Мастер-класс "Театральная деятельность в детском саду"

Цель мастер-класса - систематизация знаний педагоговпо организации театральной деятельности детей дошкольного возраста; демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.

Содержимое разработки



































Мастер – класс

«Театральная деятельность»

Для педагогов ДОУ


Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.


Актуальность:

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Цели мастер-класса:

Повышение  профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации. 

Задачи:

1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы  обучения основам сценического искусства

2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.

3.  Стимулировать к поиску выразительных средств  для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

4.  Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё

5.  Формировать  навыки импровизации.

6. Поощрение инициативы при создании образа


Оборудование: видео проектор, ноутбук

Раздаточный материал: Маски, мячи, карточки, жетоны – желтого и коричневого цвета, «бочонок».

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги!

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые…. Но всех их объединяет одна, и с моей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются всѐ меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Винкс, Барби, трасформеры, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу: помочь может театрально - игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования  одним  из основных принципов является:

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». ФГОС ДО определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Именно игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания ребенка.

Театрализованная деятельность – это вид игры. Она является одной из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей, которая пронизывает все режимные моменты, делает жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала личности ребёнка. В процессе театрализованной деятельности  дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа. У детей развивается творческое воображение, способность видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема, на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.

Цель: Знакомство с выразительными средствами в театральной деятельности.

1. Игра «Театральная разминка»

Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная»

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя,

Чтоб быть похоже на лису?

Или на волка, иль на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей:

изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора, и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(Жесты и конечно мимика)

Что такое мимика, друзья?

(Выражение нашего лица.)

Верно, ну, а жесты?

(Это движения).

Бывает, без сомнения,

Разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(педагог называет, а дети показывают в мимике настроение:

Грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас)

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(педагог называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял». «нет», «да».

Подошла к концу разминка

Постарались все сейчас.

А теперь сюрприз для вас!

Будем мы во все это играть!


I. Развитие мимики и пантомимы (позы и движения):

1. Упражнение «Изобрази настроение» (эмоции)

2. Мимическая игра « Передавалки».
Цель: учить использовать выразительную мимику, налаживание контакта.

Передай улыбку соседу (по кругу).
Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).
Передай хлопок (хлопки могут быть разные — о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение — хлопки могут передавать ритмический рисунок.
Передай «испуг».
Передай «страшилку»
Передай «смешинку».
Передай приветствие и т.д.
Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.


II. Жесты:

1. Игра «Дедушка Молчок»

Педагог от имени дедушки Молчок читает стихотворение и предлагает показать его содержание жестами.

Заинька-зайка, прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка. Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Длинные ушки, Приставляют ладошки к голове - «ушки» .

Быстрые ножки. Бегут на места. Движения повторяются.

Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка. Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Деток боится- Обхватывают себя руками,

Зайка трусишка. Изображая страх, «дрожат».

2. Игра «Что это за сказка?»

Дети делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе, которая находится в разных помещениях, педагог показывает иллюстрацию сказки («Колобок». «Репка») и предлагает ее изобразить пантомимически.

Педагог помогает детям в распределении и подготовке ролей, напоминая, что сказка будет выразительной и яркой, если будут найдены выразительные жесты и мимика, характеризующие героев и их действий.

КОЛОБОК;

ДЕД;

БАБКА;

ЗАЯЦ;

ЛИСА;

ВОЛК;

МЕДВЕДЬ

3. Игра-имитация:

Дети изображают деревья, ветер, листья на ветру, тающий снеговик….


III. Интонация:

Повторить слова, фразы с разными чувствами и интонацией (зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, со стыдом).

Найти нужную интонацию, например, успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить маму за подарок; поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть и т. д.

1. Тренировка интонации:

Новые тапки у моего Потапки - СКАЗАТЬ ОБЫЧНО, ВОПРОСИТЕЛЬНО, РАДОСТНО, КАК РОБОТ (НО-ВЫ-Е ТА-ПКИ.)

Фаина и Нина купили пианино.

Над мухой у деда вновь победа.

Попадает метко в пакет конфетка.

Кот рядом -СКАЗАТЬ ГРОМКО, ТИХО

Маленький кот; Теленок мычит -СКАЗАТЬ ВЫСОКИМ ГОЛОСОМ;

Старый кот; Бык мычит - СКАЗАТЬ НИЗКИМ ГОЛОСОМ;

Кот простудился - СКАЗАТЬ ХРИПЛЫМ ГОЛОСОМ;

Бык сердится - СКАЗАТЬ ГРОЗНЫМ ГОЛОСОМ


IV. Дикция:

Скороговорки и рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками)

Говорит попугай попугаю: я тебя попугай попугаю.

Попугай попугаю в ответ: попугай, попугай, попугай!

У Вани фантик,

У Фани бантик.

Топали мы топали, дотопали до тополя.

Дотопали до тополя, да ноги все оттопали.


Зачем нужны средства выразительности

Для актера - чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя - чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства.


ТЕАТР ЗАГАДОК

"- Прыгун-трусишка, хвост-коротышка, глазки с косинкой, ушки вдоль спинки, одёжка в два цвета: белая на зиму, серая на лето. (Заяц)

- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

- Рыжая, с пушистым хвостом, живу в лесу под кустом. (Лиса)

- Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (ЁЖ)

- Косолапый и большой спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд. Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)

По мере того, как дети отгадывают загадки, из сундука достаются шапочки зверей и надеваются детям на голову.

Вы все загадки очень быстро отгадали. Теперь вы настоящие артисты из театра драматизации и мы с вами можем сыграть сказку:

«ОСЕННИЙ ДИАЛОГ»

Медведь. По завалам , по оврагам шёл медведь хозяйским шагом

- Отвечайте, звери, мне Все готовы ли к зиме?.

Лиса-Да, - ответила лисица. Я связала рукавицы.

Рукавицы новые, мягкие, пуховые.

ЗаяцА у нас есть валенки, - отвечали заиньки.

Что нам вьюга да метель. Хочешь мишенька примерь.

Белка. - Смотрит белка из дупла: я орешков припасла

Высоко моё дупло, в нём и сухо и тепло.

Ёжик. Вылез Ёжик из листвы: - Про меня забыли вы.

Здесь, в кустах моя избушка. А в избе - грибов кадушка.

Медведь. Обошёл Медведь весь лес и в берлогу спать полез

Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.


III. Заключительная часть.

Несколько слов напоследок:

Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества, формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.




IV. Рефлексия.

Задание «Наполни бочонок».

Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча. Наш мастер-класс закончен. Благодарю всех педагогов за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о мастер-классе, я попрошу вас оставить свои впечатления от нашей встречи в творческой форме. Помогут мне в этом ваши жетоны.

Инструкция к жетонам.

Если вас заинтересовал мастер-класс – «добавьте ложку меда» в бочонок – положите желтый жетон.

Если не заинтересовал мастер-класс «добавьте ложку дегтя» в бочонок – положите жетон коричневого цвета.

Подведение итогов мастер-класса с помощью жетонов.


Спасибо за внимание!



Сохранить у себя:
Мастер-класс "Театральная деятельность в детском саду"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки