Лекция: «Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания».
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит Последнее время в нашей жизни произошли большие изменения: изменились запросы общества, потребности государства в новых умах, внедрены инновационные компьютерные технологии. Ученик сегодня — это не тот ученик, который послушно выполняет задания и повторяет учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Поэтому современному учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход ко всем учащимся в классе: нужно не заставлять, а мотивировать их к учёбе. Основные задачи современного образования — не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения, который предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Системно-деятельностный подход лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта. Он обеспечивает: – формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; – проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования; – активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; – построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Становление системно-деятельностного подхода в современной науке базируется на исследованиях многих ученых, таких как: А. Г. Асмолова, теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих важные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Само понятие «системно-деятельностный подход» было введено в 1985 г. как объединение системного подхода, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) и деятельностного подхода, который позволяет воплотить принцип системности на практике (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Основная идея данного подхода заключается в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А. Г. Асмолов характеризует системно-деятельностный подход как процесс, направленный на развитие личности, формирование ценностных ориентиров, способности к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Применение системно-деятельностного подхода на уроке истории начинается с этапа целеполагания, определения цели и задач урока т. е. планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, которые необходимо рассмотреть на уроке, они определяют то, чему должны научиться школьники. Например, “составлять описание, характеристику (событий, явлений), “сравнивать…”. На каждом этапе урока учитель должен стремиться развивать мыслительную деятельность учащихся, стремиться заложить основы для формирования ключевых компетенций учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, учащимся необходимо самим найти из нее выход. Функция учителя носит в данный момент лишь направляющий и корректирующий характер. Учащиеся должны доказать право существования их гипотезы, отстоять свою точку зрения. На уроках истории, в рамках использования системно-деятельностного подхода необходимо использовать формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. В таком случае традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении не сводится традиционной формуле “опрос — сообщение учителем новых знаний — закрепление их учащимися”, а, как правило, должен быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников. Например, при изучении темы «Основные сословия российского общества», учитель может предложить учащимся самостоятельно сравнить права, обязанности и условия жизни представителей разных сословий в XVII в., используя материал учебника, исторических документов, и сделать выводы о жизни российского общества в данный период времени. Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания. В ходе выступления, учащиеся заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика. Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии оценок, провести обмен мнениями. На уроках истории и обществознания можно также практиковать составление опорных конспектов в виде плана, схем (например, рассказывая о родоначальниках евреев, опираюсь на схему: Авраам- Исаак- Иаков (Израиль) — Иосиф), рисунков (прочитайте миф и нарисуйте рисунок по его содержанию) и т. д. Данный метод преподавания истории позволяет систематизировать информацию, полученную учащимися на уроке, расположить ее в логической последовательности, а также выделить главное, наиболее важное. Учащимся также при данном приеме, проще аргументировать свою позицию, закреплять знания и умения практически. В современном образовании очень часто используют также форму преподнесения нового материала в форме докладов, сообщений, рефератов. Данный вид учебной деятельности способствует формированию у учащихся навыков поисковой и аналитической работы, учит детей грамотному оформлению в письменной форме итогов своей работы, помогает грамотно сформулировать свои самостоятельные изыскания. Важной формой обучения истории является форма работы с исторической картой. Работа с картой позволяет получить систематизированную историческую информацию о том или ином историческом процессе, событии, явлении, а также дает учащимся возможность ловко ориентироваться в историко-географическом пространстве. Опираясь на знания карты, учащиеся смогут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают в этой стране и т. д. Таким образом, современная жизнь предъявляет современному человеку жёсткие требования, такие как: коммуникабельность, креативность, высокое качество образования, целеустремлённость, и конечно, — умение ориентироваться в огромном потоке информации и умение социализироваться в любом обществе. Необходимость подготовки к будущей жизни и сама подготовка к ней закладывается в школе, именно поэтому сегодня меняются требования к образованию и приоритеты образования в принципе. Для того чтобы реализовать все требования, предъявляемые обществом и государством, необходимо сделать урок новым, современным!