Марина Ивановна Цветаева (1892—1941)
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Родилась 26 сентября 1892 г . в Москве. Отец — Иван Владимирович Цветаев -профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств (ныне — Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина); мать — Мария Александровна, урожденная Мейн из обрусевшей польско-немецкой семьи, одаренная пианистка.
Родители
Марины
Цветаевой
Детство и юность
Эпоха, полная трагедий и кровопролитных событий, наложила отпечаток на все ее существование. Казалось бы, о чем еще может мечтать девочка, которой повезло появиться на свет в семье профессора московского университета? И о своем детстве Марина, действительно, вспоминает с теплотой и душевностью. В ее дневниках каждая страница полна любовью в родным людям.
Уже в 4 года Цветаева умела читать, а 8 лет уже писала свои первые стихи. Родители прочили дочери великое будущее и оказались правы.
Марина Цветаева
Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.
После такой матери мне оставалось лишь одно: стать поэтом
М.Цветаева
В 1902 году она поступила в Московский университет, где благополучно проучилось до 1905 года. После того, как по стране прокатились первые кровавые реки и потекли ручьями слезы из тысяч глаз, Марину отправили доучиваться в пансионаты, расположенные за границей. Ей пришлось поучиться понемногу и в Италии, и в Германии, и в Швейцарии. Для тех, кто плохо понимает цену такого образования, скажем, что учиться в Италии считалось настолько престижным, что об этом мечтали даже царские дети. Друзья поэтессы не уставали удивляться ее эрудиции и осведомленности во многих вопросах иногда ее даже называли «энциклопедией» и были не далеки от истины.
190 0 —1905 гг. — поездка за границу с матерью, нуждавшейся в лечении (Италия, Швейцария, Германия). Зарубежные пансионы, учеба в московских гимназиях.
1909 г., лето – слушает лекции по истории литературы в Сорбонне.
М.И . Цветаева
Начало творческой деятельности
- В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность.) Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.
- В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За « Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало семейной жизни
1911 года 5 мая . Цветаева приехала к М. Волошину в Коктебель, где встретилась со своим будущим мужем - Сергеем Яковлевичем Эфроном.
1912 г., январь — венчание М.И. Цветаевой и С.Я.Эфрона в Москве, в Палашевской церкви Рождества Христова.
Сергей Эфрон и Марина Цветаева незадолго до свадьбы. 1911 год.
— 1912 г., февраль — выход сборника стихов «Волшебный фонарь».
29 февраля. Новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия, Франция, Германия.
31 мая. Открытие Музея Александра III (он же - Музей изящных искусств, потом - изобразительных искусств).
М. И. Цветаева. «Версты». Обложка работы Н. Н. Вышеславцева
5 сентября 1912 г— рождение дочери Ариадны (Али).
Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором М. Цветаева жила с 1914 г. по 1922 г.
- — 1914 г., осень — покупка дома в Борисоглебском переулке, 6 (ныне — Музей М.И. Цветаевой).
Дача в Тарусе. Слева направо: И. В. Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна и гувернантка Мария Генриховна. 1902 г.
Отношения с Софией Парнок
Об этом факте биографии Цветаевой не принято говорить вслух, об этом часто умалчивают. После свадьбы Цветаевой с Эфроном, поэтесса сразу же родила дочь Ариадну. Ухаживать за ребенком ей помогала Софья Парнок.
Сведений об этой «колдунье», практически очаровавшей Марину и уведшей из семьи, нет. Известно, что она была потрясающе красива и умело спекулировала тем, что Цветаева нуждалась в материнской любви и ласке. На глазах Сергея Эфрона у жены разворачивался бурный и страстный роман, набирая обороты, тем больнее было Сергею оттого, что предметом обожания стала женщина. Но он прекрасно осознавал, что Марина личность творческая, остро и болезненно переживающая каждый новый приток воздуха. А притоком воздуха для нее всегда были увлечения.
На протяжении всей жизни Сергей мирился со своим положением и никогда не роптал, любовь его и привязанность были безграничны, даже болезненны. Сам он называл страсть к жене «патологической любовью, сродни психической болезни». А Марина все больше отдалялась, придаваясь пагубной страсти. Он принимает мучительное решение уйти, но к тому моменту Цветаева сама сознает, что идеал земной любви, который она нашла в Софье просто порочен, а Софья – коварная и опасная женщина.
Поэзия, полная трагизма
Преследования НКВД вынудили Марину и ее мужа Сергея Эфрона покинуть Россию. Для людей, безгранично преданных своей стране, это было равносильно смерти. Но тогда уезжали все, кто думал и писал иначе, чем того требовала эпоха «крови и слез». В начале 20-х годов 19 века Марина вместе с семьей покидает Россию, «любимую, родную и больную» и начинаются ее скитания по миру, причем в прямом смысле этого слова. Столько потерь, с которыми столкнулась Цветаева в эмиграции, пережил, наверное, только Блок.
Сразу же после выхода в свет 1922 году и представления сборника «Версты», посвященного русским поэтам, Цветаева переезжает жить в Чехословакию, где находится до 1925 года. Затем ею путь был направлен во Францию, где она написала большинство своих произведений, пронизанных болью потерь, и скорбью от утраты друзей и родины. «Направила стопы… Куда? Не знаю…», - так пишет Марина в своих дневниках. В пьесах и сатирических стихотворениях можно явно увидеть, что думала Цветаева о сложившемся положении. Достаточно только открыть «Крысолова», «Психею» или «Поэму горы», написанных вдалеке от России. «Это странствуют из дома в дом — звезды, Это реки начинают путь — вспять! И мне хочется к тебе на грудь — спать», - пишет Цветаева в одном из произведений и понимает, что судьба ее предначертана.
Возвращение в СССР
Время, проведенное во Франции, ознаменовало жизнь Цветаевой новыми драмами и трагедиями. Ее муж, Сергей Эфрон, активно сотрудничал с организацией стремящихся на родину поэтов. Его тоска по России доходила до такого отчаяния, что порой становилась невыносимо даже Марине.
Она не могла препятствовать организационной работе любимого мужчины. Так же, как не могла препятствовать вступлению в организацию своей дочери Ариадны. После некоторых столкновений с полицией Франции Сергей с Ариадной были вынуждены бежать в СССР. Здесь их уже поджидал «черный воронок». Буквально через несколько дней Сергея расстреляли, а Ариадну сослали в ссылку. Цветаевой удалось посмотреть на них еще раз, свидание было настолько коротким, что «рука не успела дотянуться до руки».
После этого начались бедствования Марины уже на родине. Она нищенствовала, вместе с сыном Георгием перебивалась с воды на хлеб, чувствовала, что конец уже недалеко. А конец и правда был рядом. Надвигалась Великая Отечественная война, на которой ее сын падет смертью храбрых. «Пора гасить фонарь», напишет Цветаева в одном их стихотворений, предчувствуя, что финал трагической повести ее жизни надвигается.
31 августа , в воскресенье, когда дома никого не было, Марина Ивановна Цветаева покончила с собой, повесившись в сенях избы. Оставила три записки: сыну, Асеевым и тем, кто будет ее хоронить. 2 сентября Марину Ивановну похоронили на Елабужском кладбище. Могила не найдена.
Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна , это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик .