Мастер-класс "Разноуровневое обучение на уроках русского языка и литературы: содержание и форма организации урока."

Такая технология организации учебного процесса, как разноуровневое обучение, предполагает разный уровень усвоения учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, а это дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Содержимое разработки

Разноуровневое обучение на уроках русского языка и литературы:

содержание и форма организации урока.

Толстых О.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея № 81

г. Новосибирска

Булаева Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея № 81

г. Новосибирска


Когда во время урока учитель слышит от одних учащихся «Я не могу! У меня не получается!», а от других - «А что дальше?», то понимает, что это проблема: как организовать работу на уроке, как адаптировать учебный процесс, чтобы каждый обучающийся имел возможность почувствовать себя успешным, чтобы научить всех и каждого с учетом его познавательных возможностей, способностей и интересов.

Именно дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления и берет во внимание индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Такая технология организации учебного процесса, как разноуровневое обучение, предполагает разный уровень усвоения учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, а это дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.

С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В 2015 году в среднее звено в лицее пришли дети 5-ых классов, которые обучаются по ФГОСам. По нашему мнению, такой подход к обучению (определение уровня обученности НБ, БУ, ПУ) усредняет ребят. В двух 5-ых классах, которые пришли в 2015 году, качество знания на конец 1 четверти составляло 42%-44%. По результатам работы психолого-педагогической службы была составлена справка, где указано, что в каждом из двух классов четко выражены 3 группы учащихся по способу обученности:

  • 1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития (20%, 22%);

  • 2 группа – обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития (45%, 47%);

  • 3 группа – обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития (35%, 31%).

И тогда были определены несколько педагогических задач, которые могут быть решены при внедрении разноуровневого обучения в работу:

  • Научить критически относиться к собственным познаниям

  • Научить самоанализу успехов и неудач.

  • Научить самостоятельно работать над своим образованием.

  • Научить анализировать собственные возможности в достижении цели.

  • Научить целеполаганию.

    • Воспитывать культуру общения, а для этого необходимо научить одних ребят помогать другим, других – научиться принимать помощь учителя и одноклассников;

    • Научить работать в группе, причем выполнять различные роли - руководить процессом, представлять результаты работы, адекватно относиться к замечаниям членов группы, класса и учителя

    • аргументированно высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает с твоим мнением.

С самого начала обучения нам необходимо было создать для каждого ребенка ОТКРЫТУЮ РАЗВИВАЮЩУЮ среду, дающую возможность проявить себя.

Кроме того, мы понимали, что педагог сегодня должен уметь, не теряя базиса фундаментальных знаний, давать в большом количестве метапредметные навыки, причем так, чтобы они объединялись в систему, где у каждого есть возможность развивать свой личностный потенциал, умение учиться на протяжении всей жизни.

Как у каждого ученика сформировать умение учиться? Как научить ребенка учить себя! Вот задача для учителя.

И в решении этой задачи особое место занимает дифференцированное обучение, которое обеспечивает эффективную педагогическую помощь учащемуся в совершенствовании его личности.

В 5-6 классах в лицее уроки русского языка ведутся по учебникам под ред. А.Д. Шмелева, уроки литературы по учебникам под ред. Б. Ланина.

Я хочу отметить, что в данных учебниках учебные задачи сформулированы с точки зрения разноуровневого подхода.

Сегодня будем говорить о тех формах работы, которые используем на уроках русского языка и литературы.

Например:

Для развития общеучебных действий: поиска и выделения необходимой информации, построения речевых высказываний в устной и письменной форме, «способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях» – на уроке по теме «Родной язык» можно предложить ученикам поработать над такими заданиями:

(«Русский язык 5 класс», ч. 1, гл. 1,):

упр. 3

1) Прочитайте высказывания русских писателей. Передайте основную мысль каждого высказывания своими словами.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, тои подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь)

2. Русский язык! Тысячелетия создавал на род это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд. (А.Н. Толстой)

3. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную пре лесть нашей земли. (К. Паустовский)

2) Какие выразительные средства, уже известные вам из курса литературы, использованы в этих высказываниях?

3) Найдите в высказывании К.Г. Паустовского образное выражение, которое можно заменить следующими: во всех подробностях, досконально, детально, до самой сути. Какое выражение вам нравится больше и почему?

4) Какая мысль объединяет все три высказывания писателей? Как они относятся к русскому языку? Напишите об этом три-четыре предложения.

Для тех, кому трудно составить предложения, можно предложить пересказать близко к тексту одно из высказываний по выбору учащегося.

Упражнение 4. Расскажите о своём отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы могли бы привести в качестве примера к высказыванию Н.В. Гоголя? и упражнение 5. Расскажите о поэте или писателе, произведения которого вы с удовольствием читаете, и постарайтесь объяснить почему – можно дать в качестве домашнего задания с пометкой НА ВЫБОР, чтобы дети могли воспользоваться дополнительной информацией, литературой при составлении собственного текста.

Таким образом, каждый ученик вовлечен в работу в соответствии с его способностями и умениями.

Значительное внимание уделяем устной форме речи на всех этапах работы. Аудиоприложение (в комплекте к учебнику) объединяет разные группы заданий. Аудиотексты позволяют демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы. Часть материалов аудиоприложения служит для развития умений разных видов аудирования (выборочного, ознакомительного, изучающего), формирования стратегий эффективного слушания.

Например:

Выборочное (5 класс Ч. 1 глава 1, п.8, упр. 48, стр. 31)


Ознакомительное (5 класс Ч. 1 глава 2, п.5, упр. 22, стр. 82)

Изучающее (5 класс Ч. 1 глава 1, п.8, упр. 48, стр. 31)

Многие задания аудиоприложения направлены на развитие навыков самоконтроля и самооценки, когда материалы учебника и аудиотекста предоставляют реальную возможность сравнивать свои действия и полученные результаты с эталоном и оценивать их на основе объективных данных, корректировать свои действия.

Например:

Наиболее эффективна и комфортна самостоятельная работа с аудиоприложением для учащихся при индивидуальном прослушивании текстов: в этом случае ученик может, если необходимо, послушать нужное слово, предложение, абзац неоднократно; установить подходящий для себя темп работы.

Для организации проектной и исследовательской деятельности по русскому языку в учебник включены проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Например:

(«Русский язык 6 класс», ч. 2, упр.82 на стр. 207)

Работа в паре. Просмотрите пословицы, связанные с числом.

В каких пословицах пропущено собирательное числительное, а в каких – количественное?

1.(…) одного не ждут. 2. Лук от (…) недугов лечит. 3. На одной неделе (…) пятниц. 4. Один добытый опыт важнее (…) мудрых поучений. 5. В гору-то (…) тащат, а с горы и один столкнет. (6) Рубить (…), а топор один. 7. Подчас и один стоит (…).

• Прослушайте пословицы (диск прилагается) и проверьте свои предположения.

• Подчеркните числительные и сочетания к ним как члены предложения.

• Могут ли собирательные числительные употребляться в предложениях самостоятельно?

• Посоревнуйтесь, кто больше вспомнит и запишет без ошибок пословиц и поговорок с числительными.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками одноклассника.

Большое внимание уделяем проектным заданиям. Например, можно предложить подготовить выступление для праздника славянской письменности на тему «Из истории букв русского алфавита».

Как можно поработать над проектом? Предлагаем разные способы выполнения проекта:

1) выполнить компьютерную презентацию,

2) найти в Интернете или в библиотеке репродукции картин художников и создать постер: наклейте скопированные или сфотографированные иллюстрации, сделайте надписи, указав названия картин, автора,

3) подготовить устное выступление по теме.

Как видим, в задании даны пути его выполнения, учитывающие индивидуальные особенности обучающегося.

На каждом уроке осуществляется группировка материала по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся, темпа выполнения работы.

Группы стараемся делать сменные, где участниками становятся дети с разным уровнем обученности, различной мотивацией. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Такая работа развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися.

Чтобы все участники успешно реализовали себя в группе, каждому ставится определенная задача: поиск информации, отбор и систематизация, фиксирование информации, поиск аналогии, представление проекта.

Всем детям интересны игровые формы работы.

Например: (5 класс Ч.2 глава 5 упр.126 стр. 102)

В учебнике есть рубрика «Лингвистическая кладовая». В ней представлен материал по углублению курса.

Например:


УМК по русскому языку под редакцией А. Шмелева, безусловно, позволяет сегодня учителю решать задачи современного образования. Но есть некоторые сложности в работе с учебником. Чтобы подготовиться к уроку, необходимо каждое упражнение проанализировать: какой материал отобрать для урока, тексты отдельных упражнений огромные, а задания незначительные. По отдельным темам очень мало упражнений на отработку правописания. Зато уделено много внимания на формирование метапредметных УУД.

Литературу мы изучаем по учебнику Б. Ланина, в котором нет внешней занимательности в изложении материала: нет персонажей-помощников и толкователей; нет игры в путешествие по литературной стране; нет готовых словесных интерпретаций изучаемых произведений, а есть обращение к ребенку, как к взрослому. Ребенку интереснее делать самому (в том числе и анализировать текст), чем читать о том, как это делают вымышленные авторами персонажи-помощники или маститые литературоведы. Ребенок учится воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст самостоятельно; понимать литературу как феномен духовной культуры; а это формирует гуманистическое толерантное сознание.

В учебнике содержатся варианты заданий разного уровня сложности, это ориентирует и учителя и учащегося на работу с текстом, требует осмысления жанровых особенностей произведения, заставляет задуматься над содержанием отдельных строк и образов, развивает эмоциональную сферу ученика.

Например, после изучения произведений можно найти такие рубрики с заданиями:

  • Внимательный ли вы читатель? – рубрика содержит ряд вопросов на знание текста

  • Творческое задание (на выбор)

  • Творческий проект

  • Обсудим вместе

  • Давайте поспорим

  • Выскажи свое отношение к прочитанному

  • Виртуальная кладовочка

Особенность учебника Ланина в том, что он настраивает обучающихся на диалог, формируется интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. Такой подход к изучению литературы позволяет преодолевать страх «я не то сказал». Ребята смело делятся своими мыслями после прочтения произведения, могут сравнивать героев произведения с персонажами фильмов или мультфильмов. Так формируется личность, способная оценивать себя и происходящее вокруг.

В своей педагогической деятельности стараемся сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся. Находимся в поиске разных средств, методов, приемов «подачи» материала, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его. А последнее время включаем в урок упражнения для повышения уровня развития психофизических функций, внутренней организации мышления.

Систематически стали использовать на уроке таблицу Шульте. На первый взгляд может показаться, что в этих упражнениях нет ничего особенного. Не надо ничего запоминать, не надо ничего считать, думать и так далее. Сиди себе, да находи циферки. Да, вроде не сложно, но те из вас, кто уже попробовал поработать с таблицами, столкнулись с самым первым «неудобством». Достаточно непросто удержать взгляд на центральном квадрате. Глаза сами собой двигаются в разных направлениях, чтобы разыскать нужное число.

Вот это и есть основная сложность, и основная ценность данного упражнения. НЕ ГЛАЗА ДОЛЖНЫ РУКОВОДИТЬ НАШИМ СОЗНАНИЕМ, А СОЗНАНИЕ ДОЛЖНО УМЕТЬ ВЛИЯТЬ НА РАБОТУ ГЛАЗ. Вот такая хитрость.

Нужно научить ребенка управлять своей головой, где «командный пункт» должен быть один – сознание. Этот метод учит оптимизировать свой взгляд.

В начальной школе учат только читать, а вот воспринимать информацию быстрее, этому внимание не уделяется.

То же самое и с запоминанием. Задавать домашнее задание, это дело привычное. Надо выучить то-то и то-то. А вот как учить, как сделать затраченное время минимальным, как управлять процессом запоминания? Об этом говорить не принято. Зубри и всё. Работа с таблицей Шульте как раз позволяет развивать эти процессы.

Вариантов работы с таблицей много, их можно видоизменять.

Традиционно: направляем свой взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, даём себе команду делать минимальные движения.

Включаем секундомер и начинаем поиск цифр от 1 до 25. Глаза, при этом должны совершать минимальные движения. Вся работа происходит именно в размытом спектре зрения.

Можно вместо цифр размещать в квадратики буквы алфавита и просить ребят на время собрать в правильном порядке алфавит. Используем уже полгода такое упражнение, и должны отметить, что с каждым разом скорость нахождения цифр и букв уменьшается. А когда ребенок видит свой результат, то он может оценить себя, увидеть свои успех, что формирует положительную мотивацию работы и на уроке.

Это упражнение своего рода гимнастика, зарядка для головы, позволяет поддерживать хорошую рабочую форму. Поэтому мы включаем это упражнение в начало урока.

Последнее время в таблицу Шульте шифруем тему урока или ключевое слово. Это работает на начальном этапе создания проблемы.

Разноуровневый подход в обучении позволяет осуществлять постоянный контроль за результатами работы как класса в целом, так и отдельных учащихся.

Мы убедилиась в том, что использование дифференцированного подхода способствует саморазвитию детского мышления, т.к. выполнение заданий, предложенных с учетом особенностей личности с одной стороны образует новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения новых, «неясных знаний», заставляет ребенка, поверившего в себя, искать выход из проблемной ситуаций, определять свой путь познания.

Методы и формы организации работы по формирование УУД на уроках русского языка и литературы позволяют учащимся этого класса быть успешными и на других уроках. Уже в 6 классе на конец 2 четверти процент качества знаний значительно вырос в каждом из классов – 66%, 70%. Увеличилась 2 группа по обученности, есть ученики, которые из слабоуспевающих смогли перейти на ступень выше.

На уроке мы крайне редко стали слышать «Я не могу!» и «Что дальше?», значит процесс обучения идет, значит технология разноуровневого обучения работает.




Сохранить у себя:
Мастер-класс "Разноуровневое обучение на уроках русского языка и литературы: содержание и форма организации урока."

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки