Методическая копилка учителя начальных классов по русскому языку.

В методичекой копилке предоставлены упражнения по русскому языку для учителя начальных классов.

Содержимое разработки











Методическая копилка

для начальных классов

по русскому языку



учитель начальных классов Колонюк С.В.































1 класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы: проверить умение писать текст под диктовку с изученными за год орфограммами: гласные после шипящих, обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами е, ё, ю, я и мягким знаком, большая буква в именах людей, кличках животных, правописание предлогов (если тема по курсу пройдена). Объем работы: 15-20 слов.

Пес и кот

Пес Шарик спрятался под крыльцо. Он испугался удара грома. А кот Мурзик спал в кресле и жмурился.



Ручей проснулся

Ручей прыгал с бугра. У края воды искрились льдинки. Ручей разбивал их. А лучи солнышка плавили следы зимы. Лес просыпался.

Слова для справок: просыпался, следы.



Художники

Аленушка и Яша зашли в рощу. У них краски и кисти. У куста росли ландыши. Хороши душистые ландыши. Мальчики стали их рисовать.

Слова для справок: рисовать, росли.





Щавель

Бабушка Алена любит щи из щавеля. Он рос на лугу. Щавель был сочный с острой кислинкой. Хороши щи со сметаной.

Слова для справок: щавель, сметаной.



ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы: проверить умение списывать текст с доски.

Объем: 20-25 слов.

Сестры

Пошла Катя утром за грибами. Она взяла сестру Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла сестру на руки и перешла речку.

Два товарища

Витя Шишкин решал задачу. Задача была сложная. Пришел Борис Чайкин. Он помог товарищу понять задачу. Витя был рад.















2 класс

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

I четверть

Здравствуй, здравствуйте, до свидания, прощай, сентябрь, родина, скоро, быстро, ветер, ветерок.

Рисунок, рисовать, подлежащее, сказуемое, яблоня, яблоко, береза, ягода, лопата, посуда.

II четверть

Алфавит, ноябрь, октябрь, деревня, дежурный, пенал, пальто, петух, ягода, язык, яблоко.

Декабрь, суббота, урожай, мороз, молоток, малина, земляника, лягушка, снегирь, одежда, алфавит.

III четверть

Тарелка, товарищ, щавель, метель, морковь, народ, вдруг, завод, сапог, январь.

Мороз, дорога, береза, осина, ребята, коньки, девочки, быстро, весело, хорошо, морковь.

Вдруг, пальто, обезьяна, месяц, январь, февраль, картина, отец, фамилия.

IV четверть

Месяц, январь, февраль, картина, отец, фамилия, Россия, город, улица, топор.

До свидания, извините, земляника, карандаш, картина, заяц, Москва, малина, пальто, лягушка, мебель, осина, Россия, товарищ, шёл.

3 класс

* Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

- звонИт, сИлос, срЕдства, начАть, углубИть

- столЯр, стАтуя, инструмЕнт, квартАл, нефтепровОд

- газопровОд, жалюзИ, избаловАть, попилА, цемЕнт

- хадАтайство, апострОф, трубопровОд,цЕнтнер, хвОя

- алфавИт, киломЕтр, крапИва, магазИн, процЕнт

- завИдно, Ожил, Искра, кладовАя, докумЕнт

- тОрты, нЕнависть, ремЕнь, бухгАлтеры

- орфогрАфия, цемЕнт, каталОг, докумЕнт, премировАть

- слИвовый, Оптовый, крАны, бАнты, перезвонИт

- шАрфы, кУхонный, тУфля, звалА, дОверху

- алфавИт, повторИм, красИвее, грУшевый

- бАнты, клАла, звонИт, квартАл

- каталОг, нАчал, шАрфы, слИвовый

- спалА, (много) инженЕров, началсЯ, тОрты

- собралИсь, столярЫ, щавЕль, снялА

- клАла, звалАсь, сирОты, цепОчка

-жюрИ, крАны, бралА, жилОсь

- гражданИн, докумЕнт, квартАл, досУг

- задалА, звонИт, Индекс, Ирис (цветок)

- аэропОрты, бАнты, свЁкла, десЕрт

4 класс

* Найди и подчеркни в предложениях однородные сказуемые. (Сказуемые выделены)

Живая лента кружится волной и опускается на тропу.

Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.

Я осмотрел окрестность и увидел молодого воробья.

Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу.

Сороки садились по острым верхушкам ёлок и оглядывали окрестности.

Рабочие счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине.

Увидит она зорким взглядом добычу, схватит её клювом и съест.

Бедняга стоит у синего моря и говорит с рыбкой, просит у неё для жадной старухи новую избу.

От куста бежала глухарка и беспомощно размахивала крыльями.

Цыплята подбежали к кочке и спрятали головки в мягкий мох.



* Найди и подчеркни в предложениях однородные подлежащие.

Только тогда откроются вам лесные тайны и чудеса.

Утром Филька и ребята подошли к мельнице.

А девочка и её мама улыбались от счастья.

Кругом чернеют берёзы, осины, клёны.

Высокие сосны, ели и берёзы окружают нашу палатку.

Холодный ветер, дождь, и снег продолжались всю ночь.

Кусты и травы сгибаются от воды.

Грибы и ягоды росли на поляне в изобилии.

* Второстепенные члены предложения.

Подчеркни определения.

Из серой гигантской тучи хлынул дождь.

На толстом нижнем суку дерева висит кормушка.

По мягкой подстилке пронеслась маленькая мышка.

По белому зимнему полю бегает пушистая лиса.

В чудесном утреннем воздухе чувствуется запах лесных трав.

Ласковое солнце блестело в маленьких капельках росы.

После долгой зимней стужи природа ждала теплую погоду.

Желтые камыши качались от осеннего ветерка.

Малиновое варенье лечит осеннюю и зимнюю простуду.

Легкий ветерок пробегает по огромному пшеничному полю.

Из сосновой рощи тропка выводит на крутой берег.



Подчеркни дополнения.

Теплое весеннее солнце сушило влажную землю.

На границе пустоши и сосновой рощи лежит озерцо.

На улице после дождя лужи стоят у края насыпи.

В ранний час мы выходим из дома и направляемся к сосновой роще.

В ярости вода била о камни пристани и о скалы на побережье.

От пустоши по узкой тропке выйдешь к мельнице.

На каждом окошке стоит цветок в объемном горшочке.

В августе в сельской местности приступают к уборке урожая.

В травке на опушке краснеют ягодки земляники.

На солнце блестит купол колокольни сельской церкви.

В норке под снегом у полёвки прекрасное житьё.

Подчеркни обстоятельства.

К березовой роще по пустоши идет группа людей.

Хорошо сбежать с горки по узкой тропке к самой кромке воды.

Под деревьями хорошо посидеть на травке и полюбоваться пейзажем.

К пришкольному участку часто подъезжали машины.

Рано или поздно наступит зима.

Солнце ласково светило на ясном небе.

Изредка слышались птичьи голоса.

Рядом с нашим областным центром есть озерцо.

В весеннем лесу невольно вспомнишь чудесные рассказы и поверишь в сказку.

По узкой тропке медведь направился прямо к чаще.

Особый запах осени легко почувствовать во время лесной прогулки.

Сохранить у себя:
Методическая копилка учителя начальных классов по русскому языку.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки