Лекция «Управление персоналом» тема: Психология управленческой деятельности

Функции управленческой деятельности. Курс лекии для педагогов и КПП Менеджмент образования

Содержимое разработки

Лекция «Управление персоналом»  тема: Психология управленческой деятельности Составила: Е.А. Гавриловчук преподаватель кафедры ПМиППО ГОУ ДПО ИРОиПК .

Лекция «Управление персоналом» тема: Психология управленческой деятельности

Составила:

Е.А. Гавриловчук

преподаватель

кафедры ПМиППО

ГОУ ДПО ИРОиПК

.

оптимальные нормы управляемости   Для организаций численностью:

оптимальные нормы управляемости

Для организаций численностью:

  • 300 работающих - 7-9 единиц,
  • для средних (1-5 тысяч человек) - 16-18,
  • для крупных (5-7 тысяч человек) - 19-22,
  • для очень крупных (свыше 7 тысяч человек) -26-28.
функции управленческой деятельности руководителя:

функции управленческой деятельности руководителя:

  • познавательная : изучение человека, группы, коллектива фирмы, организации, учреждения, актуальной ситуации управления;
  • прогностическая : определение основных направлений и динамика развития управляемых (сотрудников, подразделений);
  •   проектировочная : определение целей и задач, программирование и планирование деятельности;
  • коммуникативно-информационная:  обеспечение формирования, структурирования и сохранения коммуникационных сетей; сбор, преобразование и направление адресатам необходимой информации;
функции управленческой деятельности руководителя:

функции управленческой деятельности руководителя:

  • мотивационная : обеспечение рационального воздействия на совокупность внешних и внутренних условий деятельности подчинённых, вызывающих их активность и определяющих направленность этой деятельности;
  •   руководства : руководитель берёт ответственность за свои решения (принятые на основе официальных правовых актов или внутригруппового соглашения) и результаты деятельности;
  •   организации : обеспечение реализации целей и задач управления;
функции управленческой деятельности руководителя:

функции управленческой деятельности руководителя:

  •   обучения : передача знаний, навыков, умений подчинённым;
  •   воспитания : обеспечение формирования личности и коллектива в соответствии с целями управления;
  •   контроля : отражение соответствия поведения и деятельности сотрудников задачам управления;
  • оценки : обеспечение отражения степени рассогласования между потребными и достигнутыми параметрами ситуации и поведения участников деятельности;
  • коррекции : внесение необходимых изменений в цели и программу управления.
Уровни управления 1.  Самоуправление .  2.  Управление индивидуальными (субъективными, личностными) качествами конкретного человека . 3.  Управление психологическими переменными небольшой группы людей .  4.  Управление социально-психологическими переменными коллектива .  5.  Управление факторами среды и жизнедеятельности .

Уровни управления

1.  Самоуправление .

2.  Управление индивидуальными (субъективными, личностными) качествами конкретного человека .

3.  Управление психологическими переменными небольшой группы людей .

4.  Управление социально-психологическими переменными коллектива .

5.  Управление факторами среды и жизнедеятельности .

. Структура деятельности

.

Структура деятельности

Структура деятельности Цель  — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности . Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие  — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.   Предметные действия — это действия, Умственные действия  — разнообразные  направленные на изменение состояния действия человека, выполняемые во  или свойств предметов внешнего мира внутреннем плане сознания: перцептивные  мнемические, мыслительны, имажитивные    1. Навык  — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.  2. Умения  — это способы успешного (осознанного) выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.  Составляет основу мастерства.

Структура деятельности

  • Цель — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности .
  • Мотив — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
  • Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Предметные действия — это действия, Умственные действия — разнообразные

направленные на изменение состояния действия человека, выполняемые во

или свойств предметов внешнего мира внутреннем плане сознания: перцептивные

мнемические, мыслительны, имажитивные

1. Навык — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в

процессе упражнений.

2. Умения — это способы успешного (осознанного) выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Составляет основу мастерства.

Психологическая стуктура управленческой деятельности  предполагает постановку мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, анализ текущей информации, принятие решений, контроль за ходом деятельности всей организации. ( специфика - управляющие воздействия направлены прежде всего на человека и его психику ).

Психологическая стуктура управленческой деятельности

  • предполагает постановку мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, анализ текущей информации, принятие решений, контроль за ходом деятельности всей организации.

( специфика - управляющие воздействия направлены прежде всего на человека и его психику ).

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 1. Первейшая задача - это определение целей.
  • 2. Вырабатывайте цели вместе с подчинёнными.
  • 3. Разбивайте крупные цели на промежуточные, фиксируйте сроки, контролируйте результаты.
  • 4. Концентрируйте свою деятельность на немногих целях.
  • 5. Согласовывайте цели по вертикали, по уровням управления и по горизонтали, по подразделениям.
Для эффективного осуществления профессионально-управленческой деятельности руководитель организации образования  должен обладать:   профессионализмом  деятельности  профессионализмом  личности

Для эффективного осуществления профессионально-управленческой деятельности руководитель организации образования должен обладать:

профессионализмом

деятельности

профессионализмом

личности

Профессионализм деятельности можно рассматривать как меру владения руководителем современным содержанием и современными средствами, способами решения профессиональных задач (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина).    определяется:  – высокой продуктивностью;  – активностью субъекта управления;  – высоким уровнем квалификации и профессиональной компетентности;  – высокой организованностью;  – низкой опосредованностью;  – знанием современного содержания и способов выполнения деятельности, наличием способностей решения с учетом современных условий профессиональных задач;  – оптимальностью;  – высокой интенсивностью;  – надежностью и стабильностью высоких показателей качества;  – возможностью развития субъекта труда как специалиста;  – направленностью на достижение положительных социально значимых целей;  – поиском новых путей и механизмов выхода из проблемных ситуаций.

Профессионализм деятельности можно рассматривать как меру владения руководителем современным содержанием и современными средствами, способами решения профессиональных задач (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина). определяется: – высокой продуктивностью; – активностью субъекта управления; – высоким уровнем квалификации и профессиональной компетентности; – высокой организованностью; – низкой опосредованностью; – знанием современного содержания и способов выполнения деятельности, наличием способностей решения с учетом современных условий профессиональных задач; – оптимальностью; – высокой интенсивностью; – надежностью и стабильностью высоких показателей качества; – возможностью развития субъекта труда как специалиста; – направленностью на достижение положительных социально значимых целей; – поиском новых путей и механизмов выхода из проблемных ситуаций.

Противоречия в деятельности руководителя

- Деятельность руководителя проходит в условиях наличия строго структурированных планов (стратегических, тактических, оперативных), осуществляемых людьми.

- Дилемма выбора руководителем тактик решения поставленных целей между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями.

- Положение руководителя в организации в условиях постоянно меняющихся внутренних и внешних переменных может поставить под сомнение его компетентность, которая может не соответствовать новым условиям деятельности.

- Отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций.

- Выбор неэффективных стратегий поведения руководителем в условиях решения управленческих конфликтов

- Принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей

- Строгое требование выполнять инструкции в ущерб стремлению работников проявлять творчество.

- Рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения работников и др.

Структура личности  (по С.Л. Рубинштейну)

Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)

Профессионализм личности определяет :   – качественные характеристики субъекта управления,  – высокий уровень развития профессионально важных и личностно деловых качеств,  – адекватный уровень притязаний, мотивационной сферы и ценностных ориентаций,  – развитие и формирование у руководителя рефлексивных навыков и способностей,  – превращение общечеловеческих ценностей в его собственные; нравственная воспитанность личности

Профессионализм личности определяет : – качественные характеристики субъекта управления, – высокий уровень развития профессионально важных и личностно деловых качеств, – адекватный уровень притязаний, мотивационной сферы и ценностных ориентаций, – развитие и формирование у руководителя рефлексивных навыков и способностей, – превращение общечеловеческих ценностей в его собственные; нравственная воспитанность личности

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА  РУКОВОДИТЕЛЯ  * высокий профессионализм, * ответственность и надежность, * уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных, * самостоятельность, способность к творческому решению задач, стремление к достижениям,  * инициатива и деловая активность,  * способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте («фактор геликоптера»), * умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий; * готовность рисковать и брать ответственность за это на себя; * приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет; * умение при необходимости легко менять стиль управления и др.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ

* высокий профессионализм,

* ответственность и надежность,

* уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных,

* самостоятельность,

  • способность к творческому решению задач, стремление к достижениям,

* инициатива и деловая активность,

* способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте («фактор геликоптера»),

* умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий;

* готовность рисковать и брать ответственность за это на себя;

* приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;

* умение при необходимости легко менять стиль управления и др.

Профессиограмма руководителя

  • Первый блок - общие качества :
  • * незаурядный интеллект,
  • * фундаментальные знания,
  • * достаточный опыт.
  • Второй блок включает следующие конкретные качества:
  • * идейно-нравственные, которые выражают миро­воззрение, культуру, моральную мотивацию действий личности, ее гражданские качества;
  • * научно-профессиональные качества включают знания, опыт, характеризующие технико-экономическую и управленческую компетентность, теоретический и практический уровень компетентности;
  • организационные качества включают все, что связано с умением подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т.д.;
  • психофизические качества включают соматические и психические данные (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).
  • Третий блок - специфические личностно-деловые качества :
  • * коммуникабельность — умение быстро устанавливать контакт с людьми;
  • * эмпатичность — умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;
  • * способность к рефлексии, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;
  • * стрессоустойчивостъ, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
  • * красноречивость — умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;
  • * визуальность — внешняя привлекательность личности.

(по В.М. Шепелю)

Качества руководителя, препятствующие эффективной деятельности организации

Качества руководителя, препятствующие эффективной деятельности организации

  • Недостаточная сформированность индивидуальной управленческой концепции,
  • Рассогласование организационных и личных ценностей и целей,
  • Недостаточная степень наличия управленческих способностей,
  • Недостаток знаний, умений и навыков управленческой деятельности,
  • Отсутствие креативности,
  • Неумение управлять собой,
  • Неумение управлять группой,
  • Недоброжелательное отношение к персоналу,
  • Отсутствие стремления к личностному и профессиональному росту,
  • Неумение мотивировать персонал,
  • Трудности в общении с подчиненными,
  • Применение неэффективного стиля руководства,
  • Ориентация на себя и свои личные цели,
  • Отсутствие ориентации на решение профессиональных задач,
  • Консервативность поведения,
  • Наличие конфликтных тенденций поведения,
  • Наличие невротических тенденций поведения и др.
Профессиональная компетентность руководителя организации образования  компоненты:  а) потребностно-мотивационный: совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления;   б) операционно-технический: совокупность знаний, умений и навыков практического решения управленческих задач;   в) рефлексивно-оценочный: совокупность  способностей предвосхищать, оценивать собственную деятельность, выбирать стратегию поведения исходя из адекватной оценки себя и конкретной ситуации.

Профессиональная компетентность

руководителя организации образования

компоненты:

а) потребностно-мотивационный: совокупность мотивов, адекватных целям и задачам управления;

б) операционно-технический: совокупность знаний, умений и навыков практического решения управленческих задач;

в) рефлексивно-оценочный: совокупность

способностей предвосхищать, оценивать собственную деятельность, выбирать стратегию поведения исходя из адекватной оценки себя и конкретной ситуации.

виды профессиональной компетентности руководителя организации образования  специальная компетентность  социальная компетентность  личностная компетентность  индивидуальная компетентность  экстремальная профессиональная компетентность   А.К. Маркова

виды профессиональной компетентности руководителя организации образования

  • специальная компетентность
  • социальная компетентность
  • личностная компетентность
  • индивидуальная компетентность
  • экстремальная профессиональная компетентность

А.К. Маркова

специальная компетентность  владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие;  способность к планированию производственных процессов, готовность и способность выполнять профессионально-управленческую деятельность в современных условиях;  а также и такие межпрофессиональные компоненты как:

специальная компетентность

  • владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне,
  • способность проектировать свое профессиональное развитие;
  • способность к планированию производственных процессов,
  • готовность и способность выполнять профессионально-управленческую деятельность в современных условиях;

а также и такие межпрофессиональные компоненты как:

  • умения работать с компьютером, с оргтехникой,
  • чтение технической документации,
  • ручные навыки и т.д.
социальная компетентность

социальная компетентность

  • владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством;
  • владение приемами педагогического общения;
  • социальная ответственность за результаты своего профессионального труда и т.д.
личностная компетентность  владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, владение средствами противостояния профессиональным деформациям личности; способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее;  способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения (креативность),  гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

личностная компетентность

  • владение приемами личностного самовыражения и саморазвития,
  • владение средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
  • способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее;
  • способность самостоятельно принимать решения;
  • способность находить нестандартные решения (креативность),

гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

  • рефлексивная компетентность ( глубокое знание себя, своих способностей, возможностей и умения управлять своей компетенцией в соответствии с требованиями должности ).
индивидуальная компетентность

индивидуальная компетентность

  • профессиональное самосознание, принятие себя как профессионала,
  • постоянное самоопределение,
  • саморазвитие профессиональных способностей,
  • самопроектирование, построение собственной стратегии профессионального роста,
  • построение и реализация своей профессиональной жизни,
  • готовность к профессиональному росту,
  • мотивация достижения, ресурс успеха, способность к самомотивированию,
  • уверенность в себе, оптимизм,
  • способность к индивидуальному самосохранению,
  • неподверженность профессиональному старению,
  • умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.
Профессиональное становление руководителя организации образования профессионально-управленческий профессионально-управленческий профессионально-педагогический (Период обучения будущего педагога в вузе) 17-22 года

Профессиональное становление руководителя организации образования

профессионально-управленческий

профессионально-управленческий

профессионально-педагогический

(Период обучения будущего педагога в вузе)

17-22 года

Кризисы профессионального становления  Кризис профессиональных экспектаций , т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы самостоятельной работы, т. е. кризис профессиональной.  - Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами).  Кризис профессионального роста   (23—25 лет).  - Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет.  - Возможна смена места работы, вида деятельности .

Кризисы профессионального становления

  • Кризис профессиональных экспектаций , т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы самостоятельной работы, т. е. кризис профессиональной.

- Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами).

  • Кризис профессионального роста

(23—25 лет).

- Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет.

- Возможна смена места работы, вида деятельности .

Кризис профессиональной карьеры  (30—33 года).   - Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом.  - «Вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда.  Кризис социально-профессиональной  самоактуализации (38-40 лет)  - Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.  - Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).

Кризис профессиональной карьеры

(30—33 года).

- Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом.

- «Вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда.

Кризис социально-профессиональной

самоактуализации (38-40 лет)

- Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.

- Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).

Кризис угасания профессиональной деятельности    ( 55—60 лет, т.е. последние годы перед пенсией).  - Ожидание ухода на пенсию и новой  социальной роли.  - Сужение социально-профессионального поля  - психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.   Кризис социально-психологической адекватности    ( 65—70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию).     Э.Ф. Зеер

Кризис угасания профессиональной деятельности ( 55—60 лет, т.е. последние годы перед пенсией). - Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли. - Сужение социально-профессионального поля - психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Кризис социально-психологической адекватности ( 65—70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию). Э.Ф. Зеер

Основные детерминанты кризисов профессионального становления:    -сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;  - социально-экономические условия;  - возрастные психофизиологические изменения;  - вступление в новую должность;  - полная поглощенность трудовой деятельностью;  - изменения в жизнедеятельности.   Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощности. Их возникновение и протекание очень индивидуально.    Э.Ф. Зеер

Основные детерминанты кризисов профессионального становления: -сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом; - социально-экономические условия; - возрастные психофизиологические изменения; - вступление в новую должность; - полная поглощенность трудовой деятельностью; - изменения в жизнедеятельности. Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня компетентности и профессиональной беспомощности. Их возникновение и протекание очень индивидуально. Э.Ф. Зеер

Требования к руководителю XXI века  требования относятся к руководителям всех уровней управления:

Требования к руководителю XXI века

требования относятся к руководителям всех уровней управления:

  • профессиональная грамотность в целях оценки перспективности той или иной технологии;
  • умение находить или создавать работоспособные группы, придерживающиеся определенных принципов и ценностей,
  • умение справляться с переработкой большого количества информации;
  • использование различных средств коммуникации,
  • поддержание сотрудничества внутри учреждения и системы
  • Умение организовывать время деятельности и т.д.
Сохранить у себя:
Лекция «Управление персоналом» тема: Психология управленческой деятельности

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки