Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Презентация предназначена для учителей русского языка и литературы.

Содержимое разработки

Мастер- класс для учителей  «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы»    Подготовила Овчинникова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, pуководитель ШУМО учителей по индивидуальному обучению  МБОУ «Шахтерская средняя школа №19»

Мастер- класс для учителей «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы» Подготовила Овчинникова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, pуководитель ШУМО учителей по индивидуальному обучению МБОУ «Шахтерская средняя школа №19»

«Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выхода, кроме адаптации ее к информационному веку» - из выступления Д. А. Медведева на Форуме инновационных идей молодежи.

«Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выхода, кроме адаптации ее к информационному веку» - из выступления Д. А. Медведева на Форуме инновационных идей молодежи.

Как сделать урок русского языка, литературы интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над этими вопросами. Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только приобретение учеником определенных знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника к образовательной деятельности.

Как сделать урок русского языка, литературы интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над этими вопросами.

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только приобретение учеником определенных знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника к образовательной деятельности.

Что такое «инновация»? Инновация – (от латинского «innovation» – нововведение, изменение, обновление ) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Что такое «инновация»?

Инновация – (от латинского «innovation»нововведение, изменение, обновление ) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Основные направления  инновационной деятельности  В информационной области:  использование Интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ;  создание своей методической копилки «Педагогические идеи».   В диагностико-прогматической области:  диагностика информационных потребностей учащихся;  диагностика сформированости ключевых компетенций.   В области повышения квалификации:  участие в методических выставках, конференциях, вебинарах,  посещение лингвистических семинаров.

Основные направления

инновационной деятельности

В информационной области: использование Интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ; создание своей методической копилки «Педагогические идеи». В диагностико-прогматической области: диагностика информационных потребностей учащихся; диагностика сформированости ключевых компетенций. В области повышения квалификации: участие в методических выставках, конференциях, вебинарах, посещение лингвистических семинаров.

Основные направления  инновационной деятельности    В области содержания образования:  дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;  освоение инновационных педагогических технологий.  В инновационной и экспериментальной области:  работа в творческих группах учителей;  опытно-экспериментальная работа «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы».

Основные направления

инновационной деятельности

В области содержания образования: дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения; освоение инновационных педагогических технологий. В инновационной и экспериментальной области: работа в творческих группах учителей; опытно-экспериментальная работа «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы».

Цели:

Цели:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • развитие различных типов мышления;
  • формирование качественных знаний, умений и навыков.
Задачи:

Задачи:

  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • включение учащихся в креативную деятельность;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.
Принципы:

Принципы:

  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • использование наглядности.
Метафоризация Одной из разновидностей инновационного обучения русскому языку является его метафоризация. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания.

Метафоризация

Одной из разновидностей инновационного обучения русскому языку является его метафоризация. Метафоричность мышления активизирует эмоциональную память и сам процесс познания.

Приемы: синквейн;  дидактическая игра;  работа с тестами;  нетрадиционные формы домашнего задания.

Приемы:

  • синквейн;

  • дидактическая игра;

  • работа с тестами;

  • нетрадиционные формы домашнего задания.

СИНКВЕЙН  СИНКВЕЙН  – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙНмалая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

СИНКВЕЙНкороткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙН

  • Обогащает словарный запас.
  • Подготавливает к краткому пересказу.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Получается у всех.
Правила написания синквейна: 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Правила написания синквейна:

1 строкаодно слово – название стихотворения, обычно существительное.

2 строкадва слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строкатри слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

4 строкачетыре словапредложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строкаодно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА имя существительное имя прилагательное имя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы.

ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

имя существительное

имя прилагательное

имя прилагательное

глагол

глагол

глагол

Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.

Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы.

Нетрадиционные  уроки: 1 . Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

Нетрадиционные уроки:

1 . Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.  3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок Мудрости, «Откровение», урок-блок, урок-«дублер» «Начинает действовать» и др.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок Мудрости, «Откровение», урок-блок, урок-«дублер» «Начинает действовать» и др.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «Живая газета», устный журнал. Урок -диспут

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «Живая газета», устный журнал.

Урок -диспут

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-путешествие.
  • 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-путешествие.

Путешествие по стране «Лексика»

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый Совет.
  • 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый Совет.

«Защитник» неологизмов.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, «Посиделки».

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, «Посиделки».

8. Интегрированные уроки.

8. Интегрированные уроки.

Лексический диктант

Лексический диктант

Типы домашнего задания:

Типы домашнего задания:

  • Творческая работа.
  • Лингвистическое исследование текста.
  • Инсценировка художественного произведения.
  • Исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу).
  • Создание самостоятельных литературных произведений различных жанров.
  • Продолжение неоконченных произведений.
  • Подготовка словарных диктантов.
  • Составление конспекта, опорных таблиц.
  • Презентации (обзор героев произведения, биография писателя).
  • Письмо по памяти.
Юмористическая Улыбка картинка Психологический настрой на урок Моделирование «Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия) Музыкальная минутка Загадки-шутки Физкультминут- ки

Юмористическая

Улыбка

картинка

Психологический настрой на урок

Моделирование

«Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)

Музыкальная минутка

Загадки-шутки

Физкультминут- ки

Мультимедийная презентация-тренажёр «Правописание парных звонких и глухих согласных» Б - Г З П - - К Д С - В - Т Ж Ф - Ш

Мультимедийная презентация-тренажёр «Правописание парных звонких и глухих согласных»

Б

-

Г

З

П

-

-

К

Д

С

-

В

-

Т

Ж

Ф

-

Ш

1. Правила пользования презентацией Органы управления Действия  Вид курсора находящегося на активном элементе управления. Выбор элемента осуществляется щелчком левой кнопки манипулятора «Мышь».  Кнопка для выполнения основной работы со слайдами презентации, включая и переход на следующую страницу  Кнопка для возврата на лист «Содержание»  Кнопка для завершения работы с презентацией

1. Правила пользования презентацией

Органы управления

Действия

Вид курсора находящегося на активном элементе управления.

Выбор элемента осуществляется щелчком левой кнопки манипулятора «Мышь».

Кнопка для выполнения основной работы со слайдами презентации, включая и переход на следующую страницу

Кнопка для возврата на лист «Содержание»

Кнопка для завершения работы с презентацией

2. Правило проверки звонких и глухих согласных  Подберите однокоренное слово или измените его так, чтобы  после согласной буквы стояла гласная. У З У З О К К И Й Для работы со слайдом периодически нажимайте на зелёную кнопку П Р У Д П Р У Д Ы М О Л О Т Ь Б А М О Л О Т И Т Ь П Р У П Т Р У Т И К

2. Правило проверки звонких и глухих согласных

Подберите однокоренное слово или измените его так, чтобы

после согласной буквы стояла гласная.

У

З

У

З

О

К

К

И

Й

Для работы со слайдом периодически нажимайте на зелёную кнопку

П

Р

У

Д

П

Р

У

Д

Ы

М

О

Л

О

Т

Ь

Б

А

М

О

Л

О

Т

И

Т

Ь

П

Р

У

П

Т

Р

У

Т

И

К

3. Найди 11 предметов, в названиях которых стоят сомнительные согласные и выбери нужную букву Т П Р О В О Д З Д П П А Р О В О З С С Т О Л Б Б П Г Д У Б З С Т О Г Б Г К Г Р У З Б Е Р Е Г С К З П О В О З К А Г С Д Л У Г И З Г О Р О Д Ь К Т Д Л О Ш А Д Ь Т

3. Найди 11 предметов, в названиях которых стоят сомнительные согласные и выбери нужную букву

Т

П Р О В О Д

З

Д

П

П А Р О В О З

С

С Т О Л Б

Б

П

Г

Д У Б

З

С Т О Г

Б

Г

К

Г Р У З

Б Е Р Е Г

С

К

З

П О В О З К А

Г

С

Д

Л У Г

И З Г О Р О Д Ь

К

Т

Д

Л О Ш А Д Ь

Т

4. Вставь в предложение пропущенное слово п л о т  Вниз по речке плывёт ______. Начните работу с нажатия на зелёную кнопку п л о д  В саду на груше висит ______. П Л О Т П Л О Т П Л О Д П Л О Д

4. Вставь в предложение пропущенное слово

п л о т

Вниз по речке плывёт ______.

Начните работу с нажатия на зелёную кнопку

п л о д

В саду на груше висит ______.

П Л О Т

П Л О Т

П Л О Д

П Л О Д

6. Помоги ёжику собрать грибы Б П Г Е Р Б Б П С Т Е П Ь Вставьте необходимые буквы в слова.   Для начала нажмите на зелёную кнопку. Б П Х Л Е Б Б П Т У Л У П Б П С У Г Р О Б П Б Г О Л У Б Ь

6. Помоги ёжику собрать грибы

Б

П

Г Е Р Б

Б

П

С Т Е П Ь

Вставьте необходимые буквы в слова.

Для начала нажмите на зелёную кнопку.

Б

П

Х Л Е Б

Б

П

Т У Л У П

Б

П

С У Г Р О Б

П

Б

Г О Л У Б Ь

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание безударных гласных

в корне слова

Содержание 1. Правила пользования презентацией 2. Правило проверки безударных гласных в корне слова 3. Правописание безударной гласной «ё» в корне слова 4. Стихи о правописании безударных гласных в корне слова 5. Вставь пропущенную букву 6. Выбери проверочное слово 7. Исправь ошибки 8. Безударные гласные в пословицах 9. Волшебная яблоня 10. Собери пирамидку 11. Список источников основного содержания 12. Список источников иллюстраций 13. Выход

Содержание

1. Правила пользования презентацией

2. Правило проверки безударных гласных в корне слова

3. Правописание безударной гласной «ё» в корне слова

4. Стихи о правописании безударных гласных в корне слова

5. Вставь пропущенную букву

6. Выбери проверочное слово

7. Исправь ошибки

8. Безударные гласные в пословицах

9. Волшебная яблоня

10. Собери пирамидку

11. Список источников основного содержания

12. Список источников иллюстраций

13. Выход

Правило проверки безударных гласных в корне слова П л я с а т ь П л я с к а П л я с 1. Определить корень слова 2. Подобрать однокоренное слово, с ударением на проверяемую гласную

Правило проверки безударных гласных в корне слова

П л я с а т ь

П л я с к а

П л я с

1. Определить корень слова

2. Подобрать однокоренное слово, с ударением на проверяемую гласную

Стихи о правописании безударных гласных в корне слова С о сна, в о да, д е ла, тр а ва —   проверить надо все слова.   Безударный гласный — стоп!    Писать опасно!   Слуху вы не доверяйте —   Удареньем проверяйте:  с о сны, в о ды, тр а вы, д е ло, а теперь пишите смело. Безударный хитрый гласный:   Слышим мы его прекрасно,   А в письме какая буква?   Здесь поможет нам наука:   Гласный ставь под ударенье ,   Чтоб развеять все сомненья!

Стихи о правописании безударных гласных в корне слова

С о сна, в о да, д е ла, тр а ва —  проверить надо все слова.  Безударный гласный — стоп!   Писать опасно!  Слуху вы не доверяйте —  Удареньем проверяйте: с о сны, в о ды, тр а вы, д е ло,

а теперь пишите смело.

Безударный хитрый гласный:  Слышим мы его прекрасно,  А в письме какая буква?  Здесь поможет нам наука:  Гласный ставь под ударенье Чтоб развеять все сомненья!

Вставь пропущенную букву 1. Начните работу с нажатия на кнопку  2. Выберите клавишу с недостающей в слове буквой 3. Для перехода к следующему заданию нажмите кнопку Проверочное слово В О Д А В О Д Ы А О И Е Я

Вставь пропущенную букву

1. Начните работу с нажатия на кнопку

2. Выберите клавишу с недостающей в слове буквой

3. Для перехода к следующему заданию нажмите кнопку

Проверочное слово

В О Д А

В О Д Ы

А

О

И

Е

Я

НЮША ЛОСЯШ БАРАШ КАР КАРЫЧ Различай Звуки С-Ш Выбери, с кем ты хочешь поиграть и щелкни по картинке. КОПАТЫЧ

НЮША

ЛОСЯШ

БАРАШ

КАР КАРЫЧ

Различай Звуки С-Ш

Выбери, с кем ты хочешь

поиграть и щелкни по картинке.

КОПАТЫЧ

Если в названии животного Помоги Лосяшу рассадить пассажиров в вагончики. есть звук ш, щелкни по букве Ш . Если в названии животного есть звук с, щелкни по букве С . Нужна помощь ? Щелкни по картинке с животным. Ш С

Если в названии животного

Помоги Лосяшу рассадить пассажиров в вагончики.

есть звук ш, щелкни по букве Ш .

Если в названии животного

есть звук с, щелкни по букве С .

Нужна помощь ? Щелкни по картинке с животным.

Ш

С

Нужна помощь ? Щелкни по картинке с животным.  Ш С

Нужна помощь ? Щелкни по картинке с животным.

Ш

С

Электронный тест  «Писатели-природоведы» для обучающихся 6 класса

Электронный тест

«Писатели-природоведы»

для обучающихся 6 класса

Кто автор произведения? «Осенний день в берёзовой роще»  Г. Скребицкий В. Бианки И. Тургенев Молодец!

Кто автор произведения?

«Осенний день в берёзовой

роще»

Г. Скребицкий

В. Бианки

И. Тургенев

Молодец!

Кто автор произведения? «Cентябрь» В. Бианки И. Тургенев Е. Носов Молодец!

Кто автор произведения?

«Cентябрь»

В. Бианки

И. Тургенев

Е. Носов

Молодец!

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Сохранить у себя:
Мастер-класс "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки