Логопедические домашние задания "Не скучай-ка" (на летний период) для детей старшего дошкольного возраста
Поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главной задачей воспитателей, логопеда и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи.
Уважаемые родители, Вашему вниманию предлагаются игры и задания, которые позволят ребенку в летний период повторить накопленные за учебный год знания. Все игры тематически направлены на летнюю жизнедеятельность, поэтому, в некоторые из них вы сможете поиграть и на природе, и во дворе, и на даче.
Рекомендации к выполнению:
- выполняйте задания с хорошим настроением;
- время выполнения заданий 15-20 минут 2-3 раза в неделю;
- если при проговаривании ответа на ваш вопрос, ребенок делает ошибки при звукопроизношении или неправильно согласовывает слова в предложении, то обязательно исправьте его, назвав правильно слово или все предложение (проследите, чтобы ребенок повторил за вами правильный вариант ответа!)
- хвалите ребенка при каждом удачном выполнении задания.
Тема: «Грибы»
Назови один – много
Один белый гриб – много белых грибов;
одна рыжая лисичка – много ……
одна широкая шляпка – много ….
один пень – много….
Объясни словечко
Подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик. (Обратите внимание ребенка на то, что данные слова как бы сами себе объясняют.)
Продолжи предложение
Мы пошли в лес за опятами, маслятами……. (лисичками, волнушками, сыроежками…). Грибы растут….. (в лесу, в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве..). Грибы можно сорвать, срезать…. (положить в корзину, принести домой, почистить, нарезать, отварить, посушить, засолить, замариновать, пожарить).
Объясни выражения: грибной год, грибной дождь.
Спрашивайте, как ребенок понимает эти словосочетания. Где нужно, уточняйте, поправляйте или объясняйте их смысл.
Объясни пословицы.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Бояться волков – быть без грибков.
Назови ласково
Боровик – боровичок;
Моховик - ….
Сыроежка - ….
Корзина - …..
Пень - ….
Лес - ….
Поляна -…….
Лукошко -……
Вопросы на засыпку!
На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?
Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?
Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?
Выучите стихотворение.
При проговаривании выполняйте массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминайте подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке Мелкие грибочки: Грузди и горькушки, Рыжики, волнушки. Даже маленький пенек Удивленья скрыть не мог. Выросли опята, Скользкие маслята, Бледные поганки Встали на полянке.
| мизинец безымянный средний указательный большой |
правая рука |
большой указательный средний безымянный мизинец
|
левая рука |
Сравни: мухомор и опенок.
Что общего между ними и чем они отличаются?
Закрепляем с детьми знания о сходствах и различиях. Общее: и мухомор и опенок являются грибами, у обоих есть шляпка и ножка, оба растут в лесу. Различия: опенок – съедобный гриб, а мухомор – ядовитый; у мухомора красная шляпка с белыми горошинами, а у опенка – коричневая со светлым пятном в центре; мухоморы крупнее опят.
Тема: «Овощи»
Какие бывают?
Морковь – сочная, длинная, хрустящая, рыжая…
Огурец - …..
Помидор - …..
Придумай загадку по образцу
Этот овощ – круглой формы, желтого цвета, сладкий на вкус. (репа)
Продолжи предложение.
В огороде грядки с огурцами, морковью, помидорами……
Мы с мамой и папой на огороде вскапываем, сеем, сажаем, ……..
Выучите стихотворение.
При проговаривании выполняйте массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги до основания пальца).
Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг – огород
| мизинец безымянный средний указательный большой |
правая рука |
большой указательный средний безымянный мизинец
|
левая рука |
Подбери пару
Огурец большой, а кабачок больше.
Репа большая, а…..(тыква больше)
Бобы маленькие, а …..(горох меньше)
Петрушка высокая, а ….(укроп выше)
Расскажи о своем любимом овоще
Если ребенок затрудняется, даем ему план рассказа.
Я люблю____________________, он (она) ________цвета, ________формы, ______на вкус. Из него (нее) можно приготовить______________. А я люблю есть его (ее)___________.
Что лишнее? Почему?
Морковь, капуста, опенок, чеснок.
Огурец, груша, кабачок, тыква.
Назови соки.
Из моркови – морковный сок, из огурца - ……, из чеснока - ……., из помидор - ……., из тыквы - ……, из лука - ……, из кабачка - …… и т.д.
Сравни:капуста и лук, огурец и кабачок.
Что общего между ними и чем они отличаются?
Закрепляем с детьми знания о сходствах и различиях.
__________________________________________________________________
Повторяем грамоту.
Составь слово из первых звуков слов: СВЕКЛА, УКРОП, ПОМИДОР.
(Ребенок не читает, а определяет на слух)
Повторяем: А О У Ы И Э - гласные.
Тема: «Фрукты»
Выучите стихотворение.
Игра с пальчиками. При проговариваниисоединяйте пальцы подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга)
На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! | мизинцы безымянные средние указательные большие пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх
|
Продолжи предложение
В магазине продается много…… (персиков, груш, яблок,…..)
Объясни словечко:
Плодоносит, удобрение, толстокожий.
Опиши фрукт по картинке, не называя его. Пусть мама и папа отгадают.
Подбери пару
Яблоко большое, а ананас больше.
Вишня кислая, а ……(лимон кислее).
Груша сочная, а …….(апельсин сочнее).
И т.д.
Расскажи о своем любимом фрукте
Если ребенок затрудняется, предложите ему план:
Как твой любимый фрукт называется?
Где он растет?
Какого он цвета, какой формы?
Что можно из него приготовить?
В каком виде ты любишь его есть?
(желательно чтобы ребенок строил рассказ полными предложениями, не ограничиваясь одним словом по каждому пункту)
Расскажи о фрукте
Лимон – желтый, сочный, в кожуре, с косточками, мягкий, кислый……
Вишня - …..
Яблоко - ……
Какие фрукты имеют желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий цвет?
Назови соки:
Из лимона - ….., из апельсина - …., из яблок - ….., из сливы - …… и т.д.
Что лишнее и почему?
Яблоко, груша, помидор, апельсин.
Слива, персик, абрикос, компот.
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
__________________________________________________________________________
Повторяем грамоту.
Составь слово из первых звуков слов: СЛИВА, АНАНАС, ДЮШЕС (сорт груш)
Повторяем правило:
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
Раздели слова на две группы – с одним слогом и с двумя слогами:
сад, лимон, сок, слива.
Где ты слышишь звук (а) – в начале или в конце слова?
Абрикос, груша, апельсин, хурма.
Тема: «Ягоды. Домашние заготовки»
Что где растет?
Свекла, картофель, клубника, клюква, груша, огурец, черника, вишня (в огороде, в саду, на грядке, в теплице, в парнике, в лесу, на болоте, на дереве).
Сравни: крыжовник и малина, клубника и клюква.
Что общего между ними и чем они отличаются?
Закрепляем с детьми знания о сходствах и различиях.
Продолжи предложение:
В огороде выросло много …..(огурцов, моркови…)
В лесу собираем…..(чернику, бруснику…..)
В саду растут…. (яблоки, груши…..)
Назови ласково:
клубника – клубничка
клюква - …
черника - ….
малина - …..
смородина - ….
крыжовник - ….
Из чего можно варить варенье?
Из брусники, яблок, смородины, вишни, ……..
Чтение, ответы на вопросы, пересказ.
ГДЕ РАСТЕТ ЯГОДА
Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюкв, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листочком ягоды. И так их много, чтоместо синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.
Вопросы:
Как растет клюква?
Какие еще ягоды растут в лесу?
Как они растут?
Какая ягода невидима сверху?
Объясни словечко:
Овощерезка, овощехранилище, овощевод, черноплодная (рябина)
________________________________________________________________________________________
Повторяем грамоту.
Назови гласные в слове БРУСНИКА, МАЛИНА, СЛИВА, КРЫЖОВНИК.
Повторяем правило:
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
Сколько слогов в словах: КЛЮКВА, ЧЕРНИКА, ГОЛУБИКА, КОСТЯНИКА, КОМПОТ.
УДАЧИ ВАМ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!