Материал для проведения семинара, доклад на тему "Что такое, Мастер-Класс"

Мастер-Класс! Что это такое уже многие и забыли, чем на самом деле является это мероприятие. Почти каждый, даже не имея опыта, неговоря о том, что мастер-класс должен передовать, как сейчас говорят "Лайфхакки" собственного производства. Мастер-класс это индивидуальность Мастера, а не скопированный опыт. В данном докладе педагогам напоминается, что такое мастер-класс, а также прилагается несколько инструкций по его проведению

Содержимое разработки

Доклад и передача собственного опыта

на семинаре методсовета

Что такое мастер-класс


Составитель: педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦРТДиЮ» Первомайского р-на г. Ростова-на-Дону

«Погребняк Анастасия Алексеевна»

10.09.2022


Мастер-класс – форма тренинга, участники которого должны овладеть реальными званиями и навыками. Особенность мастер-класса в том, что поводит его не профессиональный тренер, а признанный практик в каком-либо виде деятельности (мастер), и его задача – показать ученикам, как справляется с этой работой именно он, своими собственными методами.

Мастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.

Часто на мастер-классе предоставляется возможность попрактиковаться под контролем преподавателя. Мастер-класс — это двусторонний процесс, с непрерывным контактом «преподаватель-слушатель».

Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и class (занятие, урок). Сегодня это слово получило большое распространение, теперь им называют даже самые обычные семинары.

В обычной жизни мастер-класс проходит в виде семинара. То есть «преподаватель» пытается донести до «студентов» весь свой опыт, показывая все на наглядном примере. В этом случае подобные занятия очень похожи на курсы повышения квалификации.

Существуют и специальные мастер-классы для профессионалов. В этом случае люди могут ознакомиться с авторскими методиками и наработками, а также узнать о появившихся новых технологиях.

Таким образом, мастер-класс проводят известные действующие специалисты, которые делятся с обучающимися уникальной методикой, разработанной и внедренной именно ими. Эти мастера делятся со своими коллегами собственным опытом, а также помогают найти недостатки в работе.

Мастер-класс позволяет преподавателю передать опыт и знания своим ученикам. А благодаря тому, что подобные занятия предполагают прямой и комментируемый показ приемов работ, обучающиеся быстрее понимают все нюансы.

Но существуют мастер-классы не только в виде семинаров, есть и примеры подобных занятий в сети. Мастер-класс онлайн представляет собой специальный урок по обмену опытом в какой-то определенной сфере. Это может быть обучение по бисероплетению, созданию сайтов, пошиву мягких игрушек или изготовлению букетов из конфет. В принципе, любой желающий может создать собственный мастер-класс, который поможет другим людям самостоятельно что-то сделать.


Мастер-класс может быть оформлен в виде статьи с фотографиями, иллюстрирующими каждый шаг действий, или в виде видео-ролика. Главное условие – чтобы человек без специальной подготовки и знаний мог самостоятельно сделать то же, что и «учитель».



Инструкция

  1. Четко определите цель мастер-класса. Для этого ответьте на вопрос: для чего вы его планируете? Не путайте название класса с его целью.

Название мастер-класса – «Как научиться сворачивать язык в трубочку», цель – заработать на мороженое, чтобы затем организовать класс по лепке мороженного снеговика. Можно выделить следующие основные цели:

  • Получение дохода от реализации своего опыта, навыков, знаний.

  • Реализация продукции (например, класс по нарезке морковки ножом, который хотят продать). Данный класс также ориентирован на получение дохода, только путем продажи.

  • Привлечение клиентов. В этом случае часто мероприятие проводится бесплатно, либо за символическую плату. Например, вас научат декорировать разные вещицы при помощи продукции, которую вы можете купить у организаторов мастер-класса. Конечная цель – получение и увеличение дохода.

  • Мастер-класс просто так. Из хороших побуждений. Бесплатный. Такое тоже бывает!

  1. Определите вашу целевую аудиторию. На сколько человек вы рассчитываете и что для этого нужно. Если вы – автор класса, подумайте, сколько человек вы «осилите». Начинать лучше с маленького количества (для творческого класса это 3-5 человек). Потом можно увеличить количество, в среднем, до 10 человек. Зависит опять же от целей, бюджета и места проведения.

  2. Составьте план мероприятия. Пропишите его до мельчайших подробностей. Укажите время проведения каждого этапа. Учтите различные форс-мажорные ситуации и продумайте пути выхода из них. Частый форс-мажор – нехватка времени. Укажите всё, что вам может понадобиться на классе. Расходные материалы, печеньки для чая…

  3. Настало время составлять бюджет. Посчитайте все расходы (не забудьте о рекламе). Запишите ожидаемый доход. Соотнесите расходы и доходы. Рентабельна ли ваша задумка? Возможна ситуация, когда вы не получаете доход, и оплачиваете расходы из своего кармана. Как правило, это рекламная акция, направленная на увеличение дохода в будущем.

  4. Подумайте, когда лучше провести мероприятие (вечером в будний день или в выходной). Встаньте на место ваших потенциальных участников: когда бы вам было удобно на их месте? Назначьте дату проведения

  5. Решите вопрос с помещением. Для класса можно использовать территорию заказчика или свою, а можно и снять в аренду. Ищите подходящий вариант, опираясь на бюджет мероприятия.

  6. Начните собирать участников мастер-класса. Для этого займитесь рекламой и регистрацией потенциальных участников. Закупите расходные материалы. Отрепетируйте. Подберите себе образ (одежда, обувь, макияж, прическа).

Инструкция 2

  1. Выберите тему мастер-класса. Постарайтесь сформулировать ее так, чтобы не учить людей изобретать велосипед. Даже если ваш мастер-класс будет рассчитан на новичков в какой-то сфере и будет содержать азы по выбранной теме, попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.

  2. Не беритесь за ту область знаний, в которой вы не чувствуете себя уверенно. Прежде чем о чем-то рассказать людям, самостоятельно разберитесь в вопросе. Только после того, как вы овладеете (пусть не в совершенстве, но хотя бы уверенно) каким-либо мастерством, стоит обращаться к аудитории.

  3. Выбрав тему, соберите максимум информации по ней. Даже если вы уже много лет делаете глиняные игрушки и уверены, что можете научить этому и без книжек, поинтересуйтесь теоретической стороной вопроса. Вполне вероятно, что вы узнаете что-то новое и не попадете впросак, не зная что ответить на неожиданный вопрос вашего ученика.

  4. Подведите итоги собственной практики в выбранной сфере. Подумайте, что является главным в этом деле, о чем вы сами хотели бы узнать тогда, когда только начинали им заниматься, какая информация помогла бы в самом начале пути.

  5. Узнайте, в каких знаниях нуждается ваша потенциальная аудитория. Введите запрос по вашей теме в поисковую систему и почитайте, какие вопросы чащ всего задают люди на форумах и сайтах. Учитывая потребности людей, вы получите большую аудиторию.

  6. Основываясь на собранных сведениях, составьте структуру вашего занятия. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы.

  7. Подготовьте наглядный материал. Это могут быть готовые образцы работ и иллюстрации, а также книги и пособия, которые могут понадобиться новичкам. Подумайте, стоит ли брать с собой на занятие расходные материалы для забывчивых участников мастер-класса или стоит предупредить, чтобы

материалы ученики принесли с собой.

  1. Напишите примерный текст, который вы будете произносить. Безусловно, зазубривать его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед друзьями можно – это позволит вам чувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в структуре и содержании выступления. Главные тезисы запишите не листочек и возьмите с собой.

Инструкция 3

  1. Определите тему мастер-класса. Тема должна отражать проблему, над которой вы работаете. Ваши слушатели должны заранее знать, что вы им покажете. В принципе, тема мастер-класса для учителей может быть любой – прогрессивная методика преподавания, нетрадиционные педагогические приемы, современный подход к личности учащегося и подаче нового материала, необычное применение технических средств обучения.

  2. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться. Если вы проводите мастер-класс с использованием детского коллектива, поставьте перед собой две основные цели – что должны узнать взрослые и что получат дети в результате этого урока. Целей для каждой аудитории может быть и несколько. Например, взрослые, посмотрев открытый урок, должны понять, какие средства вы используете, в чем новизна того или иного педагогического приема, как теоретические разработки, которыми пользуются все взрослые, которые придут на занятие, можно использовать в преподавании конкретного предмета.

  3. Продумайте форму, в которой вы будете проводить свой мастер-класс. Это может быть урок как на наиболее продвинутом классе, так и на взрослой аудитории. Если вы даете мастер-класс, например, по применению технических средств обучения или по новой системе организации школьного пространства – продумайте, какие виды занятий с детьми наиболее наглядно проиллюстрируют вашу тему. Если вы хотите научить педагогов необычным способам оформления класса, это можно сделать и без привлечения детского коллектива. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые бы демонстрировали процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм.

  4. Позаботьтесь о наглядных пособиях. Они должны быть и для детского коллектива, и для взрослых. Пособия для детей – самые обычные, которыми вы бы пользовались на уроке по данной теме без всякого мастер-класса. Пособия для взрослых должны иллюстрировать основные направления вашей работы, наиболее важные пункты методики и самые характерные этапы.

  5. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Тема и способы подачи должны быть не только актуальными, но и основываться на лучших качествах вашей личности, равно как и опираться на интересы и мотивацию вашей аудитории. Постройте план мастер-класса так, чтобы можно было показать и результат того, чего вы уже добились (обычно это первая часть урока, когда учащиеся демонстрируют свои знания), так и интересно дать новый материал. Помните, что современная педагогика допускает массу интересных приемов, от исторической или игровой презентации до компьютерного моделирования и создания виртуальной реальности. Не ограничивайте себя в приемах. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако урок должен быть не только новаторским, но и в первую очередь методически грамотным. Вы должны уметь объяснить, зачем вы применяете именно этот прием.

  6. Очень большую роль играет общая культура педагога и стиль его общения с аудиторией. За несколько дней подготовки, конечно, всю мировую культуру не освоить. Но если слово «культура» для вас что-то значит – особых проблем с подготовкой у вас не будет. Стиль общения должен отвечать поставленным задачам и особенностям аудитории. Чем свободнее вы будете себя чувствовать – тем лучше, но свобода не должна переходить в развязность.

  7. Не волнуйтесь. К вам придут ваши коллеги, которые очень хотят научиться тому, что уже умеете вы. И ваша задача – дать им общее направление. После мастер-класса вам непременно зададут вопросы. Будьте готовы на них ответить.

Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом.

Педагог-мастер — это человек, уже прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностного и профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов.

Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности.

Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости, однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.


Сохранить у себя:
Материал для проведения семинара, доклад на тему "Что такое, Мастер-Класс"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки