Лекция: «Модели социальной работы в школе».
В современных школах России реализуется целый ряд моделей социальной работы. Подобная работа осуществляется преимущественно в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.
Ниже представлена одна из моделей социальной работы в школе:
Наиболее приемлема и разработана программа "Взаимодействие вуза, школы и семьи через систему социально-психологической работы". Система действует для школьников следующих категорий: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей; дети из семей инвалидов; дети из семей, потерявших одного из кормильцев; дети, которым медико-педагогической комиссией рекомендовано обучаться на дому; дети из семей ликвидаторов аварии на ЧАЭС; дети, родители которых находятся в разводе; дети безработных; дети из семей одиноких матерей; дети-инвалиды с детства; учащиеся, совершившие правонарушения и преступления; учащиеся, уклоняющиеся от учебы.
Согласно общей концепции программы, ответственными за организацию социальной работы в школе являются специалисты социально-психологической службы, которую образуют социальный работник, социальный педагог, психолог. В их должностные обязанности входят: 1) координация деятельности классных руководителей и учителей-предметников в сфере проведения тех или иных мероприятий социальной направленности; 2) посредничество между школой и другими организациями -- субъектами социальной работы с учащимися, их родителями, братьями, сестрами, ближайшим социальным окружением; 3) составление и реализация планов воспитательной и социально-психологической работы; 4) обследование семей учащихся с целью выявления жилищно-бытовых условий, психологической обстановки в семье, определения нуждаемости в социальной помощи; 5) составление социального паспорта отдельных учащихся и их семей, классов, школы; 6) оформление документации и др. Активную помощь в организации и осуществлении мероприятий по социальной работе специалистам социально-психологической службы школы оказывают заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, логопед, члены родительского комитета, представители совета старшеклассников, инспектор по делам несовершеннолетних, студенты-волонтеры, другие заинтересованные лица. Источниками первичных сведений о жилищно-бытовых условиях, психологической обстановке и материально-бытовом положении в семье школьников обычно являются: учреждения дополнительного образования, милиция общественной безопасности, инспекция и комиссия по делам несовершеннолетних администрации района и города, территориальные органы социальной защиты населения, участковые поликлиники, частные лица и др. В зависимости от источника, характер информации об учениках школы и их семьям может быть различным:
Источники и характер информации об учениках и их семьях
|
|
Источник информации | Характер информации |
Учреждения дополнительного образования (дворец детского творчества, музыкальная школа и т.д. | Заинтересованность (незаинтересованность) учеников в дополнительном образовании. Способности, позитивные наклонности. |
Инспекция и комиссия по делам несовершеннолетних | Случаи нарушения общественного порядка, совершения противоправных действий. Круг общения учащихся, отклонения и изменения в их поведении. Дети и семьи "групп риска" по факторам алкоголизма, наркомании, жестокого обращения, проституции, противоправного поведения, детской безнадзорности и др. |
Милиция общественной безопасности | Вовлеченность учеников в криминальную среду. Мелкое хулиганство и преступления. Скандалы и дебоши в семьях учащихся, жестокое обращение с детьми. Семьи-притоны (алкоголь, наркотики, проституция, бывшие осужденные и др.). |
Территориальные органы социальной защиты (центры социального обслуживания населения, реабилитационные центры и социальные приюты для детей. | Информация о детях, воспитывающихся в социально незащищенных семьях, социально-педагогическая, социально-психологическая, материальная, социально-гигиеническая ситуация в семьях учащихся. |
Участковые поликлиники | Социально-гигиенические условия содержания и воспитания детей в семьях. Состояние здоровья учащихся и членов их семей. Дети и семьи, относящиеся к группам медико-социального риска. |
Органы занятости | Семьи учащихся, где один или оба родителя являются безработными. Активная или пассивная позиция родителей учащихся в поиске работы. |
Детские и молодежные общественные организации | Лидерские наклонности учащихся. Уровень их социальной активности и творческий потенциал. |
Частные лица (родственники, друзья, соседи, знакомые, посторонние люди) | Алкогольная и наркотическая зависимость, аморальное и асоциальное поведение детей и их родителей. Безнадзорность и ближайшее социальное окружение детей. Социально-психологическая обстановка в семье. |
В настоящее время в рамках реализации программы реализуются следующие направления социальной работы:
1) культурно-досуговое (Осуществляется сектором культурного досуга и педагогической помощи, которую образуют педагоги -- организаторы культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, специалисты художественного и технического творчества. Цель: разработка и внедрение различных видов труда и отдыха детей, а также детей и взрослых. Результат: занятость детей в учреждениях дополнительного образования, общественных организациях);
2) профориентационное и социально-адаптационное (Реализуется сектором профессиональной ориентации и социальной адаптации. Цель: диагностика, профессиональное консультирование и развитие социальной активности школьников и членов их семей);
3) социально-правовое и социально-экономическое (Реализуется сектором правовой и экономической защиты семьи и личности, деятельность которого направлена на социально-правовую и экономическую защиту личности, обеспечение экономических прав, формирование экономического мышления, выработку необходимых навыков и умений и т.п.);
4) психолого-педагогическое (Реализуется сектором психолого-педагогичес-кого здоровья (психолог, медсестра) и сектором развития детской и молодежной инициатив. Цель: оказание психолого-педагогической помощи членам семей, содействие эффективной профилактике социально-психолого-педагогической запущенности детей в них; содействие овладению детьми и взрослыми азбуки общения, умению понять себя и окружающих; формирования психологического здоровья);
5) социально-профилактическое (Реализуется сектором профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Цель: социально-психологическая поддержка детей в семьях "группы риска". Результат: уменьшение числа неблагополучных семей, снижение количества правонарушений);
6) спортивно-оздоровительное (Реализуется валеологическим сектором, который возглавляет социальный педагог, выполняющий функции валеолога, и спортивным сектором. Результат: положительная динамика состояния здоровья учащихся по возрастным группам; уменьшение случаев наркомании, курения и алкоголизма среди учащихся; овладение культурой здоровья);
7) научно-методическое (Осуществляется заместителем директора по методической работе. Цель: оказание научно-методической помощи, создание методического обеспечения программы, проведение методических объединений классных руководителей, курсов повышения квалификации, конференций, семинаров, педсоветов, создание лабораторий. Результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; разработанные программы социальной работы с разными типами семей; разработанные методики оценки социального и психолого-педагогического статуса разных типов семей; подготовка учебно-методического пособия по проблемам организации взаимодействия вуза, школы, семьи);
8) диагностическое (Ответственные -- куратор методического объединения классных руководителей, психолог и социальный работник. Цель: определение уровня сформированности социально значимых качеств школьников, профессионально значимых качеств педагогов и воспитательного уровня семей. Результат: педагогически-рациональное проектирование системы взаимодействий и взаимоотношений обучающихся, педагогов, родителей).
В настоящее время в школах страны накоплен опыт социальной работы.
Социально-психологическая и воспитательная работа в школах планируется с учетом личностно-ориентированной педагогики. Для наиболее результативного выполнения поставленных задач приказами ежегодно назначаются классные руководители, воспитатели групп продленного дня, руководители методического объединения классных руководителей. В школах имеются все условия для всестороннего развития личности учащихся. Налажена связь школ с другими воспитательными учреждениями, каковыми являются: Городской дворец детского творчества, районные центры творчества, культурные объекты.
В сфере организации познавательной деятельности ставятся воспитательные задачи: расширить кругозор учащихся, формировать интерес к знаниям и потребности в знаниях, способствовать интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями. Для реализации поставленных задач под руководством и при непосредственном участии социального педагога, социального работника, психолога, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, учителей-предметников в течение учебного года школьникам можно организовать проведение следующих мероприятий: 1) городской конкурс исследовательских работ по эколого-этнографическим проектам; 2) чемпионат школьников города по интеллектуальным играм "Что? Где? Когда?", 3) предметные олимпиады, предметные недели, 4) конкурсы исследовательских работ.
Особое внимание уделяется организации ценностно-ориентированной деятельности -- одного из видов воспитывающей деятельности, специально организованной с целью нравственного самоопределения и нравственного развития детей.
На высоком уровне в школах поставлена работа по организации художественно-эстетической деятельности. Задачи деятельности: формирование у учащихся потребности в прекрасном, приобщение к творческой деятельности, формирование восприятия прекрасного в природе, труде и искусстве, воспитание бережного отношения к памятникам культуры и искусства.
В ходе работы по патриотическому воспитанию школьников можно осуществить следующее: 1) организовать встречи с ветеранами ВОВ; 2) провести участие в акции школьников "Шефствуем над памятниками истории, культуры, архитектуры".
В школах проводится работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений. В настоящее время составлен социальный паспорт контингента школ как основа профилактики безнадзорности и правонарушений, а также собран банк данных, куда входят: общие сведения об учащемся, информация об его родителях и ближайшем социальном окружении, проводимая работа. Регулярно проводятся следующие мероприятия: 1) лекции на правое темы с привлечением специалистов-практиков; 2) классные часы с тематикой, направленной на правовое воспитание, профилактику правонарушений, пропаганду здорового образа жизни; 3) круглые столы по вопросам профилактики алкоголизма, наркомании и правонарушений среди школьников; 4) тренинги с целью формирования сознанного отрицательного отношения к наркомании и алкоголизму; 5) беседы о личной гигиене, вреде курения; 6) рейды в неблагополучные семьи трудных подростков.
По профориентационной работе для учащихся регулярно проводятся классные часы, беседы, консультации и другие мероприятия.
Практическая экологическая работа в школе идет уже давно. Уборка территории школы, посадка деревьев, цветов, работа в саду, комнатное цветоводство, уход за растениями в классе постоянны в течение года.
В рамках спортивно-оздоровительной работы ученики школы традиционно принимают участие в спартакиадах, соревнованиях, олимпиадах разного уровня.
При разработке и реализации данной модели социальной работы в школах были задействованы следующие ресурсы:
а) интеллектуальные (Основной вклад авторов и участников программы при разработке основных ее положений и коррекции их при реализации);
б) кадровые (По программе активно работают социальный работник (1 ставка), социальный педагог (1 ставка) и психолог (1 ставка). Данные специалисты по совместительству являются также авторами и научными консультантами программы. Отчасти к трудовым ресурсам можно отнести студентов-практикантов: психологов, социальных работников. Трудовым ресурсом являются волонтеры;
в) социальные связи и партнерские отношения (Программа реализуется коллективом школы совместно с кафедрами социальной работы и др.);
г) методические ресурсы (В плане организации и осуществления социально-психологической работы, применения соответствующих методик и проведения плановых мероприятий социально-профилактического, социально-правового, культурно-досугового, профориентационного, социально-адаптационного, социально-экономического, спортивно-оздоровительного характера коллективы школ сотрудничают с учеными университетов. По вопросам организации работы по профилактике семейного неблагополучия, предупреждения правонарушений и девиантного поведения среди несовершеннолетних участники работ по программе получают методическую помощь от правоохранительных органов города).
Дальнейшее существование данной модели социальной работы в школе не требует значительного увеличения кадровых ресурсов. Необходимо только предусмотреть дополнительно ставки валеолога и ставки секретаря для оформления документации. Следует заложить в смету программы: выделение средств на организацию творческих объединений, кружков; выделение средств для оплаты семинаров, лекций, курсов повышения квалификации; материальное поощрение участников.
В целом модель социально-психологической работы в школе, апробированная в некоторых школах может быть охарактеризована как оригинальная и инновационная. Аргументы: 1) разработка основных ее направлений на основе данных, полученных в ходе проведения социальной паспортизации семей и детей в них; 2) комплексность; 3) четкое разграничение функций и полномочий ее авторов, руководителя и исполнителей, а также партнеров, задействованных в реализации программы; 4) позитивный опыт объединения ресурсов высшего учебного заведения, школы и семьи в целях улучшения социально-психологических условий формирования ребенка; 5) многоуровневая социально-психологическая работа с семьями и детьми в них, в том числе многоуровневая социально-психологическая работа по ступеням социальной самореализации (от социальной опеки и социальной ответственности); 6) постоянное командное взаимодействие специалистов, реализующих программу, обучение специалистов, командные тренинги; 7) разработанная и апробированная система критериев оценки эффективности программы; 8) использование интерактивных методов обучения родителей; 9) технологии работы с родителями и ближайшим социальным окружением в ходе реализации программы совершенствуются, дополняются в соответствии с объективными условиями; 10) в реализации программы значительная роль принадлежит волонтерам и студентам-практикантам.
Дальнейшее развитие программы планируется в следующих направлениях: а) формирование программы на более длительный срок; б) увеличение объема финансирования программы из городского бюджета, а также за счет спонсорской помощи и средств украинских и международных грантов; в) дальнейшая детализация аспектов программы; г) тиражирование программы; д) повышение профессионального уровня команды специалистов, работающих в рамках программы; е) обобщение накопленного опыта.
Вопросы и задания
1. Выделите специфику школы как сферы социальной работы. Каковы основные тенденции в развитии современного отечественного школьного образования.
2. Каковы цели и задачи социальной работы в школе?
3. Назовите объекты и основные принципы организации социальной работы в школе?
4. Выделите структурные элементы социальной работы в школе.
5. Какие формы и методы социальной работы с детьми в стенах общеобразовательного учреждения вы знаете?
6. Назовите основные проблемы организации социальной работы в школе.
7. Каковы пути повышения эффективности социальной работы в школе?
8. Разработайте перспективную модель социальной работы в школе.