Металлы и неметаллы

Оценочный лист в рамках ФГОС для учащихся 11 класса за 2 полугодие по теме "Металлы и неметаллы"

Содержимое разработки

Оценочный лист по химии №1 по теме «Металлы и неметаллы»


Выполните задания. После выполнения каждого задания оцените себя по соответствующим баллам.

5 – всё знаю и всё умею.

4 – достаточно хорошо знаю и умею.

3 – не уверен, что выполнил задание верно.

2 – требуется помощь для выполнения задания.

1 – совсем не знаю и не умею.


























Критерии

(предметные и УУД)

Задание

Самооценка учащегося

Оценка учителя

Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о неорганических веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии.

Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Личностные: самоотношение и

самооценка.


1. Тестовые задания.

1.1. Установите со­от­вет­ствие между на­зва­ни­ем элемента и электронной фор­му­лой, показывающей строение его атома.

НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМУЛА

А) хлор

Б) медь

В) сера

1) 1s22s2 2p6 3s2 3p4

2) 1s22s2 2p6 3s2 3p5

3) 1s22s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d10

4) 1s22s2 2p6 3s1

5) 1s22s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d7

Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам: 

A

Б

В

 

 

 


1.2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.


1)  Cl

2)  K

3)  Si

4)  S

5)  C


Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.


 

 

 


1.3 Какие степени окисления имеет хлор в соединениях: KCl, NaClO4, Ca(ClO3)2, Al(ClO2)3





















Предметные: Умение владеть понятийным аппаратом и символическим языком химии.

Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Личностные: самоотношение и

самооценка.


2.



Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии. Уметь объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.


Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Личностные: самоотношение и

самооценка.


3. С какими веществами (при н.у.) реагирует концентрированная серная кислота: CaCO3, Fe, HCl, Cu, C, NaNO3?

Ответ подтвердите уравнениями химических реакций. Укажите признаки реакций.






Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии.

Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Личностные: самоотношение и

самооценка.


4.



Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии.

Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивать с восполнением недостающих компонентов.

умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Личностные: самоотношение и

самооценка.


5. Мысленный эксперимент.

Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй — раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.

Напишите уравнения четырёх описанных реакций. Для реакции ионного обмена составьте ионные уравнения реакции, а для окислительно-восстановительной реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.






Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии.

Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы.

Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Личностные: самоотношение и

самооценка.


6. Задача.

По рецепту засолки огурцов на каждые 10 л рассола необходимо добавить 1 л столового уксуса (10% раствор уксусной кислоты). У хозяйки имеется уксусная эссенция (80% раствор уксусной кислоты). Сколько миллилитров уксусной эссенции понадобится хозяйке для приготовления 5 л рассола?





Задание

Ответы и решения

1. Тестовые задания.

1.1. Установите соответствие между именем ученого и названием законом, который он открыл

Понятие

определение

1) М.В. Ломоносов

А) закон постоянства состава вещества

2) Д.И. Менделеев

Б) закон объемных отношений газов

3) А. Авогадро

В) закон сохранения массы веществ

4) Ж.Гей-Люссак

Г) газовые законы

5) Ж.Пруст

Д) периодический закон

Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 




1.2. Распределите по группам химические элементы и занесите в таблицу:

1) Ca

2) Zn

3) P

4) Mn

5) Cl

6) K

s – элемент

p - элемент

d - элемент





1.3. Установите со­от­вет­ствие между на­зва­ни­ем элемента и электронной фор­му­лой, показывающей строение его атома.

НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМУЛА

А) железо

Б) натрий

В) фосфор

1) 1s22s2 2p6 3s2 3p3

2) 1s22s2 2p6 3s2 3p5

3) 1s22s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d6

4) 1s22s2 2p6 3s1

5) 1s22s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d7

Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам: 

A

Б

В

 

 

 


1.4. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.


1)  Na

2)  K

3)  Si

4)  Mg

5)  C


Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

 

 

 


    1. 1-в, 2-д, 3-г, 4-б, 5-а

1.2.

s – элемент

p - элемент

d - элемент

1 6

3 5

2 4


1.3

А

Б

В

3

4

1


1.4. – 3 4 1


по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 4 балла

2. Тестовые задания

2.1. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная химическая связь. 

1)  Ca(ClO2)2

2)  HClO3

3)  NH4Cl

4)  Cl2O7

5)  HClO4

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

 

 

2.2. Из предложенного перечня выберите два вещества молекулярного строения. 

1)  SiO2

2)  CO2

3)  Na2S

4)  HClO4

5)  Cu

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

 

 


2.

2.1. 1 3

2.2. 2 4

по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 2 балла



3. Выполните на выбор 2 задания в сочетании 3.1.+ 3.3. или 3.2.+ 3.3.

3.1. Задана следующая схема превращений веществ:

  X Y

N2 Mg3N2 NH3  

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1)  Мg(OH)2

2)  Mg

3)  MgO

4)  H2O

5)  HCl


Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щим буквам: 

X

Y

 

 

Напишите урав­не­ния реакций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие превращения. Назовите тип химической реакции.



3 .2. Дана химическая реакция: 2CO(г) + O2 (г) 2CO2 (г).


1) запишите для этой реакции выражение закона действующих масс.


2) рассчитайте скорость этой реакции при концентрации [CO] = 0,04 моль/л, [O2 ] = 0,1 моль/л, если константа скорости реакции k=1,2 моль/л*c.


3) как изменится скорость этой реакции при:

А) повышении давления в 2 раза:

Б) повышении концентрации СО в 3 раза?


4) Как изменится скорость реакции, температурный коэффициент которой 3, при понижении температуры с 80 0С до 60 0С?




3.3. Установите со­от­вет­ствие между спо­со­бом воз­дей­ствия на рав­но­вес­ную систему

  2HBr (Г) H2 (Г) + Br2 (Г) - Q

и сме­ще­ни­ем хи­ми­че­ско­го рав­но­ве­сия в ре­зуль­та­те этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИ­СТЕ­МУ

СМЕЩЕНИЕ ХИ­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РАВНОВЕСИЯ

А) умень­ше­ние температуры

Б) умень­ше­ние кон­цен­тра­ции водорода

В) умень­ше­ние давления

Г) до­бав­ле­ние катализатора

1) в сто­ро­ну пря­мой реакции

2) в сто­ро­ну об­рат­ной реакции

3) прак­ти­че­ски не смещается

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щим буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 


3.

3.1. X - 2, Y – 4.

Уравнения реакций:

  1. N2 + 3Mg = Mg3N2 реакция соединения

  2. Mg3N2 + 6H2O = 2NH3 + 3Mg(OH)2 реакция обмена


- за ответ 1 балл

- за уравнения – 2 балла

- за тип реакции -1 балл

- итог: 4 балла


3.2. Ответ:

1) υр = k*[CO]2 * [O2 ]

2) υр = 1,2 моль/л*c * 0,042 моль/л * 0,1 моль/л = 1,92*10-4 моль/л*c

3)

А) если повысить давление в 2 раза, то при этом концентрация каждого из реагирующих веществ повысится в 2 раза:

υр = k*[2CO]2 * [2O2 ] = 8 k*[CO]2 * [O2 ]

Б) если повысить концентрацию СО в 2 раза, то скорость будет равна

υр = k*[2CO]2 * [O2 ], значит увеличится в 4 раза.

4) По правилу Вант-Гоффа υ2 = υ1*380-60/10 = 9 υ1

Скорость уменьшиться в 9 раз.

- за каждый правильный ответ 1 балл

- итого: 5 баллов







3.3. Ответ:

А

Б

В

Г

2

1

3

3

За каждый правильный ответ по 0,5 балла. Итого: 2 балла.

4. Решите на выбор одну задачу по теме «Массовая доля растворенного вещества».


4.1. Задача 1. К раствору сульфата алюминия массой 68,4 г и массовой долей 8% прилили избыток раствора хлорида бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.


4.2.Задача 2. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.



Задача 1. Решение.

1) Составим уравнение реакции:

Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 3BaSO4 + 2AlCl3

1 моль 3 моль 

2) Рассчитаем массу и количество вещества сульфата алюминия, содержащегося в растворе:

m (Al2(SO4)3)=68,4г*8%/100%=5,472г

М (Al2(SO4)3)=27*2+32*3+16*12=342 г/моль

n (Al2(SO4)3)=5,472г/342 г/моль = 0,016 моль

  1. Определим массу осадка:

по уравнению реакции n (Al2(SO4)3) : n (BaSO4) = 1:3, следовательно n (BaSO4) = 3* 0,016 моль = 0,048 моль

М (BaSO4) = 137 + 32+16*4=233 г/моль

m (BaSO4) = 233 г/моль * 0,048 моль = 11,184 г.

Ответ: m (BaSO4) = 11,184 г.


Задача 2. Решение.

1) Составим уравнение реакции:

K2CO3 + Ba(NO3)2 = BaСO3 + 2KNO3

1 моль 1 моль 

2) Рассчитаем количество вещества карбоната бария (осадок):

М (BaСO3)=137+12+16*3=197 г/моль

n (BaСO3)=3,94 г/197 г/моль = 0,02 моль

  1. Определим массу вещества нитрата бария, находящегося в растворе:

по уравнению реакции n (Ba(NO3)2) : n (BaSO4) = 1:1, следовательно

n (Ba(NO3)2) = 0,02 моль

М (Ba(NO3)2) = 137 + 14*2+16*6=261 г/моль

m (Ba(NO3)2) = 261 г/моль * 0,02 моль = 5,22 г.

  1. Рассчитываем массу взятого раствора нитрата бария:

mр-ра (Ba(NO3)2)= 5,22 г *100% / 10% = 52,2 г.


Ответ: mр-ра (Ba(NO3)2)= 5,22 г *100% / 10% = 52,2 г.

Итого: за решение задачи 3 балла


5. Мысленный эксперимент.

Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй — раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.

Напишите уравнения четырёх описанных реакций. Для реакции ионного обмена составьте ионные уравнения реакции.



Мысленный эксперимент.

Уравнения реакций:

1) CuO + CO = Cu + CO2

2) Cu + Cl2 = CuCl2

3) 2CuCl2 + 4KI = 4KCl + I2 + 2CuI

4) CuCl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2AgCl

5) Cu2+ + 2Cl- + 2Ag+ +2NO3- = Cu2+ + 2NO3- + 2AgCl

Cl- + Ag+ = AgCl

За каждый правильный ответ 1 балл. Итого: 5 баллов

6. Практическая задача.

По рецепту засолки огурцов на каждые 10 л рассола необходимо добавить 1 л столового уксуса (10% раствор уксусной кислоты). У хозяйки Екатерины имеется уксусная эссенция (80% раствор уксусной кислоты). Помогите хозяйке Екатерине рассчитать, сколько миллилитров уксусной эссенции понадобится хозяйке для приготовления 5 л рассола?


Решение задачи.

1) 1 л = 1000 мл

2) 1000 мл – 10% раствор уксусной кислоты

Х мл - 80% раствор уксусной кислоты

1000 = 80

Х 10

8Х = 1000; Х = 125 (мл)

3) 125 мл для 10 л рассола, то для 5 л рассола 125:2 = 62,5 мл

Ответ: Хозяйке для приготовления 5 л рассола понадобиться 62,5 мл уксусной эссенции.


Итого: 6 баллов




Задания.

1. Тестовые задания.

1.1. Установите соответствие между именем ученого и названием законом, который он открыл

понятие

определение

1) М.В. Ломоносов

А) закон постоянства состава вещества

2) Д.И. Менделеев

Б) закон объемных отношений газов

3) А. Авогадро

В) закон сохранения массы веществ

4) Ж.Гей-Люссак

Г) газовые законы

5) Ж.Пруст

Д) периодический закон

Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 



1.2. Распределите по группам химические элементы и занесите в таблицу:

1) Ca

2) Zn

3) P

4) Mn

5) Cl

6) K

s – элемент

p - элемент

d - элемент




1.3. Установите со­от­вет­ствие между на­зва­ни­ем элемента и электронной фор­му­лой, показывающей строение его атома.

НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМУЛА

А) железо

Б) натрий

В) фосфор

1) 1s22s2 2p6 3s2 3p3

2) 1s22s2 2p6 3s2 3p5

3) 1s22s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d6

4) 1s22s2 2p6 3s1

5) 1s22s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d7

Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам: 

A

Б

В

 

 

 

1.4. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.

1)  Na

2)  K

3)  Si

4)  Mg

5)  C

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

 

 

 

2. Тестовые задания

2.1. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная химическая связь. 

1)  Ca(ClO2)2

2)  HClO3

3)  NH4Cl

4)  Cl2O7

5)  HClO4

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

 

 

2.2. Из предложенного перечня выберите два вещества молекулярного строения. 

1)  SiO2

2)  CO2

3)  Na2S

4)  HClO4

5)  Cu

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

 

 

3. Выполните на выбор 2 задания в сочетании 3.1.+ 3.3. или 3.2.+ 3.3.

3.1. Задана следующая схема превращений веществ:

  X Y

N2 Mg3N2 NH3  

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1)  Мg(OH)2

2)  Mg

3)  MgO

4)  H2O

5)  HCl

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щим буквам: 

X

Y

 

 

Напишите урав­не­ния реакций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие превращения. Назовите тип химической реакции.

3 .2. Дана химическая реакция: 2CO(г) + O2 (г) 2CO2 (г).

1) запишите для этой реакции выражение закона действующих масс.

2) рассчитайте скорость этой реакции при концентрации [CO] = 0,04 моль/л, [O2 ] = 0,1 моль/л, если константа скорости реакции k=1,2 моль/л*c.

3) как изменится скорость этой реакции при:

А) повышении давления в 2 раза:

Б) повышении концентрации СО в 3 раза?

4) Как изменится скорость реакции, температурный коэффициент которой 3, при понижении температуры с 80 0С до 60 0С?

3.3. Установите со­от­вет­ствие между спо­со­бом воз­дей­ствия на рав­но­вес­ную систему

  2HBr (Г) H2 (Г) + Br2 (Г) - Q

и сме­ще­ни­ем хи­ми­че­ско­го рав­но­ве­сия в ре­зуль­та­те этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИ­СТЕ­МУ

СМЕЩЕНИЕ ХИ­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РАВНОВЕСИЯ

А) умень­ше­ние температуры

Б) умень­ше­ние кон­цен­тра­ции водорода

В) умень­ше­ние давления

Г) до­бав­ле­ние катализатора

1) в сто­ро­ну пря­мой реакции

2) в сто­ро­ну об­рат­ной реакции

3) прак­ти­че­ски не смещается

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щим буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 


4. Решите на выбор одну задачу по теме «Массовая доля растворенного вещества».

4.1. Задача 1. К раствору сульфата алюминия массой 68,4 г и массовой долей 8% прилили избыток раствора хлорида бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.

4.2.Задача 2. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.

5. Мысленный эксперимент.

Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй — раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.

Напишите уравнения четырёх описанных реакций. Для реакции ионного обмена составьте ионные уравнения реакции.

6. Практическая задача.

По рецепту засолки огурцов на каждые 10 л рассола необходимо добавить 1 л столового уксуса (10% раствор уксусной кислоты). У хозяйки Екатерины имеется уксусная эссенция (80% раствор уксусной кислоты). Помогите хозяйке Екатерине рассчитать, сколько миллилитров уксусной эссенции понадобится хозяйке для приготовления 5 л рассола?


Сохранить у себя:
Металлы и неметаллы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки