Мастер-класс: «Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков на уроках информатики»

Цели мастер – класса:

  • повысить мотивацию коллег к овладению рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе

Задачи мастер – класса:

  • познакомить коллег с понятием рейтинговая система оценивания
  • показать методику построения рейтинговой системы оценивания, совместными усилиями разработать рейтинговые шкалы.
  • мотивирование педагогов на использование рейтинговой системы оценивания,

наметить пути использования рейтинговой системы оценивания в собственной педагогической деятельности.

  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса

    Рассматривается рейтинговая система оценки успеваемости учащихся на уроках информатики

Содержимое разработки

Архицкая Лариса Михайловна,

учитель информатики,

МОУ ООШ с.Брянкустичи,

Унечского района, Брянской области


Мастер-класс: «Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков на уроках информатики»


Цели мастер – класса:

  • повысить мотивацию коллег к овладению рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе


Задачи мастер – класса:

  • познакомить коллег с понятием рейтинговая система оценивания

  • показать методику построения рейтинговой системы оценивания, совместными усилиями разработать рейтинговые шкалы.

  • мотивирование педагогов на использование рейтинговой системы оценивания,

наметить пути использования рейтинговой системы оценивания в собственной педагогической деятельности.

  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса


Используемые средства ИКТ (информационно- коммуникационные технологии):

  • Презентация выступления.

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор, экран.

  • Раздаточный материал


Ход мастер-класса

1. Организационный момент:


Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех.

Уважаемые коллеги! Я прошу Вас сесть поудобнее и ответить на приветствие хлопком после той фразы, которую посчитаете обращением именно к Вам.

  • Здравствуйте те, кто уже проснулся!

  • Здравствуйте те, кто к работе прикоснулся!

  • Здравствуйте те, кто способен любить!

  • Здравствуйте те, кто желает творить!

Спасибо, я рада, что вы все настроены на плодотворную работу.

Начать мне хотелось бы с небольшой восточной притчи (видео 50 секунд) Вопрос к видео: Как вы думаете, что ответил мастер своему ученику? (Все в твоих руках)

Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя

любимым, нужным, а главное – успешным.

  Сегодня, уважаемые коллеги, на данном мастер-классе также  все  в ваших руках, как эта бабочка,  если вам понравится мастер-класс  и вам пригодятся знания  о  данной системе оценивания  - это  для нас будет значить, что наши труды не напрасны.

Сегодня на первое место выходит проблема выбора эффективной оценочной системы учащихся.

Традиционная система оценивания в современной школе:

  • нет индивидуализации обучения: невозможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с его предыдущими результатами.

  • не способствует эффективному обучению, так как оценка не всегда является показателем успешности, результативности и мотивации учащегося.

  • оценивание ГИА-9 и ЕГЭ-11 (бальная система);

Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства накопительной оценки результатов обучения, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей.

Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок:

Какие накопительные системы оценок вы можете назвать?

  • мониторинг;

  • рейтинговое оценивание;

  • портфолио.


Рассмотрим рейтинговую систему оценки успеваемости учащихся на уроках информатики. У нас гости.

Что это такое?

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, первую графу, вторую графу «Знаю» по данной теме и третью графу «Хочу узнать»…и отложите. (Учителя заполняют таблицу) Коллеги, надеюсь, что смогу быть вам полезной в разрешении возникших вопросов.


Таблица для слушателей «Моя оценка мероприятия»

Понятия

Это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Какие ассоциации возникают у вас с понятием рейтинг?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рейтинг, рейтинговая система оценивания


 

 

 

Вопрос: рейтинг — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

  • Положительное

  • Отрицательное

  • Нейтральное

  • Не знаю


Какие ассоциации возникают у вас с понятием рейтинг?

Ассоциации к слову «рейтинг»

  • популярность

  • соревнование

  • высокий

  • показатель

  • рейд

При оценке качества образования на уроках информатики возникают проблемы связанные.

  • во-первых, с разным уровнем владения компьютерными технологиями (зависит от различной мотивации учащихся, также от возможности получать навыки работы на ПК дома).

  • во-вторых, с традиционным мнением, что информатика это только знание компьютерных технологий, а теоретическая часть курса учащимися во внимание не берется.

  • в-третьих, с разнообразием контрольных мероприятий: практические и лабораторные работы, устный опрос, письменные самостоятельные и контрольные работы, творческие проектные и исследовательские работы.

Накопленный опыт убедил меня, что из всех систем оценивания рейтинговая система позволяет более объективно оценить индивидуальные достижения школьников в учебной и внеурочной деятельности, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов. Именно эта система, позволяет полнее раскрыться ученикам, вызывает дух соревнования, повышает интерес к предмету, не вызывая зависти, поскольку все находятся в равных условиях с начала и до конца изучения предмета.

Применительно к рейтинговой оценке качества знаний учащихся рейтинг – рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся.

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения основана на учете накапливаемых оценок в баллах за выполнение различных работ и видов деятельности.


Рассмотрим свойства рейтинговой системы оценивания:

  • открытость (ученики должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять. Для выполнения этого свойства "таблица стоимости", или рейтинговый регламент должны быть доступны ученикам. Можно представить их в виде плаката и повесить в кабинете, можно сделать распечатки таблицы для каждого ученика.

  • при разноуровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются разным числом баллов.

  • «Таблицу стоимости» можно варьировать. Так, например, если педагог считает, что обучающимся необходимо больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить

  • использовать стимулирующую роль дополнительных баллов:

а) поощрять более быстрое выполнение заданий

б) поощрять более быстрое прохождение программы отдельными детьми.

в) поощрять обучающихся, оказывающих помощь другим и педагогу.


Важной проблемой, требующей внимания педагога, является проблема методически грамотного составления рейтинга.

Выделим этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся:

  • Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:

- отдельная тема или раздел;

- самостоятельный цикл лабораторных работ;

- индивидуальные домашние задания;

- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;

- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

  • Разработать оценочную шкалу по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

  • Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения.

  • Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент.

  • Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

  • Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.

  • Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.

  • Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.

В течение одного раздела за все виды учебной работы учащийся набирает баллы. Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого учащегося зависит от его «личной» суммы баллов и максимально возможной.

На первых уроках необходимо провести подготовку к введению рейтинговой системы оценки знаний с учениками, а через них – с родителями: рассказать о методике работы, о рейтинговой системе, оговарить каждый пункт «договора» (так условно названа памятка) и такой «договор» вывесить на стенд в кабинете, чтобы учащиеся в любое время еще раз могли с ним ознакомится. На первом же родительском собрании познакомить родителей учащихся с методикой работы по данной системе, рассказать о системе оценивания знаний.

Разработать систему «льготных» и «штрафных» баллов. Оговорить шкалу перевода рейтинговой системы баллов в традиционную систему оценок.

В журнал выставляются оценки по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по всему материалу на данный момент времени, т. е. оценка является итогом всей предыдущей работы. Это позволяет учащемуся систематически контролировать себя и при желании повысить свой рейтинг ещё задолго до окончания четверти или года.

Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу (отметку) путем наложения полученных баллов на заранее выбранную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.

Практическая часть

Текущая рейтинговая оценка по предмету складывается из оценок всех без исключения практикуемых видов учебной работы и контроля знаний.

Назовите виды работ, которые вы используете на уроках.

(заполнение индивидуального рейтингового листа по группам)

О. домашние задания, устные ответы на уроке, практические работы, контрольные работы, самостоятельные работы, рефераты, тесты и др.

Балы зарабатываются учащимися тремя основными способами: (раздаточный материал)

а) текущая работа на уроках

- полный ответ оценивается (за ответ идеальный, емко и полно раскрывающий поставленный вопрос);

- за очень хороший ответ, отличающийся от идеального лишь несущественными погрешностями;

- за хороший ответ, страдающий рядом несущественных погрешностей или одной- двумя существенными;

- за посредственный ответ с целым рядом замечаний, с серьезными нарушениями логики;

- за заведомо неудачный ответ при наличии представления о теме вопроса;

- за плохой ответ при наличии явного стремления разобраться в существе рассматриваемого вопроса;

- оценивается также работа учащихся с места, в зависимости от сложности вопроса;

1-2б

- отказ от ответа

б) сдача зачетов или написание контрольных работ, по темам изученным в течение полугодия.

в) отработка задолжности. 

Сегодня мы на практике попытаемся составить рейтинговую оценочную шкалу по основным видам деятельности, которую можно применять на уроках для фиксирования результатов в индивидуальном рейтинговом листе.

Примеры рейтинговых таблиц и шкал

При разработке оценочной шкалы используются следующие виды рейтинга:

  • стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний;

  • текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;

  • дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;

  • творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время

Рейтинговая оценочная шкала разрабатывается творческой группой учителей и используется на практике в течение нескольких лет

(работают с чистой таблицей «Рейтинг по видам учебной деятельности»)

Посмотрите что получилось у нас. (раздаточный материал)

Рейтинг по видам учебной деятельности

Вид рейтинга

Вид учебной деятельности.

Баллы.

Вид баллов.

стартовый рейтинг

Входное диагностирование.

до 30 баллов

Обязательные баллы.

Проверочная работа.

до 10 баллов

текущий рейтинг

Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа).

1-6 балла за урок

Решение дополнительных задач.

1-3 балла

Практическая работа.

5 - 10 баллов

Практикум.

5 баллов

Самостоятельная работа

5 баллов

Домашняя работа.

1-3 балла

дисциплинарный рейтинг

Тематический срез, тестирование.

5-15 баллов

Контрольная работа.

до 20 баллов

Зачетная работа.

до 20 баллов

творческий рейтинг

Сообщение, реферат.

до 10 баллов

Дополнительные баллы.

Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.)

5 - 10 баллов

Исследовательская работа

(проект, презентация)

30 - 50 баллов

Решение задач повышенной сложности.

5-10 баллов

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. (от уровня).

10-30 баллов


Вернемся к заполнению индивидуального листа, выберем раздел, по которому мы будем проводить рейтинговое оценивание, (у вас на столах один из разделом тематического планирования уроков алгебры, физики, информатики), пропишите темы уроков, проставьте по имеющейся шкале количество баллов по каждому виду деятельности, просчитайте максимальный балл по каждому виду деятельности, просуммируйте строку максимальный балл по каждому виду деятельности, это максимальное количество баллов, которое может набрать ваш учащийся по разделу. Посмотрите, что у меня получилось. (раздаточный материал)

Индивидуальный рейтинговый лист учащегося по определенному разделу, теме


Рейтинговый лист ученика (цы) 7 класса ________________________________


Тема (раздел): «Компьютер: устройство и программное обеспечение»




Рейтинговый балл

Домашработа

Текущие ответы

на уроке

Работа в тет-ради

Практ. работа

Самос работа

Конт-рольная работа

Тест

Зачет

Твор-ческая

работа

Рейтинговый балл

за урок

1-3

1-6

3

5-10

5

20

15

20

5-10


урока, тема урока

Дата

Не забудь выставить рейтинговые баллы за работу

на уроке в соответствующую графу!


1. Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти












2. Понятие ПО и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции












3. Пользовательский интерфейс. Самостоятельная работа.












4. Устройство персонального компьютера и его основные характеристики.

ПР №2: Подключение внешних устройств к персональному компьютеру












5. Файлы и файловые структуры.












6. Работа с файловой структурой операционной системы. ПР №3: Файловая система












7. Контрольная работа №2 «Первое знакомство с компьютером».












Макс. балл

169

21

42

21

20

5

20

30


10


Всего баллов












Итоговая оценка

« 5 » - 153 - 169 баллов

« 4 » - 128 - 152 баллов

« 3 » - 85 - 127 баллов


А теперь необходимо перевести рейтинговый балл в оценку для выставления в классный журнал. Воспользуемся таблицей (раздаточный материал)

Механизм конвертации оценки по дисциплине в оценку

по традиционной шкале


Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной

Оценка по дисциплине

по 5 балльной шкале


91% - 100%

5

76% - 90%

4

50 - 75%

3

Ученик может как повысить свой рейтинговый балл, так и потерять баллы. (раздаточный материал)


Начисление штрафных баллов

  • прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);

  • отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);

  • плохое поведение (минус 1 балл);

  • неготовность к уроку (минус 1 балл);

  • опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).

  • отсутствие тетради на уроке – 1 балл

  • списывание домашней работы – 1 балл

  • списывание во время контрольной работы – 1 балл

  • мобильный телефон на уроке – 1 балл

  • неаккуратное ведение тетради – 1 балл

Начисление дополнительных баллов


Содержание деятельности ученика для начисления дополнительных баллов 

Количество дополнительных баллов 

1. Участие в городских предметных олимпиадах:

1 место 

2 место 

0,8 

3 место 

0,6 

участие 

0,2 

2. Участие в школьных предметных олимпиадах:

1 место 

0,3 

2 место 

0,2 

3 место 

0,1 

3. Наличие рефератов, докладов, научных исследований по учебным предметам 

до 0,3 

4. Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов; оборудование учебных кабинетов, лабораторий 

до 0,3 

5. Разработка учебных игр, тестов, блок-схем, опорных сигналов и других дидактических материалов 

до 0,5 

6. Активное участие во внеурочной работе по предмету 

до 0,5 

7. Участие в городских и областных спортивных соревнованиях:

1 место 

2 место 

0,8 

3 место 

0,6 

участие 

0,2 

8. Участие в школьных спортивных соревнованиях:

1 место 

0,3 

2 место 

0,2 

3 место 

0,1 


Также можно посчитать рейтинг учащегося на конкретном уроке, просуммировав баллы за определенные виды деятельности.

Для удобства оценивания по четвертям, полугодиям, за год использовать следующие рейтинговые шкалы. (раздаточный материал)



Рейтинговая шкала по итогам четверти, полугодия.


Предмет

Информатика, разделы


№ п/п

Ф.И. учащегося

1

2

3

4

5

Всего баллов

1.








2.








3.










Как вы думаете, в чем преимущества рейтинговой системы оценивания? (работа в группах: первая группа – для учащихся, 2 группа – для учителя)


Таблица Преимущества бально-рейтинговой системы оценивания

"+" для учащегося

"+" для учителя

возможность распоряжаться своим временем самому

рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся

проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

стимулирования эффективного обучения

возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса



сравнивать уровень своих знаний с уровнем обеспечить более точную градацию оценки

знаний других учащихся уровня знаний по сравнению с

традиционной системой

вносить в течение четверти коррективы по

организации текущей самостоятельной

работы


Основные трудности введения рейтинговой системы на современном этапе


  • Невозможность перейти полностью на рейтинговую систему оценивания, приходится использовать ее наряду с традиционной.

  • Отсутствие единой системы рейтинга в школе (есть в отдельных УЗ). Система функционирует эффективно, если все предметы оцениваются на общих основаниях.

  • Трудность учета всех действий учеников (напрямую не относящихся к учебному процессу).

  • Отсутствие преемственности между разными УЗ и образовательными уровнями.

  • Трудоемкость процесса разработки рейтинговых шкал и ведения рейтингового учета.

У рейтинговой системы, как и в любом начинании, есть как преимущества так и недостатки.

Достоинства рейтинговой системы:

  • ученик в начале изучения модуля знакомится с тем, что он должен усвоить, в каком объёме, в какие сроки. Так же ему известно, что он должен уметь и знать после изучения модуля;

  • учитель наблюдает и координирует учебный процесс со стороны, таким образом вовремя выявляя трудности у учеников и оказывая индивидуальную помощь;

  • повышается посещаемость и дисциплина на уроках;

  • стрессовые ситуации по поводу получения неудовлетворительных оценок сводятся к нулю;

  • оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и ученика, т. к. каждый вид учебной деятельности предварительно оценён в некоторое количество баллов, существуют чёткие критерии оценки успеваемости.

  • незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Конечный итог определяется в виде суммирования всех набранных баллов, которые могут быть исправлены до начала подведения итогов.

  • стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.

  • процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.

  • дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.

Недостатки рейтинговой системы:

  • трудности учителя, связанные с изменением привычного стиля ведения уроков. Ведущая роль учителя преобразуется в направляющую и контролирующую.

  • на плечи учителя ложится большой объем подготовительной, консультативной и проверочной работы;

  • учащиеся, недостаточно мотивированные на учёбу очень затягивают со сдачей всех задолженностей, что мешает как работе учителя так и работе других учеников.



В результате применения рейтинга:

  • произошло снижение психологического стресса, связанного с получением неудовлетворительной отметки;

  • отсутствие негативной реакции у учащегося к оценке;

  • повысился шанс иметь отличную оценку для любого учащегося;

  • существенно возросла активность на уроке;

  • домашние задания выполнялись в полном объеме;

  • повысилось качество выполнения домашнего задания;

  • повысилась заинтересованность учащихся в приобретении более полных и обширных знаний по предмету;

  • повысилась заинтересованность учащихся, включая и слабых, в систематической работе на уроке и дома, а не от случая к случаю;

  • повысилось стремление быть первым элемент соревнования

  • сократилось до минимума количество пропущенных уроков .

Несмотря на то, что в моей деятельности практического опыта по применению рейтинговой системы ещё недостаточно, хочу отметить, что в данной технологии есть рациональное зерно в вопросах повышения компетентности учащихся и учителя.

Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создавать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Дети перестали испытывать страх перед опросом, раскрепостились, так как поняли, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возросла.

Давайте вернемся к нашей таблице-фиксации знаний, заполните, пожалуйста, последнюю графу «Узнал» (Учителя заполняют таблицу)

Таблица для слушателей «Моя оценка мероприятия»

Понятия

Это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Какие ассоциации возникают у вас с понятием рейтинг?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рейтинг, рейтинговая система оценивания


 

 

 


Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса (Притча о яблоках)

Проведём заключительную часть нашего мастер- класса. Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской.

Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа ? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.

Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо вам за хорошую работу. С вами было приятно работать. Благодарю за внимание





Сохранить у себя:
Мастер-класс: «Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков на уроках информатики»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки