Математическая викторина «Дорогами войны», посвященная 75-летию Победы

Математика – одна из важнейших наук, поэтому вопрос повышения интереса обучающихся к математике всегда оставался одним из самых важных в педагогике. Очень важно, чтобы обучающиеся изучали математику не только потому, что это нужно для сдачи экзаменов, но и потому, что им нравится математика, им интересно ее изучать.

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является внеклассное мероприятие в виде викторины, способствующей развитию личностных качеств обучающихся, сближению учителя и ученика.

Данная методическая разработка содержит интересные и разнообразные факты о вооружении СССР, использует знания по различным разделам курса математики.

Содержимое разработки

Математическая викторина

«Дорогами войны», посвященная 75-летию Победы

Подготовила: Долинская Ирина Петровна, учитель математики

Цели: Изучение фактов о вооружении СССР, применяя математические методы.

Задачи: развивать навыки познавательной деятельности обучающихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с учебниками, с дополнительной литературой. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине и долга перед Отечеством, перед павшими героями.

Аннотация

Математика – одна из важнейших наук, поэтому вопрос повышения интереса обучающихся к математике всегда оставался одним из самых важных в педагогике. Очень важно, чтобы обучающиеся изучали математику не только потому, что это нужно для сдачи экзаменов, но и потому, что им нравится математика, им интересно ее изучать.

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики является внеклассное мероприятие в виде викторины, способствующей развитию личностных качеств обучающихся, сближению учителя и ученика.

Данная методическая разработка содержит интересные и разнообразные факты о вооружении СССР, использует знания по различным разделам курса математики.

Задачи составлены по следующим математическим темам:

  1. Действия с натуральными числами.

  2. Простые и составные числа.

  3. Признаки деления.

  4. Округление чисел.

  5. Действия с обыкновенными дробями.

  6. Действия с десятичными дробями.

  7. Проценты.

  8. Арифметические задачи

  9. Текстовые задачи на движение.

  10. Отношения и пропорции.

  11. Специальные меры скорости.

Введение

Здравствуйте участники викторины и гости. В этом году наша страна отпразднует 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы проводим математическую викторину, посвященную этой дате.

Исторические факты о ВОВ

Советская промышленность в 1942 - 1944 гг. ежемесячно производила свыше 2 тыс. танков, в то время как германская промышленность только в мае 1944 г. достигла максимума -1450 танков; орудий полевой артиллерии в Советском Союзе производилось более чем в 2 раза, а минометов в 5 раз больше, чем в Германии.

Советские ученые и конструкторы коренным образом улучшили многие технологические процессы, неустанно создавали и совершенствовали военную технику и вооружение. Так, например, средний танк Т-34, подвергшийся нескольким модификациям, по праву считается лучшим танком Великой Отечественной войны.

Радостно и торжественно отмечает наша страна праздник Победы – один из самых ярких и памятных в ее героической летописи. Миновало уже не одно десятилетие со времени окончания Великой Отечественной войны, с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую нашу семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье Победы, счастье мира. Но сколько бы не было лет позади, в памяти всех новых поколений, в благодарной памяти десятков народов навсегда останется бессмертный подвиг советского народа, спасшего мир от фашизма.

Празднуя годовщину великой Победы, мы снова и снова вспоминаем, какие суровые испытания выпали на долю нашей страны с той минуты, когда фашистские полчища вероломно, без объявления войны хлынули через наши границы.

Мы с вами потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. Сегодня мы поговорим о ВОВ в цифрах.

Победа над фашистской Германией и ее союзниками была одержана совместными усилиями государств антифашистской коалиции, народов, боровшихся против оккупантов и их пособников. Но решающую роль в этой вооруженной схватке сыграл Советский Союз.

Именно советская страна явилась самым активным и последовательным борцом против фашистских захватчиков, стремившихся поработить народы всего мира.

Итоги и последствия Великой Отечественной войны грандиозны по своим масштабам и историческому значению. Не «военное счастье», не случайности привели Красную армию к блистательной победе. Советская экономика в течение всей войны успешно справлялась с обеспечением фронта необходимым вооружением и боеприпасами.

Изучение событий Великой событий Великой Отечественной войны очень важно. Каждый из нас должен знать, какой ценой досталась Победа советскому народу и уважать подвиг наших соотечественников.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Враг внезапно, в один и тот же час нарушил границу от Баренцева моря до Черного. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Много горя принесла война и Валуйской земле. Более 6 месяцев хозяйничали здесь фашисты.

Война – это 4 года сражений. 1 418 бессонных дней и ночей. Более 27 млн. погибших. Это значит 22 человека на каждые 2 метра. Это значит 13 человек в каждую минуту. Было разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек. Страна потеряла 30% национального богатства.

Из города Валуйки и сел района в первые дни войны были призваны и ушли на фронт добровольцами более 2 тысяч человек. А с января 1943 года и до окончания войны в действующую армию включилось около 10 тысяч наших земляков. 

1 тур «Оружие Победы. Катюша»

С начала боевых действий активно развивалась советская реактивная артиллерия, представленная вначале БМ-13, получившей прозвище "катюша". Огневая мощь одного залпа дивизиона таких гвардейских минометов по силе равнялась залпу 12 тяжелых гаубичных полков калибра 152 миллиметра.

Задача. Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции? (Ответ: 1500)

Задача. Какой путь пройдет боевая ракетная установка «Катюша», двигаясь равномерно за 7 мин, если 1,8 км она проходит за 2 мин? (Ответ: 6,3)

2 тур «Оружие Победы. Танк»

Первый прототип Т-34 был изготовлен в январе 1940 года, второй — в феврале. Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, средние танки Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии и Чехословацкого корпуса, которые воевали против фашистской Германии.

Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).

ИСУ-152 — тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 6 ноября того же года. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии.

Задача. Немецкое командование на Курской дуге бросило в бой до 2770 танков и штурмовых орудий. С нашей стороны их ждали 3440 танков. Около 70 % танков составляли Т-34. Сколько Т-34 участвовали в битве? (Ответ: 2408) Задача. Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре 1942 – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?

(Ответ: 10,2)

Задача. Завод в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре 1942 – 765 танков. Какую часть выпуск танков в январе составляет от выпуска танков в декабре? (Ответ: )

Задача. Танк Т-34 ехал 1 ч по шоссе со скоростью 50 км/ч, потом 1,2 ч по грунтовой дороге со скоростью 38 км/ч. Какова средняя скорость танка на всем пути? (Ответ: 40) Задача. Танк Т-34, выехав из Курска к Прохоровке со скоростью 50 км/ч, добрался до места сражения за 2,5 часа. За какое время доберется до Прохоровки танк ИС-76, скорость которого равна 31,25 км/ч, если, встретив сопротивление на полпути к цели, ему пришлось возвращаться к Курску и начинать движение заново? (Считать, что на всем пути, скорость танка была постоянной) (Ответ: 8) Задача. Скорость танка Т–34-85 при 1700 об/мин. двигателя составляла 48,2 км/ч, и она возрастает пропорционально числу оборотов. Какова скорость танка при 1800 об/мин? (Ответ: 51)

Задача. В СССР с 1940 по 1945 годы было выпущено 56000 средних танков. Танков Т-34 было выпущено 60% от этого количества. Танков Т 34-85 было выпущено 40%. Сколько танков Т-34 и Т 34-85 было выпущено? (Ответ: 33600, 22400)

Задача. Максимальная скорость танка Т-34 54 км/час, скорость фашистского танка «Тигр» 45 км/ час. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, фашистские танки находятся от нее на расстоянии по шоссе 270 км, а наши - 297 км? (Ответ: успеют)

Задача. На каком расстоянии от советского воина находился немецкий танк «Пантера», если пуля БС-41, выпущенная солдатом из противотанкового ружья ПТРД со скоростью 1012 м/с, настигла танк через 0,5 с? (Ответ: 506)

3 тур «Оружие Победы. Самолеты»

В творческом соревновании конструкторских бюро, разрабатывавших в конце тридцатых годов новые истребители, большого успеха добился коллектив, которым руководил А.С.Яковлев. Созданный им опытный истребитель И-26 отлично прошел испытания и под маркой Як-1 был принят в серийное производство. По своим пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей.

В годы Великой Отечественной войны он неоднократно модифицировался. На его основе были созданы более совершенные истребители Як-1М и Як-3. Як-1М — одноместный истребитель, развитие Як-1. Создан в 1943 г. в двух экземплярах: опытный экземпляр N 1 и дублер. Як-1М был самым легким и маневренным истребителем в мире для своего времени.

Один из самых грозных боевых самолетов Второй мировой войны Ильюшин Ил-2 производился в огромных количествах. Советские источники называют цифру 36163 самолета. Характерной особенностью двухместного самолета ЦКБ-55 или БШ-2, разработанного в 1938 г. Сергеем Ильюшиным и его Центральным конструкторским бюро, была бронированная оболочка, которая составляла единое целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель, радиаторы и топливный бак.

На последнем году Второй мировой войны самолеты Ил-2 использовались польскими и чехословацкими подразделениями, летавшими совместно с советскими. Эти штурмовики оставались на вооружении ВВС СССР на протяжении нескольких послевоенных лет и чуть более длительное время в других странах Восточной Европы.

Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков.

В СССР с 1939 по 1945 годы было выпущено 71000 самолетов. Из них 53000 истребители, остальные бомбардировщики. Сколько процентов от общего количества составляют истребители и бомбардировщики?

Задача. В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1495 немецких самолетов, в то время как собственные потери составляли 460 самолетов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов. (Ответ: 3, 25)

Задача. В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики потеряли 480 самолетов, что составляло 30% потери немцев. Чему равна общая потеря самолетов? (Ответ: 2080)

Задача. В начале ВОВ в частях Красной Армии появились первые истребители ЯК-1, а затем их модификация ЯК-3. Через сколько времени ЯК-3, летевший со скоростью 650 км/ч, мог догнать фашистский бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 30 км и двигавшийся со скоростью 500 км/ч? (Ответ: 12)

Задача. Максимальная скорость советского истребителя военного времени «ЯК-3» 720 км/час, скорость немецкого истребителя «Мессершмидт-109» на 120 км/час меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км/час больше скорости другого истребителя «Фокке-Вульф 190-А». Найдите скорость немецких истребителей. (Ответ: 600, 570)

Задача. Истребитель ЯК-9, скорость которого 600км/ч, некоторое расстояние пролетел за 2ч .Какое время затратил бы на этот путь истребитель МИГ-3,скорость которого 640 км/ч. Ответ округлите до десятых. (Ответ: 1,9)

Задача. Скорость бронированного самолёта-штурмовика Ил-2 равна 440 км/ч. Какой путь преодолевал самолёт, если полёт продолжался 1ч 30 мин? (Ответ: 660)

4 тур «Оружие Победы. Артиллерия»

Большой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли советские артиллеристы. Недаром говорят, что артиллерия — это «Бог войны». Для многих людей символами Великой Отечественной войны остаются легендарные орудия — «сорокапятка», 45-мм орудие образца 1937 года, с которым Красная Армия вступила в войну, и самая массовая советская пушка времен войны — 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года ЗИС-3. Данное орудие в годы войны было выпущено огромной серией — более 100 тысяч единиц.

Задача. Советская артиллерийская промышленность за годы войны изготовила 351495 минометов, что в 4,5 раза больше, чем в Германии и в 1,5 раза больше, чем в США и странах Британской империи. Сколько минометов было выпущено неприятелем?(Ответ: 78110) Задача. Б М – 13 – боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)? (Ответ: 16)
Задача. Воздушные налеты на Москву продолжались 9 месяцев. Всего в налетах участвовало 7200 фашистских самолетов. Наши зенитки за это время сбили 1100 самолетов. Каков процент сбитых самолетов? Ответ округлить до десятых. (Ответ: 12,5)

5 тур «Блокада Ленинграда»

Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества – это блокада Ленинграда. Когда началась блокада, в Ленинграде оставалось более 2,5 миллионов человек.

Самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942г.г, когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолётами, а ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом.

Самым страшным испытанием был голод. В сентябре - ноябре 1941 г. нормы выдачи хлеба населению снижались 5 раз. Хлеб, который выпекался к тому же со значительной долей всяких примесей, был практически единственным продуктом питания.

Задача. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1кг? (Ответ 125). Одна такая «восьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжёлые дни блокады этого города.

Задача. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (Ответ: 1/24)

Задача.Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Ответ: 41,66)

Заключение

Изучение материалов о том, как создавались отдельные виды вооружения, помогает понять насколько великим был подвиг советских ученых, конструкторов и рабочих, трудившихся в тяжелых условиях войны.

Составляя задачи на основе изученных фактов, были применены математические методы: составление пропорций, умножение, деление, сложение, вычитание натуральных чисел.

Изучение периода Великой Отечественной войны имеет большое значение и вызывает гордость за нашу Родину.

Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего!

Спасибо за внимание!






4


Сохранить у себя:
Математическая викторина «Дорогами войны», посвященная 75-летию Победы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки