Литература Серебряного века

Способствовать формированию представления о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века», на примерах научных достижений и направлений в искусстве во второй половине XIX века. Способствовать формированию представления социальной сути и художественной ценности в искусстве как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества.

Раскрыть мировое значение достижения русской культуры, как составной части процесса развития культуры всего человечества.

  1. Развивающая: Создать условия для творческого применения умений и развития общеучебных умений - работа с текстом учебника, с репродукцией картин. Умение слушатьь музыку. Научить применять знания, для решения проблемных задач максимально используя различные источники знаний.

  2. Воспитательная: Воспитание взаимопомощи, толерантности. Стимулировать интерес учащихся к самообучению и саморазвитию. Воспитывать чувства гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

Методы обучения: словесно-наглядный, репродуктивный, эвристический (частично- поисковый), эвристическая беседа с элементами лекции.

Содержимое разработки

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК  РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…

Анна Ахматова

Двадцатый век … ещё бездомней, Ещё страшнее жизни мгла, Ещё чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к Отчизне… И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Всё разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…  А.Блок

Двадцатый век … ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла,

Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к Отчизне…

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Всё разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи…

А.Блок

Николай Оцуп Николай Бердяев 1892 – 1921 гг .  ? – Серебряный век

Николай Оцуп

Николай Бердяев

1892 – 1921 гг . ? – Серебряный век

МОДЕРНИЗМ  (фр. – новейший, современный) акмеизм имажинизм символизм футуризм

МОДЕРНИЗМ (фр. – новейший, современный)

акмеизм

имажинизм

символизм

футуризм

СИМВОЛИЗМ А. БЛОК В.БРЮСОВ З. ГИППИУС Д. МЕРЕЖКОВСКИЙ А.БЕЛЫЙ Ф.СОЛОГУБ К. БАЛЬМОНТ

СИМВОЛИЗМ

А. БЛОК

В.БРЮСОВ

З. ГИППИУС

Д. МЕРЕЖКОВСКИЙ

А.БЕЛЫЙ

Ф.СОЛОГУБ

К. БАЛЬМОНТ

Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова.Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.

Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова.Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.

А. АХМАТОВА О. МАНДЕЛЬШТАМ АКМЕИЗМ Н. ГУМИЛЕВ Акмеизм – отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира.

А. АХМАТОВА

О. МАНДЕЛЬШТАМ

АКМЕИЗМ

Н. ГУМИЛЕВ

Акмеизм – отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира.

Б.ПАСТЕРНАК ФУТУРИЗМ Футуристы ставили человека в центре мира, отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.   В. ХЛЕБНИКОВ В. МАЯКОВСКИЙ И. СЕВЕРЯНИН

Б.ПАСТЕРНАК

ФУТУРИЗМ

Футуристы ставили человека в центре мира, отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.

 

В. ХЛЕБНИКОВ

В. МАЯКОВСКИЙ

И. СЕВЕРЯНИН

Русь моя, деревянная Русь!  Я один твой певец и глашатай. Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой... Но не бойся, безумный ветр, Плюй спокойно листвой по лугам. Не сотрет меня кличка «поэт», Я и в песнях, как ты, хулиган. ИМАЖИНИЗМ Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение. С. Есенин

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай. Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой...

Но не бойся, безумный ветр,

Плюй спокойно листвой по лугам.

Не сотрет меня кличка «поэт»,

Я и в песнях, как ты, хулиган.

ИМАЖИНИЗМ

Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение.

С. Есенин

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана,  Как искры из ракет,  Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, —  Нечитанным стихам!  Разбросанным в пыли по магазинам  (Где их никто не брал и не берет!)  Моим стихам, как драгоценным винам,  Настанет свой черед.  М. ЦВЕТАЕВА «Поэты вне направлений» И. БУНИН М.ЦВЕТАЕВА

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти, —

Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

М. ЦВЕТАЕВА

«Поэты вне направлений»

И. БУНИН

М.ЦВЕТАЕВА

символизм Отношение к миру акмеизм Мир не познаваем Роль поэта футуризм Мир познаваем Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова Отношение к слову Особенности формы Мир надо переделать Поэт возвращает слову ясность, простоту Слово и многозначно, и символично Намеки, иносказания Поэт разрушает старое Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом Конкретная образность Обилие неологизмов; Искажение слов

символизм

Отношение к миру

акмеизм

Мир не познаваем

Роль поэта

футуризм

Мир познаваем

Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова

Отношение к слову

Особенности формы

Мир надо переделать

Поэт возвращает слову ясность, простоту

Слово и многозначно, и символично

Намеки, иносказания

Поэт разрушает старое

Четкая определенность слова

Свобода в обращении со словом

Конкретная образность

Обилие неологизмов;

Искажение слов

Характерные черты поэзии Серебряного века:

Характерные черты поэзии Серебряного века:

  • ощущение дисгармонии мира;
  • разрыв с традициями реализма;
  • осмысление отношения человека к жизни;
  • понимание свободы личности как основы творчества художника
К.Бальмонт  Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.  И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вокруг раздавались Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.  Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали.   Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.   (1894)

К.Бальмонт

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(1894)

Глаголы движения Глаголы состояния Ловил Уходящие - 2 Погасавшего Всходил дрожали – 2 Шёл Рисовались – 2 Раздавались Всходил Сверкали – 2 Ласкали – 2  Наступила – 2 Блистало Догорало Ловить Уходящие – 2 Потускневшего Шел Дрожали - 2 Дремлющих Отуманенный Уснувшей Узнал Момент прекращения движения вверх Процесс  познания

Глаголы движения

Глаголы состояния

Ловил

Уходящие - 2

Погасавшего

Всходил

дрожали – 2

Шёл

Рисовались – 2

Раздавались

Всходил

Сверкали – 2

Ласкали – 2

Наступила – 2

Блистало

Догорало

Ловить

Уходящие – 2

Потускневшего

Шел

Дрожали - 2

Дремлющих

Отуманенный

Уснувшей

Узнал

Момент прекращения

движения вверх

Процесс

познания

СПАСИБО ЗА  ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ

Сохранить у себя:
Литература Серебряного века

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки