Натуральные числа - Урок 2 - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме; познакомить с приемом решения комбинаторных задач.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа. Определение темы урока
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Замените числа суммой разрядных слагаемых.
37 065 =
200 930 =
410 107 =
Задание 2. Запишите сумму.
400 000 + 100 + 6 =
80 000 + 5000 + 20 =
9000 + 900 + 7 =
Задание 3. Поставьте знаки сравнения.
443 433 * 434 334
905 306 * 950 036
615 210 * 621 510
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
1) Дюжина — это сколько? (12.)
2) Какое число равно пяти дюжинам? (60.)
3) В каком числе 36 единиц первого класса и столько же единиц второго класса? (36 036.)
4) Наименьшее пятизначное число уменьшили на 1. (9999.)
5) Наибольшее семизначное число увеличили на 1. (10 000 000.)
6) К наименьшему шестизначному числу прибавили наибольшее пятизначное число. (199 999.)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
— Исходя из выполненных заданий, сформулируйте тему урока.
III. Работа в тетради
— Решите задачи.
1. Я задумала трехзначное число. Оно состоит из разных цифр, записанных в порядке возрастания. Все слова в его названии начинаются с одной буквы. Какое число я задумала? (147.)
— Продолжите ряд, записав трехзначные числа с использованием тех же цифр. (147, 174, 714, 741, 417, 471.)
— Вычислите сумму наибольшего и наименьшего из чисел. (147 + 741 = 888.)
2. Наташа решила три примера и получила ответы: 2719, 349, 80 100. Какой ответ соответствует каждому из примеров, если известно, что все записи неверные?
[ ] = 2719
[ ] = 349
[ ] = 80 100 или 2719
(1-й пример — 80 100, 2-й пример — 2719, 3-й пример — 349.)
— Рассуждать начинаем с третьего примера. Очевидно, что его ответ 349. В первом примере не может быть ответ 2719, так как по условию все записи неверные, ответ 349 уже использован. Значит, ответ первого — 80 100, второго — 2719.
— Вычислите сумму наибольшего и наименьшего из чисел. (80 100 + 349 = 80449.)
— На сколько 2719 больше, чем 349? (2719 - 349 = 2360.)
— Прочитайте число, в котором единица и девять нулей. (Миллиард.)
— Как вы думаете, если 30 лет разделить на секунды, полученное число будет меньше или больше миллиарда?
— Чтобы узнать, кто из вас прав, обратимся к учебнику.
IV. Работа по учебнику
1. С. 7, №7.
— Запишите в тетрадь только четырехзначные, пятизначные и шестизначные числа, встречающиеся в тексте.
(Коллективная проверка.)
2. С. 7, № 8—10 (работа в паре с последующей самопроверкой).
Проверка
66 666
8 080 808 080
674 674, 674 674 674, 674 674 674 674.
V. Работа над комбинаторными задачами
Сегодня мы познакомимся с новыми задачами — комбинаторными. Эти задачи находятся в особом разделе математики, который называется комбинаторикой.
Комбинаторика — раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить.
1. С.7, № 11.
— Сколько же чисел можно записать?
2. С. 8, № 12 (коллективная работа).
— Какая цифра может стоять на первом месте?
(Составляется схема на доске.)
— Какая цифра может находиться на втором месте? на третьем? (Составляется схема на доске.)
(700, 707, 770, 777.)
(700 + 707 + 770 + 777) : 211 = 14
— Используя полученные знания, составьте схемы и решите задачу самостоятельно.
— Запишите все трехзначные числа с использованием цифр 5 и 7.
Проверка
555, 557, 575, 577, 755, 757, 775, 777.
VI. Рефлексия
— Что вас заинтересовало сегодня на уроке?
Домашнее задание
1. С. 9, № 25, 30 (а, б).
2. Творческое задание: придумать аналогичную комбинаторную задачу.
https://compendium.su/mathematics/5klass/4.html