Малярный участок - 317. Физика + материаловедение

Интегрированный урок по физике и материаловедению

Содержимое разработки


Малярный участок – 317 Физика + материаловедение

Сценарий открытого интегрированного урока по физике


Преподаватель физики Т.Е.Тарасенко


Ленинск - Кузнецкий

2014



Малярный участок – 317

Физика + материаловедение

Сценарий открытого интегрированного урока



Тип урока: Актуализация, повторение, закрепление и контроль знаний изученного материала физики по разделам «Механика»; «Молекулярная физика»; «Волновые свойства света»

Вид урока: проблемно – исследовательский с элементами работы в группах; урок – «деловая игра».


Цели: формирование общих компетенций (ОК):

«ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»:


* эффективное выполнение самостоятельной работы;

* добросовестное выполнение учебных обязанностей.


«ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем»:


* организация последовательного выполнения действий на практических работах в соответствии с инструкциями;

* выбор рациональных способов выполнения поставленной профессиональной задачи;

* выбор материалов в соответствии с технологическим процессом выполнения малярных работ;

* расчет объема работ и потребности материалов.


«ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы»:


* оценка и решение рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами;

* расчет объема работ и потребности материалов;

* осуществление контроля качества*.


«ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач»:


* владение различными способами поиска информации;

* использование найденной информации для эффективного выполнении профессиональных задач.


«ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами»:


* умение работать в группе;

* владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе;

* соблюдение принципов профессиональной этики.

Задачи:


  1. образовательные:

учащиеся должны знать (понимать):

  • приёмы организации работы в коллективе, группе;

  • смысл понятий: проблема, межпредметная связь, анализ, самооценка; величина; единицы измерений; стандартный вид числа;

  • смысл физических и математических величин: силы; скорость; площадь; объём; перпендикуляр; плотность; масса; температура; влажность; испарение; поверхностное натяжение; смачивание; капиллярность; пластичность, упругость, прочность, твёрдость; дисперсия; свет; интерференция;

  • смысл профессиональных понятий и терминов: грунтовка, шпатлёвка, лакокрасочные материалы; водоэмульсионная краска; истираемость; адгезия; цвет;

  • смысл физических законов: законы геометрической оптики (отражения и преломления света)

  • уметь:

  • различать агрегатные состояния тел; прочность от твёрдости; адгезию от когезии;

  • описывать и объяснять явления и свойства: движение молекул; взаимодействие частиц; диффузия; смачивание; капиллярность; упругость; прочность; пластичность; адгезия и когезия; дисперсия; интерференция, решение задач с использованием формул для расчёта плотности; применение навыков нахождения неизвестных величин; переводить значения величин в СИ (система измерений) и представлять их в стандартном виде;

  • приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления и научные факты;

  • приводить примеры практического использования физических и математических знаний: понятий механики, молекулярной физики, геометрической оптики; волновых свойств света;

  • использовать приобретённые знания и умения в профессиональной деятельности;

  1. развивающие:

  • развивать способность сотрудничества в коллективной и групповой деятельности; способность к адаптации к различным темпераментам и характерам; уважение к труду других (членов коллектива, педагогов);

  • развивать способность понимания, восприятия иной точки зрения, толерантность;

  • развивать организаторские способности с учётом личностных особенностей, вести диалог с партнёрами по совместной деятельности, способность к анализу и самоанализу в процессе групповой рефлексии; способствовать развитию адекватной самооценки, умения работать самостоятельно, выполнять самоанализ и анализ работы группы и других членов коллектива;

  • развивать практические умения – измерительные, вычислительные; умение обращаться с измерительными приборами; решение расчётных, логических задач;

  • способствовать развитию мотивов учения, положительного отношения к знаниям; формированию понимания у учащихся необходимости использования приобретаемых знаний для успешного усвоения и изучения предметов, спецдисциплин («Материаловедение»);

  • развивать общеучебные умения и навыки: умение самостоятельно подбирать необходимую информацию и применять её с позиции решения практических задач (задач, связанных с профессиональными ситуациями); развивать способность выдвигать гипотезы, сравнивать их, принимать решения; ставить эксперименты, объяснять явления, процессы;

  • способствовать развитию мышления: умение анализировать, обобщать; установление причинно-следственных связей; определение и объяснение понятий; абстрагирование; постановка и решение проблемы, умение делать выводы; развитие логического, образного, теоретического мышлений; формирование научного мировоззрения учащихся, понимание единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе, межпредметных связей;

  • содействовать развитию речи – обогащение словарного запаса;

  • способствовать развитию сенсорной сферы – ориентировки во времени;

  • содействовать развитию двигательной сферы – умение управлять двигательными действиями, соразмерностью движений;

  1. воспитательные:

  • формировать умения учащихся работать в группе, самостоятельно; взаимодействовать с членами группы, коллектива; быть дисциплинированным, ответственным за совместное дело, критичным к себе и другим, эмоционально выдержанным;

  • способствовать воспитанию чувства коллективизма, уважения к старшим (преподавателям), взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости, товарищества; умений правильного общения, конструктивного принятия единого мнения; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

  • способствовать созданию условий для воспитания чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; способности к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности;

  1. методические:

  • продемонстрировать использование методики деловой игры; возможность использования элементов технологии контекстного обучения;

  • показать использование элементов самостоятельной работы, работы в группах;

  • проиллюстрировать установление межпредметных связей (физика, математика, материаловедение) и связи с профессией;

  • способствовать развитию рефлексии; применение различных методов и приёмов при проведении учебного занятия;

  • содействовать созданию условий для успешного закрепления учащимися изученного материала по физике («Механика», «Молекулярная физика», «Волновые свойства света», «Геометрическая оптика»)


Инструментарий: компьютерное сопровождение с заданиями и ответами; оформление кабинета; листы с заданиями; справочные данные; учебные издания по предмету «физика» и спецдисциплины «материаловедение»; часы для контроля времени выполнения заданий; плакат для иллюстрации «оплаты из премиального фонда»; психрометр, психрометрическая таблица; таблица выбора свойств отделочных материалов для групповой и коллективной работы.



















Малярный участок – 317

Физика + материаловедение

Сценарий открытого интегрированного урока


Оформленный кабинет. Подготовленное компьютерное сопровождение.

Задания звеньям, учебники и справочный материал на партах.

Плакат с графами для записей «премий и штрафов»



Учитель физики (УФ). (Приветствует гостей и участников урока) Профессия, которую получают участники настоящего действия – «мастер сухого производства», включающая несколько смежных профессий (учащиеся могут назвать). Сегодня вы – маляры. Итак, начинается работа на малярном участке.

Мастер ПО. Здравствуйте. Мне ужасно повезло.

УФ. В чём же?

Мастер ПО. В конце учебного года в услугах маляров возникает большая необходимость.

УФ. Проблема? Какая?

Учащиеся называют проблему – ремонт и отделка помещений.

УФ. В каком кабинете начнётся работа?

Мастер ПО. В кабинете физики.

УФ. Какая цель стоит перед малярами?

Учащиеся называют цель: отделочные работы должны быть выполнены качественно и в срок.

УФ. Отделка помещения начинается с ... (чего? Подбора материала). Это и будет нашей первоочередной задачей. У нас на участке три звена, во главе которых стоит бригадир. Я выполняю роль мастера участка. В «нарядах» указаны все работы, которые необходимо выполнить. Перед началом работ необходимо провести инструктаж. Инструктаж: бригадир распределяет виды деятельности между всеми участниками звена; за каждый этап работы назначаются оплата (до 500 у.е.), премии или штрафы; на каждый вид деятельности отводится строго определённое время; в обсуждении общего решения принимают активное участие все члены звена; каждое звено работает без «брака»; бригадир следит за работой участников. Все члены звена получают единую итоговую отметку. Ваша задача: как можно больше заработать условных единиц. Следите, обязательно, за временем, отведённом для выполнения задания.

УФ. Вам необходимо кое – что вспомнить. Обратите внимание на записи в нарядах. Первый пункт содержит несколько вопросов. Каждое звено отвечает по порядку. Члены других звеньев за дополнительную оплату могут высказать свои замечания или дополнения.

1 Ответить на вопросы (3 минуты)


    1. Для чего предназначены отделочные материалы, какие материалы относятся к лакокрасочным?


    1. Перечислите функциональные свойства отделочных строительных материалов и свойства лакокрасочных материалов.

    2. Назовите строительно – эксплуатационные свойства отделочных материалов.

    3. Как вы считаете, какие разделы (темы, вопросы) физики необходимы для качественного освоения знаний «Материаловедения» о свойствах отделочных материалов?

    4. Назовите основные положения МКТ (молекулярно – кинетической теории)

    5. Перечислите свойства жидкостей и твёрдых тел (физика).









НАРЯД-ДОПУСК №1
на подбор отделочных работ

Выдан "___"_____________ 20__ г

1.Руководителю работ (работнику звена) СУ МСС – 317 – 1(зв) ....................................................................................................................


2. На выполнение работ: подбор грунтовки под окраску водоэмульсионной краской поверхностей стен и потолка помещения (учебный кабинет) ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум» заводскими материалами; произвести контроль качества


3 Инструктаж: бригадир распределяет виды деятельности между всеми участниками звена; за каждый этап работы назначаются оплата (до 500 у.е.), премии или штрафы; на каждый вид деятельности отводится строго определённое время; в обсуждении общего решения принимают активное участие все члены звена; каждое звено работает без «брака»; бригадир следит за работой участников


(Ф.И.О., должность)



4. В процессе производства работ необходимо выполнить следующее:   

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Исполнитель

(фамилия участников звена)

Оплата (оценка)/ самооценка

Ответить на вопросы

1.1 Для чего предназначены отделочные материалы, какие материалы относятся к лакокрасочным?


3 минуты


Ответ даётся сразу





    1. Как вы считаете, какие разделы (темы, вопросы) физики необходимы для качественного освоения знаний «Материаловедения» о свойствах отделочных материалов?

Ответ даётся сразу














2 Подобрать грунтовку под водоэмульсионную краску

2.1 Выяснить, что такое – грунтовка; дать определение

2.2 Используя таблицы 1,2,3, выяснить: какими свойствами должна обладать грунтовка и какие физические знания используются для их освоения.

2.3 Объяснить, как происходит высыхание материала с позиции физики.





10 секунд



4 минуты







1 минута

Бригадир распределяет задания между членами звена; каждый участник выступает по своему вопросу



3.Выполнить расчёты

Задача записывается на доске сразу же по завершении её решения без вызова учителя (учитывается правильность оформления, решения и быстрота выполнения)

4 минуты



4* Провести мероприятия для контроля качества

Участник готовит эксперимент во время выполнения второго задания. Описание в приложении. Объясняет во время написания задачи на доске. Может обратиться за помощью к участникам своего звена. Объяснения давать с применением физики.

3 минуты



5 Сумма заработной платы




    
    Начало работ в ____ час _____мин ________ 20__ г.
    
    Окончание работ в ____ час _____ мин ________ 20__ г.  


Условные «оплаты труда»:


- «500 у.е» - за идеально выполненное задание;

- «+100 у.е.» - премия за «внеплановую» деятельность (дополнение);

- «-100 у.е.» - штраф за каждое невыполненное задание (или участники не уложились в срок); вычитаются из премиального фонда;

- премиальный фонд – 6000 у.е. (потенциальная премия каждому звену по 2000 у.е.).  



  • Используемая литература:


  1. Завражин, Н.Н. Технология отделочных строительных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Н.Завражин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.


  1. Парикова, Е.В. материаловедение (сухое производство) : учебник для нач. проф. образования / Е.В.Парикова, Г.Н.Фомичёва, В.А.Елизарова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.


  
   
    5. Состав исполнителей работ
    

Фамилия, имя, отчество

Квалификация, группа по ТБ

С условиями работ ознакомил, инструктаж провел

С условиями работ ознакомлен

1

2

3

4

5


Учащийся группы №317 профессии «Мастер сухого строительства» ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

Преподаватель физики Т.Е.Тарасенко


    
    

    6. Наряд-допуск выдал Т.Е.Тарасенко, преподаватель физики ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

    Наряд-допуск принял бригадир звена №1 ............................... ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

    7. Рабочее место и условия труда проверены.
    
    Разрешаю приступить к выполнению работ


(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

    8. Работа выполнена в ................ объеме. Наряд-допуск закрыт.

    
    

    9. Лицо, выдавшее наряд- допуск


Преподаватель физики Т.Е.Тарасенко



(дата, подпись)



  • Бригадир - непосредственный руководитель низового производственного коллектива. Бригадой считается трудовой коллектив численностью 10 человек и более. Коллективы меньшего состава называются звеньями. Бригадир, являясь рабочим, основное время трудится в составе бригады, как и все остальные ее члены. Он занят руководством бригадой, за что получает соответствующую доплату (за отличное руководство, правильно организованную работу доплата от 1000 у.е.).. Бригадир организует работу бригады, обеспечивая в коллективе трудовую дисциплину и соблюдение правил трудового распорядка. Бригадир принимает от мастера задание и распределяет работу между членами бригады. В его обязанности входит проверка фронта работ и обеспечение их качественного выполнения.



НАРЯД-ДОПУСК №2
на подбор отделочных работ

Выдан "___"_____________ 20__ г

1.Руководителю работ (работнику звена) СУ МСС – 317 – 2(зв) ....................................................................................................................


2. На выполнение работ: подбор шпатлевки под окраску водоэмульсионной краской поверхностей стен и потолка помещения (учебный кабинет) ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум» заводскими материалами; произвести контроль качества


3 Инструктаж: бригадир распределяет виды деятельности между всеми участниками звена; за каждый этап работы назначаются оплата (до 500 у.е.), премии или штрафы; на каждый вид деятельности отводится строго определённое время; в обсуждении общего решения принимают активное участие все члены звена; каждое звено работает без «брака»; бригадир следит за работой участников



(Ф.И.О., должность)

4. В процессе производства работ необходимо выполнить следующее:   

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Исполнитель (фамилии участников звена)

Оплата (оценка)/ самооценка

1 Ответить на вопросы

1.2 Перечислите функциональные свойства отделочных строительных материалов и свойства лакокрасочных материалов.



Ответ даётся сразу








1.5 Назовите основные положения МКТ (молекулярно – кинетической теории)

Ответ даётся сразу




2 Подобрать шпатлёвку под водоэмульсионную краску

2.1 Выяснить, что такое – шпатлевка.

2.2 Используя таблицы 1,2,3, выяснить: какими свойствами должна обладать шпатлёвка и какие физические знания используются для их освоения.

2.3 На основании МКТ объяснить, чем обусловлена вязкость шпатлёвки.





10 секунд



4 минуты







1 минута



3 Выполнить расчёты

Задача записывается на доске сразу же по завершении её решения без вызова учителя (учитывается правильность оформления, решения и быстрота выполнения)

4 минуты



4*Провести мероприятия для контроля качества

Участник готовит эксперимент во время выполнения второго задания. Описание в приложении 2. Объясняет во время написания задачи на доске. Может обратиться за помощью к участникам своего звена. Объяснения давать с применением физики

3 минуты



5 Сумма заработной платы




    
    Начало работ в ____ час _____мин ________ 20__ г.
    
    Окончание работ в ____ час _____ мин ________ 20__ г.  


Условные «оплаты труда»:


- «500 у.е.» - за идеально выполненное задание;

- «+100 у.е.» - премия за «внеплановую» деятельность (дополнение);

- «-100 у.е.» - штраф за каждое невыполненное задание (или участники не уложились в срок); вычитаются из премиального фонда;

- премиальный фонд – 6000 у.е.(потенциальная премия каждому звену по 2000 у.е.).  



  • Используемая литература:


  1. Завражин, Н.Н. Технология отделочных строительных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Н.Завражин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.


  1. Парикова, Е.В. материаловедение (сухое производство) : учебник для нач. проф. образования / Е.В.Парикова, Г.Н.Фомичёва, В.А.Елизарова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.


  
    


  
    5. Состав исполнителей работ
    

Фамилия, имя, отчество

Квалификация, группа по ТБ

С условиями работ ознакомил, инструктаж провел

С условиями работ ознакомлен

1

2

3

4

5

Учащийся группы №317 профессии «Мастер сухого строительства» ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

Преподаватель физики Т.Е.Тарасенко


    
    

    6. Наряд-допуск выдал Т.Е.Тарасенко, преподаватель физики ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

    Наряд-допуск принял бригадир звена №2 ........................ ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

    7. Рабочее место и условия труда проверены.


    Разрешаю приступить к выполнению работ


(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

    8. Работа выполнена в .................. объеме. Наряд-допуск закрыт.

    
    

    Лицо, выдавшее наряд-допуск


Преподаватель физики Т.Е.Тарасенко



(дата, подпись)



  • Бригадир - непосредственный руководитель низового производственного коллектива. Бригадой считается трудовой коллектив численностью 10 человек и более. Коллективы меньшего состава называются звеньями. Бригадир, являясь рабочим, основное время трудится в составе бригады, как и все остальные ее члены. Он занят руководством бригадой, за что получает соответствующую доплату (за отличное руководство, правильно организованную работу доплата от 1000 у.е.).. Бригадир организует работу бригады, обеспечивая в коллективе трудовую дисциплину и соблюдение правил трудового распорядка. Бригадир принимает от мастера задание и распределяет работу между членами бригады. В его обязанности входит проверка фронта работ и обеспечение их качественного выполнения.



НАРЯД-ДОПУСК №3
на подбор отделочных работ

Выдан "___"_____________ 20__ г

1.Руководителю работ (работнику звена) СУ МСС – 317 – 3(зв) ....................................................................................................................


2. На выполнение работ: подбор водоэмульсионной краски для покрытия поверхностей стен и потолка помещения (учебный кабинет) ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум» заводскими материалами; произвести контроль качества


3 Инструктаж: бригадир распределяет виды деятельности между всеми участниками звена; за каждый этап работы назначаются оплата (до 500 у.е.), премии или штрафы; на каждый вид деятельности отводится строго определённое время; в обсуждении общего решения принимают активное участие все члены звена; каждое звено работает без «брака»; бригадир следит за работой участников



(Ф.И.О., должность)

4. В процессе производства работ необходимо выполнить следующее:   

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Исполнитель (фамилии участников звена)

Оплата (оценка)/ самооценка

1 Ответить на вопросы

1.3 Назовите строительно – эксплуатационные свойства отделочных материалов.

Ответ даётся сразу




1.6 Перечислите свойства жидкостей и твёрдых тел (физика)

Ответ даётся сразу




2 Подобрать водоэмульсионную краску

2.1 Охарактеризовать водоэмульсионные краски для внутренних помещений.

2.2 Используя таблицы 1,2,3, выяснить: какими свойствами обладает водоэмульсионная краска и какие физические знания используются для их объяснения.

2.3 Подобрать цвет краски, если окна выходят на север. Объяснить с позиции физических знаний о дисперсии и законах отражения и преломления.

(Н.Н.Завражин. Технология отделочных строительных работ. Стр. 192)





10 секунд





4 минуты





1 минута



3Сделать расчёты

Задача записывается на доске сразу же по завершении её решения без вызова учителя (учитывается правильность оформления, решения и быстрота выполнения)

4 минуты



4*Провести мероприятия для контроля качества

Участник готовит эксперимент во время выполнения второго задания. Описание в приложении 2. Объясняет во время написания задачи на доске. Может обратиться за помощью к участникам своего звена. Объяснения давать с применением физики

3 минуты



5 Сумма заработной платы




    
    Начало работ в ____ час _____мин ________ 20__ г.
    
    Окончание работ в ____ час _____ мин ________ 20__ г.  


  • Условные «оплаты труда»:


- «500 у.е.» - за идеально выполненное задание;

- «+100 у.е.» - премия за «внеплановую» деятельность (дополнение);

- «-100 у.е.» - штраф за каждое невыполненное задание (или участники не уложились в срок); вычитаются из премиального фонда;

- премиальный фонд – 6000 у.е.(потенциальная премия каждому звену по 2000 у.е.).    
    

  • Используемая литература:


  1. Завражин, Н.Н. Технология отделочных строительных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Н.Завражин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.


  1. Парикова, Е.В. материаловедение (сухое производство) : учебник для нач. проф. образования / Е.В.Парикова, Г.Н.Фомичёва, В.А.Елизарова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.




    5. Состав исполнителей работ
    

Фамилия, имя, отчество

Квалификация, группа по ТБ

С условиями работ ознакомил, инструктаж провел

С условиями работ ознакомлен

1

2

3

4

5


Учащийся группы №317 профессии «Мастер сухого строительства» ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

Преподаватель физики Т.Е.Тарасенко


    
    

    6. Наряд-допуск выдал Т.Е.Тарасенко, преподаватель физики ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

    Наряд-допуск принял бригадир звена №3 ....................... ГБОУ СПО «Ленинск – Кузнецкий политехнический техникум»

    7. Рабочее место и условия труда проверены.

    
    Разрешаю приступить к выполнению работ


(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

    8. Работа выполнена в ....................... объеме. Наряд-допуск закрыт.

    
    

    Лицо, выдавшее наряд-допуск


Преподаватель физики Т.Е.Тарасенко



(дата, подпись)



  • Бригадир - непосредственный руководитель низового производственного коллектива. Бригадой считается трудовой коллектив численностью 10 человек и более. Коллективы меньшего состава называются звеньями. Бригадир, являясь рабочим, основное время трудится в составе бригады, как и все остальные ее члены. Он занят руководством бригадой, за что получает соответствующую доплату (за отличное руководство, правильно организованную работу доплата от 1000 у.е.).. Бригадир организует работу бригады, обеспечивая в коллективе трудовую дисциплину и соблюдение правил трудового распорядка. Бригадир принимает от мастера задание и распределяет работу между членами бригады. В его обязанности входит проверка фронта работ и обеспечение их качественного выполнения.



Работа в звеньях (2 минуты)


Задание 2.1


Каждое звено выбирает определение своего материала (слайд), вставляет пропущенное слово. Участники выходят к экрану и называют ответ. На слайде записаны четыре определения.«Премия» выплачивается звену, отгадавшему четвёртое определение.


Грунтовка - лакокрасочные материалы, которые наносят первым слоем; они обеспечивают (сцепление) всех последующих слоёв с основанием и дают возможность получить чистую и ровную окраску.

Шпатлёвка – отделочные составы для выравнивания (поверхностей), подлежащих окраске.


Водоэмульсионная краска – краски, состоящие из масла или смолы, распределённой в виде мельчайших капелек в воде; представляют собой тщательно протёртую жидкую (пасту), которую разводят водой до малярной консистенции.


Лаки* (дополнительный ответ) – растворы плёнкообразователей в органических растворителях или воде, образующие после (высыхания) прозрачную однородную плёнку.


Задание для звена №1 (4 минуты + 2 минуты на обсуждение)


2.2 Используя таблицы 1,2,3, указать: какими свойствами обладает грунтовка и какие физические знания используются для их объяснения.

1 этап. Учащиеся индивидуально выбирают свойства в таблицах 1,2,3, отмечая в графе «Индивидуальный выбор» «галочкой». Выполняется 1,5 минуты.

2 этап. После индивидуальной работы идёт групповое обсуждение. Выбранные свойства отмечают в графе «Выбор звена». Выполняется 2 минуты.

3 этап. Все участники звена представляют общее решение (1 минута).

4 этап. Коллективная работа. Участники всех звеньев дают определение свойств материалов и называют физические свойства жидкостей или твёрдых тел (4 – 5 минут).

5 этап. Подводят итоги о существовании межпредметной связи (от 0,5 – 1 минуты)

  • Оплату получает звено.

  • Необходимо помнить, что звено получает одну общую отметку. Высший балл получает звено с самой высокой оплатой.

  • Возможны дополнения со стороны других звеньев (дополнительная оплата)

Таблица 1

Функциональные свойства строительных материалов



Свойства

Индивидуальный выбор

Выбор звена

Выбор звеньев №№2,3

1 Цвет:

  • яркость;

  • светлота;

  • цветовой тон;

2 Фактура






Таблица 2

Строительно – эксплуатационные

свойства отделочных материалов



Свойства

Индивидуальный выбор

Выбор звена

Выбор звеньев №№2,3

1 Физические свойства:

  • плотность;

  • пористость

2 Гидрофизические свойства:

  • гигроскопичность;

  • капиллярное всасывание;

  • набухание;

  • усадка;

  • водостойкость

3 Теплофизические свойства:

  • теплопроводность;

  • температурные деформации;

4 Механические свойства:

  • упругость;

  • эластичность;

  • пластичность;

  • хрупкость

5 Прочностные свойства (предел прочности)

6 Специальные механические свойства:

  • истираемость;

  • твёрдость

7 Адгезия







Таблица 3

Молекулярная физика

Свойства жидкостей и твёрдых тел

Свойства

Индивидуальный выбор

Выбор звена

Выбор звеньев №№2,3

1 Основные положения молекулярно – кинетической теорииии (МКТ):

  • первое положение МКТ;

  • второе положение МКТ;

  • третье положение МКТ

1 Свойства жидкостей:

  • испарение;

  • влажность;

  • смачивание (несмачивание);

  • поверхностное натяжение; адгезия и когезия;

  • капиллярность

2 Свойства твёрдых тел:

  • деформация;

  • прочность;

  • твёрдость;

  • упругость;

  • пластичность;

  • хрупкость







Работа в звеньях (4 минуты + 2 минуты на обсуждение)


Задание для звена №2


2.2 Используя таблицы 1,2,3, указать: какими свойствами обладает шпатлёвка и какие физические знания используются для их объяснения.



Задание для звена №3


2.2 Используя таблицы 1,2,3 указать: какими свойствами обладает водоэмульсионная краска и какие физические знания используются для их объяснения.



Задание для звена №1 (1 минута)

2.3 Объяснить, как происходит высыхание материала с позиции физики.

Задание для звена №2 (1 минута)

2.3 на основании МКТ объяснить, чем обусловлена вязкость шпатлёвки.



Задание для звена №3 (1 минута)

2.3 Подобрать цвет краски, если окна выходят на северо – восток. Объяснить с позиции физических знаний о дисперсии и законах отражения и преломления.



Задания 3 для расчётов расходов материалов


Задание для звена №1 (5 минут)


Площадь стен и потолка (без учёта площадей окон и дверного проёма) составляет 155 м2.

  Рассчитать потребность грунтовки в два слоя толщиной 1 мм (каждый) и её плотность. Расход материала составляет 110 г/ м2. (Решение записать на доске)(4 минуты)

(Во время записи решения на доске) Используя учебник, подберите необходимую грунтовку и обоснуйте выбор этого материала.(1 минута) 


  • Используйте данные издания Н.Н.Завражина «Технология отделочных строительных работ», стр.125, 128, 223



Задание для звена №2 (5 минут)


Площадь стен и потолка (без учёта площадей окон и дверного проёма) составляет 155 м2.

Рассчитать потребность гипсовой шпатлёвки, если расход сухой смеси (при рекомендуемой толщине слоя 2 мм) составляет 2 кг/м2. Определите её плотность. Сколько потребуется материала в случае, если зашпатлевать необходимо только 40% поверхности. (Решение записать на доске)(4 минуты)

(Во время записи решения на доске)

Необходимо выполнить шпатлевание стен и потолка учебного кабинета физики под водоэмульсионную краску. Используя учебник, подберите необходимую шпатлёвку и обоснуйте выбор этого материала. (1 минута) 


  • Используйте данные издания Н.Н.Завражина «Технология отделочных строительных работ», стр.132,223.


Задание для звена №3 (5 минут)

Площадь стен и потолка (без учёта площадей окон и дверного проёма) составляет 155 м2.

Расход краски составляет 250 г/м2. Рассчитайте необходимый объём краски, если плотность водоэмульсионной краски равна 240 кг/м3. (Решение записать на доске)(4 минуты)

(Во время записи решения на доске) Используя учебник, подберите нужную водоэмульсионную краску и обоснуйте этот выбор. (1 минута) 


  • Используйте данные издания Н.Н.Завражина «Технология отделочных строительных работ», стр.223.



  1. Контроль качества (3 минуты)

(задание выполняется во время записей расчётов)



Задание для звена №1. Определение адгезии

Инструментарий: заранее подготовленная поверхность с нанесённым на неё лакокрасочным материалом; лезвие бритвы

Порядок выполнения

    1. На покрытии с помощью лезвия сажают несколько параллельных разрезов длиной 10 ... 20 мм, проникающие на всю глубину покрытия.

    2. Столько же разрезов нанести на покрытие перпендикулярно первым.

    3. Определить: отделяется ли плёнка от поверхности.

Ответьте на вопросы:

  1. что называется адгезией?

  2. Должна ли плёнка отделятся от поверхности? Что произошло в данном случае? Объяснить.



Задание для звена №2. Определение качества выравнивания поверхности методом «интерференции»

Приборы и материалы: стекло (образцовое); поверхность; фонарь

Выполнение:

1 Образцовую сторону стекла накладывают на контролируемую поверхность.

  1. Произвести подсветку.

  2. Если на контролируемой поверхности имеются неровности, то между ней и образцовой стороной стекла образуется воздушный слой. В этом месте можно наблюдать интерференционные полосы.

Ответьте на вопросы:

  • Что называют интерференцией, при каком условии возникает интерференционная картина?

  • Какие мероприятия нужно выполнить для устранения интерференционных полос?



Задание для звена №3. Определение относительной влажности в учебном кабинете перед началом работ

Водоэмульсионные краски применяются для покраски внутри помещения с относительной влажностью воздуха менее 60 %.

Определите относительную влажность в учебном кабинете.

Приборы и материалы: психрометр; психрометрическая таблица; ёмкость с водой.

Порядок выполнения

    1. Определите показания сухого термометра.

tсух =

    1. Определите показания влажного термометра.

t вл =


    1. Найдите разность показаний сухого и влажного термометра.

t = tсух tвл =

    1. По психрометрической таблице находим значение относительной влажности.

φ =

Ответьте на вопросы:

  • Что называется влажностью?

  • Можно ли выполнять окраску поверхностей при измеренной влажности?

  • Можно задать вопросы* другим звеньям: можно ли наносить грунтовку, шпатлёвку при этой влажности? Какие вы знаете приборы для измерения влажности?


5 Подведение итогов (работа со всей группой)


5.1* Составление «дорожной» (технологической карты) (2 минуты)

Калькуляция – документ, в котором последовательно отображены все виды оплачиваемых работ, выполненных по наряду.

Её можно составить на основании технологической карты. В ней указаны все операции технологической цепочки в строго определённом порядке.

Учащиеся должны вспомнить всю последовательность выполняемых работ. Начинает третье звено (подбор грунтовки), продолжает первое звено (подбор шпатлевки), затем второе звено (подбор водоэмульсионной краски).



«Дорожная» (технологическая) карта

подбора материалов для отделочных работ

стен и потолка учебного кабинета

(2 минуты)


Мероприятия для контроля качества*.

Подбор материала



4




Остановка №4 (Расчёт материалов)

Чтобы попасть сюда, нужно (знать,

у меть, понимать и т.п.).....................

..............................................................

3




Остановка №3 (Подбор

водоэмульсионной краски)

Чтобы попасть сюда, нужно

(знать, уметь и т.п.) ..........

. ...............................................



2


О


становка №2 (Подбор шпатлёвки)

Чтобы попасть сюда, нужно (знать,

уметь, понимать и т.п.) ....................

................................................................


1



Остановка №1 (Подбор грунтовки)

Ч тобы попасть сюда, нужно

(знать, уметь, понимать и т.п.)

....................................................




5.2 «Образ мира знаний дисциплины «Материаловедение» (профессия - «Маляр», смежная к профессии «Мастер сухого строительства»)» (слайд) (3 минуты)


Учащиеся должны:


  • назвать основные предметы, дисциплины, знания которых использованы на данном уроке; (физика, материаловедение, математика)

  • назвать разделы, темы, вопросы по предмету «физика», которые использованы на занятии; (молекулярная физика: основные положения МКТ; свойства жидкостей и твёрдых тел; частично – механика: силы, взаимодействие, равномерное движение; оптика: законы отражения и преломления, дисперсия, интерференция)

  • убедиться в том, что для качественного изучения указанной дисциплины необходимы знания физики, математики и т.д.

Каждый сектор – это «территория» отдельного предмета, дисциплины, знания которых использованы на уроке. Исключение: сектор – «Прочие предметы».


Образ мира знаний материаловедения (профессия «маляр», смежная к профессии «Мастер сухого строительства») (перечислить основные предметы, дисциплины, актуализация знаний которых проведена на уроке). (2 минуты)


Физика


Материаловедение


Математика

Прочие

Химия, технология отделочных работ

Отметка о работе участника звена (бригадира):

................................


Самооценка участника звена:

...................................



6. Домашнее задание (1 минута):


  1. где можно найти информацию о лакокрасочных материалах?

  2. по этикеткам к лакокрасочным материалам выполнить расчёты и составить таблицу свойств данного материала и соответствующих им физических знаний.


  • Задания, отмеченные «*», не выполняются, в случае недостаточного количества времени.


Самоанализ

Открытого интегрированного урока

«Малярный участок – 317.

Физика + материаловедение»


Характеристика группы №317. Профессия «Мастер сухого строительства»


Учащиеся обучаются на втором курсе. Коллектив в группе почти сложившийся. Межличностные отношения доброжелательные.

Чрезмерной заторможенности или возбудимости не наблюдается.

Но интеллектуальная, волевая, эмоциональная сферы развития многих учащихся развиты слабо (Алимов Иван, Ложин Юрий, Ример Артур, Черникова Мария, Торгашева Дарья, Жабаева Лаура и др.). У большинства учащихся (около 50%) отсутствует познавательный интерес, потребности в знаниях, установка на учение. Есть некоторые недостатки в отношениях личности к себе, коллективу.

У учащихся есть пробелы в фактических знаниях и умениях (приобретённые в основной школе); пробелы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.


Внешние связи урока


Данный урок – это урок актуализации, повторения и закрепления знаний учащихся, полученные при изучении тем «Механика. Молекулярная физика. Геометрическая оптика. Волновые свойства света» в межпредметной связи спецдисциплины «Материаловедение».

Одной из задач преподавателя является развитие основных компетенций обучающихся:

«ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»:


* эффективное выполнение самостоятельной работы;

* добросовестное выполнение учебных обязанностей.


«ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем»:


* организация последовательного выполнения действий на практических работах в соответствии с инструкциями;

* выбор рациональных способов выполнения поставленной профессиональной задачи;

* выбор материалов в соответствии с технологическим процессом выполнения малярных работ;

* расчет объема работ и потребности материалов.


«ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы»:


* оценка и решение рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами;

* расчет объема работ и потребности материалов;

* осуществление контроля качества*.


«ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач»:


* владение различными способами поиска информации;

* использование найденной информации для эффективного выполнении профессиональных задач.


«ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами»:


* умение работать в группе;

* владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе;

* соблюдение принципов профессиональной этики.

Характеристика замысла урока


Урок – «деловая игра». Учащиеся разбиваются на звенья (4 – 5 человек), во главе которого стоит бригадир. Учитель выполняет роль мастера. Каждому звену выдаётся задание в виде «наряда». Бригадир следит за деятельностью участников звена, назначает виды работ по «наряду»; выставляет заработанные баллы (условные единицы – «зарплата»). Участники в ходе работы дают самооценку всего, что ими выполняется. Задача звеньев – заработать большее количество условных единиц. За дополнительную работу (дополнение к ответам других звеньев) назначается премия; за невыполненное задание – штрафы. За правильную организацию деятельности бригадиру назначается доплата.

Звено, заработавшее большее количество условных единиц получает высшую отметку.

Выполняя каждое задание по «наряду» участники должны следить за временем. По окончании назначенного срока работа прекращается.

В ходе работы использованы различные методы и приёмы проведения урока: ответы на вопросы; вставить слово; найти правильный ответ; выполнить расчёты; провести эксперименты (контроль качества); работа с учебниками (физика и материаловедение); выбор материала; подведение итогов (образ мира знаний «Материаловедения»); самооценка. Продемонстрирована работа учащихся в группах. Выдано домашнее задание.

Компьютерное сопровождение с заданиями и ответами дополняет и оказывает помощь при проведении урока.

Подготовка к проведению подобного урока требует огромного количества времени. Необходимо подобрать общую тему, которая идеально подходит для «деловой игры»; вопросы, задания, задачи по предмету «физика» и дисциплины «материаловедение»; составить и распечатать необходимые материалы для учащихся; провести подготовительную работу.

Так как темой выступления на заседании методического объединения является «Контекстное обучение», задачей преподавателя является проведение открытого урока в соответствии с этой темой.

Структурный аспект самоанализа


Замысел урока осуществлён. Цели, намеченные преподавателем выполнены. Учащиеся достаточно активны, учитывая их уровень знаний в области физики. Задания подобраны с учётом интеллектуального развития участников данной работы.

Такой вид работы вызывает интерес у учащихся. Они активны, стремятся соблюдать все правила работы. Чувствуется переживание за итог работы звена каждого из его членов. Всеми участниками понятна межпредметная связь (физика, математика, материаловедение, технология отделочных работ, химия). Самооценка учащихся адекватна уровню знаний.

Учащимся интересен сам вид урока – «деловая игра». Необычен; у каждого есть мотив для «зарабатывания» отметки.

После подсчёта условных единиц заработано:

звеном №1 – 2000 у.е;

звеном №2 – 2200 у.е;

звеном №3 – 3000 у.е.

Самооценки:

«3» - .... человек;

«4» - .... человек;

«5» - ... человек.

Оценка экспертов, присутствующих на уроке положительна. Урок интересен. Требует больших трудозатрат и времени. Заслуживает внимания.







Литература



  1. Вербицкий, А.А. Педагогические технологии контекстного обучения // Инновации в профессиональной школе. 2012. №12. – 48 с.


  1. Дмитриева, В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации : метод. пособие / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.


  1. Завражин, Н.Н. Технология отделочных строительных работ: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.Н.Завражин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.


  1. Кошкин, И.И., Ширкевич, М.Г. Справочник по элементарной физике. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 2007. – 256 с., ил.


  1. Мухина, С.А., Соловьёва, А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.


  1. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. цчеб. Заведений/ Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова; Под ред. Т.С.Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.


  1. Парикова, Е.В. Материаловедение (сухое производство) : учебник для нач. проф. образования / Е.В.Парикова, Г.Н.Фомичёва, В.А.Елизарова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.


  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2007. 320с.


  1. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е.В.Советова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 285, [1] с. : ил. – (Здравствуй, школа!).


  1. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)























Сохранить у себя:
Малярный участок - 317. Физика + материаловедение

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки