Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при изучении и закреплении нового материала.

Содержимое разработки

Мастер-класс

«Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии»


- Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда. Не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной. Сегодня предлагаю поговорить о смысловом чтении.

Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста

Вследствие того, что в современном мире наблюдается:

- снижение интереса к чтению благодаря широкому распространению видео- и компьютерной продукции;

- ограниченность круга чтения подростков с преобладанием развлекательной литературы;

- низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме на уроках необходимо уделять особое внимание развитию навыков смыслового чтения.

В чем же заключается цель смыслового чтения?

Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить полученную информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение на­выками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.

Учебник, по моему мнению, – не только источник знаний, но и важнейшее средство развития мышления учащихся, инструмент организации учебной деятельности на уроке. Современный школьник должен уметь пользоваться и другими источниками информации: энциклопедиями, словарями, сетью Интернет.

Работа с текстом включает в себя три этапа:

  • До чтения текста (предтекстовый)

  • Во время чтения теста (текстовый)

  • После чтения текста (послетекстовый)

Предтекстовый этап предполагает создание мотивации у учащихся к прочтению данного текста и развитие умения прогнозировать результат.

Приемы:

  • Мозговой штурм

  • Батарея вопросов: вопросы для припоминания

  • Рассечение вопроса

  • Глоссарий

  • Ассоциативный куст

  • Проблемные вопросы

Текстовый этап: этап самостоятельной переработки информации, впечатлений, в результате которых достигается понимание текста на уровне содержания.

Приемы:

  • Памятки на полях «Инсерт»

  • Чтение в кружок

  • Чтение про себя

  • Теоретическое экспресс-исследование

  • Прогнозирование: восстановление пропущенных слов

  • Чтение с остановками.

  • Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов.

  • Ответы на вопросы по тексту

  • Самостоятельная постановка вопросов к тексту(«Тонкие и толстые вопросы)

Послетекстовый - это этап самостоятельной переработки информации, впечатлений, в результате которых формируются умения применять усвоенные способы действий.

Приемы:

  • Составление схемы, кластера

  • Составление сравнительной таблицы

  • «Восстанови текст»

  • Исследование – соревнование на лучшую шпаргалку

  • «Верные и неверные утверждения»

  • «Лови ошибку»

  • «Инфо-карусель»

  • «Фишбоун»

Таким образом, технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам. Технология смыслового чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.

А теперь я предлагаю вам апробировать самостоятельно несколько приемов смыслового чтения на примере изучения темы «Внутренняя среда организма». Данная тема рассматривается в курсе 8 класса.

1 этап «Предтекстовый»

Прием «Ассоциативный куст» (строительный материал, сахара, животные и растительные и т.д.)

2 этап «Текстовый»

Прием «Чтение в кружок».

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. 

3 этап «Послетекстовый»

Прием « Инфо-карусель»

А теперь оцените свою деятельность на занятии. Напишите письмо самому себе, состоящее из 3-4 предложений. Как вы поработали сегодня, что получилось, в чем были затруднения. Начните со слова «Привет!», закончите пожеланиями себе.

________________, прочтите нам, пожалуйста, свое письмо. Может, еще кто-то желает? Спасибо!

Сегодня мы на практике убедились, что «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

У кого возникли вопросы или предложения?

Спасибо всем за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.



Сохранить у себя:
Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки