РЕЧЕВАЯ КАРТА (по Фотековой)
Ф.И.О. ________________________________________________________________________________________
Дата обследования______________________________________________________________________________
Дата рождения ______________________ Возраст___________________Класс___________________________
Заключение МПК _______________________________________________________________________________
Анамнез_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие: слово________________________ фраза ____________________________________
Строение артикуляционного аппарата: губы, зубы, челюсти, прикус, небо, язык .___________________________ Слух ___________________________________________ Зрение _______________________________________
Состояние: голосовой функции____________________________________________________________________
речевого дыхания_______________________________________________________________________________
просодических компонентов речи______________________________________________________________________
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
1.Проверка состояния фонематического восприятия.
ба – па |
| па – ба |
| Б. |
са – ша |
| ша – са |
| Б. |
ша – жа – ша |
| жа – ша – жа |
| Б. |
ца – са – ца |
| са – ца – са |
| Б. |
ра – ла – ра |
| ла – ра – ла |
| Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па – ба-па); 0,25 – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой, заменой или пропусками; 0 баллов – невозможность выполнения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики.
«улыбка» | | Б. | Критерии: темп выполнения, точность, симметричность, саливация, тремор, посинение.
Всего за пробу:__________ |
«лопатка» | | Б. | |
«иголочка» | | Б. | |
«маятник» | | Б. | |
«улыбка» - «трубочка» | | Б. |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5–замедленное и напряженное выполнение; 0,25– выполнение с ошибками (длительность поиска позы, объем, синкинезии, гиперкинез); 0 баллов – невыполнение движений.
3. Исследование звукопроизношения.
собака – маска – нос сено – василек – высь замок – коза зима – магазин цапля – овца – палец | | Б. | шуба – кошка – камыш жук – ножи щука – вещи – лещ чайка – очки - ночь | | Б. |
рыба – корова – топор река – варенье - дверь | | Б. | Лампа – молоко – пол лето – колесо – соль | | Б. |
другие группы звуков | | Б. | Всего за пробу:__________ |
Оценка: 3 балла – безукоризненное произнесение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 – один или несколько звуков группы не автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажаются или заменяются все или несколько звуков группы.
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
танкист | | Б. | аквалангист | | Б. |
космонавт | | Б. | термометр | | Б. |
сковорода | | Б. | Всего за пробу:__________ |
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл – точное воспроизведение; 0,5 балла – замедленное по слоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова; 0 баллов – не воспроизведение.
Всего за серию (из 30 баллов)__________
Серия II. Исследование навыков языкового анализа.
Сколько слов в предложении? | Сколько слогов в слове… | ||||
День был теплый. | | Б. | Дом | | Б. |
Около дома росла высокая береза. | | Б. | Карандаш | | Б. |
Определи место звука в слове: | Сколько звуков в слове? | ||||
Первый звук в слове крыша | | Б. | Рак | | Б. |
Третий звук в слове школа | | Б. | Сумка | | Б. |
Последний в слове стакан | | Б. | Диктант | | Б. |
Всего за пробу:__________
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
Оценка: 1балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Всего за серию (из 10 баллов)________
Серия III. Исследование грамматического строя речи.
1. Повторение предложений.
Птичка свила гнездо. | | Б. |
В саду было много красных яблок. | | Б. |
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. | | Б. |
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. | | Б. |
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов; 0,25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – не воспроизведение.
2. Верификация предложений.
Инструкция: я буду называть предложение и, если в них будут ошибки, постарайся их исправить.
Собака вышла в будку. | | Б. |
По морю плывут корабль. | | Б. |
Дом нарисован мальчик. | | Б. |
Хорошо спится медведь под снегом. | | Б. |
Над большим деревом была глубокая яма. | | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 – исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 – ошибка выявлена, но не исправлена, или аграмматизмы при исправлении; 0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
мальчик, открывать, дверь | | Б. |
сидеть, синичка, на, ветка | | Б. |
груша, бабушка, внучка, давать | | Б. |
Витя, косить, трава, кролики, для | | Б. |
Петя, купить, шар, красный, мама | | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 – нарушен порядок слов; 0,25 – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
Птенец выпал … гнезда. | | Б. |
Почки распустились … деревьях. | | Б. |
Лена наливает чай … чашки. | | Б. |
Щенок спрятался … крыльцом. | | Б. |
Пес сидит … конуры. | | Б. |
Всего за пробу:__________
Помощь: 1ая – стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2ая – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»).
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – помощь не помогает.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
Один дом, а если их много, то это – дома. | Один дом, а много чего? – домов. | ||||
Один стол, а много – это … | | Б. | Один стол, а много чего? - | | Б. |
стул | | Б. | стул | | Б. |
окно | | Б. | окно | | Б. |
звезда | | Б. | звезда | | Б. |
ухо | | Б. | ухо | | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение.
Всего за серию (из 30 баллов)________
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования.
1. Детеныши животных.
Инструкция: у кошки – котята, у а …
козы | | Б. | Собаки | | Б. |
волка | | Б. | Курицы | | Б. |
утки | | Б. | Свиньи | | Б. |
лисы | | Б. | Коровы | | Б. |
льва | | Б. | Лошади | | Б. |
Всего за пробу:__________
2. Образование прилагательных от существительных.
2.1. Относительных.
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
шляпка из соломы | | Б. | кисель из клюквы | | Б. |
горка изо льда | | Б. | салат из моркови | | Б. |
варенье из вишни | | Б. | суп из грибов | | Б. |
варенье из яблок | | Б. | лист дуба | | Б. |
варенье из слив | | Б. | лист осины | | Б. |
Всего за пробу:__________
2.2. Качественных. 2.3. Притяжательных.
Если днем жара, то день жаркий, а если … | | У собаки лапа собачья, а у … | ||||
мороз | | Б. | Кошки | | Б. | |
солнце | | Б. | Волка | | Б. | |
снег | | Б. | Льва | | Б. | |
ветер | | Б. | Медведя | | Б. | |
дождь | | Б. | Лисы | | Б. |
Всего за пробу:__________
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 – само коррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Всего за серию (из 30 баллов)________
Серия V. Исследование связной речи.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик» (3 картинки).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.
Рассказ ребенка: _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Всего за пробу:__________
Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, либо рассказ незавершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – баз аграмматизмов, но наблюдается стереотипное оформление, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: сейчас я почту небольшой рассказ, запомни и перескажи его.
Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего за пробу:_________
Критерий смысловой целостности: 5 баллов воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – незначительное сокращение, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажение смысла, включение посторонней информации; 0 баллов пересказ не доступен.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм; 2,5 – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 - аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ недоступен.
Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ недоступен даже по вопросам.
Всего за серию (из 30 баллов)__________
Всего за весь тест (из 130 баллов)__________
Исследование процесса чтения.
Характер чтения______________________________________________________________________________
Способ чтения________________________________________________________________________________
Понимание прочитанного_______________________________________________________________________
Исследование процесса письма.
Списывание
Количество ошибок__________________________________________________________________
Характер ошибок____________________________________________________________________
Письмо под диктовку
Количество ошибок__________________________________________________________________
Характер ошибок____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Рекомендации _______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ_________________________
| № | Норма | Кол-во баллов | Успешность в % |
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи | | | | |
Фонематическое восприятие | | | | |
Артикуляционная моторика | | | | |
Звукопроизношение | | | | |
Звуко-слоговая структура слова | | | | |
Серия II. Исследование навыков языкового анализа | | | | |
Серия III. Исследование грамматического строя | | | | |
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования | | | | |
Серия V. Исследование связной речи | | | | |
Оценка за весь тест | | | | |