М.И. Цветаева«Моим стихам, написанным так рано…»

Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.

Содержимое разработки

Тема: М.И. Цветаева«Моим стихам, написанным так рано…»

Цели урока: заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.


Ход урока:

  1. Орг.момент

  2. Изучение нового материала.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

«Красною кистью…»

Автору стихов Марине Цветаевой – двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.

Учитель:

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, дала в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

Учитель:

(Из воспоминаний М.Цветаевой).

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего лишь я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным… словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке… Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.


Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Учитель:

После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.

Юная Цветаева пишет стихи как на русском, так и на немецком и французском.

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Учитель:

Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» (1910г.) понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,

Едва поющий, как родник;

(Ты стал мне лучшею из книг,

А из не мало в старом доме!)

Пусть я лишь стебель, в светлый миг

Тобой, жалеющим, не смятый;

(Ты для меня цветник богатый,

Благоухающий цветник!)


Пусть так. Но вот в полуистоме

Ты над страничкою поник…

Ты вспомнишь все…

Ты сдержишь крик…

- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

«Надпись в альбом»

Какой была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза… зеленые, цвета винограда.

Привычные к степям глаза,

Привычные к слезам глаза.

Зеленые – соленые –

Крестьянские глаза.

«Глаза»

Черты лица и его контуры были очень четкими и точными. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите, я вам прочту стихи?»

Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно.

За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника стихов: «Волшебный фонарь» (1912г.) и «Из двух книг» (1913г.), изданных при содействии Сергея Эфрона.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон… они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».

Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.


Безмолвен рот его, углами вниз.

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.


Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.


В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.


В стихах Марины Цветаевой «ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме», но вместе с тем глубоко лирично.

Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам, -

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром, -


И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох…

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох.


О, летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале…

Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы – если б знали, -


Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы, -

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой.

«Вы, идущие мимо меня…»

Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи Марины Цветаевой.

Среди них стихотворение «Бабушке».

Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, горечью тронутым ртом…»


Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.


Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «Капитанскую дочку» Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.

Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину».

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.


Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищались стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

Имя твое – птица в руке.

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

«Стихи к Блоку»


1913-1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты… Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем».


Чтобы помнил не часочек, не годок –

Подарю тебе, дружочек, гребешок.

Чтобы помнили подружек мил-дружки –

Есть на свете золотые гребешки.

Чтоб дружочку не пилось без меня –

Гребень, гребень мой, расческа моя!

Нет на свете той расчески чудней:

Струны-зубья у расчески моей.

Чуть притронешься – пойдет трескотня

Про меня одну, да все про меня.

Чтоб дружочку не спалось без меня –

Гребень, гребень мой, расческа моя!..


В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «… Мой читатель остается в России, куда мои стихи… не доходят…» (Из воспоминаний М.Цветаевой).

Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.

И не спасут ни стансы, ни созвездья.

А это называется – возмездье

За то, что каждый раз,

Стан разгибая над строкой упорной,

Искала я над лбом своим просторным

Звезд только, а не глаз…

«И не спасут ни стансы, ни созвездья…»

Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение «Тоска по Родине…».

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма…

В стихотворении, обращенном к Борису Пастернаку, звучат ноты непередаваемой грусти:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится…

Друг! Дожди за моим окном,

Беды и блажи на сердце…

Ты, в погудке дождей и бед –

То ж, что Гомер в гекзаметре.

Дай мне руку – на весь тот свет!

Здесь – мои обе заняты.

В 1939 году Марина Цветаева вернулась, наконец, на родную землю…

Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Тяжелые удары судьбы… Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких. Высылка в Елабугу. Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года.


  1. Анализ стихотворения (1913)

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

«Моим стихам, написанным так рано…»

Тема - поэта и его предназначения, одиночества и противопоставления толпе.

Смысл – остаться невостребованной

Лирическая героиня (сама поэтесса) хочет быть услышанной. Она старается вложить все свои чувства и переживания в эти строки. Её чёткая позиция - идти только вперёд. 

Многие называют его пророческим, т.к. последняя строка чётко выражает её позицию в жизни –никогда и ни за что не сдаваться.


  1. Итог урока

Марина Цветаева… она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева – поэт «предельной правды чувства». Она со всей своей «не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…» (Вс. Рождественский).


  1. Дом.задание: С.А. Есенин«Песнь о собаке», «Собаке Качалова»



Тема: О.Э. Мандельштам «Звук осторожный и глухой…»

Задача: приобщить обучающихся к миру идей, представлений, образов поэзии Мандельштама, создать собственный текст.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. Изучение нового.

Представим раннюю осень.

Вы в лесу средней полосы России. Что можно услышать в лесу? Соберем звуки леса ( ребята с места называют звуки: треск ветки, писк комара и т. д.).

- А вот что услышал 17-летний Мандельштам, ваш ровесник (учитель читает четверостишие поэта):

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной.

-Что в первую очередь услышал поэт ? (звук падающего зрелого плода).

- Редкий звук, не столь обычный, как другие. Что это за плод? Как вы думаете? (яблоко, т. к. дикая яблоня - наиболее распространенное плодовое лесное дерево).


Упало яблоко на землю, и рождаются ассоциации. Что вы представляете, когда произносите слово «яблоко»? Какие образы рождаются в вашем воображении? Запишите в течение 1 минуты.

Учащиеся проговаривают свои ассоциации. Понравившиеся ассоциации одноклассников ребята дописывают.

Примерные ассоциации:

  1. Круглое и теплое. Круглое и холодное.

  2. Августовские дары природы.

  3. Адам и Ева, вкусившие дары природы.

  4. Яблоко раздора.

  5. Яблоко. упавшее на голову Ньютона.

  6. Закон всемирного тяготения.

  7. Яблоко познания Библии.


  1. Итог урока.

Одно слово, а сколько родило обилие ассоциаций! Выразите графически, словесно или как угодно это явление. ( это может быть рисунок в виде брызг фонтана и т. д. ). А вот как об этом сказал Мандельштам:

«Любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны».




  1. Дом.задание:


Сохранить у себя:
М.И. Цветаева«Моим стихам, написанным так рано…»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки