Мастер-класс на тему «Применение современных технологий на уроках русского (родного) языка».
Цель: Презентация опыта работы по применению современных технологий на уроках русского (родного) языка.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своем мастер — классе.
Ян Амо́с Комèнский писал « образование должно возбуждать интерес к знанию и охоту к учению».
1. Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
2. Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
3. Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?
Изучение темы «Развитие творческого потенциала учащихся» привели меня к тому, что работа по развитию дивергентного мышления должна иметь системный подход и реализовываться на всех уроках по разным предметам. Сегодня интеллектуальный прогресс сказывается не в простом наращивании объема знаний, а в развитии когнитивно - творческих способностей детей. В основе инновационного обучения лежит большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я используем в своей практике на уроках русского (родного) языка. Это:
- технология критического мышления (прием Кроссенс)
- технология концепта.
1. слайд 2
Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.
Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов".
слайд 3-4
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
слайд 5
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
слайд 6
Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.
Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блестит, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше... («Соловей» и «Огниво» - это сказки Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)
А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».)
В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».)
слайд 7
А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссенс, подумайте, с каким словом у вас возникают ассоциации?
Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
слайд 8
На каком этапе урока я применяю кроссенс?
слайд 9
2. А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую урока словесности под названием «Тайна слова». И второй метод, который я совсем недавно стала применять на своих уроках – метод концептов. В рабочей программе «Родной русский язык» 5-9 класса предусмотрено знакомство с понятием «концепты» как ключевых слов русской культуры, имеющих национально-историческую значимость. Изучение концептов позволяет органически соединить логические, интуитивные и образно-эмоциональные знания, поскольку концепт, по Степанову, создает условия для гармонизации информационного обмена между двумя полушариями.
Не стоит бояться допускать ошибки, страх перед неудачей сковывает наше познание. Поэтому, чтобы знать, как поступить в тот момент, когда у нас что-то не получается, как принять ошибку, мы поработаем с концептом «НЕУДАЧА».
• Какие чувства у вас возникают при мысли о неудачах? (разочарование, уныние, печаль, расстройство);
• Для толкования слова используем синонимический способ определения. Подберите тождественные по значению слова. (неуспех, поражение, провал, несчастье, крах, фиаско, злосчастье).
А теперь давайте составим словесный портрет нашего слова. слайд 10
1. Какая она? (по размеру и цвету)
2. Попробуем на вкус. Какая она?
3. Постараемся услышать неудачу. Что вы слышите?
4. А теперь потрогаем неудачу. Какая она на ощупь?
5. А какой у неудачи запах?
Обратим внимание, какую семантику несет слово НЕУДАЧА? (отрицательную или положительную). Отрицательную.
Давайте немного отвлечемся от работы над понятием и вспомним, что в современном мире главенствует идея, основанная на формировании смысла в процессе прочтения текста и размышления над ним. Поэтому понимание смысла текста, смысла слова может достигаться разрушением стереотипа по средствам введения парадоксальной ситуации.
слайд 11
Итак, уважаемые коллеги, я предлагаю вам парадоксальное словосочетание, оксюморон «СЧАСТЛИВАЯ НЕУДАЧА». Подумайте, что оно может означать?
Работа с намеренным сочетанием противоположных по значению понятий, с психологической точки зрения, является способом разрешения необъяснимой ситуации. Меняя точку зрения на понятие, человек выполняет достаточное количество мыслительных операций, расширяет границы сознания, границы смысла слова. Данная работа является предметом изучения психолингвистики.
Какие дополнительные сведения о понятии «Неудача» в свободную колонку вы можете внести?
А теперь для создания точного портрета понятия «Неудача» нам нужно помнить, что для каждой культуры «своих» и «других» характерен свой стереотип сознания. Поэтому я попрошу вас поработать с русскими и английскими пословицами и афоризмами, демонстрирующими свой взгляд на интересующее нас понятие. Расскажите нам, каково отношение к «Неудаче» у англичан и русских.
слайд 12
Русские пословицы
• Неудача ума прибавляет.
• Каждая неудача-назидание
• Полоса неудач может быть взлетной
• Неудача — это приправа, которая придает успеху его аромат.
Английские пословицы и афоризмы
1. It is a long lane that has no turning. – Длинна та дорога, где нет поворота
2. The roots of success are bitter, but the fruit is sweet. – Корни успеха горькие, зато фрукты сладкие.
3. Failure teaches success. – Неудачи учат добиваться успеха.
4. Мы добираемся до вершины чаще всего по обломкам наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи (Олкотт Л.).
Скажите, что получается, только ли отрицательную семантику имеет данное слово? Нет.
С учащимися мы проводили такую же работу. В конце занятия я предложила им создать небольшое речевое произведение. С этой же просьбой я обращаюсь и к вам, уважаемые участники группы.
слайд 13
Напишите, пожалуйста, небольшой текст из 4-5 предложений на основе цитаты из стихотворения А. Блока «Принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой привет!»
Хочу отметить, что синтезировать полученную информацию (понятийную и образную) о концепте в художественной лаконичной форме, а также в качестве средства художественного самовыражения, можно использую ПРИЕМ «СИНКВЕЙН», взятый из технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Дж. Стил, Ч. Темпл, и с 1997 г. известный в РОССИИ). Создайте, пожалуйста (задание части слушателей) синквейн.
слайд 14
1 слово (НЕУДАЧА)
2 прилагательных или причастия
3 глагола
Фраза, выражающая отношение автора к понятию (лучше 4 слова)
1 слово(синоним, обобщающий или расширяющий смысл понятия).
Уважаемые коллеги, я хочупровести дидактический анализ нашей деятельности.
Работа над понятием велась на основе ассоциативного, концептуального и культурологического подходов.
1. Для создания словесного портрета понятия был использован прием «ПЯТЬ ЧУВСТВ», который позволил обратиться к акустическим, обонятельным, вкусовым, осязательным и зрительным метафорам.
2. На этапе первичной проверки понимания использован метод агглютинации (счастливая неудача).
3. На этапе решения лингвокультурологических задач обратились к пословицам и афоризмам разных культур, дополнили представление о понятии.
4. На последнем этапе происходит создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество) + прием «СИНКВЕЙН».
Таким образом, путь к гармонии знаний и нравственности начинается со Слова, изучаемого как культурно - национальный феномен, как система смыслов, раскрывающая знания о мире и моделирующая поведение человека в нем.
слайд 15
«От культуры слова – к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры – к культуре моральных чувств и поступков», – так определял цель языкового воспитания выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
Работа в школе с концептами в полной мере способствует гармонизации знаний и нравственности, обретению школьниками свободы речевого самовыражения и смыслотворчества.