Абылкасова Лайля Дастановна Явленская СШ№3 им.А.Шажимбаева
Северо-Казахстанская область Есильский район
Явленская СШ№3 имени Аягана Шажимбаева- кинорежиссера
Мастер-класс
Тема: «Приёмы рефлексии учащихся на уроке».
Выступление на областном семинаре.
Провела: учитель русского языка и литературы
Абылкасова Л.Д
Тема: Приёмы рефлексии учащихся на уроке.
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Способствовать формированию понятия “рефлексия”. Дать представление о классификации рефлексии.Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Оборудование: плакаты, маркеры , стикеры .
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер – классе.
Тренинг « От сердца к сердцу». ( Цель: настроить на позитив)
Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке» Слайд 1
Я хотела бы начать своё выступление с китайской пословицей: «Если ты меня накормишь рыбой, я буду сыт один день, но, если ты меня научишь ловить рыбу, я буду сыт всю жизнь» Слайд 2
Как Вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы учителей). Хорошо!
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего,с рефлексией.
А что же такое рефлексия? Слайд 3 Вы все знаете прием «ЗХУ» пред вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните первую графу «Знаю» по данной теме и отложите пока в сторону.
В переводе с латинского « Рефлексия» обозначает « обращение назад».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию – как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают- самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Рефлексия бывает:
Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребёнком по результатом самооценки - почему выбран тот или иной уровень)
Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. ( « Смогли бы сделать , если бы с нами не работал … (имя), « Какую помощь в работе оказал …(имя)
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:Слайд
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других ).Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Слайд. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Используется в начале урока – установления эмоционального контакта с группой. В конце деятельности – выявления эмоционального состояния, степени удовлетворённости работой группы. Приёмы: Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально- художественное оформление ( картина, музыкальный фрагмент). Вопросы: Я почувствовал, что …, было интересно…, меня удивило…, своей работой на уроке я …, материал урока мне был …, мне больше всего удалось…, моё настроение…, заставил задуматься…
Рефлексия своей деятельности. Используется на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока - осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом. Ученик должен задуматься над такими вопросами: Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным? Провести такой вид рефлексии можно, использовав приём « лестница успеха». Ученик сам должен оценить на какой ступеньки он оказался в результате деятельности во время урока. Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька- у меня были проблемы; верхняя ступенька- мне всё удалось . Вопросы: У меня получилось…, я научился …, урок дал мне для жизни… В конце урока – оценить активность каждого на разных этапах урока
Рефлексия содержания учебного материала. Используется на этапе изучения учебного материала для выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношения к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Этот способ позволит учителю понять, насколько усвоен учебный материал. Приёмы: Заполнение таблицы « ЗУН. Можно предложить фразы: я познакомился…, было не просто…, я добился…, у меня получилось…, хотелось бы …,
Приемы рефлексии эмоционального состояния. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Слайд. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, (два прилагательных);
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами ( три глагола)
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы, к существительному из 1 строки.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
В результате такой рефлексии ученики сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность.
Каждый учитель сам решает как проводить рефлексию. Потому что это ваше творчество. Придумывайте новые методы, оценочные листы, рисунки. Всё это позволит Вам добиться больших результатов.
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников).
Работа в группах.
1 группа: Рефлексия своей деятельности.
2 группа: Рефлексия содержания учебного материала.
3 группа: рефлексии эмоционального состояния.
4 группа: Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
5 группа: Составьте синквейн по теме Мастер-класс.
Благодарю Вас всех. Проделали очень творческую и интересную работу.
Слайд. Рефлексия мастер-класс.
Я Вам раздам стикеры, можете написать ваше мнение о сегодняшнем мастер –классе, отзывы, предложения, это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе , а может и совсем не тронуло.
Уважаемы коллеги, хочу поделиться с Вами рецептом «Удачного дня»
«Берём день и хорошо очищаем его от зависти и ненависти, огорчений и жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полных ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, по отношению ко всем. Всю получившуюся смесь заливаем сверху Любовью! Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания.
Подавайте ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок. Удачного дня Вам, уважаемые коллеги.