Лекция: «Социальная работа с семьей».
Семейное консультирование или терапия – это работа с семьей, сосредоточенная на проблемах внутрисемейных отношений. Она осуществляется социальным работником, имеющим степень магистра, получившим специализацию в этой области. Термины «консультирование» и «терапия», используемые в данном контексте, взаимозаменяемы, хотя терапия считается более интенсивной формой воздействия, чем консультирование. Главная цель специалиста по семейной терапии заключается в том, чтобы помочь установить конструктивные взаимоотношения между членами семьи, что требует от специалиста нейтральной, объективной позиции по отношению ко всем членам семьи. Стратегия государственной политики, направленная на урезание расходов на социальные службы, привела к снижению доли профессиональных специалистов, занятых работой с детьми и семьями, поэтому в некоторых штатах эти функции выполняют социальные работники, имеющие степень бакалавра.
Работу с детьми и семьями можно классифицировать по-разному. Самая простая классификация состоит в выделении двух основных направлений: «работа в домашних условиях» и «работа вне дома».
«Работа в домашних условиях» включает в себя следующие виды услуг:
– финансовая помощь;
– социальная защита;
– семейная терапия;
– дневной уход;
– услуги, связанные с ведением домашнего хозяйства.
Основная помощь, предоставляемая детям и семьям,– финансовая. Она не всегда расценивается как социальная услуга, так как обеспечивается программами, не включающими штатных социальных работников. Федеральная программа социальной защиты, например, обеспечивает средствами семьи, в которых кормилец, уплативший необходимые для социального обеспечения налоги, умер, стал нетрудоспособным или прекратил работу. Другая программа, обеспечивающая финансовую поддержку в домашних условиях,– помощь семьям с находящимися на иждивении детьми.
Услуги по социальной защите предназначены для защиты детей, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение с ребенком означает нанесение телесных повреждений, ожогов, изнасилование или непосильный труд. Отсутствие заботы подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за ребенком, включающему присмотр, питание, медицинскую помощь. Службы социальной защиты оказывают услуги на дому и вне дома, так как, если дома ребенку не могут обеспечить необходимый уровень ухода, социальный работник может рекомендовать передачу его на воспитание вне дома.
Чтобы помочь детям остаться в собственной семье, работники служб социальной защиты сначала наблюдают за тем, что происходит дома. Они консультируют детей и родителей, информируют родителей о правовых требованиях, предоставляют семье информацию о других полезных для них службах и убеждают членов семьи использовать их возможности.
Семейная терапия - это оказываемая в домашних условиях помощь семьям, испытывающим различные виды дистресса. Семейный терапевт-профессионал проводит объективное исследование проблемной ситуации в семье и старается помочь ее членам общаться друг с другом более конструктивными способами, чтобы смягчить остроту межличностных проблем.
Еще одна разновидность социальной службы на дому называется «консультированием» или «работой с клиентом». Услуги предлагаются различными агентствами социальной работы, например, окружными департаментами социальных услуг, а также оказываются в больницах, частных лечебницах, приютах для лиц, подвергшихся побоям, в учреждениях, реализующих программы помощи людям с задержками развития.
Уход за детьми является проблемой для многих семей, особенно тех, где матери работают. Дневной уход считается социальной услугой, предоставляемой на дому, даже если она оказывается вне дома. Эта услуга позволяет работающим родителям обеспечить надлежащие условия для воспитания детей. Многие штаты приняли программы, в которых дневной уход субсидируется государством, так что размер выплат со стороны родителей зависит от уровня их доходов. Дневной уход может осуществляться и в небольших частных домах, и в центрах, имеющих лицензии.
Услуги, связанные с ведением домашнего хозяйства, предоставляются семьям, в которых какой-либо член семьи очень болен, слишком стар или эмоционально нестабилен для ведения домашнего хозяйства; детям, у которых один из родителей временно отсутствует по причине физической или психической болезни. Иногда они оказываются в качестве временной коррекционной меры семье, в которой родители не заботятся о детях. Услуги по ведению домашнего хозяйства могут включать уборку, стирку, покупки, приготовление пищи. Их стоимость невысока, вследствие этого они доступны многим семьям. Данные услуги оказываются государственными или частными агентствами социальных услуг, деятельность которых часто позволяет сохранить семью в кризисные периоды.
Обучение семейной жизни представляет собой социальную услугу, оказываемую в домашних условиях и предназначенную для предотвращения возникающих семейных проблем и для оказания помощи в их решении. Этот тип образовательных программ предлагается агентствами семейной службы. Занятия проводятся в агентствах или на дому. Перечень тем занятий варьируется, но чаще всего включает следующие: возрастные этапы развития ребенка, психологические особенности детей, формирование самоуважения, коммуникативные способности родителей, конструктивные методы воспитания детей в семье и др.
Иногда, несмотря на значительную помощь семье со стороны служб социальной защиты, условия проживания в семье продолжают оставаться неподходящими для ребенка. В этих случаях должны быть мобилизованы службы, оказывающие услуги вне дома. Если взрослый член семьи оказывается нетрудоспособным, детям требуются замещающие услуги. В случаях кратковременной нетрудоспособности родителей можно воспользоваться услугами по ведению домашнего хозяйства, что позволяет детям оставаться в своем доме. Если же взрослый нетрудоспособен в течение длительного периода времени, целесообразно прибегнуть к услугам, оказываемым вне дома. Перечень этих услуг включает следующие:
– передача ребенка на воспитание;
– усыновление;
– приюты домашнего типа;
– институциональное попечение;
– судебная система.
Прежде чем передать ребенка на воспитание, социальные работники проводят обследование будущей родительской семьи и высказывают свои рекомендации. После принятия решения о передаче ребенка на воспитание социальные работники наблюдают за семьей: регулярно посещают семью, беседуют с детьми и взрослыми, чтобы убедиться в том, что формируются конструктивные отношения. Если появляется какая-либо проблема, социальные работники включаются в ее решение. Основная задача социальных работников состоит в том, чтобы сделать все необходимое для обеспечения полноценного ухода за ребенком.
Некоторые семьи, принимающие на :воспитание детей, имеют лицензии на уход за детьми со специфическими проблемами, такими, как физические или психические нарушения, поведенческие или эмоциональные расстройства.
Обычно, когда ребенок передан на воспитание, социальный работник взаимодействует и с родителями, и с людьми, принявшими ребенка. Он предоставляет родителям возможность подготовиться к возвращению их ребенка в семью. Кроме того, цель социальной работы с детьми и семьями состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка.
Усыновление обеспечивает постоянный уход за детьми. Оно предоставляет детям и усыновившим их родителям те же самые узаконенные права и обязанности по отношению друг к другу, что и биологическим родителям и их детям. Дети могут быть усыновлены только тогда, когда оба родителя лишены родительских прав. В ряде случаев прав лишают в судебном порядке. Часто родители сами приходят к заключению, что не могут обеспечить ребенку должного воспитания.
Социальные работники проводят консультирование людей, решающих трудный вопрос: отдать ли ребенка на воспитание, сохранить ли беременность. В недавнем прошлом мать-одиночка могла самостоятельно принять решение о прекращении родительских прав и передаче незаконнорожденного ребенка для усыновления, а сейчас настоящий отец ребенка, если он известен, должен дать письменное согласие. Иногда «биологические» отцы возбуждают дело об опеке и добиваются ее установления вопреки воле матери.
Приюты домашнего типа могут быть созданы государственными агентствами или частными организациями, не извлекающими из этого прибыли. Имеются различные типы таких учреждений, в том числе, обслуживающие людей с задержкой развития, с физическими нарушениями, психически больных. Приюты домашнего типа, имеющие лицензию, рассчитаны на 8 человек. В таких приютах имеется постоянный штат молодых социальных работников, часто в степени бакалавра, а также работников, ведущих хозяйство, помощников и специалистов в степени магистра, консультирующих детей и их семьи.
Цель приютов указанного типа – создать обстановку, максимально приближенную к семейной. Этот тип службы полезен по ряду причин:
1) приюты являются определенным выходом из положения в тех случаях, когда нет возможности передать детей на воспитание в семьи;
2) приюты домашнего типа в большей степени, чем передача на воспитание, могут удовлетворить потребности детей, молодых людей в общении со сверстниками;
3) в случаях, когда еще не подтверждены права семьи, берущей ребенка на воспитание, такой приют может служить временным пристанищем для ребенка.
Институциональное попечение представляет собой другую форму помощи несовершеннолетним. Однако, она не относится к категории эффективных, так как в наименьшей степени создает «нормальную» среду для воспитания. Раньше детей, потерявших своих родителей, помещали в приюты для сирот, однако в течение последних 30 лет большинство таких учреждений было закрыто. Сохранившиеся большие учреждения типа приюта для сирот существуют по той причине, что обеспечивают специализированное лечение или кратковременный приют для детей, ожидающих передачи на воспитание или отправки в небольшие приюты домашнего типа.
Некоторые дети остаются на год или более в учреждении, известном как местный лечебный центр. Эти дети обычно имеют серьезные эмоциональные нарушения и направляются сюда судами для консультирования и терапии. Центры предоставляют обширный перечень услуг, включающий программы коррекции противоправного поведения, программы индивидуального консультирования, семейной терапии и др.
Социальная работа как профессия со времени возникновения имеет отличительным признаком работу с семьей как с целостной системой. Семейное консультирование и терапия направлены на улучшение межличностных отношений между членами семьи. В социальной работе с семьей уделяется внимание не только взаимоотношениям в семье, но и вопросам взаимодействия семьи с ее социальным окружением.