «Законы Ньютона» | 09.09 |
|
|
3 / 3 | Решение задач по теме «Силы в механике» | 16.09 |
|
|
4 / 4 | Решение задач по теме «Статика» | 23.09 |
|
|
5 / 5 | Решение задач по теме «Гидростатика» | 30.09 |
|
|
6 / 6 | Решение задач по теме «Законы сохранения» | 07.10 |
|
|
7 / 7 | Решение задач на соответствие | 14.10 |
|
|
8 / 8 | Решение тестовых заданий | 21.10 |
|
|
| Тема 2. Молекулярная физика и термодинамика. |
|
|
|
9 / 1 | Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, Уравнение состояния идеального газа» | 28.10 |
|
|
10 / 2 | Решение задач по теме «Изопроцессы» | 11.11 |
|
|
11 / 3 | Решение задач по теме «Первый и второй законы термодинамики» | 18.11 |
|
|
12 / 4 | Решение задач на уравнение теплового баланса | 25.11 |
|
|
13 / 5 | Решение задач на соответствие | 02.12 |
|
|
14 / 6 | Решение тестовых задач | 09.12 |
|
|
| Тема 3. Электродинамика |
|
|
|
15 / 1 | Решение задач по электростатике. | 16.12 |
|
|
16 / 2 | Решение задач по электростатике. | 23.12 |
|
|
17 / 3 | Решение задач на законы постоянного тока | 13.01 |
|
|
18 / 4 | Решение задач на описание магнитного поля. | 20.01 |
|
|
19 / 5 | Решение задач на закон электромагнитной индукции. | 27.01 |
|
|
20 / 6 | Решение задач на расчет индуктивности и энергии магнитного поля. Явление самоиндукции. | 03.02 |
|
|
21 / 7 | Решение задач на соответствие | 10.02 |
|
|
22 / 8 | Решение тестовых задач | 17.02 |
|
|
| Тема 4. Колебания и волны |
|
|
|
23 / 1 | Решение задач на описание механических и электромагнитных колебаний. | 24.02 |
|
|
24 / 2 | Решение задач на различные типы соединений в цепи переменного тока. | 03.03 |
|
|
25 / 3 | Решение задач на описание механических и электромагнитных волн. | 10.03 |
|
|
26 / 4 | Решение задач на соответствие | 17.03 |
|
|
27 / 5 | Работа с тестами по колебаниям и волнам. | 24.03 |
|
|
| Тема 5. Оптика |
|
|
|
28 / 1 | Решение задач по геометрической оптике. | 07.04 |
|
|
29/ 2 | Решение задач на волновые свойства света. Шкала электромагнитных излучений. | 14.04 |
|
|
30 / 3 | Решение задач на соответствие | 21.04 |
|
|
31 / 4 | Работа с тестами по оптике. | 28.04 |
|
|
| Тема 6. Квантовая физика |
|
|
|
32 / 1 | Решение задач на законы фотоэффекта, на расчет характеристик фотона. Гипотеза де Бройля. | 05.05 |
|
|
33 / 2 | Решение задач на описание ядерных реакций, расчет энергии связи атомного ядра, энергетического выхода. | 12.05 |
|
|
34 / 3 | Решение тестовых заданий. | 19.05 |
|
|