Методическая копилка для развития познавательной активности учащегося

Игры и занимательные упражнения на уроках способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают интерес к предмету.

Приведу некоторые из них.

Содержимое разработки

Методическая копилка для развития познавательной активности учащегося


Игры и занимательные упражнения на уроках способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают интерес к предмету.

Приведу некоторые из них.


Игра «Жюри»


При проверке домашнего задания использую игру «Жюри».

В состав жюри входят пять учащихся, которые на предыдущем уроке получили оценку «5». Перед началом урока ребята устанавливают две парты перпендикулярно линии рядов парт в классе. У каждого члена жюри набор листов с цифрами 5, 4, 3,2. И вот жюри на своих местах. Вызванный ученик отвечает, все внимательно слушают, задают несколько дополнительных вопросов отвечающему, а потом выставляют оценку. Один из членов жюри дает краткий анализ ответа ученика.

Желающих участвовать в такой игре очень много. Учащиеся тщательно готовятся к уроку. Тот, кто получил отличную оценку, на следующем уроке выступает уже как член жюри. Таким образом удалось не только повысить у детей интерес к уроку, но и улучшить качество их знаний.


Учу рифме и ритму


Уже в период обучения грамоте работаю над развитием речи учащихся. Особенно полюбились ребятам так называемые «Минутки поэзии». Предлагаю детям две рифмы. В начале периода обучения грамоте говорю, позже записываю на доске. Сначала были простые ответы, например:

…бежит,

…дрожит.

Волк бежит,

Заяц дрожит.

Затем ответы были посложнее:

…солнце

…оконце.

Глядит весеннее солнце

В мое любимое оконце.

«Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе.


Для развития познавательной активности задачи для 2-3 классов.


В своей работе в дополнение к заданиям учебника использую задачи практического характера, которые составляю сама.

Приведу некоторые из них.

1.Цена одного лимона 25 руб.. Сколько таких лимонов можно купить на 150 руб?

2. Маша купила 4 линейки по 20руб.. В кассу она дала одну купюру , сдачи получила одной купюрой и двумя монетами. Какую купюру дала Маша в кассу? Какую купюру и две монеты она получила на сдачу?

3. Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Отгадайте, какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани не «3», у Нины не «3» и не «5».

4. Длина реки Лены 4320 км, а Волги 3690 км. На сколько километров река Лена длиннее Волги?

5.Баобаб живет 4000 лет, а лиственница 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы?

6. Чтобы насытиться , тигру надо 30 кг мяса, а в желудок усатого кита вмещается 3 т пищи. Во сколько раз кит может съесть пищи больше, чем тигр?

7. Сайгак может бежать со скоростью 70 км/ч, на 20 км/ч меньше, чем машина «Ока». Какова скорость машины?


Карточка «Лесенка»


Из плотной бумаги вырезается карточка, на ней рисуется лесенка фломастером. Около каждой ступеньки написаны примеры. Сверху кладется калька, на которой ученики записывают ответы. Обычно готовлю четыре варианта. Допустим, при прохождении темы «Внетабличное умножение и деление» два варианта карточек содержат примеры на умножение и два варианта – на деление.. Так быстрее выя вить проблемы в знаниях учащихся. Карточки сначала раздаю по порядку, а на следующем уроке порядок меняю. Таким образом в течение четырех уроков использую карточки-задания при самостоятельной работе со всем классом, а на дальнейших уроках – при индивидуальной работе со слабыми учащимися. Когда работа проверена, меняю кальку и карточка готова к работе.


Игра «Помоги малышу найти свою маму»


На карточках изображены взрослые животные и их малыши. С обратной стороны карточек сделаны кармашки. Карточки с изображением малышей лежат лицевой стороной, в их кармашках – листки со схемами слов. Карточки с изображением взрослых животных (их мам) перевернуты обратной стороной, и в их кармашках – листки со словами.

Вызванный ученик, рассмотрев схему, ищет слово, соответствующее схеме, и переворачивает карточку. Если слово соответствует схеме, ученик правильно выполнил задание, а значит, малыш нашел свою маму.


При проведении любой игры я не забываю поощрять детей, особенно отмечаю тех, кто мало активен и несмело включается в работу. Поощрение придает детям уверенность в своих силах и помогает выполнять задания, предложенные для всего класса.

Сохранить у себя:
Методическая копилка для развития познавательной активности учащегося

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки