Учитель: Буханова Наталья Сергеевна.
Место работы: Горновская средняя общеобразовательная школа – филиал МБОУ «Троицкая СОШ №2»
Предмет: математика.
Класс: 8
Тема внеклассного мероприятия: «Математическая академия».
Тип урока: внеклассное мероприятие.
Цели мероприятия: - развить интерес к математике, познавательную деятельность учащихся, умение мобилизовать и применять все имеющиеся ЗУН при решении задач в нестандартной ситуации;
- развить логическое мышление, волю, эмоции;
- воспитывать чувство ответственности перед одноклассниками, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.
Оборудование: столы для команд, экран, тумба для ведущего, видеопроектор, мультимедийная установка, презентация, чистые листы, ручки, таблица с названиями команд и туров игры для жюри, грамоты.
Программно-методическое обеспечение:
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.
Алгебра: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2017.
Геометрия: Учеб. Для 7 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2015.
Структура мероприятия:
Организационный момент
Вступление
I ТУР. Разминка
II ТУР. Историческая справка
III ТУР. Один за всех и все за одного
И гра со зрителями
IV ТУР. Старинные задачи
V ТУР. Занимательная алгебра
VI ТУР. Удивительная геометрия
Игра со зрителями
Подведение итогов игры
Ход мероприятия
Организационный момент. Включает в себя подготовку к мероприятию: выбор и подготовка команд, состоящих из учащихся 8 классов (в каждой команде по 4 человека), подготовка слайд-шоу с заданиями, выбор помощников, жюри.
Правила игры. Игра включает в себя 6 туров, игру со зрителями. На каждый вопрос команды выбирают из предложенных вариантов ответов один правильный, либо решают задачи. Жюри учитывает верные ответы команд и полученные очки (за каждое верное задание – 1 балл) заносят в специальную таблицу результатов. После 3 и 6 туров жюри объявляет получившиеся результаты. По итогам 6 тура выбирается команда – победитель.
Вступление
Ученик открывает игру стихотворением «Слово о математике».
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Мы ведем сегодня речь
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Ведущий. Знаменитый французский учёный Блез Паскаль сказал слова, которые взяты эпиграфом нашего конкурса: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным»
Начинаем игру «Математическая академия». Надеюсь, что сегодня вы увидите как интересна и разнообразна математика. Может быть кто-нибудь заинтересуется ею больше и начнет заниматься этой наукой более серьезно.
Итак, в зал приглашаются команды игроков:
Команда: Знатоки,
капитан команды - __________________________________.
2) Команда: Мудрецы,
капитан команды - __________________________________.
Представление команд (девиз команды, пожелания соперникам)
(сообщаются правила игры)
После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы за каждый тур
I ТУР. Разминка
Каждая команда отвечает на вопросы. ( За верный ответ – 1 балл).
Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).
Сколько корней имеет уравнение =0? (1).
Кривая, являющаяся графиком функции у = (гипербола)
Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).
Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника (диагональ).
6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).
7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).
8. Нахождение корней уравнения (решение).
II ТУР. Историческая справка
Отвечает команда первой поднявшая руку.
1 вопрос. В какой стране родился великий математик древности Архимед?
1) Египет; 2) Древняя Греция; 3) Древний Рим
Ответ: 2500 лет назад в Древней Греции зародилась геометрия.
2 вопрос. Кто из математиков, родившись в Швейцарии, всю свою жизнь и талант отдал служению России?
1) Виет; 2) Эйлер; 3) Лейбниц
Ответ: Эйлер.
3 вопрос. В каком древнегреческом городе занимался научной деятельностью Евклид?
1) Эфес; 2) Александрия; 3) Афины
Ответ: Александрия – город на берегу Средиземного моря.
4 вопрос. Какой знаменитый человек, своеобразный «титан» эпохи Возрождения, фантастически разносторонняя и талантливая личность, ввел в математику знаки « + » и « - »?
1) Дюрер; 2) Леонардо да Винчи; 3) Микеланджело
Ответ: Леонардо да Винчи.
5 вопрос. Какой русский писатель любил сочинять задачи для маленьких детей?
1) Н. Гоголь; 2) Л. Толстой; 3) М. Лермонтов
Ответ: Л. Толстой, он создал школу для неграмотных детей, написал азбуку и был учителем в сельской школе.
6 вопрос. Кому принадлежит открытие этой формулы: ,
где с - гипотенуза прямоугольного треугольника, а, в - катеты прямоугольного треугольника?
1) Архимед; 2) Евклид; 3) Пифагор
Ответ: Пифагор. Вам известна знаменитая теорема Пифагора.
III ТУР. Один за всех и все за одного
На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару – карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик (Архимед)
Вызываются по 2 участника из команд. (За верный ответ – 1балл.)
| | | | | | |
| аh | аh | аh | ав | (а+в)h |
|
А | Р | Х | И | М | Е | Д |
И гра со зрителями
(В это время жюри подводит предварительные итоги за три тура и после игры со зрителями оглашает их).
Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолётах - голубые?
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рожденья он справил всего 25 раз. Как это могло случиться?
Экипаж, запряженный тройкой лошадей, преодолел за один час 15 км.
С какой скоростью бежала каждая лошадь?
У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
IV ТУР. Старинные задачи
1 вопрос. (Старинная русская задача) Некий человек купил аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна (ответ дать в рублях)? ( 1 алтын = 3 к., 1 р. = 100 к.)
1) 14 р.; 2) 12 р.; 3) 100 р
2 вопрос. (Задача из книги «Косс» Адама Ризе, XVI в.) Трое выиграли некоторую сумму денег.На долю первого пришлось этой суммы, на долю второго - , а на долю третьего - 17 флоринов. Как велик весь выигрыш?
1) 27 флоринов; 2) 29 флоринов; 3) 28 флоринов
3 вопрос. (Задача Бхаскары.) Из множества чистых цветков лотоса были принесены в жертву Шиве - третья доля этого множества, Висину - пятая,
Солнцу - шестая; четвёртую долю получил Бхавани, а остальные шесть цветков получил уважаемый учитель. Сколько было цветков?
1) 120; 2) 140; 3) 142
V ТУР. Занимательная алгебра
1. Устный счет.
(отвечает тот, кто первый поднял руку)
2∙42 = 32
= - 20
=
=
2 вопрос. Найдите решения уравнения:
1) 1; 2) (1; - 4); 3) нет решений
О твет:
3 вопрос. В кружках этого треугольника расставьте
все девять цифр так, чтобы сумма их на каждой
стороне составляла 20.
4 вопрос. По дороге вдоль кустов
Шло 11 хвостов.
Сосчитать я так же смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков:
«Сколько было петухов?»
1) 4; 2) 5; 3) 7
Ответ: РЕШЕНИЕ.
Пусть х - петухов, у - поросят.
х + у = 11,
2х + 4у = 30;
у = 11 - х,
2х + 4(11 - х) = 30,
2х + 44 - 4х = 30,
- 2х = - 14,
х = 7.
VI ТУР. Удивительная геометрия
Ведущий. Индийская притча:
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, его всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы?» - «Нет, повелитель, я смотрел на молоко».
Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим внимание участников команд.
1 вопрос. Указать подобные треугольники.
2 вопрос. Указать сколько осей симметрии имеет каждая из представленных фигур. (задания на готовых карточках, сдается жюри на проверку)
Ответ: равнобедренный треугольник – 1, равносторонний треугольник (правильный) – 3, прямоугольник – 2, ромб – 2, квадрат – 4, круг – 4.
3 вопрос. По данному чертежу решите задачу.
S - ?
[1) 30 см2; 2) 13 см2; 3) 15 см2]
Жюри подводит итоги игры, подписывает грамоты победителям.
Игра со зрителями
Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число, большее 2 и меньшее 3?
Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
Петух, стоя на одной ноге, весит 5кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?(5 кг)
От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый день по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).
Подведение итогов игры и награждение победителей грамотами
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в полете отличился?
Объявляются результаты, вручаются грамоты.
Ведущий. Школьные дни –
Быстры они,
К финишу мчатся как птицы.
Помни везде-
Помни всегда,
Что без труда
В учёбе побед не добиться!
Школьные дни –
Быстры они,
К финишу мчатся как птицы.
Помни везде-
Помни всегда,
Что без труда
В учёбе побед не добиться!
| Разминка | Историческая справка | Один за всех и все за одного | Старинные задачи | Занимательная алгебра | Удивительная геометрия | ИТОГО |
Команда Знатоки
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда Мудрецы |
|
|
|
|
|
|
|