ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №101 ГОРОДА ДОНЕЦКА» «Калейдоскоп педагогических идей» Номинация « Моя педагогическая находка» Метод проектов как средство развития профессиональной компетентности педагогов (из опыта работы) Методическое пособие для воспитателей ДОО(У) Составили: Старший воспитатель Кузниченко Инна Викторовна Воспитатель Руденко Татьяна Владимировна Донецк 2021г.
Пособие представляет опыт работы МДОУ «Ясли-сад № 101 города Донецка» по вопросу повышения профессиональной компетентности педагогов МДОУ через внедрение метода проектов в работе с дошкольниками.
Рекомендовано для воспитателей МДОУ с целью повышения качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, так как метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Введение
"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились"
Я.А. Коменский
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольные образовательные организации, как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник ДОО(У), какими качествами он должен обладать. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что ГОС ДО определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Одним из этих требований, является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Актуальность
Одним из принципов дошкольного образования, прописанных в
Государственном Стандарте дошкольного образования, является:
«Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Субьектность выражается в инициативе и проявлении самостоятельной детской активности.
Одним из перспективных методов построения образовательной
деятельности, соответствующих данному принципу, является метод
проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами
и желаниями, опираясь на собственный опыт.
«Метод проектов» возник на рубеже XIX–XX в США. Разработчик
метода американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его
последователь В.Х.Килпатрик. Основная идея авторов заключается в организации обучения на активной основе, через целесообразную
деятельность ребенка, основанную на его личном интересе и желании. Метод проектов пользуется популярностью во всем мире, т.к. он позволяет соединить теорию и практику в решении проблем.
И.А.Колесникова отмечает: «На современном этапе развития общества,
который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью,
проектный тип культуры начинает доминировать. Это позволяет некоторым
авторам говорить о провозглашении проектной культуры в качестве основы
новой образовательной парадигмы XXI века. А это означает, что каждому
педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах».
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов МДОУ средствами метода проектов, как формы организации построения образовательного процесса, соответствующего ГОС ДО.
Задачи:
- изучить нормативно-правовую, психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- проведения анализа выявления уровня владения педагогами проектным методом;
- развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО(У) посредством метода проектов;
-разработать и реализовать проекты;
-создать условия для реализации проектов.
Глава 1. Теоретические основы реализации метода проектов в системе образования.
1.1.Анализ психолого-педагогической литературы
Зарождение метода проектов произошло во второй половине XIX века на базе концепций «прагматической педагогики». Он возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.
Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям? Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского
каприза, сиюминутной прихоти? В чем заключается при этом роль педагога?
Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из трех этапов:
1 этап - педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;
2 этап - педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми, в результате разрабатывается план работы, а затем проект как последовательность действий;
3 этап - реализация проекта детьми при необходимой помощи педагога в соответствии с намеченным планом.
Положительные моменты технологии метода проектов
Увлеченность детей «деланием» помогает решать вопросы дисциплины.
Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия.
Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.
Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.
Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:
1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольника должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка от домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).
2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.
Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектов в практику.
Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником, автором получившей широкую известность работы «Метод проектов», американским педагогом У.X. Килпатриком. Он развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.
У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Он выделил 4 вида проектов:
созидательный (производительный);
потребительский (изготовление предметов);
проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
проект-упражнение.
Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г, Кагарова, М.В. Крупениной.
Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века, в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» (в рамках которого изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики); «Уничтожим кулачество как класс!» (в истории, географии, философии выискивались и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта).
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Станислав Теофилович Шацкий выделяет следующие основные компоненты метода проектов:
1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;
2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);
3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
4) упражнения, дающие для ребенка навыки.
М. В. Крупенина разделяла проект на такие этапы:
1 этап - постановка задачи;
2 этап - разработка самого проекта принятого задания;
3 этап - организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
4 этап - непосредственная трудовая деятельность;
5 этап - учет проделанной работы.
Метод проектов, по мнению М.В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы:
деятельностный подход;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой;
сотрудничество детей и взрослых;
актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
самодеятельность.
Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:
по составу участников:
коллективные;
индивидуальные;
по целевой установке:
игровые;
общественно-полезные;
производственные;
по срокам реализации:
большие;
малые.
Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). Принято считать, что мотивация учеников при использовании метода проектов была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.
В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, однако он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.
Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, т. к. он открывает новые возможности для коммуникации.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОО(У). Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему МДОУ открытой для активного участия родителей.
Глава 2. Опыт работы по методическому сопровождению внедрения проектной деятельности в МДОУ
2.1. Анализ выявления уровня владения педагогами метода проекта
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».
А. Тоффлер
Исследовательскую работу начали с проведения анализа выявления уровня владения педагогами проектным методом. Для этого провели анкетирование среди педагогов МДОУ «Выявление уровня владения педагогами проектным методом» (см. Приложение 1)
Содержание анкеты и результаты анкетирования педагогов приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Ответы педагогов на вопросы анкеты
«Выявление уровня владения педагогами метода проекта»
№ | Вопросы анкеты | Кол-во | % |
1 | Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства? | ||
Да | 9 | 70 | |
Нет | 1 | 7 | |
Частично | 3 | 23 | |
2 | В достаточной ли степени Вы осведомлены о типах и структуре проекта? | ||
Да | 9 | 69 | |
Нет | 4 | 31 | |
3 | Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам: | ||
Разработать и реализовать проект самостоятельно | 8 | 62 | |
С помощью старшего воспитателя, коллег | 5 | 38 | |
4 | Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать? | ||
Выделение проблемы, для которой требуется исследовательский поиск | 5 | 38 | |
Постановка цели проекта | 7 | 54 | |
Определение задач | 9 | 70 | |
Прогнозирование конечного результата, поэтапное выполнение проектных мероприятий | 5 | 38 | |
Презентация проекта | 10 | 77 | |
Определение дальнейших форм и методов решения в проекте проблемы на основе анализа | 7 | 54 | |
5 | Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство в осуществлении пед деятельности на основе проектного метода? | ||
Выс. – владею всеми критериями | 5 | 38 | |
Ср. – владею подконтрольно | 4 | 31 | |
Н. - испытываю затруднения | 4 | 31 |
Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:
На вопрос:
«Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?» 70% педагогов ответили – да, 7% - нет и 23% - частично. Это говорит о том, что педагоги неплохо осведомлены о методе проекта, который является показателем высокого профессионального мастерства.
На вопрос:
«В достаточной ли степени Вы осведомлены о типах и структуре проекта?» 69% педагогов ответили – да, 31% - нет. Это говорит о том, что педагоги в меньшей степени владеют организацией проекта.
На вопрос:
«Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам» 62% педагогов разрабатывают и реализуют проект самостоятельно, 38 % педагогов разрабатывают и реализуют проект с помощью старшего воспитателя и коллег.
На вопрос:
«Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать?» для 38% корректировка требуется в выделение проблемы, для которой требуется исследовательский поиск, для 54%постановка цели проекта, 70% в определение задач, 62%педагогов трудности в прогнозирование конечного результата, поэтапное выполнение проектных мероприятий, 77% корректировка требуется в презентации проекта, 54% в определение дальнейших форм и методов решения в проекте проблемы, на основе анализа и лишь 54% педагогов коррекция не требуется.
На вопрос:
«Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство в осуществлении педагогической деятельности на основе проектного метода?» 38% оценили себя высоким уровнем, 31% поставили средний, 31% низкий уровень.
Рис.1 Показатель высокого уровня владения проектным методом
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в организацию образовательного процесса. Необходима разработка и внедрение методического сопровождения проектной технологии в дошкольном учреждении.
2.2 Метод проектов как средство развития профессиональной компетентности педагогов.
Внедрение в практику метода проектов предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации методической работы с педагогическими кадрами, используя следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-классы, беседы, диспуты, практикумы, круглые столы, работа с методическими материалами, презентации проектов.
Задачи повышения профессиональной компетентности педагогов по внедрению метода проектов:
Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ГОС ДО.
Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми.
Для реализации поставленных задач старшим воспитателем Кузниченко И.В. был разработан долгосрочный проект «Самообразование».
Цель проекта: формирование потребности педагогов в проведении индивидуально-творческого начала в работе; умение обобщать результаты своей деятельности; распространять опыт работы, тем самым развивать педагогическую компетентность и совершенствовать педагогическое мастерство.
Задачи:
систематически наблюдать за деятельностью педагогов, на основе анализа и синтеза выделять и фиксировать наиболее удавшиеся, часто повторяющиеся явления, методы, приемы и т.д., отражающие опыт работы.
развивать у педагогов потребность в постоянном самосовершенствовании;
оказывать психологическую методическую помощь педагогу в подготовке к проектной деятельности, систематизации и оформление материала (теоретического и практического) по самообразованию;
определить пути распространения передового педагогического опыта работы.
Длительность проекта:
долгосрочный.
Таблица 3
Перспективный план реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность старшего воспитателя |
I этап Подготовительный (выявление) | Осознание необходимости в более глубоких знаниях: -самооценка подготовленности; -определение темы самообразования; -постановка целей и задач; -выдвижение гипотезы. | Изучение деятельности педагога: -педагогическая диагностика; выявление более результативных методов и приемов работы; -выявление желания педагога работать над той или иной проблемой (анкетирование, индивидуальные беседы). |
II этап Аналитический (изучение)
| Составление плана работы по самообразованию. Проведение обследования детей по теме самообразования. | Анализ педагогической деятельности: -анализ результативных методов и приемов работы; -формирование «картины» целостного педагогического опыта; -методические рекомендации, консультирование по разработке темы самообразования (определение содержания работы по самообразованию, выбор вопросов для самостоятельного углубленного изучения, составление плана работы в зависимости от профессионализма педагога). |
III этап Организационный (обобщение) | Теоретическая часть: -изучение теории вопроса и опыта работы коллег. Практическая часть (применение полученных знаний, умений и навыков на практике): -изготовление пособий, атрибутов и пр.; -разработка конспектов; -проведение открытых мероприятий; -участие в творческих группах и.т.д. | Создание условий для работы педагога по самообразованию: -создание тематической подборки и картотеки методической, педагогической, психологической и другой литературы, журнальных и газетных статей; -предоставление материалов из опыта работы коллег; организация стенда «В помощь занимающемуся самообразованием»; -организация взаимопосещения педагогами открытых мероприятий. Оценка работы педагога по самообразованию: -посещение организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей; -изучение продуктов деятельности детей и т.д. |
IV этап Завершающий (внедрение) | Оформление результатов обследования детей по теме самообразования. Подведение итогов самообразования: -осмысление теории вопроса и оформление теоретической части работы; -систематизация практического материала; -подборка и составление «Приложения». | Оказание педагогу методической помощи в систематизации материала по обобщению опыта работы: -оформление результатов самообразования (конспекты, игры, пособия, фото, детская продуктивная деятельность, видеозаписи); -подготовка к выступлению на педагогическом совете; -составление картотеки по проблеме; -организация выставок работ детей, педагога по теме самообразования. |
V этап Презентационный (распространение) | Обмен опытом работы и его распространение: -выступления на педагогическом совете, совещаниях, конференциях и т.д.; -предоставление опыта работы на экспертизу аттестационной комиссии; -подготовка материала к публикации в печатных изданиях; -открытый показ деятельности; -участие в педагогических конкурсах и т.д. | Внедрение и распространение передового педагогического опыта: -организация «мастер-класса»; -сбор материала и подготовка его к публикации в изданиях психолого-педагогического содержания; -контроль за результатами внедрения опыта другими педагогами; -организация выставки в методическом кабинете «Передовой педагогический опыт» и т.д. |
Второй этап – основной. На данном этапе осуществлялось самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатывались комплексно-тематические планы, памятки для педагогов и родителей (см. Приложение 9,10,11,12,13,14). Родителям были даны консультации и рекомендации по проектной деятельности (см. Приложение 15,16,17). На этом этапе систематизировался и обрабатывался накопленный материал, проходило понимание и обобщение опыта работы, вырабатывался общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей (см. Приложение 18), специалистов в условиях ДОУ, осуществлялась подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – заключительный. На данном этапе подводились результаты проектной деятельности педагогов за учебный год. Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях, педагогических советах. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
В процессе успешной реализации метода проекта в дошкольном учреждении на протяжении учебного года педагогами было разработано и реализовано 5 проектов по возрастным группам и следующим образовательным областям:
-физическое развитие
-художественно-эстетическое развитие
-
2.3. Анализ полученных результатов
Разработав практические рекомендации для педагогов ДОО(У) по внедрению метода проекта в образовательную деятельность, реализовав мероприятия в педагогическом коллективе, а также разнообразные мероприятия с привлечением родителей, и проведя контрольный этап (по анкетам с небольшим изменением (см. Приложение19), у нас получились следующие результаты.
Содержание анкеты «Выявление уровня владения педагогами проектным методом» и сравнительные результаты анкетирования педагогов приведены в Таблица 4.
Таблица 4
Ответы педагогов на вопросы анкеты
«Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
№ | Вопросы анкеты | % | % |
1 | Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства? | ||
Да | 70 | 100 | |
Нет | 37 | - | |
Частично | 23 | - | |
2 | В достаточной ли степени Вы осведомлены о типах и структуре проекта? | ||
Да | 62 | 100 | |
Нет | 38 | - | |
3 | Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам: | ||
Разработать и реализовать проект самостоятельно | 62 | 100 | |
С помощью старшего воспитателя, коллег | 38 | - | |
4 | Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать? | ||
Выделение проблемы, для которой требуется исследовательский поиск | 38 | - | |
Постановка цели проекта | 54 | - | |
Определение задач | 70 | - | |
Прогнозирование конечного результата, поэтапное выполнение проектных мероприятий | 62 | - | |
Презентация проекта | 77 | 100 | |
Определение дальнейших форм и методов решения в проекте проблемы на основе анализа | 54 | 100 | |
5 | Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство в осуществлении педагогической деятельности на основе проектного метода? | ||
Выс. – владею всеми критериями | 54 | 87 | |
Ср. – владею подконтрольно | 38 | 66 | |
Н. - испытываю затруднения | 15 | - |
Проанализировав ответы педагогов (ответы представлены в Таблице 4), мы пришли к следующим выводам.
Профессиональное мастерство выросло с 70% до 100%, что позволяет разрабатывать и реализовывать проекты педагогом самостоятельно. Педагоги в достаточной степени осведомлены о типах и структуре проекта 100%. Уровень профессионального мастерства составил 87%.
Рис.2 Показатель высокого уровня владения проектным методом
Таким образом, анализ анкет свидетельствует, что проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в МДОУ «Ясли-сад№101 города Донецка», реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в речевом, познавательном, социально-коммуникативном развитие воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями, проекты по обогащению ресурсной базы дошкольного учреждения.
Внедрение проектной деятельности в дошкольном учреждении позволил сделать следующие выводы:
Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Таким образом, использование метода проекта в образовательном процессе:
способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
даёт педагогам возможность развиваться и выражаться самостоятельно, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста – от проекта к проекту.
Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Особую педагогическую значимость проектного метода мы видим в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
Глава 3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
М. Монтень.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги нашего дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Внедрение метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшего его использования на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Основной целью проектного метода в нашем дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, в ДОУ планируются и реализуются ролевые, игровые и творческие проекты, что подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.
I этап разработки проекта – целеполагание: мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место ценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: нами с детьми старшего проводятся итоговые мероприятия в различной форме. Это игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фото-стендов, фотовыставок, пополнение новыми реквизитами музея, совместная презентация проектно-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже «провоцировать» ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Заключение
Система работы по внедрению метода проектов позволила педагогам освоить идеи проектной деятельности, повысить уровень профессионального мастерства. Родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов образовательного процесса, являясь его активными участниками, осознали собственную ответственность за воспитание детей. Организация проектной деятельности в дошкольном учреждении имеет большое значение для развития познавательной активности и коммуникативных качеств дошкольников, умения ориентироваться в информационных ресурсах, способствует успешной социализации. Опыт нашего образовательного учреждения по проектированию показывает, что метод проектов активизирует всех участников образовательного процесса, что поднимает его на новый качественный и содержательный уровень.
Приложение 1
Анкета для педагогов №1
«Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?
Да Нет Частично
В достаточной ли степени Вы осведомлены о типах и структуре проекта?
Да Нет
Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам:
Разработать и реализовать проект самостоятельно С помощью старшего воспитателя, коллег
Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать?
Выделение проблемы, для которой требуется исследовательский поиск
Постановка цели проекта
Определение задач
Прогнозирование конечного результата, поэтапное выполнение проектных мероприятий
Презентация проекта
Определение дальнейших форм и методов решения в проекте проблемы на основе анализа
Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство в осуществлении педагогической деятельности деятельности на основе проектного метода?
Выс. – владею всеми критериями
Ср. – владею подконтрольно Н. - испытываю затруднения
Приложение 2
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ
И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу).
Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей).
Обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)).
Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада: музыкальному руководителю, руководителю физкультуры и др. (творческий поиск).
Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте.
Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми).
Провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта.
Предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи).
Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров.
Организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составить книгу, альбом, коллекцию и т. п.
Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
Составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом).
Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Приложение 3
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Проектная деятельность - одна из новых форм в ДОУ. Она делает дошкольников активными участниками учебно-воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, привыкает находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах.
Существуют разные виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные. В таких проектах в ДОУ принимают участие и дети, и родители, и воспитатели.
Проектная деятельность осуществляется в несколько последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно – рефлексивного и презентации.
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
Ценностно-ориентационный | Определение проблемы (темы). Построение модели деятельности. Выбор группы участников | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Конструктивный планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор оборудования и критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде | Формирование задач, накопление информации, составление плана. Выбор и обоснование критерия успеха | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение |
принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности | Работа с информацией. Синтез и анализ идей | Наблюдение. Консультации |
выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление | Наблюдение, стимулирование, советы (по просьбе группы) |
Оценочно-рефлексивный* | Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. Учет критических замечаний | Наблюдение. Направление процесса анализа, корректировка проекта (если необходимо) |
Предоставление презентации** | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка | Подготовка продукта деятельности к презентации. Защита проекта перед зрителями (экспертами) | Участие в коллективном анализе и оценке результатов общей и индивидуальной работы |
*Рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии, но выделение самостоятельного оценочно - рефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке.
** Защита проекта проходит в различной форме: круглый стол, пресс – конференция, педагогический совет и т.д.
Приложение 4
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ 3,5-5 ЛЕТ
по построению модели проекта
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.
3,5-5 лет
Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому.
Особенности проектной деятельности.
Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; его увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).
Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.
Алгоритм действий взрослых и детей в возрасте 3,5-5 лет
Шаг | Содержание |
Первый | Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей |
Второй | Постановка цели проекта, его мотивация |
Третий | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана |
Четвертый | Совместное движение взрослых и детей к результату |
Пятый | Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата |
Приложение 5
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
по построению модели проекта
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.
5-6 лет
Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.
Особенности проектной деятельности.
Накапливается определенный социальный опыт:
• опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
• опыт разнообразной совместной деятельности;
• развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
• развитие самоконтроля и самооценки.
Развитие проектной деятельности:
• принимают проблему, уточняют цель;
• самостоятельно находят проблему;
• способны выбрать средства для достижения результата.
Алгоритм действий взрослых и детей 5-6 лет
Шаг | Содержание |
Первый | Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон |
Второй | Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата |
Третий | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта |
Четвертый | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого |
Пятый | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
Шестой | Совместное определение перспективы развития проекта |
Приложение 6
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
по построению модели проекта
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.
6-7 лет
Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Особенности проектной деятельности
Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.
Алгоритм действий взрослых и детей 6-7 лет
Шаг | Содержание |
Первый | Постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон |
Второй | Самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата |
Третий | Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта |
Четвертый | Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности; взаимное обучение, помощь друг другу |
Пятый | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
Шестой | Совместное определение перспективы развития опыта |
Приложение 7
Деловая игра
Педагогическая импровизация
«Кто хочет стать знатоком проектного метода»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.
Оборудование: полифункциональная пирамида, карточки, на которых обозначены этапы проекта, приз для победителя.
Алгоритм игры:
Вводная информация ведущего игры;
Оборудование «игровой площадки»;
Ознакомление участников с правилами игры;
Проведение игры;
Рефлексия.
Ведущий: уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры «Кто хочет стать знатоком проектного метода?». В отборочном туре примут участие три педагога. Им необходимо будет расположить этапы проекта в правильной последовательности. Кто это выполнит первым, тот и займет место в кресле игрока. Игроку будут предложены девять вопросов. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Игрок может воспользоваться только двумя подсказками: помощь зала и звонок другу. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание «Знаток проектного метода».
Вопросы игроку:
1. Что такое педагогическое проектирование?
Дань моде;
Догма профессиональной деятельности педагога;
Вид педагогической деятельности.
2. Место эпиграфа в структуре проекта:
В начале;
Середине;
Им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
Коллективный;
Исследовательский;
Долгосрочный.
4. Что такое гипотеза?
Короткая аннотация проекта;
Опасение педагога о неудачной реализации проекта;
Предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Кто является основоположником проектного метода?
Американский педагог демократ Джон Дьюи;
Великий русский педагог к.д. Ушинский;
Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: «Он был первым среди равных».
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
Реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
Выдвижение гипотезы;
Открытый показ деятельности по теме проекта.
7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
Сопоставление цели и результата проекта;
Рефлексивная оценка проекта;
Выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
8. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
Репродуктивный;
Поисковый;
Творческий.
9. Презентуя проект, педагог должен:
Показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
Проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
Привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.
Решение:
Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса внедрять в педагогический процесс метод проектов.
Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.
Совершенствовать профессиональных умений педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.
Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.
В конце учебного года, с целью активизация усилий педагогического коллектива в развитии нестандартных форм работы с детьми и анализа работы педагогов по методу проектов, организовать презентацию групповых проектов. Ответственный: старший воспитатель, воспитатели групп.
Приложение 8
ПАМЯТКА
«Как выбрать тему и какие бывают проекты»?
Тема – ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах. Примеры тем: «Кошки», «Цирк», «Мой двор» и т. д. Работа над темой – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.
Проект – специально организованный педагогом и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проект – осуществление замысла (изготовление книги, модели, очистка воды песком, постановка спектакля, посадка дерева и т.д.). Существуют универсальные проекты – их легко включать в работу практически над каждой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и подготовку представлений. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).
Типы проектов
Исследовательские | Дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования |
Ролево-игровые | С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы |
Информационно-практико- ориентированные | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.) |
Творческие | В таких проектах дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник) |
Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:
индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);
работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);
коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности.
Приложение 9
ПАМЯТКА
«Образовательные результаты при проектно-тематическом обучении»
К образовательным результатам проектно-тематического обучения можно отнести способность ребенка:
контролировать свое поведение;
сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
комментировать свои действия;
выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);
организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);
договариваться о правилах;
задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать);
совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;
высказываться в связи с высказываниями других;
устанавливать контакты;
поддерживать разговор;
использовать элементарные нормы общения;
сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
Следует отметить, что знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования интегративных качеств ребенка.
Приложение 10
ПАМЯТКА
«Навыки общения педагога с ребенком»
Навык общения | Что делает педагог |
Пауза | Сделайте паузу и выслушайте, чтобы предоставить ребенку время, для того чтобы подумать и ответить. Оставляйте «время на размышление» перед ответом на вопрос. Пауза - перед тем как задать вопрос или ответить на него - предоставляет время для осмысления, и тем самым улучшает качество диалога, дискуссии и принятия решений |
Перефразирование | Перескажите своими словами то, что только что сказал ребенок. Во время разговора, остановитесь и подведите итог сказанному. Например, «Итак, ты думаешь, что...». Перефразирование поможет ребенку услышать и прояснить собственные мысли |
Выяснение/зондирование | Задавайте вопросы до тех пор, пока вы не будете иметь полное представление о том, что говорит ребенок. Мягко направляйте ребенка, задавая вопросы: «Расскажи мне побольше о...», «Значит, ты думаешь, что...», «Мне интересно...» |
Использование невербальных способов общения | В то время как ребенок что-то рассказывает вам, обратите внимание на то, какие невербальные сигналы вы посылаете. Нужно обращать внимание не только на то, что вы говорите, но и на тон своего голоса, выражение лица и жесты, и то, как на это реагирует ребенок |
Приложение 11
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ «КАК СЛУШАТЬ ДЕТЕЙ»
Дети нуждаются в том, чтобы быть выслушанными. Воспитатель, который активно слушает детей, тем самым сообщает им, что они заслуживают внимания, значимы и интересны для него. Когда дети играют в центрах (время свободного выбора), педагоги могут пообщаться с отдельными детьми один на один. У всех дошкольников должна быть возможность побыть наедине с воспитателем в качестве одного из вариантов для их свободного выбора. Дети, которые обращаются к воспитателям со своими проблемами, нуждаются во внимании, особенно, если ребенок считает тему или вопрос очень важным.
Когда взрослые слушают внимательно, они:
принимают чувства ребенка;
проявляют свой интерес, предлагая помощь и поддержку ребенку;
получают ценную информацию о ребенке.
Такая информация может быть полезна взрослому для того, чтобы в дальнейшем выбрать необходимую стратегию в общении с ребенком.
Иногда у воспитателей нет времени уделить внимание всем детям и применить метод активного слушания.
В этой ситуации нужно сознавать и потребность ребенка поделиться, а также срочную необходимость проявить внимание к кому-либо еще. Например, предположите, что вы помогаете ребенку, а другой ребенок подходит к вам со своей проблемой. В этом случае лучше сказать: «Я должна сейчас помочь Саше. Когда я закончу, я обязательно поговорю с тобой».
Если вы откладываете просьбу ребенка, вы должны быть уверены, что сможете выполнить данное ему обещание, немедленно, как только освободитесь.
Активное слушание – это специфическое умение, считающееся одним из важных аспектов коммуникации. Эта практика полного включения в процесс общения с воспитанником, безусловно, требует абсолютного внимания педагога.
При общении с ребенком, прежде всего, необходимо установить с ним психологический контакт. Это первый необходимый шаг в общении с дошкольником, первая задача, решение которой возможно при соблюдении следующих условий, а именно:
полном принятие ребенка, то есть его чувств, переживаний и желаний;
понимание внутреннего состояния ребенка.
Активное слушание бывает двух видов: нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание применяется в том случае, когда ребенок переживает сильную эмоцию как отрицательную – обиду, горе, агрессию, так и положительную – радость, счастье, восторг, и нуждается в понимающем слушателе. От педагога - понимающего слушателя требуется всем своим видом показать ребенку – рассказчику, что его внимательно слушают, сочувствуют и пытаются понять. Рефлексивное слушание сходно с нерефлексивным своей установкой «Я – весь внимание», но отличается введением особых приемов ведения беседы: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюме.
Выяснение – это обращение к ребенку за уточнениями. Оно помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Перефразирование – формулирование той же мысли ребенка своими словами. В беседе перефразирование состоит в передаче дошкольнику его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения педагога для проверки его точности. При отражении чувств акцент делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а на отражении слушающим педагогом чувств, выраженных ребенком, его установок и эмоционального состояния.
Резюмирование – обобщение результатов диалога, общий вывод, подведение итогов беседы и основных идей и чувств ребенка.
Нерефлексивное слушание полезно в тех ситуациях, когда ребенок чувствует себя обиженным, испытывает беспокойство, страх, разочарование, боль, гнев или негодование. В таких случаях благоразумно, почти не вмешиваясь в его речь своими высказываниями, предоставить ему возможность высказаться и выразить свое чувство. Нерефлексивное слушание более всего подходит для напряженных ситуаций, а когда ребенок хочет не только, чтобы его поняли, а стремится получить более активную помощь, поддержку или одобрение, более уместно рефлексивное слушание.
Приложение 12
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ
при организации поисково-исследовательской деятельности детей
Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
Не сдерживайте инициативы детей.
Не делайте за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями;
формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.
Приложение 13
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ,
работающему по методу проектов
Глубоко изучите тематику проекта.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.
Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивайте творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходите к реализации проекта; ориентируя детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Готовьте заключительный этап проекта в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т. п.
Приложение 14
РОЛИ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ
Традиционная | Сотрудническая |
Выступающий мудрец | Гид |
Должен руководить | Задает вопросы |
Сам все знает | Ищет решения проблем вместе с родителями и специалистами ДОУ |
Ставит цели детям и группе | Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает развитие |
Оценивает ребенка и представляет отчет родителям о его развитии | Узнает цели и пожелание родителей в отношении ребенка и всей группы, предлагает собственное видение и обсуждает с родителями пути развития ребенка |
Чувствует, что уже знает ответы на все вопросы | Понимает, что всегда хорошо получать дополнительную информацию и на это же ориентирует и родителей |
Задает родителям задание на дом | Обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать |
Часто использует профессиональные термины | Говорит понятно для родителей, объясняет все необходимые технические термины |
Ожидает, что родители считают его знатоком | Помогает родителям увидеть их сильные стороны и тот багаж знаний и опыта, который может быть ценным в группе. Готов не только преподавать, но и учиться у родителей |
Приложение 15
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В ПРОЕКТЕ
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | Формулирует проблему,цель, определяет продукт проекта (см. структуру проекта). Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачи (не жестко) | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Дополнение задач проекта |
2 этап | Помогает в планировании работы и решении задачи. Организует деятельность | Объединение детей врабочие группы. Распределение ролей |
3 этап | Оказывает практическую помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей). Направляет и контролирует осуществление проекта | Формирование специфических знаний, умений и навыков (ЗУН) |
4 этап | Осуществляет подготовку к презентации проекта. Участвует в презентации | Подготовка продукта деятельности к презентации. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности |
Приложение 16
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
«Эмоциональное развитие детей»
Задумываетесь ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявить своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки
Сказав это…
Сильные люди не плачут.
Думай только о себе, не жалей никого.
Ты всегда, как твой (я) папа (мама).
Дурачок ты мой!
Уж лучше б тебя вообще не было на свете!
Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…
Не будешь слушаться – заболеешь.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Сколько сил мы тебе отдали, а ты…
Не твоего ума дело…
Бог тебя накажет!
Позитивные установки
Исправьтесь:
Поплачь – легче будет.
Сколько отдашь – столько и получишь.
Какая мама умница! Какой папа молодец! Они самые хорошие!
В тебе все прекрасно…
Какое счастье, что ты у меня есть…!
Каждый сам выбирает свой путь!
Ты всегда будешь у меня самый здоровый!
Что посеешь, то и пожнешь.
Мы любим, понимаем, надеемся на тебя.
Твое мнение всем интересно!
Бог любит тебя!
Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то из вашей жизни повторялось в ваших детях.
Как часто вы говорите детям…
Я сейчас занят(а).
Посмотри, что ты натворил!
Это надо делать не так…
Неправильно!
Когда же ты научишься?
Сколько раз я тебе говорила?
Нет! Я не могу!
Ты сведешь меня с ума!
Что бы ты без меня делал?
Вечно ты во все лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
Ты самый любимый!
Ты очень много можешь!
Спасибо!
Что бы мы без тебя делали?
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу тебе.
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая «травинка на асфальте», которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться. Так догадывайтесь!
Приложение 17
ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОО(У)
при реализации метода проектов
Компетенция | Решаемые задачи | Формы работы |
1. Четкое представление о проекте в образовании как явлении | Обобщение педагогического опыта по проблеме. Определение путей преодоления педагогического консерватизма, безапелляционности в педагогическом проектировании | Индивидуальные беседы, консультации. Педагогический совет. Лекции. Подборки литературы. Самообразование |
2. Способность выявлять и анализировать проблемы ДОУ | Определение профессиональных и личностных приоритетов, затруднений в проектной деятельности | Анкетирование. Тренинги. Деятельностные игры |
3. Способность работать в команде | Расширение опыта взаимодействия в условиях педагогической команды | Коммуникативный тренинг педагога-психолога. Деятельностные игры |
4. Способность осуществлять планирование в рамках проектной деятельности | Закрепление рефлексии опыта моделирования ситуаций развития | Дневник экспериментальной работы. Схема «паутинка-ромашка» |
5. Способность формулировать систему целей проводимых проектов | Развитие рефлексивной позиции в области педагогического целеполагания. Формирование умений ставить цели в соответствии с образовательной ситуацией | Дневник экспериментальной работы. Проектно-аналитические семинары. Педагогический практикум с элементами мозгового штурма |
6. Способность ввести проект в деятельностное поле группы детей | Формирование опыта включения в структуру и содержание образовательного процесса ситуаций развития личности | Дневник экспериментальной работы. Обмен опытом. Выступления на педагогическом совете. Педагогические дискуссии |
7. Овладение различными методиками творческой деятельности | Овладение способами и приемами саморазвития, инструментами разрешения проблемных ситуаций, навыками эффективного информационного поиска | Тренинги. Деятельностные игры. Анкетирование Обобщение педагогического опыта |
Приложение 18
Анкета для педагогов №2
«Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
Ваше профессиональное мастерство (в настоящее время, после использования на практике) позволяет Вам:
Разработать и реализовать проект самостоятельно
С помощью коллег, старшего воспитателя
Используя литературу по теме
Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт остались для Вас проблемными?
Выделение проблемы, для которой требуется исследовательский поиск
Постановка цели проекта
Определение задач
Прогнозирование конечного результата, поэтапное выполнение проектных мероприятий
Презентация проекта
Определение дальнейших форм и методов решения в проекте проблемы на основе анализа
Видите ли Вы пользу, эффективность использования метода проектов после того, как стали применять его в работе с детьми? (если нет, то почему, в чем отрицательное воздействие)
Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство в осуществлении пед деятельности на основе проектного метода?
Выс. – владею всеми критериями Ср. – владею подконтрольно Н. - испытываю затруднения
Приложение 19
Образец написания проекта для воспитателей ДОО(У)
Содержание:
I. Введение…
2. Актуальность проекта…
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…
4. Аннотация проекта …
5. Этапы реализации проекта программы…
6. План мероприятий …
7. Ресурсы …
8. Риски и пути преодоления рисков …
9. Выводы …
10. Литература ….
Введение………………
Эпиграф…………………
свой ТЕКСТ……………
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - ……………………..
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия …. , предметом деятельности является процесс …
Актуальность создания проекта
свой ТЕКСТ…………………………..
Именно поэтому актуально становится разработка проекта …
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности (описать какие………………………………. .
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для ………….
Тактические цели
1. Создать …
2. Сформировать ….
3. Организовать …
Задачи
1.
2.
3.
4.
Ожидаемые результаты
1 .
2.
3.
Продукт
1.
2.
3.
Аннотация проекта
свой ТЕКСТ
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1.
2.
3.
4.
5.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
свой ТЕКСТ……………………………..
Ряд авторов (фамилии и инициалы) рассматривают проекты с детьми, во-первых:… ., во-вторых: … .
Пути решения проекта:
ВЫБРАТЬ НУЖНОЕ
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на __ недели: с «_» ___ по «_»
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки
|
1. | Подготовительно-проектировочный этап
|
|
|
2. | Практический этап
|
|
|
3. | Обобщающе - результативный этап
|
|
|
4. | Презентация проекта
|
|
|
План мероприятий.
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» |
| НОД, совместная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
3. | «Познавательное развитие» |
|
|
| «Речевое развитие» |
|
|
4. | «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
Материально-технические ресурсы:…
Финансовые ресурсы …………….
Финансирование проекта производится….
Критерии оценивания проекта:
ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМОЕ
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
Риски и пути преодоления рисков.
………………………………………….
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. … .
свой ТЕКСТ………………………………………
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только … ., но и дадут толчок для развития….
Литература