Оценочный лист по химии №1 по теме «Металлы и неметаллы»
Выполните задания. После выполнения каждого задания оцените себя по соответствующим баллам.
5 – всё знаю и всё умею.
4 – достаточно хорошо знаю и умею.
3 – не уверен, что выполнил задание верно.
2 – требуется помощь для выполнения задания.
1 – совсем не знаю и не умею.
Критерии (предметные и УУД) | Задание | Самооценка учащегося | Оценка учителя | |||||||||||||
Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о неорганических веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Личностные: самоотношение и самооценка.
| 1. Тестовые задания. 1.1. Установите соответствие между названием элемента и электронной формулой, показывающей строение его атома.
Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам:
1.2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их неметаллических свойств.
1) Cl 2) K 3) Si 4) S 5) C Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
1.3 Какие степени окисления имеет хлор в соединениях: KCl, NaClO4, Ca(ClO3)2, Al(ClO2)3 |
|
| |||||||||||||
Предметные: Умение владеть понятийным аппаратом и символическим языком химии. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Личностные: самоотношение и самооценка.
| 2.
|
|
| |||||||||||||
Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии. Уметь объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.
Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Личностные: самоотношение и самооценка.
| 3. С какими веществами (при н.у.) реагирует концентрированная серная кислота: CaCO3, Fe, HCl, Cu, C, NaNO3? Ответ подтвердите уравнениями химических реакций. Укажите признаки реакций. |
|
| |||||||||||||
Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: самоотношение и самооценка.
| 4. |
|
| |||||||||||||
Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивать с восполнением недостающих компонентов. умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Личностные: самоотношение и самооценка.
| 5. Мысленный эксперимент. Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй — раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. Для реакции ионного обмена составьте ионные уравнения реакции, а для окислительно-восстановительной реакции составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
|
|
| |||||||||||||
Предметные: Умение владеть первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и свойствах, понятийным аппаратом и символическим языком химии. Регулятивные: Умение оценивать результаты выполненной работы, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы. Познавательные: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: самоотношение и самооценка.
| 6. Задача. По рецепту засолки огурцов на каждые 10 л рассола необходимо добавить 1 л столового уксуса (10% раствор уксусной кислоты). У хозяйки имеется уксусная эссенция (80% раствор уксусной кислоты). Сколько миллилитров уксусной эссенции понадобится хозяйке для приготовления 5 л рассола?
|
|
|
Задание | Ответы и решения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Тестовые задания. 1.1. Установите соответствие между именем ученого и названием законом, который он открыл
Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам:
1.2. Распределите по группам химические элементы и занесите в таблицу: 1) Ca 2) Zn 3) P 4) Mn 5) Cl 6) K
1.3. Установите соответствие между названием элемента и электронной формулой, показывающей строение его атома.
Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам:
1.4. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.
1) Na 2) K 3) Si 4) Mg 5) C Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
| 1-в, 2-д, 3-г, 4-б, 5-а 1.2.
1.3
1.4. – 3 4 1
по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 4 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тестовые задания 2.1. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная химическая связь. 1) Ca(ClO2)2 2) HClO3 3) NH4Cl 4) Cl2O7 5) HClO4 Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
2.2. Из предложенного перечня выберите два вещества молекулярного строения. 1) SiO2 2) CO2 3) Na2S 4) HClO4 5) Cu Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
| 2. 2.1. 1 3 2.2. 2 4 по 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого: 2 балла
|
3. Выполните на выбор 2 задания в сочетании 3.1.+ 3.3. или 3.2.+ 3.3. 3.1. Задана следующая схема превращений веществ: X Y N2 Mg3N2 NH3
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y. 1) Мg(OH)2 2) Mg 3) MgO 4) H2O 5) HCl Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Назовите тип химической реакции. 3 .2. Дана химическая реакция: 2CO(г) + O2 (г) 2CO2 (г). 1) запишите для этой реакции выражение закона действующих масс. 2) рассчитайте скорость этой реакции при концентрации [CO] = 0,04 моль/л, [O2 ] = 0,1 моль/л, если константа скорости реакции k=1,2 моль/л*c. 3) как изменится скорость этой реакции при: А) повышении давления в 2 раза: Б) повышении концентрации СО в 3 раза? 4) Как изменится скорость реакции, температурный коэффициент которой 3, при понижении температуры с 80 0С до 60 0С? 3.3. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему 2HBr (Г) H2 (Г) + Br2 (Г) - Q и смещением химического равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
| 3. 3.1. X - 2, Y – 4. Уравнения реакций: N2 + 3Mg = Mg3N2 реакция соединения Mg3N2 + 6H2O = 2NH3 + 3Mg(OH)2 реакция обмена - за ответ 1 балл - за уравнения – 2 балла - за тип реакции -1 балл - итог: 4 балла
3.2. Ответ: 1) υр = k*[CO]2 * [O2 ] 2) υр = 1,2 моль/л*c * 0,042 моль/л * 0,1 моль/л = 1,92*10-4 моль/л*c 3) А) если повысить давление в 2 раза, то при этом концентрация каждого из реагирующих веществ повысится в 2 раза: υр = k*[2CO]2 * [2O2 ] = 8 k*[CO]2 * [O2 ]
Б) если повысить концентрацию СО в 2 раза, то скорость будет равна υр = k*[2CO]2 * [O2 ], значит увеличится в 4 раза. 4) По правилу Вант-Гоффа υ2 = υ1*380-60/10 = 9 υ1 Скорость уменьшиться в 9 раз. - за каждый правильный ответ 1 балл - итого: 5 баллов
3.3. Ответ:
За каждый правильный ответ по 0,5 балла. Итого: 2 балла. | ||||||||||||||||||||||||
4. Решите на выбор одну задачу по теме «Массовая доля растворенного вещества».
4.1. Задача 1. К раствору сульфата алюминия массой 68,4 г и массовой долей 8% прилили избыток раствора хлорида бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.
4.2.Задача 2. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.
| Задача 1. Решение. 1) Составим уравнение реакции: Al2(SO4)3 + 3BaCl2 = 3BaSO4 + 2AlCl3 1 моль 3 моль 2) Рассчитаем массу и количество вещества сульфата алюминия, содержащегося в растворе: m (Al2(SO4)3)=68,4г*8%/100%=5,472г М (Al2(SO4)3)=27*2+32*3+16*12=342 г/моль n (Al2(SO4)3)=5,472г/342 г/моль = 0,016 моль Определим массу осадка: по уравнению реакции n (Al2(SO4)3) : n (BaSO4) = 1:3, следовательно n (BaSO4) = 3* 0,016 моль = 0,048 моль М (BaSO4) = 137 + 32+16*4=233 г/моль m (BaSO4) = 233 г/моль * 0,048 моль = 11,184 г. Ответ: m (BaSO4) = 11,184 г. Задача 2. Решение. 1) Составим уравнение реакции: K2CO3 + Ba(NO3)2 = BaСO3 + 2KNO3 1 моль 1 моль 2) Рассчитаем количество вещества карбоната бария (осадок): М (BaСO3)=137+12+16*3=197 г/моль n (BaСO3)=3,94 г/197 г/моль = 0,02 моль Определим массу вещества нитрата бария, находящегося в растворе: по уравнению реакции n (Ba(NO3)2) : n (BaSO4) = 1:1, следовательно n (Ba(NO3)2) = 0,02 моль М (Ba(NO3)2) = 137 + 14*2+16*6=261 г/моль m (Ba(NO3)2) = 261 г/моль * 0,02 моль = 5,22 г. Рассчитываем массу взятого раствора нитрата бария: mр-ра (Ba(NO3)2)= 5,22 г *100% / 10% = 52,2 г. Ответ: mр-ра (Ba(NO3)2)= 5,22 г *100% / 10% = 52,2 г. Итого: за решение задачи 3 балла | ||||||||||||||||||||||||
5. Мысленный эксперимент. Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй — раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. Для реакции ионного обмена составьте ионные уравнения реакции.
| Мысленный эксперимент. Уравнения реакций: 1) CuO + CO = Cu + CO2 2) Cu + Cl2 = CuCl2 3) 2CuCl2 + 4KI = 4KCl + I2 + 2CuI 4) CuCl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2AgCl 5) Cu2+ + 2Cl- + 2Ag+ +2NO3- = Cu2+ + 2NO3- + 2AgCl Cl- + Ag+ = AgCl За каждый правильный ответ 1 балл. Итого: 5 баллов | ||||||||||||||||||||||||
6. Практическая задача. По рецепту засолки огурцов на каждые 10 л рассола необходимо добавить 1 л столового уксуса (10% раствор уксусной кислоты). У хозяйки Екатерины имеется уксусная эссенция (80% раствор уксусной кислоты). Помогите хозяйке Екатерине рассчитать, сколько миллилитров уксусной эссенции понадобится хозяйке для приготовления 5 л рассола?
| Решение задачи. 1) 1 л = 1000 мл 2) 1000 мл – 10% раствор уксусной кислоты Х мл - 80% раствор уксусной кислоты 1000 = 80 Х 10 8Х = 1000; Х = 125 (мл) 3) 125 мл для 10 л рассола, то для 5 л рассола 125:2 = 62,5 мл Ответ: Хозяйке для приготовления 5 л рассола понадобиться 62,5 мл уксусной эссенции. Итого: 6 баллов |
Задания.
1. Тестовые задания.
1.1. Установите соответствие между именем ученого и названием законом, который он открыл
понятие | определение |
1) М.В. Ломоносов | А) закон постоянства состава вещества |
2) Д.И. Менделеев | Б) закон объемных отношений газов |
3) А. Авогадро | В) закон сохранения массы веществ |
4) Ж.Гей-Люссак | Г) газовые законы |
5) Ж.Пруст | Д) периодический закон |
Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
1.2. Распределите по группам химические элементы и занесите в таблицу:
1) Ca
2) Zn
3) P
4) Mn
5) Cl
6) K
s – элемент | p - элемент | d - элемент |
|
|
|
1.3. Установите соответствие между названием элемента и электронной формулой, показывающей строение его атома.
НАЗВАНИЕ ЭЛЕМЕНТА | ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМУЛА |
А) железо Б) натрий В) фосфор | 1) 1s22s2 2p6 3s2 3p3 2) 1s22s2 2p6 3s2 3p5 3) 1s22s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d6 4) 1s22s2 2p6 3s1 5) 1s22s2 2p6 3s2 3p6 4s1 3d7 |
Впишите в таблицу цифры, соответствующие буквам:
A | Б | В |
|
|
|
1.4. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.
1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5) C
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
|
|
|
2. Тестовые задания
2.1. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная химическая связь.
1) Ca(ClO2)2
2) HClO3
3) NH4Cl
4) Cl2O7
5) HClO4
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
|
|
2.2. Из предложенного перечня выберите два вещества молекулярного строения.
1) SiO2
2) CO2
3) Na2S
4) HClO4
5) Cu
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
|
|
3. Выполните на выбор 2 задания в сочетании 3.1.+ 3.3. или 3.2.+ 3.3.
3.1. Задана следующая схема превращений веществ:
X Y
N2 Mg3N2 NH3
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
1) Мg(OH)2
2) Mg
3) MgO
4) H2O
5) HCl
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
X | Y |
|
|
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Назовите тип химической реакции.
3 .2. Дана химическая реакция: 2CO(г) + O2 (г) 2CO2 (г).
1) запишите для этой реакции выражение закона действующих масс.
2) рассчитайте скорость этой реакции при концентрации [CO] = 0,04 моль/л, [O2 ] = 0,1 моль/л, если константа скорости реакции k=1,2 моль/л*c.
3) как изменится скорость этой реакции при:
А) повышении давления в 2 раза:
Б) повышении концентрации СО в 3 раза?
4) Как изменится скорость реакции, температурный коэффициент которой 3, при понижении температуры с 80 0С до 60 0С?
3.3. Установите соответствие между способом воздействия на равновесную систему
2HBr (Г) H2 (Г) + Br2 (Г) - Q
и смещением химического равновесия в результате этого воздействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СИСТЕМУ | СМЕЩЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ |
А) уменьшение температуры Б) уменьшение концентрации водорода В) уменьшение давления Г) добавление катализатора | 1) в сторону прямой реакции 2) в сторону обратной реакции 3) практически не смещается |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующим буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
4. Решите на выбор одну задачу по теме «Массовая доля растворенного вещества».
4.1. Задача 1. К раствору сульфата алюминия массой 68,4 г и массовой долей 8% прилили избыток раствора хлорида бария. Вычислите массу образовавшегося осадка.
4.2.Задача 2. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.
5. Мысленный эксперимент.
Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй — раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций. Для реакции ионного обмена составьте ионные уравнения реакции.
6. Практическая задача.
По рецепту засолки огурцов на каждые 10 л рассола необходимо добавить 1 л столового уксуса (10% раствор уксусной кислоты). У хозяйки Екатерины имеется уксусная эссенция (80% раствор уксусной кислоты). Помогите хозяйке Екатерине рассчитать, сколько миллилитров уксусной эссенции понадобится хозяйке для приготовления 5 л рассола?