Мастер-класс « Эффективные методы и приемы при работе с текстом на уроках русского языка »

обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Содержимое разработки

Мастер-класс « Эффективные методы и приемы при работе с текстом на уроках русского языка »

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с текстом;

-       прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов;

-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).I.  Мотивация учения

Прием «Яркое пятно».

- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

II. Постановка педагогической проблемы

Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Новые ФГОС декларируют  необходимость формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.  Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». В жизни постоянно возникают ситуации, когда нужно написать какой-нибудь текст. Это может быть и сочинение в школе, и письмо другу, и сообщение в Интернете, а может быть рассказ или статья. Каждый начинающий автор знает: совсем не просто писать так, чтобы получилось понятно и интересно. Но этому можно научиться. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности, приемов работы с текстом:


- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- комплексный анализ текста;

- реконструкция текста;

- «диктант значений»

- синквейн;

- поэтическая разминка;

- прием «фишбоун»;

- прием «ассоциативный куст»;

- прием «рисуем словами»;


III . Активные методы обучения

На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения. Остановимся более подробно на исследовательском и проблемном методе. При использовании данных методов деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

Проблемное обучение находит широкое применение в процессе обучения русскому языку. Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы. Проблемная ситуация – это преднамеренно созданное учителем познавательное затруднение, вызывающее познавательную потребность, интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта. Проблемная ситуация связана с умственным затруднением, с «озадачиванием». Являясь начальным этапом процесса мышления, она возбуждает мысль, показывает важность изучаемого материала, вызывает активное желание работать (если проблема «принята» учащимися), в конечном итоге облегчает запоминание учебного материала.

Проблемное обучение предполагает:

1) создание проблемной ситуации, т.е. такой объективной учебной ситуации, которая приводит к противоречию между знанием и незнанием (учащиеся осознают недостаток имеющихся у них знаний для решения данной проблемы);

2) возникновение в мышлении учащихся проблемного вопроса и его формулировка как познавательный результат осмысливания учащимися проблемной ситуации;

3) поиск решения проблемы;

4) решение проблемы и проверка.

В процессе решения проблемных задач школьники добывают новые знания в результате собственного поиска. Это свидетельствует о высокой степени осознанности и прочности имеющихся у них знаний. Проблемные ситуации учитель создает сам по ходу учебного процесса или заимствуют из пособий (примеры проблемных задач можно найти в пособии Т.В. Напольновой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»). Познавательные задачи могут быть различны: от анализа небольших текстов до заданий на длительное изыскание (история слова или фразеологического оборота, анализ языка писателя).

Итак, проблемный метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся – это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания.

Содержание исследовательской деятельности – это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений – коммуникативных, логических, информационных, организаторских. Исследовательская деятельность включает в себя:

  • постановку проблемы;

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

  • оценку результатов;

  • собственные выводы.

Формы исследовательских заданий учащихся при обучении русскому языку могут быть разнообразны: мини-сочинение, сочинение, практикум, доклад, реферат, публичное выступление, защита проекта, составление кроссворда, викторины, сценария, а также сборника задач и упражнений и др.

Одной из форм исследовательской деятельности является технология проектов, или метод проектов. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных, речемыслительных и коммуникативных умений.

Учебный проект – это результат деятельности учащихся в рамках исследовательской деятельности и, конечно, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и навыки, а именно учить:

  • исследованию;

  • целеполаганию и планированию деятельности;

  • поиску и отбору информации и усвоению необходимого знания;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, обобщению);

  • представлению результатов своей деятельности.

Как видим, исследовательская и проектная деятельность школьников позволяет решить ряд актуальных для современного педагогического процесса задач, в том числе позволяет на практике применить полученные знания и умения.


IV. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы



  1. Реконструкция текста. Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

  1. Прием «Восстановление деформированного текста»

Этот прием помогает формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, работать над осознанием связи между предложениями в тексте, устранять однообразие синтаксических конструкций и речевых повторов.

  1. Прием «Ассоциативный куст»

Это один из основных приемов работы с информацией до чтения. Данный прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

  1. Прием «Лингвистическая сказка»

Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями.

  1. Прием «Рисуем словами»

Если нам нужно передать словами, как выглядит вещь, растение, животное, помещение, картина природы, человек, значит, мы должны создать словесное описание. Прием «рисуем словами» способствует развитию связной речи детей и пополнению словарного запаса.

  1. Прием «Диктант значений»

Прием экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку.

Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.

  1. Прием «Синквейн»

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.



V. Подведение итогов мастер-класса.

- Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста  главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.

Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:

●     экономии времени;;

●     глубине погружения в учебный материал;

●     повышению мотивации обучения;

●     расширению возможностей урока;

●     интегративному подходу в преподавании.

●     возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

VI. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.


БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.


УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.


СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.


БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.


МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.



VII . Спасибо за внимание.


VIII. ПРИЛОЖЕНИЕ.



















Задание 1 группе.

Реконструкция текста.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в котором  некоторая информация оказалась утраченной.

Задание 1: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений.

а)

Текст – это связанное … на определенную …

В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …



б)

Основные признаки текста

  1. Единство… текста

  2. Наличие… мысли текста

  3. Относительная…. текста

  4. Определенный…предложений

  5. …связь предложений в тексте.













Задание 1 группе.

Прием «Восстановление деформированного текста»

После изучения в 7 классе темы «Причастие» и «Деепричастие» предлагается исправить «испорченный» текст.

Задание 2: Прочитайте «испорченный» текст. В нем выделено самое главное. Где нужно, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя причастные и деепричастные обороты. Запишите исправленный текст.

«Спорить из-за тени осла» - поговорка. Поговорка родилась из старинной басни. Путник ехал на осле. Осёл был нанят за деньги. Путник на привале присел отдохнуть в тени. Тень падала от животного. Хозяин осла запротестовал. Хозяин осла заявил, что отдал внаймы только осла. Хозяин осла потребовал за его тень дополнительную плату.

Разгорелся ожесточённый спор. Дело дошло до суда. Выражение «Тень осла» стало обозначением нелепого спора. Спор затеян по пустякам.

( Э.А. Вартаньян «Из жизни слов»)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание 2 группе.

Прием «Ассоциативный куст»

Задание 1: Вам дано ключевое слово: пейзаж. Запишите вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.















ПЕЙЗАЖП

























Задание 2 группе.

Прием «Рисуем словами»



Задание 2: Прочитайте описание картины – морского пейзажа. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.

Картина ___________________ почти напротив двери, невысоко от пола, и ______________ на узкое окно,________________________ коричневыми лаковыми карнизами. На картине был ___________________________ бесконечно высокими скалами пролив. Среди скал ___________________________ птичья стая, а по ______________________ воде ________________________ корабль с темными, наполовину убранными парусами. Вода была ___________________________, но от кормы расширяясь, змеистый след, и в нем ________________________________ отражение ________________________ кормового фонарика.

Сверху из-за скал _________________________ плоский луч, а впереди – по свету на камнях и ________________________ на воде - _______________________________ солнечная щель, выход из ___________________________ коридора.

(В.П.Крапивин. «Журавлёнок и молнии»)

 























Задание 3 группе.

Прием «Лингвистическая сказка»

При изучении в 5 классе темы «Однородные члены предложения» эффективно использовать данный прием.



Задание 1: Прочитать сказку (читает учитель). Найти в тексте сказки однородные члены предложения, подчеркнуть их.

Тортик и преданное сердце.

Сказка.

Божья коровка легла на бочок и закрыла глазки.

«А-а-а-а-а», - укачивала её мама божья коровка.                                                  

Божья коровка сквозь ресницы видела, как мама затушила свечку и вышла.

А потом её приснился луг, на лугу плясали женишки: жучки, паучки и божьи коровчики.

Жучок с усиками держал в лапках еловую иголочку – хвоинку. Это был его подарок. Он надеялся, что невеста научится шить и сошьёт ему панамку.

Паучок в кепочке принёс крылья от мухи, а паучок с голубыми глазками принёс паутинку – из неё коровка сделает свадебную фату. Божий коровчик с рыжим чубчиком принёс тортик, а шмелик принёс сладкой пыльцы.

Божья коровка вздохнула: она очень любит подарки! Так бы и вышла за всех женихов сразу!                                                                                                      

А последний божий коровчик пришёл с пустыми руками. Он был беден. Он принёс невесте только своё преданное сердце и свою любовь.

Божья коровка подумала, что сердце её не пригодится. Лучше тортик.

Утром она поведала маме о своём сне. Мама вздохнула и сказала, что тортик-то дочка съест, а преданное сердце останется с ней навсегда!











Сохранить у себя:
Мастер-класс « Эффективные методы и приемы при работе с текстом на уроках русского языка »

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки