Мастер-класс "Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках химии"

Одна из задач современной школы формирование ключевых компетенций учащихся через экспериментальную и исследовательскую деятельность

Особенностью изучения школьного курса по химии является приобретение опыта химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту и воспитание убежденности в ведении здорового образа жизни

Школьный химический эксперимент способствует развитию познавательных и творческих интересов у учащихся, исследовательских навыков учащихся

Содержимое разработки

Мастер – класс по теме «Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках химии»



Без сомненья, все наши знания начинаются с опыта.

Иммануил Кант


Если учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимали химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю, то необходимо, чтобы химический эксперимент был на уроках одним из главенствующих.

Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.

Одна из задач современной школы формирование ключевых компетенций учащихся через экспериментальную и исследовательскую деятельность

Особенностью изучения школьного курса по химии является приобретение опыта химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту и воспитание убежденности в ведении здорового образа жизни

Школьный химический эксперимент способствует развитию познавательных и творческих интересов у учащихся, исследовательских навыков учащихся

Формы работы

  • Урок-исследование

  • Практическая работа

  • Лабораторный опыт

  • Домашний эксперимент

  • Научно-исследовательская работа

  • Подготовка учащихся к экспериментальному туру олимпиад

  • Использование ЭСО

Школьный химический эксперимент классифицируют на демонстрационный и ученический. В зависимости от цели и способа организации ученический эксперимент подразделяют на лабораторные опыты, практические занятия и домашние опыты.

Демонстрационный химический эксперимент – главное средство наглядности на уроке. Это определяется спецификой химии как экспериментальной науки. Поэтому эксперимент занимает одно из ведущих мест. Он позволяет не только выявлять факты, но и знакомить с методами химической науки. Демонстрационный эксперимент проводит, как правило, учитель. Хотя для развития большей мотивации учащихся очень хорошо бы несложный эксперимент проводить учащимися.

Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические работы. Дидактическая цель лабораторных опытов состоит в приобретении новых знаний, т.к. они проводятся при изучении нового материала. Практические работы обычно проводятся в конце изучения темы, и их целью является закрепление и систематизация знаний, формирование и развитие экспериментальных умений учащихся. По форме организации лабораторные опыты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.

Практические занятия делятся на два вида: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи.

Домашний химический эксперимент является одним из видов самостоятельной работы учащихся, имеющей большое значение как для развития интереса к химии, так и для закрепления знаний и многих практических умений и навыков. При выполнении некоторых домашних опытов ученик выступает в роли исследователя, который должен самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы. Поэтому важна не только дидактическая ценность этого вида ученического эксперимента, но и воспитывающая, развивающая.

С первых уроков изучения химии необходимо нацелить учащихся на то, что они будут выполнять опыты не только в школе, но и дома. В домашний эксперимент включают опыты, для выполнения которых не нужны сложные установки и дорогие реактивы. Используемые реактивы должны быть безопасными и приобретаться в хозяйственных магазинах или аптеках. Однако и при использовании этих реактивов необходима консультация учителя.

Предлагаемые опыты могут носить разнообразный характер. Одни связаны с наблюдением явлений (сливание растворов соды и уксуса), другие – с разделением смеси веществ, при постановке третьих нужно объяснить наблюдаемые явления, используя свои знания по химии. Включаются и экспериментальные задачи, при выполнении которых ученики не получают от учителя готовых инструкций по технике выполнения опыта, например экспериментально доказать наличие солей в питьевой воде.

Желательно, чтобы при проведении эксперимента присутствовали старшие члены семьи ребенка.

В 8 классе можно предложить следующие домашние эксперименты, как дополнительное задание. При изучении темы «Чистые вещества и смеси» эксперименты «Разделение смесей», «Хроматография на бумаге»; темы «Признаки химических реакций» эксперименты « Взаимодействие между веществами», «Химическая грелка».

В рамках недели естественных наук в школе проводятся традиционные внеклассные мероприятия по химии. Здесь предлагаются детям проведение домашнего эксперимента по теме «Занимательные опыты», например « Чернила для тайнописи», « Изготовление леденцов», «Съедобная свеча», « Несгораемая нить», «Танцующие бабочки», «Ныряющее яйцо» и другие. Цель домашнего эксперимента: приготовить занимательный опыт для химического вечера.

Такое знакомство с химией произошло у моей ученицы, которая сейчас является студенткой Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева, еще задолго до изучения этой науки в школе. Мама купила ей набор «Юный химик». Набор «Юный химик» дает возможность познакомиться с основами занимательной науки, используя самые обычные продукты, которые найдутся в любом доме: уксус, сахар, сода и т.д.

Для осуществления опытов не потребуется современная лаборатория, можно «химичить» прямо на кухне. Мы все знаем и любим аппетитные запахи, разлетающиеся по дому, когда бабушка или мама готовит пирог. Появление известных запахов и вкусов – не что иное, как результат химической реакции веществ при нагревании или охлаждении.

Следуя инструкции набора можно самостоятельно приготовить йогурт, сыр, мороженое, выращивать кристаллы. Из всего многообразия опытов она решила остановить свой выбор на самостоятельном приготовлении мыла. Для этого ей пришлось более подробно изучить состав и свойства мыла. И вот, что из этого получилось (смотри видео)


Мои ученики являются призерами и победителями научно-практических конференций. Работы обучающихся отличаются логическим изложением, убедительностью, достоверностью. Учащиеся не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают и «переоткрывают» их для себя.


Постановка учебных опытов по разделу «Неорганическая и органическая химия» предусмот­рена программой для 8-11 класса. Эксперимент занимает здесь зна­чительное место—около трети уроков курса 6 класса целиком или частично строится на материале опытов, описание которых при­водится в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу. Но можно организовать работу так, что обучающиеся более детально изучат данный вопрос и предоставят его в виде готовой исследовательской работы.


9 класс

«Химия красок»

«Исследование йода»

«Железо и его соединения с точки зрения химии и биологии»


10 класс

«Химия запахов»

«Изучение значения и свойств ферментов»

«Витамины с точки зрения биологии и химии»

«Содержание сои в продуктах питания, ее влияние на организм»

«Анализ содержания ионов железа в лекарственных препаратах и фруктах»

«Волосы – показатель красоты и здоровья»

«Натуральные индикаторы в химии»


Биология

«Влияние ионов тяжелых металлов на ферменты человека и растительные организмы»

«Многоликий вирус гриппа»

«Что влияет на жизнь: гены или окружение»

«Исследование образования крахмала в листьях зеленых растений»»

«Экология квартиры. Эко или евроремонт»

«Оценка экологического состояния придорожной территории проспекта Победы города Гая»

«Влияние антибиотиков на живые организмы»

«Модификационная изменчивость моего организма под действием диеты и физических упражнений»

«Применение генеалогического метода в изучении наследственных заболеваний»

Исследование почв на содержание тяжелых металлов химическими и биологическими методами»

«Аквариум – искусственная экосистема»


На базе МАОУ «СОШ №10» действует объединение «Мир моих интересов» от открытого молодежного университета г. Томска «Посвящение в исследователи».

Обучающиеся старших классов помогают учителю химии в организации внеклассных мероприятий в начальной школе (смотри видео)




Сохранить у себя:
Мастер-класс "Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках химии"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки