Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии как фактор, способствующий улучшению психологической атмосферы и создающий устойчивый положительный эмоциональный фон на занятиях"

Здоровье наших студентов является неотъемлемой частью любого образовательного учреждения. Однако результаты этой деятельности зависят от цели ОУ и доступности различных средств для введения ЗС технологий. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Содержимое разработки

Здоровьесберегающие технологии как фактор, способствующий улучшению психологической атмосферы и создающий устойчивый положительный эмоциональный фон на занятиях


Добрый день уважаемые коллеги .Сегодняшнее занятие я хочу с настроя на предстоящую работу.

Психологический настрой «Цепочка дружбы»

Уважаемые коллеги! Сегодняшнюю встречу я хочу начать с Настроя на предстоящую работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы, единой команды»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

Здоровье наших студентов является неотъемлемой частью любого образовательного учреждения. Однако результаты этой деятельности зависят от цели ОУ и доступности различных средств для введения ЗС технологий. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Исследования института возрастной физиологии позволяют проланжировать педагогические факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся.

Факторы риска, которые влияют на здоровье студентов:

1. Стрессовая педагогическая тактика учителя;

Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая педагогическая тактика, поскольку стресс, испытываемый обучающимся из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Система окрика («Опять все тебя ждут!», «Опять ты не выполнил задание!» или «Ну что это за почерк!», «Ты опять не успел», «Совсем не стараешься», «Откуда таких понабирали»…) становится типичной и в конечном итоге приводит к сильнейшему стрессу.

  • Важно помнить, что авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, представляет серьезную опасность для психологического здоровья обучающихся.

  • Достаточно распространено в обучении и такое явление, как: формирование у учеников чувства вины. Сначала - стыдим перед всем классом – станет стыдно и исправится (возьмется за ум) – весьма сомнительный метод (изредка, но не столь часто) – подросток становится в демонстративную позицию.
    Преподаватели иногда тормозят мотивационную деятельность учеников, акцентируя внимание только на отрицательных сторонах их личности. Не развиты в достаточной степени средства развития мышления, опыт субъектов не включается в процесс обучения, формируется отрицательное отношение к последнему. Анализ конкретных примеров: «меня бесит школа - пишет в своем дневнике 16- летний подросток, завершивший свою жизнь, прыгнув с 9 этажа».

Результаты исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических рас­стройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным учителем (при прочих равных условиях обучения).

Однако ведущим стрессорным фактором в обучении является ограничение времени в процессе деятельности.  Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя обучающегося испытывать несостоятель­ность, недовольство взрослых и т. п. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и ин­тенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методи­кой обучения.

2. Интенсификация учебного процесса

Интенсификация учебного процесса идет различными путями.

Существенное увеличение учебной нагрузки в не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно- психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунным и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость и другие нарушения. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Отмечается тенденция к росту числа заболеваний нервной системы и органов чувств у обучающихся

Есть второй вариант интенсификации – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, и также к перегрузкам и утомлению… Микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимаются за лень и нежелание учиться .

3.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям студентов- которое вызывает повышенное напряжение, переутомление.  

Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в подростковом возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно - психических заболеваний. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения студентов.

4.Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса-

Еще одним фактором риска для обучающихся является сам преподаватель. Он может знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Учебному заведению необходим педагог, осознающий свою ответственность за эмоционально – комфортное развитие и здоровье обучающегося (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом есть необходимость) интересы подростка.

5. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья подростков

Опасность влияния ПФР усиливается и тем, что их воз­действие на рост, развитие и состояние здоровья детей про­являются не сразу, накапливаются в течение нескольких лет. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии фи­зического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор пока они не переходят в выраженную патологию. Поэтому родители должны проводить беседы о ЗОЖ

Причины введения здоровьесберегающих технологий в учебное заведение

  • перегруженность подростков информацией, приводит к накоплению усталости и снижению мотивации обучения

  • еще одна проблема,это низкая двигательная активность

  • всего 10% подростков относятся к числу здоровых

  • 50%- имеют хронические заболевания

  • 40% входят в группу риска


Все эти причины важны и требуют введения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Целью любой технологии можно определить совокупность методов, которые включают в себя различные инструменты. ЗСТ отличаются от других тем, что ее элементы необходимо вносить при использовании других технологий. ЗСТ это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся

здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе охватывают следующие направления:

  • организация образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований

  • ежегодная диспансеризация

  • двигательная активность(уроки физкультуры, динамические паузы, спортивно-массовая работа)

  • рациональное питание

  • формирование ценности здоровья ЗОЖ

  • служба психологической поддержки

  • своевременное выявление студентов с девиантным поведением

Я остановлюсь на некоторых ЗС технологиях

К психолого-педагогическим технологиям относятся:

  • снятие эмоционального напряжения

  • использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач(благодаря играм, игровых заданий можно раскрыть потенциал студентов, улучшить эмоциональное состояние обучающихся

  • создание благоприятного психологического климата на уроке-один из важных компонентов, комфорт урока

Одним из источников стресса в школьной жизни явля­ется жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родите­лями и школой, при которых страдающая сторона — подросток. 

  • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни- это не только санитарно технические нормы, но и объяснение ЗОЖ

  • комплексное использование лично-ориентированных технологий

это и проектная деятельность и дифференцированное обучение и те же игровые технологии. Ну, например при дифференцированном обучении студенты воспринимают информацию и выполняют задания того уровня к которому они принадлежат при этом, выполняя задания посильные им, тогда не будет стресса и мотивация к обучению не снизится. Студенты, которые посильнее выполняют соответственно свои задания, которые интересны им.В итоге выполняются всеми задания по масимуму.Всё это сказывается на эмоциональном настроении и здоровье учащихся.Что же нужно сделать преподавателю, чтобы внедрить ЗСТ?

Чтобы освоить и внедрить здоровьесберегающие технологии, преподаватель должен решить ряд задач:

во-первых, повысить квалификацию по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий- многие имеют большой опыт, но никогда лишним не будет обновление своих знаний, т.е. квалифицированно подходить к вопросу здоровьесбережения ,

во-вторых, пересмотреть методику преподавания и включить в нее сначала элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, а затем перейти полностью на данные технологии-приступы ЗОЖА бывают у нас у всех...сегодня мы бодры, делаем все и зарядку и ходим и бегаем, а на следующий день у нас все болит. Это к чему я веду..Если вы пришли на урок и использовали сразу все инструменты одновременно, то у учащихся будет противоположный эффект, они будут в шоке, им ничего не понравиться, потому что они раньше это не практковали. Да и вашего энтузиазма надолго не хватит. Поэтому берите себе в практику ЗСТ дозированно, т.е сегодня вы сделаете какоето задание, на следующем уроке вы какие то элементы модофицируете. Таким образом ЗСТ будут на протяжении всего вашего педагогического опыта.

в -третьих, проанализировать и скорректировать педагогические приемы и техники, определив их воздействие на здоровье обучающихся- не все технологии подходят определенным студентам

в- четвертых, содействовать формированию здоровьесберегающей образовательной среды, налаживая эффективное взаимодействие всех субъектов образования: преподавателей, обучающихся, родителей- проводить на собраниях беседы с родителями, чтобы они тоже говорили о значимости ЗОЖ, чтобы дома не сидели часами за компьютером и питались здоровой пищей. Все это нужно пропагандировать с умом, чтобы все участники образовательного процесса понимали важность нашей работы в этом направлении.

Основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

 Правило 1. Правильная организация урока.

Организация урока должно обязательно включать три этапа:

1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;

3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока — взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. 

Аудиальный канал. Направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах.

Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. 

Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам».

Это ведущие каналы...

. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что работоспособность у подростков имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей учащихся.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

(При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

  • 5-25-я минута — 80%;

  • 25-35-я минута — 60-40%;

  • 35-40-я минута — 10%.)

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Поэтому

Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Время начала физкультминутки выбирает сам преподаватель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть  включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Использование преподавателем психолого-педагогических технологий здоровьесбережения способствует правильной организации урока.

9.слайд

Выделены следующие условия, обеспечивающие реализацию ЗОТ:

  1. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к обучающимся. такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к подростковым недостаткам, – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

  1. Технологии развивающего обучения

Суть развивающего обучения состоит в том, что обучающийся не только усваивает конкретные знанияумения и навыки, он овладевает способами действий.

  Основная роль преподавателя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на мотивацию учебной деятельности, на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

3. Технологии проектирования и моделирования.

В настоящее время в учебном заведении требуются такие методы обучения, которые формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию ученика в обучении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении. Через проектную деятельность решаются и образовательные, и развивающие, и воспитательные задачи. У студентов формируется самостоятельность, творчество, коммуникативные качества.

4.Технологии игровых форм обучения.

  В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.

  1. Технология групповых форм обучения.

Элементы групповой работы, способствуют активизации познавательной деятельности учеников и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

  1.   Коммуникативная педагогическая техника учителя.

Перегрузка может возникнуть и от негативного отношения к изучаемому предмету, и от неудовлетворенности своим учителем. Благоприятный психологический климат на уроке – один из показателей успешности его проведения.

10 слайд

Инструменты (приемы) при использовании здоровьесберегающих технологий

1. – дифференциация заданий по объему и сложности. Обучение по методике здоровьесберегающих технологий возможно только в ходе личностного общения, при обучении каждого ученика на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

        2. –  организация деятельности обучающихся на уроке  различными формами обучения (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная). Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения.

3. перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий, которые должны содержать индивидуальную часть. Для этого обучающимся предлагается во время учебного занятия на основе самоанализа отмечать на полях в тетради вопросы, вызывающие у них затруднения или требующие повторения дома.

4. – чередование разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса у студента к изучаемому материалу и процессу обучения. Работа должна быть не только разноуровневой, но и разнохарактерной.

        Все перечисленные приемы составляют основу здоровьесберегающих технологий, а важнейший результат – снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Организация различных видов педагогической деятельности требует, чтобы преподаватель был творческой личностью, любил детей и свою работу, постоянно работал над собой, развивал технологичность и мастерство. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм, методов организации обучения, без ущерба для здоровья учащихся, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Кинезиологические упражнения.

И в заключении  мы с вами сделаем кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваше настроение!

«Ухо-нос-хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
































Сохранить у себя:
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии как фактор, способствующий улучшению психологической атмосферы и создающий устойчивый положительный эмоциональный фон на занятиях"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки