Методическая работа "Музыка и здоровье школьников"

Для того чтобы быть здоровым, сегодня предлагается большое количество советов по питанию, оздоровлению нетрадиционными методами лечения, применению различных комплексов лечебной физкультуры. В дополнение к этим способам оздоровления, я хочу рассказать, как влияет на здоровье человека музыка.

Со звуками, с музыкой связаны все явления окружающего мира. И надо ли удивляться тому, что музыка может радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать условия для отдыха. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и успокаивающие. Кстати, классическая музыка, с которой знакомятся дети в музыкальных школах, уже десятилетия и века оздоравливает человеческий дух, душу, а значит, и тело.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шимановская средняя общеобразовательная школа





МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ

ШКОЛЬНИКОВ»













Выполнила:

преподаватель

Миникеева Е.М.







2016









Для того чтобы быть здоровым, сегодня предлагается большое количество советов по питанию, оздоровлению нетрадиционными методами лечения, применению различных комплексов лечебной физкультуры. В дополнение к этим способам оздоровления, я хочу рассказать, как влияет на здоровье человека музыка.

Со звуками, с музыкой связаны все явления окружающего мира. И надо ли удивляться тому, что музыка может радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать условия для отдыха. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и успокаивающие. Кстати, классическая музыка, с которой знакомятся дети в музыкальных школах, уже десятилетия и века оздоравливает человеческий дух, душу, а значит, и тело...

Подмечено, что кларнет хорошо влияет на систему кровообращения, скрипка и фортепиано успокаивают, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Веселые, динамичные, маршеобразные мелодии повышают артериальное давление и учащают пульс, а мелодичная, спокойная музыка, наоборот, уменьшает частоту сердечных сокращений и способствует понижению давления. Мажорная музыка  поднимает настроение, а  минорная помогает снять излишнее возбуждение.

Существует мнение, что для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Э.Грига, а полное расслабление можно получить от «Романса» Д.Шостаковича из кинофильма «Овод», «Романса» Г.Свиридова из музыки к повести А.Пушкина «Метель». Хорошо нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Ф.Мендельсона, а головную боль снимает прослушивание знаменитого «Полонеза» М. Огинского. Хороший лечебный эффект даёт прослушивание «Вальса цветов» П. Чайковского при желудочных заболеваниях, а музыка В.Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Многие специалисты на Западе активно пользуются целительной силой мелодий для борьбы с детским аутизмом и помощи малышам, отстающим в развитии. У нас, в России Михаил Лазаpев, вpач-педиатp, диpектоp детского центpа восстановительного лечения занимается с будущими мамами. Система Лазарева представляет собой совокупность занятий, включающая слушание классической музыки и пение песенок, которые являются не просто музыкальными произведениями, а специальными упражнениями для дыхания. Дети, рожденные от таких матерей, вырастают более выносливыми, жизнеспособными и развитыми, чем их сверстники.

Я, например, получаю полное душевное равновесие от исполнения «Лунной сонаты» Л.Бетховена и «Утешения» Ф. Листа. «Турецкое рондо» В.Моцарта и «Фантазия-экспромт» Ф.Шопена заряжают меня положительной энергией, а от музицирования популярных песен и музыки я получаю просто удовольствие.

Лечебные свойства музыки были замечены давно. Уже во времена Пифагора существовала «музыкальная медицина», излечивающая своими мелодиями ярость и гнев, а звучание арфы избавляло от депрессии. Но только в прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки способны оказывать лечебное действие и сейчас для оздоровления часто применяют методы лечения в качестве музыкотерапии. Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. В Китае, например, можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». В Институте звукотерапии (штат Аризона США) музыкой даже излечивают от облысения.

Представьте, казалось бы, невероятную ситуацию. Вы пришли на приём к терапевту, который проведя все необходимые исследования, вручает вам рецепт, в котором написано: «Моцарт. 2 раза в день по часу». «Бред какой-то», – подумаете Вы. Ничего подобного - музыка Моцарта оказывает потрясающий врачебный эффект и по своей целительной силе значительно превосходит все прочие музыкальные произведения. Примером является удивительная история из жизни знаменитого французского актёра Жерара Депардье. В середине 60-х Жерар был абсолютно косноязычным молодым человеком, не способным в силу ещё и заиканья, довести до конца ни одного предложения. Наставник Депардье по актёрскому мастерству отправил Жерара в Париж к весьма известному врачу Альфреду Томатису – доктору медицинских наук, посвятившему много лет изучению целебного действия музыки и особенно произведений Моцарта. Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум... слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса – через несколько месяцев Депардье говорил, как пел. Как мы уже говорили, музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Известно, что занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Современными учеными доказан тот факт, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое выздоровление.

Учеными доказано, что музыка Баха, положительно влияет на рост и развитие растений. Причем создается впечатление, что растения прямо-таки тянутся к источнику этих звуков. В то же время на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы зеленые растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса; все они отклонялись от источника звука, как будто хотели уйти от губительного действия этой музыки.

С недавнего времени музыкотерапия успешно используется и в России. В 2003 году министерство здравоохранения признало музыкотерапию официальным методом лечения. К слову сказать, в Академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации, на котором готовят специалистов по лечению музыкой, что давно делается во всем мире. Наиболее известным российским музыкотерапевтом по праву считается Сергей Ваганович Шушарджан – поистине уникальная личность, доктор медицинских наук, в совершенстве владеющий методиками Западной и Восточной медицины, и одновременно оперный певец международного класса, наделенный природой редким по красоте и тембру баритоном. Впервые в России он научно обосновал и разработал уникальную методику музыкальной терапии. Он доказал, что музыкой можно лечить самые сложные заболевания, что она действует не только на душу, как было принято считать раньше, но и влияет на организм на клеточном уровне. Сергей Ваганович считает, что музыкотерапию следует обязательно использовать при заболеваниях сердечнососудистой системы, при заболеваниях органов дыхания, а при хроническом бронхите и бронхиальной астме рекомендуется сочетать музыкотерапию с вокалом; она даёт очень хороший лечебный эффект при лечении неврозов, неврастении, депрессии, бессоннице, желудочно-кишечных заболеваниях.

В заключение хочется пожелать ежедневного общения с музыкой, больше слушать, петь, исполнять на различных музыкальных инструментах, потому что классическая музыка приводит организм в состояние внутренней гармонии и вызывает ощущение удивительного комфорта.

Список классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Штраус "Вальсы",
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Рубинштейн "Мелодия".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Кантата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония соль-минор".
3.Для. общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор".
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия" ,
Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эгмонт",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
Бах "Итальянский концерт",
Гайдн "Симфония".
Результаты заметите спустя месяц использования музыкотерапии. Они будут потрясающими


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В.И. Петрушин. Музыкальная психотерапия. Москва, Владос, 1999

2.А.Г.Менабени .Методика обучению сольному пению. М.Просвещение, 1991год.

3. Г.Емельянов. Фонопедический метод развития голоса. «Музыка в школе». М., 1981.

4.Д.Кабалевский. Воспитание души и сердца.М., 1984.

5.В.Сухомлинский. Эстетическое воспитание. Том 2., М., «Педагогика».

6.Шукшина Э. Ритмика.- М., 1976.



Сохранить у себя:
Методическая работа "Музыка и здоровье школьников"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки