Доклад и передача собственного опыта
на семинаре методсовета
Что такое мастер-класс
Составитель: педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦРТДиЮ» Первомайского р-на г. Ростова-на-Дону
«Погребняк Анастасия Алексеевна»
10.09.2022
Мастер-класс – форма тренинга, участники которого должны овладеть реальными званиями и навыками. Особенность мастер-класса в том, что поводит его не профессиональный тренер, а признанный практик в каком-либо виде деятельности (мастер), и его задача – показать ученикам, как справляется с этой работой именно он, своими собственными методами.
Мастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.
Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.
Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.
Часто на мастер-классе предоставляется возможность попрактиковаться под контролем преподавателя. Мастер-класс — это двусторонний процесс, с непрерывным контактом «преподаватель-слушатель».
Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и class (занятие, урок). Сегодня это слово получило большое распространение, теперь им называют даже самые обычные семинары.
В обычной жизни мастер-класс проходит в виде семинара. То есть «преподаватель» пытается донести до «студентов» весь свой опыт, показывая все на наглядном примере. В этом случае подобные занятия очень похожи на курсы повышения квалификации.
Существуют и специальные мастер-классы для профессионалов. В этом случае люди могут ознакомиться с авторскими методиками и наработками, а также узнать о появившихся новых технологиях.
Таким образом, мастер-класс проводят известные действующие специалисты, которые делятся с обучающимися уникальной методикой, разработанной и внедренной именно ими. Эти мастера делятся со своими коллегами собственным опытом, а также помогают найти недостатки в работе.
Мастер-класс позволяет преподавателю передать опыт и знания своим ученикам. А благодаря тому, что подобные занятия предполагают прямой и комментируемый показ приемов работ, обучающиеся быстрее понимают все нюансы.
Но существуют мастер-классы не только в виде семинаров, есть и примеры подобных занятий в сети. Мастер-класс онлайн представляет собой специальный урок по обмену опытом в какой-то определенной сфере. Это может быть обучение по бисероплетению, созданию сайтов, пошиву мягких игрушек или изготовлению букетов из конфет. В принципе, любой желающий может создать собственный мастер-класс, который поможет другим людям самостоятельно что-то сделать.
Мастер-класс может быть оформлен в виде статьи с фотографиями, иллюстрирующими каждый шаг действий, или в виде видео-ролика. Главное условие – чтобы человек без специальной подготовки и знаний мог самостоятельно сделать то же, что и «учитель».
Инструкция
Четко определите цель мастер-класса. Для этого ответьте на вопрос: для чего вы его планируете? Не путайте название класса с его целью.
Название мастер-класса – «Как научиться сворачивать язык в трубочку», цель – заработать на мороженое, чтобы затем организовать класс по лепке мороженного снеговика. Можно выделить следующие основные цели:
Получение дохода от реализации своего опыта, навыков, знаний.
Реализация продукции (например, класс по нарезке морковки ножом, который хотят продать). Данный класс также ориентирован на получение дохода, только путем продажи.
Привлечение клиентов. В этом случае часто мероприятие проводится бесплатно, либо за символическую плату. Например, вас научат декорировать разные вещицы при помощи продукции, которую вы можете купить у организаторов мастер-класса. Конечная цель – получение и увеличение дохода.
Мастер-класс просто так. Из хороших побуждений. Бесплатный. Такое тоже бывает!
Определите вашу целевую аудиторию. На сколько человек вы рассчитываете и что для этого нужно. Если вы – автор класса, подумайте, сколько человек вы «осилите». Начинать лучше с маленького количества (для творческого класса это 3-5 человек). Потом можно увеличить количество, в среднем, до 10 человек. Зависит опять же от целей, бюджета и места проведения.
Составьте план мероприятия. Пропишите его до мельчайших подробностей. Укажите время проведения каждого этапа. Учтите различные форс-мажорные ситуации и продумайте пути выхода из них. Частый форс-мажор – нехватка времени. Укажите всё, что вам может понадобиться на классе. Расходные материалы, печеньки для чая…
Настало время составлять бюджет. Посчитайте все расходы (не забудьте о рекламе). Запишите ожидаемый доход. Соотнесите расходы и доходы. Рентабельна ли ваша задумка? Возможна ситуация, когда вы не получаете доход, и оплачиваете расходы из своего кармана. Как правило, это рекламная акция, направленная на увеличение дохода в будущем.
Подумайте, когда лучше провести мероприятие (вечером в будний день или в выходной). Встаньте на место ваших потенциальных участников: когда бы вам было удобно на их месте? Назначьте дату проведения
Решите вопрос с помещением. Для класса можно использовать территорию заказчика или свою, а можно и снять в аренду. Ищите подходящий вариант, опираясь на бюджет мероприятия.
Начните собирать участников мастер-класса. Для этого займитесь рекламой и регистрацией потенциальных участников. Закупите расходные материалы. Отрепетируйте. Подберите себе образ (одежда, обувь, макияж, прическа).
Инструкция 2
Выберите тему мастер-класса. Постарайтесь сформулировать ее так, чтобы не учить людей изобретать велосипед. Даже если ваш мастер-класс будет рассчитан на новичков в какой-то сфере и будет содержать азы по выбранной теме, попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
Не беритесь за ту область знаний, в которой вы не чувствуете себя уверенно. Прежде чем о чем-то рассказать людям, самостоятельно разберитесь в вопросе. Только после того, как вы овладеете (пусть не в совершенстве, но хотя бы уверенно) каким-либо мастерством, стоит обращаться к аудитории.
Выбрав тему, соберите максимум информации по ней. Даже если вы уже много лет делаете глиняные игрушки и уверены, что можете научить этому и без книжек, поинтересуйтесь теоретической стороной вопроса. Вполне вероятно, что вы узнаете что-то новое и не попадете впросак, не зная что ответить на неожиданный вопрос вашего ученика.
Подведите итоги собственной практики в выбранной сфере. Подумайте, что является главным в этом деле, о чем вы сами хотели бы узнать тогда, когда только начинали им заниматься, какая информация помогла бы в самом начале пути.
Узнайте, в каких знаниях нуждается ваша потенциальная аудитория. Введите запрос по вашей теме в поисковую систему и почитайте, какие вопросы чащ всего задают люди на форумах и сайтах. Учитывая потребности людей, вы получите большую аудиторию.
Основываясь на собранных сведениях, составьте структуру вашего занятия. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы.
Подготовьте наглядный материал. Это могут быть готовые образцы работ и иллюстрации, а также книги и пособия, которые могут понадобиться новичкам. Подумайте, стоит ли брать с собой на занятие расходные материалы для забывчивых участников мастер-класса или стоит предупредить, чтобы
материалы ученики принесли с собой.
Напишите примерный текст, который вы будете произносить. Безусловно, зазубривать его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед друзьями можно – это позволит вам чувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в структуре и содержании выступления. Главные тезисы запишите не листочек и возьмите с собой.
Инструкция 3
Определите тему мастер-класса. Тема должна отражать проблему, над которой вы работаете. Ваши слушатели должны заранее знать, что вы им покажете. В принципе, тема мастер-класса для учителей может быть любой – прогрессивная методика преподавания, нетрадиционные педагогические приемы, современный подход к личности учащегося и подаче нового материала, необычное применение технических средств обучения.
Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться. Если вы проводите мастер-класс с использованием детского коллектива, поставьте перед собой две основные цели – что должны узнать взрослые и что получат дети в результате этого урока. Целей для каждой аудитории может быть и несколько. Например, взрослые, посмотрев открытый урок, должны понять, какие средства вы используете, в чем новизна того или иного педагогического приема, как теоретические разработки, которыми пользуются все взрослые, которые придут на занятие, можно использовать в преподавании конкретного предмета.
Продумайте форму, в которой вы будете проводить свой мастер-класс. Это может быть урок как на наиболее продвинутом классе, так и на взрослой аудитории. Если вы даете мастер-класс, например, по применению технических средств обучения или по новой системе организации школьного пространства – продумайте, какие виды занятий с детьми наиболее наглядно проиллюстрируют вашу тему. Если вы хотите научить педагогов необычным способам оформления класса, это можно сделать и без привлечения детского коллектива. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые бы демонстрировали процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм.
Позаботьтесь о наглядных пособиях. Они должны быть и для детского коллектива, и для взрослых. Пособия для детей – самые обычные, которыми вы бы пользовались на уроке по данной теме без всякого мастер-класса. Пособия для взрослых должны иллюстрировать основные направления вашей работы, наиболее важные пункты методики и самые характерные этапы.
Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Тема и способы подачи должны быть не только актуальными, но и основываться на лучших качествах вашей личности, равно как и опираться на интересы и мотивацию вашей аудитории. Постройте план мастер-класса так, чтобы можно было показать и результат того, чего вы уже добились (обычно это первая часть урока, когда учащиеся демонстрируют свои знания), так и интересно дать новый материал. Помните, что современная педагогика допускает массу интересных приемов, от исторической или игровой презентации до компьютерного моделирования и создания виртуальной реальности. Не ограничивайте себя в приемах. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако урок должен быть не только новаторским, но и в первую очередь методически грамотным. Вы должны уметь объяснить, зачем вы применяете именно этот прием.
Очень большую роль играет общая культура педагога и стиль его общения с аудиторией. За несколько дней подготовки, конечно, всю мировую культуру не освоить. Но если слово «культура» для вас что-то значит – особых проблем с подготовкой у вас не будет. Стиль общения должен отвечать поставленным задачам и особенностям аудитории. Чем свободнее вы будете себя чувствовать – тем лучше, но свобода не должна переходить в развязность.
Не волнуйтесь. К вам придут ваши коллеги, которые очень хотят научиться тому, что уже умеете вы. И ваша задача – дать им общее направление. После мастер-класса вам непременно зададут вопросы. Будьте готовы на них ответить.
Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом.
Педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностного и профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов.
Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности.
Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости, однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.